Мероприятие для родителей Как помочь детям с аффективным поведением

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Тема мероприятия

Как помочь детям с "аффективным" поведением

Целевая группа

Родители учащихся начальных классов

Время необходимое для проведения мероприятия

1 час

Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)

Двирная Ольга Владимировна КГООУ "Железногорская санаторно-лесная школа" педагог-психолог.

Форма проведения мероприятия - групповое консультирование родителей и проведение мастер-класса

Краткая аннотация к мероприятию

С кризиса 6-7 лет, на границе дошкольного и школьного возраста начинается новая ступень - ступень персонализации (от7 до 18 лет). Здесь происходит превращение различных деятельностных структур субъектности в содержание его представлений о себе (самооценка, образ "Я" и др.). Именно с этого момента ребенок начинает становиться личностью. Начинается процесс бурного осознания "Я", "не Я", своих желаний, целей, мотивов, способностей, личностных качеств [14].

Знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими предполагают анализ, внутреннее обсуждение на основании своих действий, поступков, т.е. определенный уровень развития рефлексии, которая и является одним из важнейших психических новообразований, формирующихся у младшего школьника в процессе учебной деятельности [2].

Особенности детей с "аффективным" поведением: неумение действовать в условной ситуации (неумение осмыслить и переосмыслить ситуацию),не осознают своих действий, неправильно оценивают свое поведение, не могут включиться в коллективную игру или занятие, теряются в новой ситуации, излишне послушны в классе, а в общении с родителями часто капризничают и плачут, проявляют бурные вспышки эмоций.

Такое поведение можно объяснить разными причинами: плохим воспитанием, слабой нервной ситемой, неправильным психическим развитием, не сформированной эмоционально-личностной сферы, коммуникативной сферы.

Доктор психологических наук Е.Е Кравцова, в своих исследованиях особенностей "трудных" детей, указывает, что причина, прежде всего, в искаженном развитии воображения.

Воображение имеет три компонента - предметная среда, прошлый опыт и особая внутренняя позиция. Главная особенность детей с "аффективным" поведением заключается в своебразном развитии их воображения и в отсуствии главного компонента воображения - особой внутренней позиции, которая "отвечает" за смысл, внеситуативность и в конечном счете за эмоциональное равновесие [7].

Если оставить таких детей и их трудности без внимания, то очень возможно, что в среднем звене обучения в школе придется родителям обращаться за помощью к врачу и прибегать к специальному лечению.

Важно ознакомить родителей с этой спецификой детей,со способами правильного общения с детьми, оказания им психологической поддержки, создание в семье благоприятного психологического климата. Продемонстрировать родителям индивидуальную работу психолога с детьми с "аффективным" поведением, в форме мастер-класса.

Практический опыт является основанием для работы воображения, но этот опыт должен быть особым. Он должен заинтересовать своей необычностью. Воображение всегда присутствует в творчестве. Из своих практических наработок я выбрала техники творческой деятельности с детьми, связанной прежде всего с воображением: "Создай марионетку", "Режиссерская игра в работе со сказкой", "Каракули". Режиссерская игра предоставляет возможность действовать от внутренней позиции. Организовать маленький театр мне помогает ширма на столе, размером 45х40 см., в виде книжки раскладушки и очень удачный игровой материал - набор кукол-марионеток. Марионетка в форме перчатки, одевается на два пальца. У меня в наборе более 80 кукол-марионеток и имеется запас не раскрашенных кукол.

Детям с "аффективным" поведением нужна на первых порах роль-образ ("Всемогущий волшебник", "Маг", "Чародей"), так как она делает ребенка более уверенным в своих силах [7]. Я предлагаю родителям поучавствовать в творческой деятельности:

- изготовить куклу-марионетку "Всемогущий волшебник", используя приготовленные разнообразные художественные материалы (лоскутки тканей и кусочки цветной бумаги разные по цвету и фактуре), изобразительные материалы (фломастеры, восковые карандаши), степлер, клей ПВА и заготовки лекал для куклы-марионетки;

- сочинить сказку по заданной схеме, где главный герой роль-образ созданной куклы-марионетки;

- игру "Рисование каракулей".

В результате проведенной работы я планирую следующие результаты:

- повышение психологической компетентности родителей;

- повышение веры родителей в возможность достижения позитивного результата в поведении ребенка и во всей семейной ситуации;

- увеличение продуктивных контактов с другими родителями;

- повышение статуса школьного психолога.

Проблема и её обоснование

Проблема детей с "аффективным" поведением - в нарушении эмоциональной сферы, личностной сферы, коммуникативной сферы,но в их основе все-таки лежит неправильное психическое развитие и, прежде всего, искаженное развитие воображения, которое "отвечает" за смысл, внеситуативность и в конечном счете за эмоциональное равновесие. В отсуствии главного компонента воображения - особой внутренней позиции.

Частые капризы, бурные вспышки эмоций, которые получили в психологии наименование аффекта могут усугубляться недостатками воспитания. Если оставить таких детей и их трудности без внимания, то очень возможно, что возникнут осложнения эмоциональных проявлений, они могут перейти в невроз.

Представления ребенка о самом себе, его "Образ Я", или "Я-концепция", называется рефлексивным, феноменальным или категориальным "Я" и является одним из составляющих личностной идентичности (или эго-идентичности). Категориальное "Я" - самопознание, самооценка и.т.[6].

Дети с "афективным" поведением не осознают своих действий, неправильно оценивают свое поведение, свои поступки.

В изучении особенностей развития самооценки у мальчиков и девочек, Н.К.Радина в своих исследованиях подчеркивает, что самооценка является основой формирования гендерной идентичности.

Неумение действовать в условной ситуации свидетельствует о несформированности показателя рефлексии - умение ребенка удерживать сверхзадачу - сохранять позицию режиссера.

Варианты решения проблемы:

- индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми ( режиссерская игра в работе со сказкой, с использованием "Театра марионеток");

- мероприятия для родителей: групповое консультирование ( ознакомление родителей с этой спецификой детей,со способами правильного общения с детьми, оказания им психологическое поддержки, создание в семье благоприятного психологического климата), мастер-класс (обучение различным формам игры с детьми);

- групповые консультации для учителей(ознакомление со способами правильного общения с детьми, оказания им психологической поддержки, создание в школе благоприятного психологического климата)

Базовая идея

Я предлагаю, что для того, чтобы решить посталенную проблему необходимо привлечь к сотрудничеству родителей и активизировать их на самостоятельную работу.

Установочный этап (групповое консультарование родителей) "Как помочь детям с "аффективным" поведением можно объединить с диагностическим.

Направления работы

- Провести Опросник "Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей"

- Ознакомить родителей со способами правильного общения с детьми, оказания им психологической поддержки, создания в семье благоприятного психологического климата.

- Провести мастер-класс

Цели, задачи мероприятия

Цель - доведение психологической информации о проблеме, возможных вариантов ее решения, для привлечения родителей к сотрудничеству

Задачи - обсудить причины, способствующие появлению данного поведения у детей; - обсудить способы решения данной проблемы; - активизаровать родителей на самостоятельную психологическую работу; - показать работу школьного психолога по решению данной проблемы; - обучить техникам творческой деятельности, направленными на развитие воображения.

Используемые методы, приемы, технологии

Методы:

1. Анкетирование

2. Дисскусии

3. "Кооперативное обучение"

4. Наглядные

5. "Рабочие листы"

6. Практические (арттерапия, сказкотерапия, игротерапия)


Приемы

1. Диагностический прием

2. Побуждение

3. Поощрения

4. Пример


Технологии

1. Здоровьесберегающие

2. ИКТ

Новизна

Использование интернет-технологий, сочетание различных терапий, в использовании авторского подхода в работе с детьми с "аффективным" поведением.

Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии

1. Видео youtube - коллекция полезных видеороликов

2. Мое место - хранение файлов

3. Google Документы

Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

Цели

- Расширяет мой профессиональный инструментарий

- Дает возможность организовать работу дистанционно

- Возможность расширения аудитории родителей

Способы вовлечения участников в активную деятельность

- Информирование родителей по сотовому телефону (смс сообщения);

- Отражение информации на психологическом стенде;

- Размещение информации на сайте школы

Привлечение родителей на самостоятельную психологическую работу (домашние задание "Рабочие тетради"), групповые дискуссии, ознакомление с работой школьного психолога позволяет им занимать активную позицию.

Ожидаемые результаты

В результате проведенной работы я планирую следующие результаты:

- повышение психологической компетентности родителей;

- активизация родителей на самостоятельную психологическую работу;

- повышение веры родителей в возможность достижения позитивного результата в поведении ребенка и во всей семейной ситуации;

- увеличение продуктивных контактов с другими родителями;

- повышение статуса школьного психолога

Предполагаемые сроки реализации

Октябрь 2010г.

Ресурсы, необходимые для проведения

Внешние ресурсы:

- Материальные ресурсы ( персональный ПК)

- Презентация Дети с аффективным поведением

- Презентация Создай марионетку

- Презентация Рисование каракулей

- Мультфильм Ежик в тумане

- Мультфильм Просто так

- Рабочая тетрадь Мой мир

- Рабочий лист Сочинение сказки

- [1| Опросник]

- Художественные материалы (лоскутки тканей и кусочки цветной бумаги разные по цвету и фактуре), изобразительные материалы (фломастеры, восковые карандаши), степлер, клей ПВА и заготовки лекал для куклы-марионетки

Внутренние ресурсы

- Личные ресурсы человека (мобильность, профессиональная компетентность, способность к творчеству, личное обаяние и общительность)

- Ресурсы взаимодействия (мобильный телефон, интернет)

Ход мероприятия

1. Вступительное слово психолога ("Уважаемые мамы и папы! Прежде чем начну информирование по теме "Как помочь детям с ....", предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма "Ежик в тумане") (1 мин)

1. Видео ролик Мультфильм Ежик в тумане (2 мин)

2. Дискуссия (Какую особенность в развитии сюжета вы увидели? - Действие происходит в густом тумане. - Что преследует ежика? - Страхи определенных животных. - Как ведет себя ежик в данной ситуации? - Не умеет осмыслить ситуацию, ведет себя неуверенно....) (2 мин)

3. Презентация Дети с аффективным поведением (5 мин)

4. Анкетирование [1| Опросник] (5 мин)

5. Дискуссия по анкете (5 мин)

6. Презентация Создай марионетку (3 мин)

7. Игра "Создай марионетку" (7 мин)

8. Игра "Сочинение сказки" Рабочий лист Сочинение сказки (10 мин)

9. Презентация Рисование каракулей (3 мин)

10. Игра "Рисование каракулей" (7 мин)

11. Заключительная дискуссия

(Что было важным в сегодняшнем мероприятии? - Что запомнилось? - Какие выводы сделали для себя?) (5 мин)

12. Видео ролик фрагмент мультфильма Просто так (2 мин)

13. Домашнее задание Рабочая тетрадь Мой мир (1 мин)

14. Подарок "Правила эффективного общения с ребенком" (1 мин) [1]

Критерии и способы оценки эффективности

Критерии оценки эффективности мероприятия

- Активность родителей в групповой дискуссии и мастер-классе

- Удовлетворенность участников процессом проведения мероприятия

- Продуктивность осуществленной деятельности

- Повышение педагогической и информационно-коммуникационной культуры родителей

Способы оценки эффективности мероприятия

- Анализ количества коментариев

- Рефлексия заключительной дискуссии

- Запросы родителей на дальнейшее сотрудничество

- Качественный анализ коментариев

Возможности дальнейшего развития мероприятия

Следующее мероприятие для родителей по данной проблеме планируется в декабре месяце. Встреча будет очень приятной для родителей. Будет показ сказок, режиссерами которых являются сами дети. Просмотр сказок планируется на большом экране. На этой встрече с родителями обозначим динамику эффективности совместной работы и запланирует дальнейшие шаги.

Использованная литература

1. Бетенски М. Что ты видишь? Новые метода арт-терапии / Пер. с анг. М.Злотник.- М.: Изд-во ЭКСМО. - Пресс, 2002. - 256 с.

2. Боцманова М.Э., Захарова А.В. Роль рефлексии в развитии личности // Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова - М.:Педагогика, 1990. - с.145 - 159.

3. Гордон Т.Р.Е.Т. Повышение родительской эффективности / Популярная педагогика - Екатеринбург: АРД ЛДТ, 1997. - 260 с.

4. Данилова Е.Е. Ценность младшего школьного возраста // Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: ТЦ "Сфера", 1997. - с. 204 - 205.

5. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 160.

6. Кон И.С. Загадка человеческого "Я"// Психология личности в трудах отечественных психологов. - Спб% Изд-во "Питер", 2000. - 480 с.

7. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника - М.: ПРосвещение, 1996. - 160 с.

8. Кэдьюсон Х, Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии - П, 2000. - 416 с.

9. Марковская И.М. Практикум групповой работы с родителями - СПб.: Институт тренинга, 1999. - 160 с.

10. Пасечкина В.П., Кожина И.А. Здоровьесберегающее образование как результат профессиональной деятельности: в помощь учителю, воспитателю - Красноярск: гос.пед.ун-т им. В.П.Астафьева, 2008.- 172 с.

11. Радина Н.К. Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях //Вопросы психологии. - 1999. - №2.- с. 22 - 27

12. Рузская А.Г. Некоторые особенности воображения младшего школьника // Психология младшего школьника / Под ред. Е.И.Игнатьева - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - с. 128 - 146 с.

13. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением - М.: Просвещение, 1996. - 150 с.

14. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа//Психология личности в трудах отечественных психологов. - Спб% Изд-во "Питер", 2000. - 480 с.

Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы

Сервис хранения файлов Мое место

- http://www.moemesto.ru/olgadwir/file/7546190/display/Дети%20с%20«аффективным»%20поведением.ppt
- http://moemesto.ru/olgadwir/link/9156427
- http://moemesto.ru/olgadwir/file/7547331/display/Рисование%20каракулей.ppt
- http://moemesto.ru/olgadwir/file/7548567/display/Рабочая%20тетрадь%20Мой%20мир.doc
- http://moemesto.ru/olgadwir/file/7548686/display/Рабочий%20%20лист.rtf
- http://moemesto.ru/olgadwir/file/7595347/display/edit[1]

Сервис видео ролики

- http://rutube.ru/tracks/726516.html?v=cdb87509392b8703be02a9a813d7ba13
- http://rutube.ru/tracks/989306.html?v=bda1a4defb08afeefae38c0cda279799


- http://docs.google.com/document/edit?id=19snk0ohgZbtEqcjRcugChThLjROC842RjpJT31HeIRg&hl=ru#


- http://psy.1september.ru/2004/42/6.htm
 
- http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00009708_0.html
- http://rostok-school.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22:-q-q&catid=3:2009-10-23-20-06-20&Itemid=8
- http://health.polbu.ru/zaharov_nevroz/ch07_xxxi.html

Шаблон составлен на основе Технологической карты оценки авторской разработки, предъявляемой психологом (урока психологии, занятия для школьников (дошкольников, студентов), семинара, группового консультирования для педагогов, родителей), в том числе и с использованием ИКТ.