Мастер-класс Фруктовый сад души

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Фруктовый сад души или Применение психодраматических техник в образовательной практике


Автор

Павлова Елена Владимировна, педагог-психолог, сертифицированный психодраматерапевт МБОУ гимназия №9 , г.о. Коломна

Участник Фестиваля-конкурса Педагог-психолог XXI века

Аннотация

Замечательная метафора В.Маяковского помогает понять суть профессии психолога. Мы – садовники, многое знающие и умеющие, помогающие и поддерживающие, решительные и сдержанные, рекомендующие, но не настаивающие. Приглашаю коллег погреться под лучами ослепительного солнца воображения, посетить фестиваль самых известных садовников, познакомиться с новым способом исследования конфликтов и получить эксклюзивный подарок.

В упражнении «Фестиваль садовников», используя технологии психодрамы, каждому представится возможность найти свое место в волшебном саду, почувствовать всемогущество сказочного садовника, получить внимание и восхищение от коллег. Мы поразмышляем о том, какие инструменты и удобрения использовать для того, чтобы фруктовый сад души щедро плодоносил, посетив урок «Ослепительное солнце воображения». Подумаем о том, как передать свои знания, используя ресурсы психодраматических практик воспитания.

Кто не против побродить в саду? Пожалуйста, представьтесь: нажмите на значок в правом верхнем углу "править", а по окончании правки - "сохранить страницу".Если Вы хотите зарегистрироваться, то познакомьтесь с информацией как это сделать здесь

Актуальность


Считается общепризнанным: чтобы обучение имело развивающий характер, деятельность школьников должна быть творческой. Однако остается актуальным вопрос о средствах и методах, с помощью которых можно вовлечь каждого ученика в процесс творческой деятельности. Богатый своими традициями и историей, имеющий в своей основе оригинальный философский взгляд на мир, психодраматический метод Я.Л. Морено, продуктивно применяется в решении целого комплекса задач оказания психологической помощи, развития, обучения, реабилитации и представляет сегодня широкую гуманитарную практику.


План работы педагога-психолога на 2009-2010 учебный год

Немного истории

"История психодрамы в первую очередь связана с жизнью ее создателя, и своеобразие личности и жизненного пути Морено непосредственно отразилось на теории и практике его психотерапевтической системы. Необычность же его личности во многом связана с тем, что, подобно Андерсену, говорившему о сказке своей жизни, Морено мог бы сказать: игра моей жизни (игра в самом широком понимании этого слова)",- И.Б. Гриншпун, доцент кафедры психологии развития МГУ, сертифицированный специалист по психодраме.

Если Вам интересно, предлагаю ознакомиться с основными событиями в мире психодрамы в России и за рубежом, используя ленту времени:

История психодрамы в Dipity

Адрес сервиса, который помогает создать свою ленту времени: [1]

Обучающая презентация, отражающей основные шаги по созданию ленты времени.

Психодрама в работе с детскими группами

Задача первых занятий, т.е. начальной фазы развития детской группы:

  • исследование пространства и правил игры,
  • создание у детей ощущения безопасности,
  • формирование доверия к группе и ведущему,
  • сплочение группы.

Положительный опыт этой фазы образует базу для проработки конфликтов на последующих занятиях, благотворно влияет на мотивацию детей продолжать участие в группе. Перечисленные выше задачи реализуются в структурированных упражнениях "Парад героев", "Фестиваль садовников", "Цветок дружбы" и т.д.

Упражнение "Фестиваль садовников" (Л. Могунова, Н. Горовец)

Внимание! Внимание! Начинаем трансляцию с ежегодного Фестиваля всемирно известных садовников, которые съехались сегодня из разных уголков Вселенной, чтобы продемонстрировать нам свои достижения. Они привезли с собой необычные растения и поделятся с нами секретами их выращивания!

1) Вообразите, что вы – известнейший садовник, приехавший на Фестиваль. Представьтесь: как вас зовут, откуда вы прибыли и какое необычное растение привезли на Фестиваль.

2) Расскажите о том, как выращивать ваше растение и какой особенный уход за ним нужен?

3) Создадим общую клумбу растений Фестиваля. [2]




Поделитесь, с какими чувствами Вы работали в саду:



А еще, на досуге можно создать портрет известного садовника: [3]

Чтобы сохранить рисунок, жмем кнопку Print Screen, оккрываем Paint, Правка, Вставить, Сохранить как jpeg, и ...знакомьтесь


В упражнении могут использоваться карандаши, краски, подручные средства, природный материал, разнообразный реквизит. Во время рассказов о себе и своем растении, все остальные, поддерживаемые ведущим, выражают восхищение и гордость за каждого садовника. Затем каждый садовник находит место для своего растения и обустраивает его. Все садовники вместе с ведущим подходят к каждому мэтру, и тот рассказывает, как вырастить его растение и как за ним ухаживать. Задача ведущего и группы дать каждому достаточно внимания и восхищения. На заключительном этапе создается общая клумба необычных растений фестиваля.

К сожалению литературы по детской психодраме практически нет. Для тех кто интересуется этой темой полезно обратиться к книгам А.Айхингера и В. Холла «Психодрама в детской групповой терапии» и «Детская психодрама в индивидуальной и семейной терапии, в детском саду и школе».

Упражнение "Фестивальсадовников" разработали Могунова Лариса и Горовец Наталья - сертифицированные психодраматисты с опытом ведения детских психодраматических групп более 8-ми лет. Они ведут обучающие группы в Москве и готовят книгу, обобщающую опыт их работы с детьми.

Фотоальбом Психодрама в работе с детскими группами

Фотоальбом Психодрама в работе с дошкольниками

Использование психодраматических техник в преподавании психологии в школе

В настоящее время многие специалисты, прошедшие обучение психодраме, отмечают , что использование психодраматических техник в преподавании предметов влияет не только на эмоционально-волевую сферу детей, но и способствует повышению успеваемости ребят по таким предметам как физика, английский язык. химия, математика.

Применение психодраматических техник в образовательной практике обладает многими потенциальными возможностями и может помочь в решении актуальных задач обучения и воспитания. Психодрама как высокоэффективный метод разрешения сложных ситуаций и разработки новых творческих форм работы может найти широкое применение и активно использоваться специалистами в области образования. Ролевое проигрывание можно использовать на различных уроках, групповых занятиях, при разрешении различных конфликтных ситуаций.

Видеофрагмент урока-экспедиции "Ослепительное солнце воображения"

Методическая разработка урока

Содержание предмета психология открывает широкие возможности для использования психодрамы при изучении различных тем.

Давайте вместе подумаем, для изучения и закрепления знаний по каким темам психологии возможно и целесообразно использовать опыт действия, реализующийся в психодраме:

Психодраматические упражнения в работе с педагогами и родителями

Психодрама, как метод действия, имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими методами.

Во-первых, она работает с реальными ситуациями из жизни и деятельности участников, а это значит, что она максимально приближена к действительности.

Во-вторых, психодраматический процесс протекает не в рассуждении, а в действии, что позволяет активно задействовать не только интеллект, восприятие и память, но и эмоционально-чувственные и телесно-двигательные составляющие поведения человека.

В-третьих, в отличие от обычного тренинга навыков, такой способ работы позволяет затрагивать более глубокие личностные пласты. А это означает, что появляется возможность, с одной стороны, искать и прорабатывать внутриличностные препятствия эффективной деятельности (барьеры, стереотипы, страхи и т. п.). С другой стороны, такая работа помогает раскрытию внутриличностных ресурсов, повышению спонтанности и творческого потенциала человека.

Исходя из вышесказанного психодрама эффективна для решения проблем, связанных с детско-родительскими отношениями, профессиональным выгоранием преподавателей, повышением уровня коммуникативной компетентности участников образовательного процесса.

На родительских занятиях психодраматические упражнения дают возможность подключить родителей к поиску идей и подходов к проблемным для них зонам взаимодействия с детьми. Одновременно, родители могут пробовать, тренироваться, исследовать, делиться друг с другом своими воспитательными находками.

Психодраматическое упражнение «Веревка» (Л.Могунова, Н.Горовец)

Цель упражнения: опытный поиск родителями ходов, моделей или приёмов в разрешении детско-родительских конфликтов. Для этого моделируется ситуация конфликта в виде перетягивания верёвки. После выбора ролей «Родителя» и «Ребёнка», участников просят взять концы верёвки (2-2,5 метра) и начать тянуть их в противоположные стороны до возникновения в верёвке достаточно сильного напряжения. Таким образом, символически строится пространственная «скульптура» конфликта. Иногда, по желанию участников, родитель, играющий роль «Ребёнка» садиться на маленький стульчик, тем самым, усиливая ощущение субординации.

Находясь в ситуации натяжения верёвки, «Родитель» и «Ребёнок» по-очереди исследуют эту ситуацию, отвечая на вопросы:

― Какая ситуация из жизни приходит на ум сейчас?

― Чего ждёшь от ребёнка (от родителя)?

― Чего ожидаешь от ситуации?

― Как относишься к «верёвке»?

― Какие чувства и желания возникают в этой ситуации?

С помощью этого опроса участники с одной стороны, разогреваются и настраиваются на процесс, с другой стороны, тренируются лучше осознавать себя и свои цели, с третьей – для каждого из них больше «проявляется» партнёр. После этого переходим к практическому поиску решения.

Инструкция: «Сейчас мы будем экспериментировать. Отнеситесь к этому первоначально как к физическому упражнению. Данное задание для родителя. Мы знаем сейчас чувства и ожидания обеих сторон. Попробуйте сделать одно или несколько действий (движений) с верёвкой, чтобы это привело к достаточно «хорошему» разрешению этой ситуации. Мы будем периодически останавливаться, чтобы выяснить реакции ребёнка и родителя на изменяющуюся ситуацию. Оставайтесь собраны и чувствительны. Экспериментируйте!»

Опыт показывает, что у этого упражнения нет единственно верного решения, как и нет решения – панацеи на все случаи жизни. Некоторые родители осторожно пошагово двигаются в этой ситуации, и у нас есть возможность посмотреть, как каждый шаг влияет на ситуацию и ощущения участников конфликта. Другие, наоборот, делают целый каскад действий, и в зависимости от обратной связи «Ребёнка» и самого «Родителя», мы исследуем, что происходило. Если надо, возвращаемся в начало и поэтапно разбираем использованный приём, используя «стоп-кадр». Иногда, бывает, что в упражнении родители не приходят к законченному решению. При этом анализ испробованных ходов, базирующихся на обратной связи из роли «Ребёнка», даёт много информации, о том, как влияет поведение в конфликте родителя на ребёнка. Например, что чувствует ребёнок, если в руках у него оказывается «два конца верёвки». К чему может привести ситуация, если родитель в конфликте резко выбрасывает свой конец верёвки и отворачивается или уходит и т.д. Призываем родителей не бояться делать новые попытки, использовать нестандартные ходы, при этом опираться скорее не на мысли, а на физические и эмоциональные ощущения в ходе упражнения. Также, наблюдающие родители могут включиться в поиск, предлагая свои варианты.


С целью повышения уровня психологической компетентности учителей в рамках школьного методического объединения классных руководителей МОУ гимназии №9 в 2009-2010 учебном году был проведен цикл занятий "Стать взрослым среди взрослых", посвященный изучению основ транзактного анализа и использованию практик в педагогическом взаимодействии. Психодраматические упражнения составляли основу данного курса. Например, разыгрывались сказки Д.Соколова "Фиолетовый котенок", "История голубого города" и др.


Видеофрагмент занятия с педагогами "Стать взрослым среди взрослых"

Полезные ресурсы

Сайт посвященный психодраме

На сайте можно найти свежие новости о психодраматических событиях, терапевтических и учебных группах. На нем собрана разная информация о психодраме: тексты, статьи, описания техник и разогревов. На сайте можно задавать любые вопросы, рассказывать о том, что вам интересно и находить людей, которые разделяют ваши интересы.

Сайт психодраматических конференций

Сайт об истории и развитии психодрамы в Росии. Архив Морено-Фестивалей

Технологии психодрамы и ролевых игр в образовательной практике

Морено_Я.

Забавная история о том, как ёжик, тушканчик, ворона и черепаха пытаются найти полезное применение кем-то оброненой верёвки.

Заключение

Изображение:Rajskie.jpg


" Ролевая игра, театр импровизации и психодрама — это игра… Мы говорим об игре света и красок, об игре мышц рук и ног, слов и даже об «игре мира», подразумевая под этим способ существования." Г. Лейтц


Уважаемые коллеги, какие плоды выносите Вы с этой прогулки, напишите: