Материалы Интернет-конференции по обеспечению безопасности детей

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Видеоролики:

Материалы по итогам интернет-конференции "Обеспечение безопасности детей", предоставленные нашими гостями. «ПЯТЬ ШАГОВ ОТ ПЕСОЧНИЦЫ ДО АВТОМАГИСТРАЛИ». Комплексная программа формирования современной транспортной культуры школьников

Еще 15–20 лет назад тематика «детской дорожной безопасности» была связана, в основном, с воспитанием школьника, как будущего пешехода и пассажира общественного транспорта. Но время быстро меняет приоритеты. Нравится нам это или нет, но 90% сегодняшних первоклассников через каких-то 10 –12 лет станут водителями. Готовы ли мы к таким переменам? Готовы ли мы вместе с общими правилами поведения в обществе прививать детям основы дорожной этики? Это становится таким же необходимым условием формирования современной личности, как знание хотя бы одного иностранного языка, уверенное пользование компьютером, знакомство с основами экологии и гражданского права. Изменилась сама парадигма формирования транспортной культуры детей и школьников. В 60-е и 70-е годы прошлого века сложилось представление о воспитании ребенка как будущего пешехода и пассажира. Сегодня этого совершенно недостаточно. Уже к 9–10-тилетнему возрасту школьник осваивает основы транспортной культуры и навыки участия в дорожном движении в качестве пассажира и пешехода. Нужно сделать шаг вперед – формировать его культуру как будущего водителя транспортного средства и органи-затора дорожного движения. Современная парадигма – учить ребенка безопасному участию в дорожном движении и воспитывать его как будущего водителя транспортного средства. Современная парадигма воспитания транспортной культуры школьников имеет комплексный характер и воплощается в программе, которая поэтапно реализуется на всех ступенях образовательной лестницы – от первого до одиннадцатого класса. Эта программа аккумулируется в пять шагов – «Пять шагов от песочницы до автомагистрали». Каждый из этих шагов соответствует определенному возрасту ребенка и школьника, обеспечивается учебными и наглядными пособиями, методическими разработками, макетами знаков, светофоров, стендами, оборудованием школьных кабинетов, автоклассов, школьных учебных площадок и автогородков. Программа «Пять шагов от песочницы до автомагистрали» включает научные обоснования, методические разработки, объединяет опыт ученых, педагогов и специалистов по детской дорожной безопасности. Ее реализация возможна в каждой школе, каждом образовательном учреждении. Программа «Пять шагов от песочницы до автомагистрали» направлена на изучение правил дорожного движения и воспитание дорожной этики школьников. Она может стать частью формирования массовой культуры граждан России и как следствие – обеспечить снижение дорожного травматизма в XXI веке. Безопасность и будущее наших детей – наша общая забота!

ПЕРВЫЙ ШАГ

«Азбука дорожного уважения». Возраст 5–7 лет. Старшие группы детского сада, 1 класс начальной школы. Первый шаг по формированию транспортной культуры ребенка делается в дошкольном образовательном учреждении и в начальной школе. Этот шаг обеспечивается специально подобранным комплектом по дорожной безопасности для дошкольных образовательных учреждений «Первый шаг». Входящие в состав комплекта по дорожной безопасности для дошкольных образовательных учреждений «Первый шаг» книжки-раскраски «Безопасность на дорогах» с пояснительной запиской для воспитателя детского сада помогут ребенку получить первые представления о транспорте и дорожном движении. Увлекательные настольные игры «Улица» и «Азбука пешехода» помогут продолжить разговор о дорожном движении и его правилах, а магнитно-маркерная доска «Азбука дорожного уважения» с фигурками пешеходов, макетами автомобилей, светофоров и дорожных знаков поможет моделировать различные ситуации, с которыми ребенок встречается на улице. Самое интересное для ребят – подвижные игры, в которых может принять участие вся группа. Накидки с изображением автомобилей, большой пластиковый макет перекрестка двух дорог, знаки и светофоры на стойках вызовут восторг и разбудят детскую фантазию, создадут в классе или группе обстановку веселого и заинтересованного изучения основ безопасности дорожного движения. Обеспечение первого шага. Комплект по безопасности дорожного движения для дошкольных образовательных учреждений «Первый шаг». В состав комплекта входят: – книжки-раскраски из УМК «Безопасность на дорогах» – «Что мы видим?», «Пешеходы-вездеходы», «Спасибо, светофор!» (32 стр. формата А4); – доска магнитно-маркерная панорамная «Азбука дорожного уважения» (100х70 см, в комплекте – макеты светофоров, знаков, накладных переходов, автомобилей, пешеходов и пр.); – объемные макеты светофоров – транспортного (3 секции) и пешеходного (2 секции) с механическим переключением сигналов и регулируемой высотой; – набор знаков дорожного движения (20 знаков, размеры – 30х20х100 см); – набор макетов транспортных средств (4 шт., напольные пластиковые макеты); – перекресток двух дорог (пластиковый, 370х370 см); – комплект накидок «транспортное средство» (9 шт.); – настольные игры «Улица» и «Азбука пешехода»; – комплект плакатов «Где можно и где нельзя играть» (2 плаката)

ВТОРОЙ ШАГ

«Остановись, осмотрись, прислушайся – иди!». Возраст 7–10 лет. Начальная школа. Содержание второго шага. Создание в школе кабинета дорожной безопасности. Для организации образовательного процесса по формированию основ транспортной культуры и усвоению навыков безопасного поведения на дорогах может использоваться комплект по дорожной безопасности для начальной школы «Второй шаг». На его основе создается школьный кабинет дорожной безопасности. Наличие в школе специально оборудованного кабинета дорожной безопасности влияет на характер и глубину формирования у младших школьников навыков личной дорожной безопасности и основ транспортной культуры. Стены кабинета можно использовать для размещения стендов и плакатов по дорожной тематике, на свободном пространстве кабинета при помощи действующих макетов светофоров и знаков легко может быть воссоздана обстановка улицы или перекрестка, в игровой манере проанализированы и освоены возникающие дорожные ситуации. Имеющиеся в кабинете технические средства обучения, учебные и наглядные пособия, компьютерные тесты и игры, видеоматериалы могут активно использоваться при проведении занятий. Обеспечение второго шага. Комплект по дорожной безопасности для начальной школы «Второй шаг» (для оборудования школьного кабинета дорожной безопасности). В состав этого комплекта входят: – уголок безопасности дорожного движения «По дороге в школу» (уголок безопасности дорожного движения «По дороге в школу» предназначен для размещения информации, связанной с дорожно-транспортной обстановкой в районе и на территории, прилегающей к школе. Это приказы и распоряжения органов управления образованием и администрации школы, справки ГИБДД о случаях ДТП и анализ дорожной обстановки, информация для учеников, педагогов и родителей На стенде размещается схема микрорайона школы, информация о планах работы и проводимых мероприятиях по дорожной безопасности и пр. К стенду прилагается комплект из 24 сменных карточек по ПДД и БДД); – учебные пособия-тетради «Безопасность на дорогах» 1–4 классы (в 2-х частях), тесты «Безопасность на дорогах» 1 и 2 классы, программа и поурочно-тематическое планирование (Организация образовательного процесса в школе строится на основе учебно-методического комплекта «Безопасность на дорогах» для ДОУ и 1–4 классов начальной школы. Этот комплект разработан в соответствии с Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» и программой и поурочно-методическим планированием курса «Безопасность на дорогах» для младших школьников (автор – чл.-корр. РАО профессор Н.Ф.Виноградова), над ним работали специалисты ГИБДД РФ и Российской академии образования. УМК, он рекомендован ученым советом Института содержания и методов обучения Российской академии образования и Управлением ГИБДД ГУВД г. Москвы к использованию при изучении предмета «Окружающий мир». УМК «Безопасность на дорогах» можно также использовать в качестве учебного пособия в системе дополнительного образования и при проведении кружковой работы, в индивидуальной работе учителя или родителей); – доска магнитно-маркерная панорамная «Моя волшебная улица» (100х120 см). Имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки РФ» от 30 июля 2001 г.; к использованию в учебном процессе ее рекомендует также ГУ ГИБДД РФ письмом №13/8-5099 от 7 декабря 2001 г.; к доске прилагается учебно-методическое пособие для педагогов общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. В комплект входят макеты транспортных и пешеходных светофоров, накладных пешеходных переходов, легковых и грузовых автомобилей, автомобилей с проблесковыми маячками, фигур велосипедистов, регулировщиков, пешеходов, зданий школы, магазина, стадиона и кинотеатра;

– комплекты плакатов (все плакаты 60х90 см): «ПДД для детей» (10 плакатов); «Я – пешеход» (21 плакат); «Я – пассажир» (10 плакатов); «Я – велосипедист» (7 плакатов); «Упражнения в автогородке» (3 плаката); – методические рекомендации «Схема микрорайона школы», методические рекомендации для родителей «Дом – школа – дом», методические рекомендации для преподавателей «Безопасная дорога в школу»; – видеофильм «ОБЖ. Улица полна неожиданностей»; – настольные игры «Мы спешим в школу» и «Дорога».

ТРЕТИЙ ШАГ

«Моя волшебная улица». Возраст 7–14 лет. Начальная и основная школа. Содержание третьего шага. Использование в образовательном процессе автогородков, школьных учебных площадок, экскурсий и других практических занятий Теоретические знания, игры, наглядные пособия – этого еще недостаточно для формирования прочных культурных навыков и установок. Важное значение для закрепления знаний, выработки устойчивых стереотипов правильного поведения в условиях современного дорожного движения имеют практические занятия на учебных площадках и в автогородках, организация экскурсий по городу для ознакомления с реальной практикой организации и управления дорожным движением, действующими дорожными знаками, работой инспекторов ГИБДД. Выезды на автобусе, пешие экскурсии на прилегающую к школе территорию с последующим обсуждением поведения на дорогах пешеходов, пассажиров и водителей помогут закрепить полученные знания и навыки. После сдачи экзамена школьник получает удостоверение юного пешехода. Создание районного автогородка или оборудование школьной учебной площадки для практического освоения навыков поведения на дороге – основа третьего шага. Обеспечение третьего шага Комплект по дорожной безопасности для учебных площадок и автогородков «Третий шаг» (спецификация подбирается в зависимости от проекта). В типовой комплект входят: – типовой проект школьной учебной площадки для отработки навыков безопасного поведения детей на дорогах (20х30 м); – CD-диск «Типовые проекты деятельности автогородков»; – светофоры электрифицированные (стационарные на опорах металлических, 2- и 3-х секционные) с пультом управления; – знаки дорожные стационарные (высота 200 см); – знаки дорожные переносные (высота 160 см); – план-схема автогородка (магнитная панорамная доска размером 200х100 см); – транспарант «Знаки и дорожная разметка» для установки на ограждении автогородка (860х150 см); – ежедневный костюм ЮИД; – парадный костюм ЮИД.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ «Наука виражей». Возраст 10-14 лет. Основная школа. Содержание четвертого шага: активное участие в ролевой деятельности и усвоение Правил дорожного движения. Четвертый шаг ученика – активное участие в ролевой деятельности, подтверждение полученных культурных навыков и более глубокое освоение Правил дорожного движения. Этот шаг делается в основной школе, в 5–9 классах, когда ученик перестает быть только пешеходом и пассажиром. У него появляются новые возможности, которые он активно использует, чтобы перейти от наблюдения и изучения окружающего дорожного движения к его практическому освоению. В курсе ОБЖ должно быть продолжено изучение Правил дорожного движения, а полученные знания должны быть подтверждены зачетами или экзаменами и получением удостоверения юного велосипедиста. Школьник может принимать участие в конкурсе «Безопасное колесо» и в деятельности отрядов ЮИД. Обеспечение четвертого шага.Комплект по дорожной безопасности для средней школы «Четвертый шаг». В состав комплекта входят плакаты (размер плакатов 60х90 см): – «Знаки и дорожная разметка» (10 плакатов); – «Велосипед. Текущее обслуживание и уход» (9 плакатов); – «История транспорта» (4 плаката); – «Оказание первой доврачебной помощи» (5 плакатов); – «Принципиальные схемы устройства и работы систем и механизмов транспортного средства» (10 плакатов).

ПЯТЫЙ ШАГ


«Я – водитель» Возраст 15-17 лет. Старшая школа Содержание пятого шага: подготовка к обучению водителя легкового автомобиля или мотоцикла Пятый шаг поможет ученику старшей школы использовать полученные знания и практические навыки в первичной подготовке водителя транспортных средств категорий «А» и «В». Пятый шаг – начало нового этапа в работе образовательного учреждения, связанного с получением лицензии на оказание дополнительных образовательных услуг по подготовке водителей транспортных средств. Деятельность образовательного учреждения по подготовке водителей должна соответствовать приказу Минобрнауки РФ № 644 от 2 апреля 1999 г. «О введении в действие Примерных программ подготовки водителей транспортных средств». В школе необходимо создать оборудованные кабинеты по устройству и обслуживанию легкового автомобиля и по Правилам дорожного движения. Занятия должны вести профессионально подготовленные специалисты. Учебные площадки, технические средства обучения, учебные маршруты должны быть согласованы с ГИБДД. Обеспечение пятого шага. Комплект по дорожной безопасности для дополнительного образования «Пятый шаг». В состав комплекта входят: – унифицированная панорамная магнитно-маркерная доска «Светофоры в дорожных ситуациях», электрифицированная; – комплекты плакатов «Правила дорожного движения» (25 плакатов), «Безопасность дорожного движения» (24 плаката); – настольные рулевые тренажеры; – стенды пластиковые «Приемы руления», «Тормозной путь автомобиля», «Способы интенсивного торможения», «Типичные опасные ситуации», «Ошибки, приводящие к дорожно-транспортным происшествиям». Размер стендов 100х70 см.

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Наполнить конкретным содержанием каждый шаг этой программы под силу только практике, опыту многих педагогов и специалистов, работающих в области детской дорожной безопасности. Нам интересно Ваше мнение и Ваши поиски решения этих проблем. Если у Вас есть предложения и идеи, желание экспериментировать и искать современные пути решения проблем детской дорожной безопасности, есть готовность принять участие в образовательных экспериментах и апробации новых учебных методик, пособий и оборудования, обращайтесь к нам. Если Вы решили повести Ваших учеников по всем ступеням формирования современной транспортной культуры, обращайтесь к нам. Мы готовы к встрече с Вами и совместной работе. 125871, Москва, Волоколамское шоссе, д. 4, МАИ, офис 213 Руководитель проекта Александр Таранин – 8-901-509-30-60; www.profteh.com, E-mail: doroga@profteh.com, ООО «Компания Профтехнология».