Методика Технология прогнозирования в деятельности социального педагога

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Технология прогнозирования

Авт.: Петрова Елена, УрГу

Эта технология, применяемая в социальной педагогике, относится к группе общих социальных технологий. Ее суть со-стоит в оформлении целеполагания социально – педагогической деятельно-сти с помощью некоторой информации, собранной или специально, или с уже имеющейся в жизненном опыте социального педагога. Вы скажете, что в деятельности нам нечасто удается воспользоваться данной технологией. Но в действительности это несколько не так, думаю, что в дальнейшем, мы в этом убедимся.

Основными этапами данной технологии являются:

  1. Подготовка инструментария для определения прогноза
  2. Организация деятельности по прогнозированию в соответствии с выбранным методом прогнозирования.
  3. Определение перспектив развития какого-либо объекта, процесса, события, явления.

Основными методами работы социального педагога в рамках этой технологии являются: *Метод экстраполяции - Данный метод предполагает оценивание имеющейся ситуации путем обобщения двух или более поступков ребенка. Так рождается так называемая «стигма» или клеймо. Когда на основании двух неудачных попыток сделать что – либо ребенка начинают называть не-умехой или неудачником с прогнозированием ситуации на всю последующую жизнь и ее передачей в следующее школьное звено. «Неуспевающий», «Классный клоун», «Бездарь»- вот так рождается прогноз на школьный не-успех, который обеспечивает безрадостное существование ребенка в школе. Виной тому- психологические законы стереотипизации, рождения стереотипов нашего модернизированного сознания, когда некогда оглянуться, подумать, поразмышлять. И здесь нам, педагогам, на помощь приходят еще некоторые методы, посредством которых организуется вся деятельность по про-гнозированию.

Метод экспертных оценок

Мы все знакомы с данным методом, так как знакомы не понаслышке с системой аттестации педагогов. Этот метод можно с успехом использовать, когда есть необходимость применить технологию прогнозирования. Особенно при разработке проектов, программ, чтобы ожидаемый результат был выявлен с помощью определенного инструментария. С этой целью мы используем как можно большее число экспертов. При оценке прогноза «социального выздоровления» ребенка мы привлекаем в качестве экспертов и его сверстников, и его учителей, и его семью. Работаем мы с помощью анкеты, методики незаконченного предложения, социометрической методики. Часть методик нами уже упоминалась, а анкету можно составить нам самим. Очень древним, но эффективным методом является беседа, но до ее проведения необходимо составить памятку, чтобы ничего не упустить.

Метод моделирования

Существует множество классификаций моделей. Остановимся на том, что модели могут быть текущие и перспективные. В жизни школы сегодня моделирование присутствует: выстраивается модель выпускника, модели различных сообществ, в том числе и школьного самоуправления. И социальный педагог должен не просто принимать участие в их создании, а инициировать данную деятельность, как по определению присущую непосредственно его должностным обязанностям. Текущие модели отражают уже существующие события, явления, процессы, с целью их анализа и совершенствования. Перспективные модели предполагают выстраивание вероятностных событий, явлений и процессов. Эта деятельность требует привлечения к ней всех субъектов образовательного процесса: родителей, педагогов, детей. В ходе создания тех или иных моделей могут применяться такие методы, как метод аналогий, метод мозгового штурма, метод маленьких человечков, метод гирлянд ассоциаций и метафор и т.д.

Разработаем (с применением указанных методов)прогноз развитию социально–педагогической деятельности в школе:

  1. Социально – педагогическая деятельность и далее будет развивать «вялотекущим» путем в условиях школы
  2. Социально – педагогическая деятельность школы будет организовываться Городским Центром, то есть, будет вынесена из стен школы
  3. Социально – педагогическая деятельность будет ликвидирована в связи с недостатком материальных средств

Каждая из названных технологий может применяться не только, как самостоятельный этап или в качестве методов общей технологии. Так, методы моделирования могут предстать перед нами в образе целостной технологии моделирования. В этой технологии четно может быть представлено построение, к примеру адаптационных моделей личности.

Вместе с тем, мы считаем, что этот разговор будет подхвачен командами наших вузов и школ, которые будут участвовать в объявленных нами конкурсах.

О частных социально-педагогических технологиях

Технология социально-педагогической реабилитации - обозначает восстановление каких-либо качеств или формирование новых качеств Социально-педагогическая суть состоит в том., что в ряде случаев необходимо восстанавливать навыки общения или формировать новые, можно говорить о восстановлении учебных навыков, определенных знаний и умений. Школьным социальным педагогом технология применяется относительно безнадзорных и беспризорных детей, которые долгое время находи-лись в асоциальной среде в отрыве от школы, для детей и , которые находи-лись на лечении в санатории или больнице, где нет школы, или в местах лишения свободы. Также технология применяется в случае восстановления ро-дительских прав, когда родители и дети долгое время были оторваны друг от друга. Восстановление отношений в семье- также задача данной технологии. Технология применяется также в отношении опекаемых детей, детей- сирот, которые в связи с явлением депривации (объективных лишений) могут не иметь качеств, связанных с потребностью и способностью к коммуника-циям.

В каждом конкретном случае может быть особый порядок основных реабилитационных этапов, но суть их сводится к следующим:

  1. Медицинский. Снятию опасных для жизни или здоровья ребенка си-туаций или симптомов. Проводится совместно с медиком.
  2. Психосоциальный. Восстановлению психических функций (память. Речь, мышление, внимание), приведших к возникновению социально-педагогической проблемы. Проводится совместно со школьным психологом.
  3. Педагогический, правовой. Восстановлению и закрепление отношен-ческого компонента и имеющихся у данного лица прав. В реабилитационную деятельность вовлекаются все педагоги. Привлекаются специалисты по пра-вовым вопросам, в том числе, и вне школы.

При этом, соответственно, наряду с непосредственной деятельностью, социальный педагог выполняет функции посредника между всеми специалистами школы и среды, которые выполняют данную деятельность в соответст-вии со своими должностными обязанностями.. Результатом. в этом случае, нужно считать появление новых ценно-стей, новых качеств, более высокого уровня отношений и отсутствия аморальных поступков у ребенка в течение продолжительного времени.

В идеальном случае реабилитационную деятельность в учреждении выполняет врач-реабилитолог, но в современных условиях, это весьма редкий случай.

На каждом этапе уместно использовать, как групповую, так и ин-дивидуальную форму работы с ребенком. Методы и приемы же будут зависеть от основной задачи этапа и условий его организации. Основные методы психосоциального этапа:психоконсультирование, психосоциальные тренин-ги, психотерапевтические методики, применяемые совместно с психотера-певтом или психологом.

Отличием данной от других помогающих технологий является состав-ление индивидуальной реабилитационной программы, которая рассчитана на весь реабилитационный период. В некоторых случаях она требует особого финансирования. Организация отдыха ребенка в условиях пансионата, дом отдыха, санатория. В этом случае социальный педагог реализует технологию франчайзинга. Очень характерной составляющей данного поиска спонсоров, источника финансирования этапа является наличие индивидуальной учебной программы для учащихся, когда ребенок по каким-либо причинам не учился в школе или значительно отстал от сверстников. Основные методы психосоциального этапа: психоконсультирование. тренинги, психотерапевтические методики.

Прогноз достаточно оптимистичный. В социально-педагогичес- кой практике возможно полное восстановление функций, формирование новых ценностей, умений и навыков ребенка, попавшего в сложную жизненную ситацию.