Метод беседы в работе классного руководителя

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Педагогическое общение – постоянная составная часть работы любого учителя. Общеизвестно, что успех педагогической деятельности во многом зависит именно от культуры общения учителя. Повсеместно говорится о гуманизации образования, всё больше предъявляется требований к развитию личности самого педагога.

Приоритетным в условиях гуманизации становится коммуникативный аспект личностной культуры педагога, его проявление в реальном педагогическом общении с коллегами, учащимися и их родителями (коммуникативная компетентность). Одна из составляющих коммуникативной компетенции – это умение применять метод беседы в практической деятельности. Сегодня мы поговорим об особенностях ведения беседы с несовершеннолетними.

Беседа – это диалог, речевое общение между двумя и более лицами. Беседа в педагогической практике – метод познания личности учащегося и сути его проблем, взаимная работа с проблемой на основе словесного общения между учителем и учеником. Без беседы учителю не обойтись.

Существует ряд требований к беседе как педагогическому методу работы. Первое – непринужденность. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта и взаимопонимания учителя с учащимся (установка на открытость, искренность и доверие). Второе требование к беседе - это необходимость заранее тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Этим метод беседы отличается от простого разговора. Таким образом говорить о беседе мы можем только в том случае, если есть примерный план, примерный перечень выясняемых вопросов. Третье требование к беседе – это двусторонность общения. Если учитель только задаёт вопросы, а учащийся на них отвечает, при этом не проводится их анализ и нет развития тематики обсуждаемой проблемы, не делаются какие – то выводы, разъяснения и т. п., то это не беседа. Двусторонняя беседа дает больше результата по проблеме, чем только ответы учащихся на поставленные вопросы.

Проанализировав обращения учителей к психологу, связанные с беспокойством по поводу взаимоотношений с учащимися, можно сказать, что причинами плохой взаимокоммуникации могут быть:

  • Стереотипы учителя – упрощенные мнения относительно отдельных учащихся или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
  • "Предвзятые представления" – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно.
  • Отсутствие внимания и интереса к учащимся со стороны учителя. Ведь интерес и внимание возникают только тогда, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;
  • Пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;
  • Ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п. Неверный выбор стратегии и тактики общения.

Существует классификация бесед, которая связана с различными позициями, которые занимают участники беседы и различными целями, которые беседа могла преследовать.

Все беседы можно разделить на:

  • Полностью контролируемые беседы (беседа предполагает жёсткую программу, стратегию и тактику);
  • Практически свободные беседы (отсутствие заранее чёткой структуры, развитие беседы зависит от инициативы того, с кем она проводится)/

Между ними располагаются следующие основные типы бесед:

  • стандартизированная беседа— стойкие программа, стратегия и тактика;
  • частично стандартизированная — стойкие программа и стратегия, тактика значительно более свободная;
  • свободная — программа и стратегия заранее не опреде¬ляются или же только в основных чертах, тактика со¬вершенно свободная.

В беседе всегда присутствуют различные высказывания, вопросы и ответы. Поощрить учащегося к высказыванию своих мыслей можно посредством «минимизации ответов», т. е. - сознатель¬ным использованием учителем в своей речи нейтральных, малознача¬щих по существу фраз, позволяющих содержательно продолжить беседу. Такие ответы — не просто реплики, которые делаются тогда, когда ответить нечего; они помогают выразить одобрение, понимание, интерес, приглашение, высказаться свободно и непринужденно. Исследования показали, что простейшая нейтральная реплика, или утвердительный наклон головы ободряют собеседника и вызывают у него желание продолжить общение. Важно только, чтобы ответы возникали естественно и были бы всегда действительно нейтральными. Наиболее употребительными минимальными ответами считаются следующие: «Продолжай, это меня очень заинтересовало»; «Понимаю…»; «Можно узнать поподробнее…» и т. п.

Известно, что между вопросом и ответом существует достаточно строгая смысловая и формальная координация. Вопрос строится в зависимости от потенциального ответа. Существует несколько классификаций типов вопросов, используемых в беседе.

Одна из них основана на широте предстоящего ответа. В ней выделяются три основные группы вопросов:

  • Закрытые вопросы — это вопросы, на которые ожида¬ется ответ «да» или «нет». Закрытые вопросы достаточно часто приводят к созданию напряженной атмосферы в беседе, поскольку резко сужают возможности ответа.
  • Открытые вопросы — это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», они требуют какого-то объяснения. Это так называемые вопросы «кто», «что», «как», «сколько», «почему».
  • Выясняющие вопросы — обращение к говорящему за уточнением. Они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что уже было сказано. Например: «В чём, на твой взгляд, состоит проблема?»; «Что Ты имеешь в виду?» и т. п.

Однако на пути углубленного выяснения содержания ответа учащегося более удобным представляется не просто формулирование вопросов, а прием перефразирования, когда говорящему передают его же сообщение, но словами слушающего. Цель перефразирования — собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности. Перефразирование можно начать следующими словами: «Как я понял тебя…»; «Другими словами, ты счи¬таешь…»; «По твоему мнению...».

Для эффективности беседы так же помогает применение следующих методов и приемов:

  • Метод аналогий. Суть метода заключается в использовании аналогий - образов, случаев из жизни, сказок, притч, пословиц, поговорок для иллюстрации актуальной ситуации (темы, вопроса). Метафора имеет косвенное влияние на установки, стереотипы, мнения человека, позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны. Благодаря этому снижаются субъективная значимость и ложное ощущение уникальности проблемы. Кроме того, удается разрядить излишне напряженную атмосферу беседы.
  • Установление логических взаимосвязей. Учитель вместе с учащимся устанавливает последовательность событий, выделяет роль внутренних (субъективных) факторов в происхождении событий жизни и их взаимосвязи. Данный способ позволяет расширить и уточнить понимание.
  • Самораскрытие. Учитель косвенно побуждает учащегося «стать

самим собой», делясь собственным личным опытом, выражая терпимое отношение к различным его высказываниям и чувствам.

  • Убеждение. Данный способ целесообразно использовать на фоне уравновешенного эмоционального состояния, его применение предполагает хорошее развитие образного и абстрактного мышления, устойчивости внимания. Учитель, используя понятные аргументы для учащегося, позволяет ему убедиться (утвердиться) в понимании определенных событий, способов, мыслей.

Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения следующих педагогических требований:

1. Высокий авторитет педагога у воспитанников.Логически грамотные убеждающие речи неуважаемого человека вызывают лишь раздражение слушателей и желание поступать наоборот, но, с другой стороны, и авторитет не поможет, если в речи наблюдаются логические неточности, противоречия в рассуждениях, подтасованные примеры.

2. Опора на жизненный опыт воспитанников.

3. Искренность, логическая четкость, конкретность и доступ¬ность убеждения.

4. Сочетание убеждения и практического приучения.

5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

  • Оценка. Самооценка. Переоценка. При наличии негативных чувств, мыслей позволяет выработать новый взгляд (отношение) на ситуацию - «сменить рамку». Переоценка включает выделение негативных переживаний (мыслей, образов), их фиксацию, поиск положительного (трансформацию в положительное), концентрацию на положительном и объединение положительного с негативным с целью изменения (переоценки) негатива.
  • Анализ ситуаций. В ходе беседы можно проводить совместный анализ как реальных жизненных ситуаций учащихся, так и ситуаций из жизни других людей, включая литературные примеры. Данный способ вместе с информированием помогает повысить коммуникативную грамотность, а также развить навыки использования психологической информации при анализе ситуаций.

Психологи установили, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счёт невербальных средств общения и только 20 – 40% информации передаётся с помощью слова. Необходимо обращать внимание и на невербальные знаки во время беседы. Невербальные знаки общения могут быть двух видов и воспринимаются и анализируются на подсознательном уровне. Одни непременно сопровождают нашу речь – это интонация, логические ударения, ритм, громкость речи. От того, с какой интонацией произнесено слово, зависит восприятие смысла высказывания.

Вторая группа невербальных знаков общение – это непосредственно мимика, жесты, направленность взгляда и поворот головы, позы.

Общеизвестно, что движением головы мы выражаем утверждение или отрицание. Если человек держит голову прямо – он нейтрально относится к тому, что слышит. Если голова наклоняется немного в сторону, это свидетельствует о том, что у собеседника пробудился интерес к информации.

Выразительны и непроизвольные жесты рук. Ладонь у лба – человек в задумчивости. Ладонью человек подпирает подбородок – его – что-то беспокоит, он чем-то встревожен. Руки скрещены на груди – жест закрытости, означает как бы защитный барьер, с помощью которого человек отгораживает себя от окружающего мира и неприятных или тревожащих его ситуаций. Это жест максимальной обороны от происходящего («надоело», «не хочу и не буду» и т. п.).

Жест «Потирание кончика носа» можно считать одним из наиболее распространенных жестов, который сигнализирует нам о неискренности или обмане. Объясняется этот жест примерно так: когда человек говорит неправду, он непроизвольно как бы хочет прикрыть рот рукой. У данного жеста может быть два значения, в зависимости от того, что делает человек: говорит или слушает. Если человек, использующий этот жест, говорит сам, то видимо, он говорит совсем не то, что он думает на самом деле. Если же человек, проделывающий этот жест, в этот момент слушает кого-то, – то он не верит тому, что слышит от своего собеседника, или сомневается в искренности слов говорящего. Еще одно значение этого жеста – умолчание правды, когда человек её знает, но говорит о том, что не знает.

Прятанье рук в разговоре так же может указывать на желание что-то скрыть или намеренно исказить сообщаемую вам информацию.

Для успешного проведения любой беседы необходимо учитывать и такой немаловажный фактор, как зональное пространство. Здесь выделяется 4 зоны: 1.Интимная зона – от 15 до 45 см. Это зона собственности человека, сюда допускаются только близкие люди. 2.Личная зона – от 45 до 1,2 м. Наиболее приемлема для делового общения. 3.Социальная зона – от 1,2 до 3,6 м. На таком расстоянии люди предпочитают держаться от посторонних людей или тех, кто им неприятен. 4.Общественная зона – более 3, 6 м.

Если вам необходимо организовать доверительную беседу, не сидите далеко от учащегося, находитесь к нему на расстоянии от 1 м до 45 см. Без необходимости не стоит вторгаться в интимную зону человека, это вызывает бессознательное напряжение и недоверие.

Наблюдать за невербальными знаками учащегося при беседе очень полезно, так как это даёт массу полезной дополнительной информации.