Мероприятие для родителей и детей Интернет глазами родителей и детей

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Тема мероприятия

Интернет глазами родителей и детей


Целевая группа

Подростки и их родители - совместное мероприятие в форме ролевой игры.

Время необходимое для проведения мероприятия

1 час 45 минут - обычное время, которое отводится на родительское собрание (хронометраж предполагает чёткую смену этапов).

Автор

- Краснощёкова Татьяна Николаевна, педагог-психолог

Краткая аннотация к мероприятию

Компьютер в доме давно стал центром притяжения для всех членов семьи. С недавних пор прочно поселился и Интернет.
Если сначала выстраивалась очередь "поиграть", то сейчас игры переросли в сетевые, к ним добавилось зависание во всевозможных чатах, сообществах, социальных сервисах. К общим проблемам взаимоотношений подростков и их родителей добавилась проблема Интернет-зависимости - в разных её формах и проявлениях. Мероприятие призвано помочь участникам определить ценность Интернет, его ловушки и опасности, выработать совместно средства защиты от Интернет-ловушек и провести границы допустимого. Кроме того, красной нитью мероприятия проводится мысль о необходимости обучения работе в Интернет, изучения его полезных возможностей. Предполагается, что, объединённые общей актуальной проблемой, участники смогут интересно и ярко наметить пути её решения в ходе мероприятия, ещё больше сблизятся, что будет способствовать дальнейшему пониманию и решению других проблем.

Проблема и её обоснование

Взаимоотношение отцов и детей – проблема на все времена. Когда дети переживают подростковый возраст, родители из понимающих ДРУЗЕЙ вдруг становятся злейшими ВРАГАМИ, общения с которыми дети стараются избежать… Это - общие ощущения обеих сторон. А когда добавляется тема Интернет - все остальные противоречия уходят на второй план... Данное мероприятие - практическая попытка разобраться в этой проблеме! Так как это командная ролевая игра, обе команды путём игрового взаимодействия снимут напряжение в отношениях и смогут лучше понять Интернет-интересы друг друга.

Проблема подробно освещена в презентации, которая специално для этого мероприятия опубликована в моём блоге "Психолог-консультант" а также в образовательной областной сети НООС: Презентация проблемы

Презентация отражает ощущения как подростков, так и родителей, акцентирует внимание на причинах возникновения конфликтов между ними, помогает подойти к пониманию потребностей и заканчивается рекомендациями родителям.

Базовая идея, используемые методы, приемы, технологии

Предполагается, что практическое взаимодействие родителей и детей в процессе мероприятия поможет обозначить пути решения проблемы борьбы за Интернет-пространство в семьях (и в целом будет способствовать сближению интересов и большему пониманию). Этому помогут психологические приёмы организации игры:

  • представление потребностей друг друга (путём составления "Интернет-ресурсных" визиток);
  • совместное составление перечня опасностей Интернет-ловушек (метод "мозгового штурма") добавит уважения к опыту друг друга;
  • составление идеального портрета родителя и ребёнка по отношению к использованию Интернет в семье (путём метода "я-высказываний" претензий и пожеланий) настроит на волну понимания;
  • коллективный коллаж на страничке Twiddla на тему "Мы - за полезный и безопасный Интернет!" поможет снять эмоциональное напряжение и внесёт юмор в общение;
  • общая рефлексия (методом "свободного микрофона")закрепит позитивный опыт взаимодействия родителей и детей;
  • наконец, совместное заполнение Wiki-странички и составление комментариев в блоге психолога поможет на практике закрепить навыки полезной и практической работы в Интернет.

Цели, задачи мероприятия

Цель - актуализировать проблему "Интернет в семье" для родителей и подростков и оптимизировать пути решения проблемных взаимоотношений в условиях ролевой игры.

Задачи:

  • Способствовать пониманию ценностей поколений (через составление "перекрёстных" визиток).
  • Формировать готовность к компромиссу (через составление "идеального портета" друг друга).
  • Учить ставить себя на место друг друга (через участие в рефлексии).
  • Практически освоить навыки работы в полезных Интернет-сервисах - показать образовательную ценность Интернет (редактирование Wiki, рисование в Twiddla, комментарии в блоге).
  • Оптимизировать отношения, внести яркую эмоциональную струю (через рисование коллективного коллажа).

Новизна

  • Мероприятие затрагивает наиболее актуальную для современности тему - Интернет в семье.
  • Посредством инновационных психологических приёмов и передовых ИКТ-технологий помогает естественному практическому взаимодействию и способствует возникновению понимания между игроками.
  • Используется самый современный в техническом оснащении школьный кабинет и все его возможностим (интерективная доска, ноутбуки с выходом в Интернет).

Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии

  • Wiki- для создания и редактирования странички мероприятия.
  • Twiddla- для коллективного тематического рисунка.
  • Blogspot-для просмотра материалов блога и составления комментариев к мероприятию.
  • Google- для загрузки презентации и размещения её в блоге.

Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

Роль Интернет очевидна: он сам является темой мероприятия.

В процессе игры Интернет подлежит ближайшему практическому рассмотрению:

  • польза-вред,
  • практические навыки работы,
  • полезные социальные сервисы и раборта в них,
  • образовательные ресурсы.

Непостредственно для проведения мероприятия используется базовые Интернет-площадки:

  • Wiki-страничка мероприятия,
  • блог психолога,
  • страничка Twiddla,
  • Google-документы.

Способы вовлечения участников в активную деятельность

Все перечисленные способы способствуют именно активизации участников!

  • Составление "Интернет-визитки" соперников на ноутбуках.
  • "Мозговой штурм" : чем опасен Интернет?
  • "Я-высказывания" : претензии и пожелания друг другу, составление "идеальных портретов".
  • Коллективный коллаж на страничке Twiddla: "Мы - за полезный и безопасный Интернет!"
  • Рефлексия методом "свободного микрофона" о важности и полезности мероприятия.

Ожидаемые результаты

Результаты будут описаны на Wiki-страничке мероприятия (место заранее предусмотрено - см. ниже):

  • взаимные представления об Интернет-потребностях родителей и детей (презентация и составление визитки) - сблизят интересы, помогут осознать потребности и ценности друг друга;
  • опасности, которые подстерегают в Интернет (продукт коллективного творчества) - составление поможет снизить тревогу родителей об опасности Интернет;
  • коллективный рисунок-плакат "Мы за полезный Интернет!" - снимет психоэмоциональное напряжение;
  • идеальные портреты - приблизят требования к возможностям друг друга, поспособствуют компромиссному поведению.

Рефлексия в конце (фиксация комментариев в блоге и на страничке мероприятия) покажет результативность мероприятия.

Предполагаемые сроки реализации

Учебный год 2010-2011

Ресурсы, необходимые для проведения

  • Класс с интерактивной доской и выходом в Интернет.
  • Два ноутбука с выходом в Интернет - для работы команд.

Ход мероприятия

  • Приветствие психологом участников мероприятия, сообщение темы, целей и задач - 5 минут.
  • Размещение двух групп участников (родителей и детей) вокруг ноутбуков с выходом в Интернет в классе с интерактивной доской и учительским компьютером, подключённым к Интернет - 5 минут.
  • Постановка проблемы (знакомство с тематической презентацией в блоге психолога - демонстрация на доске), акцентирование внимания на важности проблемы отношения к Интернет - 10 минут.
  • Представление команд глазами друг друга (составление "Интернет-визитки" на ноутбуках): дети описывают, какие Интернет-сервисы и сайты могут представлять интересы родителей - и наоборот (составляется список на Wiki-страничке мероприятия); представление визиток друг другу; рефлексия - 20 минут.
  • "Мозговой штурм": чем опасен Интернет? (Обе команды по очереди перечисляют Интернет-ловушки), составляется список на Wiki-страничке мероприятия (на ноутбуках); затем все читают сказку о золотых правилах безопасности в Интернет в блоге психолога (на доске)- 20 минут.
  • "Я-высказывания": претензии и пожелания друг другу; затем - составление ИДЕАЛЬНОГО портрета РОДИТЕЛЯ и РЕБЁНКА по отношению к Интернет - продолжается заполнение Wiki-странички (на ноутбуках в командах); представление портретов и рефлекия - 20 минут.
  • Коллективный коллаж на страничке Twiddla: "Мы - за полезный и безопасный Интернет!" (на доске: выходят по очереди по одному человеку от команды и рисуют друг за другом) - 15 минут.
  • Рефлексия: предлагается высказаться методом "свободного микрофона" о важности и полезности мероприятия; затем фиксируется рефлексия от команд на Wiki-страничке - 10 минут.

Критерии и способы оценки эффективности мероприятия

Мне нравится формула, к которой мы пришли в рамках выполнения заданий конкурса "Регата школьных команд..."

  • - организация совместной практической ДЕЯТЕЛЬНОСТИ родителей и детей по решению проблемы,
  • - создание совместного наглядного ПРОДУКТА деятельности - в целях просвещения других участников образовательного пространства.

БУДУ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ЭТОЙ ФОРМУЛЫ: ПРОВЕРЕНО - РАБОТАЕТ!!! (Родительское собрание с использованием Интернет уже прошло очень успешно - все 3 этапа).

Возможности дальнейшего развития мероприятия

  • Реклама мероприятия для коллег-психологов (городское МО, Интернет).
  • Проведение мероприятия в течение учебного года на родительских собраниях.



М Е Р О П Р И Я Т И Е

Internet-визитка родителей (глазами детей)

Изображение:J0223743.GIF

Internet-визитка детей (глазами родителей)

Изображение:J0236301.GIF

Чем опасен Интернет?

Изображение:J0254425.GIFОбщий список "ловушек":

ИДЕАЛЬНЫЙ портрет РОДИТЕЛЕЙ по отношению к Интернет

ИДЕАЛЬНЫЙ портрет РЕБЁНКА по отношению к Интернет

Коллективный коллаж на страничке Twiddla

Изображение:J0236388.GIF "Мы - за полезный и безопасный Интернет!"

Рефлексия

+ в блоге "Психолог-консультант".

Шаблон составлен на основе Технологической карты оценки авторской разработки, предъявляемой психологом (урока психологии, занятия для школьников (дошкольников, студентов), семинара, группового консультирования для педагогов, родителей), в том числе и с использованием ИКТ.