Методические рекомендации по работе с консультантами

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Организация работы сетевых консультантов в сетевых социально-педагогических сообществах, оказанию помощи по внедрению современных образовательных технологий и применению учебных материалов нового поколения

Материалы подготовлены О.Петровой, Псков

В процессе реализации задач, поставленных Программой «Создание и развитие социально-педагогической сети Интернет-сообщества», большая роль в организации сетевого сообщества целевых групп отводится деятельности сетевых консультантов, в нашем случае - социальным педагогам, психологам, специалистам дополнительного образования, специалисту, владеющему юридическими вопросами в области школьного образования.

Содержание

Организация консультирования в сети

Методические рекомендации по организации консультирования в социально-педагогическом сообществе включают три последовательные стадии:

  • 1. Организационно-подготовительную: Диагностика с целью прояснения проблемного поля. Формирование контента. Знакомство с профайлами вновь регистрирующихся участников сети, с целью привлечения в деятельность сообщества, определения потенциальных ролей.
  • 2. Основную: консультирование по каждому направлению, включая индивидуальные, парные и групповые формы работы с учетом дифференциации и индивидуализации запросов. При этом организуются:
    • ветви дискуссии, обсуждения в блогах,
    • общение в скайп-чатах, видео-конференциях
    • индивидуальные или групповые консультирования в комнатах чатов
    • создание творческих мастерских
    • проведение краткосрочных тренингов.
    • проведение сетевых, в том числе социальных проектов, и т.д.
  • 3. Промежуточно-заключительную: аналитическое обобщение результатов отдельных видов деятельности, резюмирование и т.д. Оформляется в виде отдельных статей.

Организация консультирования ориентируется на гуманистическую педагогику, поэтому выбор педагогических технологий отражает особенности личностно-ориентированного подхода. Это происходит через:

  • организацию деятельности в малых группах сотрудничества;
  • дискуссии,
  • мозговые атаки;
  • ролевые игры проблемной направленности;
  • ситуационный анализ (case-study);
  • метод проектов;
  • «портфель участника» (e-Portfolio) и т.д.

В ходе консультирования и организации деятельности используются коммуникационные технологии, основанные на Веб 2.0 соответствующие определённым педагогическим технологиям. Например:

  • Обучение в сотрудничестве – блоги, вики-среда, скайп-чат, гугл-группы;
  • Дискуссии – блоги, видеоконференция, групповой скайп-чат;
  • Мозговая атака – групповые скайп-чаты, видеоконференция;
  • Ролевая игра проблемной направленности – вики-среда, гугл-сайт, виртуальный офис, теле, видеоконференция;
  • Ситуационный анализ – блоги, телеконференция;
  • Метод проектов: блоги, веб-квест, подкасты, гугл-сайт и гугл-группы, вики-среда, видесервисы, фотоменеджеры, социальные закладки, веб-синдикация и т.д;
  • Портфель участника – гипертекст, в том числе вики-среда, подкаст, гугл-сайт и гугл-группы, видесервисы, фотоменеджеры, социальные закладки, веб-синдикация и т.д;
  • Вики-статья – гипертекст - «точка сборки» разнообразных Интернет-ресурсов.

Условия эффективного консультирования

К условиям эффективного консультирования относится организационное обеспечение этого процесса, которое может включать:

  • Создание и активную деятельность команды («активаторы», координаторы направлений и проектов и т.д.);
  • Разработку командой и активными участниками сообществ (психологов, социальных педагогов, классных руководителей, родителей, школьников, педагогов дополнительного образования) стратегий, нацеленных на результат — личные достижения детей, а не на процесс;
  • Наличие идей. Именно идея «обрастает» предложениями, рассуждениями на тему, совместными исследованиями и проектами. Возможность общения. Высказывание своего мнения, диалоги с людьми, занимающимися одной и той же проблемой, обсуждение. Условия для развития идей.
  • Разработку и корректировку на различных этапах программы регулярных сетевых и горизонтальных взаимодействий для создания условий к смене ролей, форм участия каждого участника целевой аудитории;
  • Обеспечение индивидуального внимания к каждому члену сообщества (поздравление с днем рождения, юбилеем, достижениями, важными личными событиями; объединение участников сообщества вокруг событий и т.д.);
  • Обеспечение максимальной прозрачности деятельности сообщества и его результатов.
  • Постоянное повышение квалификации консультантов, «активаторов», координаторов.

Особенности деятельности консультанта

Эффективной деятельности консультанта в социальной сети соответствуют субъектно-авторские формы поведения, направленные на поддержку действий участников, направленных на самостоятельный поиск решений возникающих трудностей и проблем. Унифицированные и ориентированные «на массовое потребление» советы и рекомендации теряют свою привлекательность и востребованность. Участникам сообществ все чаще требуется оперативная и адресная помощь в преодолении затруднений, в разрешении проблемных ситуаций. К тому же ориентация на потребности в решении конкретных профессиональных или личных задач и возникающих в связи с этим проблем личностно-профессионального характера рассматривается как аксиоматическое основание сетевого консультирования. Существенно изменяются и возможности получения всеми участниками образовательного процесса (педагогами, социальными педагогами, психологами, школьниками, родителями, классными руководителями, работниками дополнительного образования) этой помощи вне зависимости от территориальной привязки, что обеспечивается создаваемой социальной сетью.

К числу средств профессиональной помощи целевой группе, отвечающих таким требованиям, как оперативность реагирования, направленность на поддержку участников сообщества в поиске и мобилизации ими, прежде всего, собственных ресурсов для решения возникающих проблем, относится с консультирование, построенное на клиент-центрированном взаимодействии. Такой подход позволяет реализовать потребность участника сети, обратившегося к специалисту за помощью в преодолении возникших у него «затруднениях-препятствиях», в понимании, в диалоге и в доверительных отношениях, в свободе предъявления проблемы и, в тоже время, принятия совета и рекомендации.

Опыт клиент-центрированного взаимодействия, проживаемый в ходе консультирования:

  • на уровне педагога, психолога, социального педагога, классного руководителя: обогащает профессиональный опыт педагога-клиента, создает основу для преобразования образовательного взаимодействия, осуществляемого им при обучении и взаимодействия со школьниками.
  • на уровне учащегося: создаются условия для конструирования собственного знания, саморефлексии, решения личностных проблем, профессионального самоопределения и т.д.
  • на уровне родителей: решаются проблемы, связанные с воспитанием и обучением детей, различными аспектами взаимодействия со школой и др.

Кроме того, консультирование как специальная технология ориентировано на актуализацию проблемного поля целевой аудитории в целом и отдельного участника сообщества в частности, на поиск «точек роста» и ресурсов, обеспечивающих личностно-профессиональный рост, что позволяет относить эту технологию к личностно развивающим. Развивающий потенциал консультирования выражается еще и в том, что процедура проблематизации профессиональной концепции, профессионального/учебного опыта участника сообщества, предусмотренная как обязательная составляющая консультирования, способствует развитию у него проблемного мышления.

Тем самым обеспечивается готовность каждого участника образовательного процесса школы включаться в процессы развития образовательной практики в качестве субъекта, освоившего действия как по объективированию, так и по субъективированию проблем образования.

Заметим, что на сегодняшний момент существует множество различных консультативных отраслей. В их числе: управленческое консультирование; организационное консультирование, как вид управленческого; психолого-акмеологическое консультирование; «консультирование для карьеры»; профессиональное консультирование; индивидуальное психологическое консультирование; педагогическое консультирование. Причем методика проведения консультаций разработана лучше всего в психологии и в психотерапии, а также в социальном управлении, в менеджменте (Ф.С. Исмагилова, 2003; Е.А. Климов, 1983; Р. Кочюнас, 2000; Р.С. Немов, 2001 и др.).


Консультации предназначены для удовлетворения как индивидуальных запросов участников социальной сети, так и для управления совместной деятельностью отдельных групп.

Представим формат заявленного консультирования и остановимся на наиболее значимых его аспектах.

№ п/пСтруктурные компоненты консультированияСодержание
1Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации .
2Краткая аннотация контента консультации-
3Запрос на консультирование, сформулированный от первого лица (затруднения в области обучения, воспитания школьников, методической деятельности, непрерывного профессионального педагогического образования или по вопросам профессионально-личностного развития участника сообщества)
  • «Мне не удается…, я хотел бы научиться…»;
  • «У меня не получается…»;
  • «Я затрудняюсь…»;
  • «Я не знаю, как… Я хотел бы узнать…»;
  • «Я не умею…, мне бы хотелось…»;
  • «У меня вызывает трудность…. Что нужно предпринять, чтобы…?».
4Консультационный текст (контент консультации). Консультационный текст выполняется в текстовом редакторе, составляется и оформляется таким образом, чтобы стимулировать обращение консультируемого к дополнительной литературе, к материалам, на которые сделаны ссылки (это материалы, помещенные на каких-либо сервисах Интернет. Это могут быть дополнительные тексты, подготовленные консультантом и которые рекомендуется прочесть клиенту, ориентируясь на гиперссылки. Используются сноски и примечания, содержащие вопросы, активизирующие самостоятельный поиск консультируемого, или необходимые дополнительные сведения. Если необходимо (и возможно), текст консультации дополняется презентаций (презентациями), видео- аудиоматериалами, профессиональными тестами и т.д. В случае необходимости (по замыслу консультанта) организуется предварительная диагностика, которая помогает прояснить консультирующемуся его профессионально-личностные затруднения, проблемы.Текст консультации начинается словами: «Для того, чтобы…, Вам нужно…».

Фразами, завершающими текст консультации, могут быть подобные следующей: «Если, изучив предложенный текст и рекомендованные дополнительные источник, у Вас все еще остались не ясными какие-то вопросы или в ходе консультирования появились новые, сформулируйте их и направьте по адресу/в блог/в комнату чатов. Укажите свой контакт. Ваши дополнительные вопросы будут переданы специалистам для продолжения консультирования».

5Список литературы и других источников, которые использовались консультантом для подготовки консультации, преимущественно это должны быть ссылки на различные ресурсы, размещенные в Интернет-сервисах..
6Фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность и место работы консультанта. Сфера его научных и практических интересов, основные публикации..


Разрабатывая модель сетевого консультирования в социальной сети, мы полагаем, что социальная сеть как интегрированная информационная среда обладает большим образовательным потенциалом, дидактические свойства и функции могут быть выделены педагогами, образовательными учреждениями, родителями. Важно актуализировать потенциал среды в специальной деятельности. В сети «есть все», но этот необъятный объем и составляет главную проблему сети с точки зрения ее потенциала.

Решение задач консультирования требует создания:

  • качественного и разветвленного контента в сети;
  • удобной навигации в социальной сети, позволяющей создавать оптимальные и высокоэффективные консультационные/образовательные маршруты для любого желающего решить значимые для него задачи, проблемы, действуя индивидуально или в группе в сети;
  • эффективных учебно-мотивационных систем, стимулирующих пользователей сети к использованию ее образовательных ресурсов.

В результате создается информационно насыщенная среда для самореализации, самоактуализации человеческой личности в значимых для нее областях.

Для того чтобы деятельность в сети была успешной и эффективной, она должна соответствовать следующим принципам:

    • принцип теоретической и информационной корректности;
    • принцип открытости. Способность к саморазвитию, к саморасширению, к сетевому взаимодействию с другими сообществами, когда новое содержание прирастает «естественным» и практически неограниченным образом;
    • принцип интерактивности;
    • принцип увлекательности;
    • принцип игры;
    • принцип «электронности» - необходимо максимально использовать возможности сети, что должно повышать, а не понижать эффективность консультирования.

Маршруты участников сети

У каждого участника сети должна быть возможность выбора своего маршрута. Особенностями организации маршрутов является:

  • количество направлений, маршрутов зависит исключительно от активности и творческих идей участников, каждый пользователь может стать конструктором новой образовательной программы/маршрута. Задача координатора консолидировать эти маршруты на страницах сообщества, направлять действия «активаторов»;
  • пространство сетевых программ едино для детей и взрослых, содержанием образования для тех и других является не усвоение продуктов чужой деятельности, а собственная деятельность по созданию продуктов диалогического взаимодействия;
  • основанием для оценки эффективности образовательной реализации консультанта, а так же «активатора», координатора, участника такой программы является активность, субъектность и продуктивность. Причем, образовательная эффективность определяется не в результате субъективной оценочной экспертизы, а на основании таких объективированных показателей, как количество созданных участником новых образовательных маршрутов или новых «ветвей» обсуждения, количество собственных участий в обсуждениях и количество «диалогических партнеров»;
  • при необходимости создается модель экспертного обсуждения продуктов образовательной деятельности (экспертиза качества производимых деятельностных продуктов), что становится основой для формирования системы дополнительных параметров оценивания консультационной деятельности.

Компьютеры и социальная сеть при этом выполняют роли инструментов интеллектуальной деятельности, творческого самовыражения и взаимодействия.

  • 1. Компьютеры и социальная сеть как инструменты интеллектуальной деятельности. Проектные технологии обучения подразумевают большой объем самостоятельной работы учащихся с источниками информации, проведение исследований и экспериментов, моделирование объектов, явлений, различные вычисления. Предоставляется доступ к информации, позволяя выполнять с ней весь спектр всевозможных действий, заложенных в основу самых разнообразных компьютерных программ и Интернет-сервисов. Многообразие подходов к работе с информацией обеспечивает альтернативность и многовариантность решений, возможность планирования содержания, методов и форм обучения.
  • 2. Компьютеры и социальная сеть как инструменты творческого самовыражения. Реализация проектов, исследовательская деятельность учащихся в системе дополнительного образования, внеурочной деятельности (возможно совместно с родителями) носит творческий характер. Для ребенка очень важно, чтобы результаты его творческой работы были осязаемы, ярко представлены и оформлены; замечены, признаны и востребованы.
  • 3. Компьютеры и социальная сеть как инструменты взаимодействия. Это важное направление использования сетевых технологий, поскольку взаимодействие участников учебного процесса является основополагающим фактором организации взаимодействия (в том числе консультирования). В современных педагогических технологиях, в проектной деятельности взаимодействие принимает поливариантный характер, где наряду с традиционными вертикальным отношениями всё большее значение придают коммуникационным горизонтальным связям, ведется речь о включении обучения в контекст широкого социального взаимодействия. Компьютеры и социальная сеть, конечно, не заменяя живого общения людей, способны в значительной степени такое общение обогатить, наделить его чертами, не в полной мере реализуемыми в условиях непосредственного взаимодействия. К таким ключевым возможностям сетевого взаимодействия следует отнести:
    • гибкие возможности организации диалога, включения в дискуссии, использования различных информационных ресурсов при составлении своих сообщений, обращения к информации, размещенной ранее;
    • возможности организации коммуникаций на основе не только текстов, но и материалов мультимедийного характера, а также средств организации обратной связи, таких как опросы, рейтинги и др.;
    • возможности организации взаимодействия не только в виде обмена мнениями и фактами, но и как совместной координации деятельности, сотрудничества, слияния усилий в достижении общих целей;
    • значительное расширение поля возможных взаимодействий, «выход» в область широких социальных контактов Интернета, возможности организации связей между различными образовательными учреждениями, специалистами и родителями.

Особенности реализации взаимодействия в сетевой социальной среде таковы, что появляется возможность вести речь о создании специфической коммуникационной среды, собственного мира участников деятельности, где существуют условия самопрезентации и творческой реализации, проигрывания ролей и моделей реальности, свободного выбора и самоопределения.

Виды консультирования

К важнейшим видам консультационной деятельности в социальной сети отнесем следующее:

  • Деятельность выбора – основополагающая образовательная деятельность, на которой в первую очередь строится любой личностный проект в человеческой жизни.
  • Деятельность понимания.
  • Деятельность интерпретации и концептуализации.
  • Деятельность актуализации своей субъектности.
  • Деятельность диалога.
  • Деятельность моделирования.


Содержание консультирования

Контент (содержание) консультирования представляет собой гипертекст, снабженный примечаниями, рисунками, помогающими его пониманию клиентом (консультируемым). Он структурирован в соответствии с этапами реального процесса консультирования и содержит ту необходимую для целевой аудитории информацию, которая предназначена для восполнения пробелов в знаниях, лежащих в основе заявляемой проблемы, решению возникшей проблемы.

Формулируются советы и рекомендации по поводу того, как лучше решить проблему. К их числу относятся, например, предложения ознакомиться с конкретной нормативной документацией или с методической, специализированной литературой, в которой раскрываются вопросы, помогающие прояснить существующую проблему. Рекомендуется обращение к ресурсам, на которых размещены презентации эффективных приемов решения сходных проблем, описания профессионального опыта, блоги. Изучение содержания последних сможет вовлечь клиента в своеобразный виртуальный диалог, поможет уточнению его позиции через отождествление с чьим-то отношением или через оппонирование какому-либо мнению. Может быть дан совет ознакомиться с сетевыми проектами, творческими мастерскими, дискуссионными клубами и т.д. Указываются необходимые ссылки на соответствующие сообщества, обсуждения и т.д. Причем, особое значение приобретает ненавязчивое управление дискуссиями, привлечение к обсуждению специалистов, «активаторов» сети которые готовы оперативно реагировать на удовлетворение запроса целевой аудитории либо отдельного участника.

Предлагаемый нами формат виртуального консультирования, определяющий требования к разработке текста консультации, размещенного в среде Интернет, предусматривает продолженность контакта консультанта и клиента, обозначая перспективы поддержки, значимой для него в проблемной ситуации, в обстоятельствах перемен и преобразований собственной деятельности. Вместе с тем он позволяет экономить ресурсы клиента и консультанта в ситуации «цифрового разрыва» (М. Кастельс, 2004), характеризующего неравенство в доступе к Интернету (проблема, не утрачивающая свою актуальность для российских семей).