Мероприятие для родителей Как помочь ребенку успешно адаптироваться в детском саду

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Как помочь ребенку с ОВЗ успешно адаптироваться в детском саду

Содержание

Тема мероприятия

Как помочь ребенку с ОВЗ успешно адаптироваться в ДОУ

                                                     Изображение:C59.gif

Целевая группа

Родители детей с ОВЗ дошкольного возраста

Время, необходимое для проведения мероприятия

Групповая консультация в течение 30-45 минут

Автор-разработчик, форма реализации

Автор-разработчик: Васильева Татьяна Николаевна

Форма реализации: групповое консультирование, виртуальный мастер-класс

Краткая аннотация к мероприятию

В жизни каждого малыша наступает ответственный момент первой встречи с детским коллективом. Для ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), зачисление в дошкольное учреждение носит особенно значимый, но не всегда успешный характер.От успешности протекания адаптационного периода в дошкольном учреждении зачастую зависит успешность и даже дальнейшая возможность пребывания ребенка с ОВЗ в ДОУ. Групповая консультация для родителей "Как помочь ребенку с ОВЗ успешно адаптироваться в ДОУ" направлена на повышение психологической компетентности родителей в сфере особенностей воспитания, развития и обучения детей с ОВЗ. В ходе групповой консультации с использованием Интернет-технологий планируется выявить и расширить представления родителей об особенностях адаптации детей, способствовать освоению Интернет-технологий для использования семьёй в целях успешного развития ребенка и ознакомить с возможностью получать дистанционную консультативную помощь психолога.

Проблема и её обоснование

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья - очень разнородная категория. В неё входят и дети, имеющие серьёзные соматические заболевания, и дети с нарушением слуха, зрения, речи, опрно-двигательного аппарата, нарушения интеллекта, расстройства поведения. Каждый малыш в соответствии с "законом об образовании" имеет право на адекватное своим возможностям воспитание и обучение. Но, в силу своих зачастую не очень больших потенциальных возможностей, незрелости ЭВС, соматической ослабленности, нарушений семейных взаимоотношений, именно дети с ОВЗ очень часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети. Только созданием благоприятной обстановки в дошкольном учреждении полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а в некоторых случаях практически невозможно. Вследствие дезадаптации ребенок просто перестаёт посещать ДОУ, что, в целом, неблагоприятно сказывается на всем его дальнейшем развитии.

Одним из важнейших, на мой взгляд факторов решения проблем адаптации малыша с ОВЗ к условиям ДОУ является грамотная и ответственная позиция родителей ребенка, помогающих своему малышу плавно "влиться" в детский коллектив. Мероприятие для родителей "Как помочь ребенку с ОВЗ успешно адаптироваться в ДОУ" и направлено на формирование компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и успешной адлаптации ребенка с ОВЗ в детском коллективе, а также повышению компетентности в сфере владения ИКТ с целью их дальнейшего использования для решения возникающих проблем, саморазвития родителей.

Базовая идея

Для обеспечения успешной адаптации ребенка с ОВЗ в ДОУ необходимо проводить очень большую подготовительную работу со стороны родителей, необходимо их активное и осознанное участие в решении проблем адаптационного периода. Для этого родители должны владеть информацией о возможных трудностях адаптации, их причинах, особенностях взаимодействия с ребенком в адаптационный период, взаимодействия со специалистами ДОУ.

Цели, задачи мероприятия

Цель - развитие психологической компетентности родителей детей с ОВЗ в вопросах успешной адаптации ребенка в ДОУ

Задачи:

1) Осознанный выбор родителями адекватных возможностям ребенка условий воспитания в ДОУ;
2) Создание  в семье условий, способствующих успешной адаптации ребенка в ДОУ;
3) Использование эффективных средств (в том числе Интернет-технологий) для решения возникающих проблем в период адаптации.

Используемые методы, приемы, технологии

Методы: наглядные, словесные, практические.Изображение:21 malysh3.gif

Планируется использовать: беседы, анкетирование, дискуссии, видеоряд, визуализация (в Dabbleboard), "мозговой штурм", совместная работа с документами в Google, общение в блоге и на форуме

Новизна

Использование ИКТ в групповой работе с родителями, пролонгированный характер мероприятия (по завершению очной встречи- виртуальный мастер-класс), возможность постоянного проведения (в виде "Школы адаптации для родителей") с разными группами родителей.

Используемые Инет -сервисы и их роль в рамках мероприятия

Блог "Разговор о детях и не только" для получения обратной связи, обсуждения проблем, возникающих в период адаптации ребенка в детском саду.

Форум для родителей детей с ОВЗ - общение родителей по проблемам воспитания, развития детей с ОВЗ, консультации узких специалистов

Анкета для родителей об особенностях адаптации ребенка - изучение представлений родителей и особенностей возможной адаптации ребенка к условиям ДОУ

Dabbleboard - визуализация тревожных ожиданий родителей, взаимодействие с дистанционными участниками

Wiki - дистанционный мастер-класс на заключительном этапе

Google - создание совместного документа с рекомендациями по обеспечению успешной адаптации ребенка с ОВЗ в ДОУ

Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

АНКЕТЁР.ru дает возможность оперативной обработки и наглядного представления результатов, причем анкета составляется именно так, как необходимо исследователю. Использование Dabbleboard позволяет: 1) не затрачивая дополнительных расходных материалов (бумага, краски, карандаши) визуализировать проблемы, представления о них, работать с настроем на позитивные решения; 2) организовать дистанционное сетевое взаимодействие участников для выявления проблем, сформировать "чувтво сопричастности" к группе. Возможность дистанционно общаться на форуме, в блоге позволяет расширить охват целевой аудитории. Использование совместного редактирования документов в Google обеспечивает и преодоление чувства "одиночества в проблеме" у родителей и формирует умение работать в команде.

Способы вовлечения участников в активную деятельность

Размещение информации на сайте ПМПК, информирование родителей при первичной записи на ПМПК по телефону и/или первичной консультации на ПМПК

Активизация деятельности родителей происходит при обсуждении результатов анкетирования, во время "мозгового штурма" и составления рекомендаций , визуализации тревожных ожиданий, обсуждении итогов.

Ожидаемые результаты

- повышение психологической компетентности родителей детей с ОВЗ в вопросах успешной адаптации ребенка в ДОУ;

- осознание родителями своей роли в вопросах воспитания и степени влияния на успешность адаптации ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ;

- активное использование родителями эффективных средств (в том числе Интернет-технологий) для решения возникающих проблем в период адаптации (и не только:).

Предполагаемые сроки реализации

Подготовительный этап - июнь 2010г., этап непосредственной работы с родителями - июль - август 2010г., этап дистанционной работы с родителями - август-сентябрь 2010г.

Ресурсы, необходимые для проведения

1. Помещение, оборудованное ПК, имеющими доступ в интернет. Изображение:Anicomp1.gif

2. Обладание ПК и доступом в интернет родителей ребенка с ОВЗ по месту жительства

Ход мероприятия

1. Вводное сообщение - обозначается проблематика мероприятия, актуальность проблемы адаптации ребенка с ОВЗ к условиям ДОУ, создается позитивный настрой на совместную работу

2. Анкетирование родителй с помощью сервиса "Анкетер" : Насколько успешно Ваш ребенок адаптируется? - с обсуждением результатов анкетирования (работа в таблице Google - заполнение части совместного документа - формулировка возможных проблем)

3. Обсуждение вопросов, вызывающих повышенную тревожность родителей по поводу адаптации ребенка с ОВЗ в ДОУ, отражение возможных проблем и/или тревожных ожиданий в Dabbleboard.com в виде текста с картинками.

4. "Мозговой штурм" для составления правил, подходов, конкретных действий родителей, помогающих успешной адаптации ребенка с ОВЗ в ДОУ (продолжаем заполнять таблицу в Google).

5. Использование видеоряда для позитивного настроя родителей на решение проблем (сервис YouTube)

6. Обучение родителей общению на форуме, блоге для обсуждения возникающих проблем и получения рекомендаций специалистов.

Рефлексия.

Критерии и способы оценки эффективности

Критерии :

1. Позитивные отзывы со стороны родителей.

2. Успешная адаптация ребенка в ДОУ.

3. Использование родителями дистанционных форм общения (блог, форум) для решения возникающих проблем после мероприятия.

Способы оценки: Анкетирование, подсчет количества обращений на форум, блог, получение обратной связи от педагогов ДОУ в период адаптации.

Возможности дальнейшего развития мероприятия

Впервые о том, что ребенок нуждается в особых условиях для воспитания и обучения родители узнают очень часто только после обращения на ПМПК. Именно специалисты ПМПК определяют, какое учреждение наиболее соответствует особым образовательным потребностям ребенка с ОВЗ, дают рекомендации по его дальнейшему воспитанию и обучению. Именно на ПМПК родителям даются первичные рекомендации по обеспечению успешной адаптации в ДОУ. Данное мероприятие предполагается осуществлять в рамках постоянно действующей "Школы адаптации для родителей".

Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы

АНКЕТЁР.ru

YouTube

Dabbleboard

Google

Wiki.openclass

http://www.gifanimation.ru

[Форум для родителей]


Шаблон составлен на основе Технологической карты оценки авторской разработки, предъявляемой психологом (урока психологии, занятия для школьников (дошкольников, студентов), семинара, группового консультирования для педагогов, родителей), в том числе и с использованием ИКТ.