Метод БОС как средство профилактики и коррекции нервно-психических расстройств у детей.

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

По статистическим данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ за последние 10 лет значительно увеличилось количество детей и подростков с психоневрологическими расстройствами. На сегодняшний день состояние психофизического здоровья подрастающего поколения таково, что большинство детей и подростков нуждается в том или ином виде психотерапевтической помощи ( Ю.С. Шевченко, 2006г.)

С учетом данной ситуации с января 2001 года в Центре работает кабинет БОС коррекции психоэмоционального состояния. За период работы кабинета курсовые сеансы БОС-терапии получили дети и подростки с различными формами неврозов, с невротическими расстройствами: тиками, заиканием, различными страхами, нарушениями сна, депрессией; с неврозоподобными расстройствами: церебрастеническим синдромом, синдромом дефицита внимания и гиперактивности; различными формами девиантного поведения; психосоматическими заболеваниями.


Курсы БОС-терапии детям и подросткам с пограничной патологией проводятся в индивидуальной форме и в рамках семейной психотерапии с целью коррекции детско-родительских отношений. После каждого проведенного сеанса БОС-терапии дается домашнее задание,о качестве выполнения можно судить по результатам нижеприведенной таблицы.

Дата, время занятия Частота дыхания в 1 мин. до сеанса Частота дыхания в 1 мин. после сеанса Пульс в 1 мин. до сеанса Пульс в 1 мин. после сеанса
01.10.09, 12.00 18 14 92 79
03.10.09, 12.00 17 12 89 76
05.10.09, 12.00 12 8 76 65
07.10.09, 12.00 8 7 74 62


Результаты таблицы четко отражают снижение частоты дыхания и пульса в 1 минуту после проведенных сеансов, что свидетельствует о качественном выполнении домашнего задания.


При данной технологии ребенок и родители включаются в реабилитационный процесс как равноправные участники его, что исключает потребительское отношение к реабилитации, а ответственность за ее результаты разделяется между ними и специалистом.


Психофизическое здоровье растущего ребенка определяется взаимодействием биологических, психологических, педагогических и социальных факторов. Диагностическая, реабилитационная, профилактическая работа с проблемными детьми и подростками оказывается малопродуктивной, если ее проводят специалисты одного профиля. Необходим комплексный ( медико-социальный и психолого-педагогический) подход к решению имеющихся проблем. При междисциплинарном подходе усилия разных специалистов: врачей, психологов, педагогов, социальных работников направлены на достижение единой цели - максимально помочь ребенку и его семье справиться с имеющимися проблемами. Поэтому в сложных случаях курсовая БОС-терапия используется и в комплексных программах, когда для решения проблем ребенка подключаются психологи, коррекционные и социальные педагоги Центра, образовательного учреждения, в котором обучается ребенок.


В результате за короткий промежуток времени (1,5-2 месяца) у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, получивших курсовую БОС–терапию, формируются субъективное ощущение внутреннего комфорта, навыки самоконтроля, саморегуляции, потенциальная устойчивость к психострессовым воздействиям, появляется адекватная самооценка. Все зто способствует улучшению поведения, повышению академической успеваемости, нормализации отношений в семье между детьми и родителями, детьми и педагогами в школьном коллективе. В то же время улучшается и общее соматическое состояние здоровья: дети реже болели вирусными инфекциями, продолжительнее были ремиссии при хронических заболеваниях.


В связи с высокой эффективностью применения технологии БОС у детей и подростков как средства профилактики и реабилитации пограничной патологии начато распространение этой методики в коррекционные образовательные учреждения республики для формирования навыков здорового образа жизни и гармоничного развития личности подрастающего поколения.