Модуль Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач психолога-педагога

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Программа повышения квалификации специалистов (с методическими рекомендациями)

Модуль «Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач психолога-педагога»

Авторы: Лебедева М.Б. и Шилова О.Н., РГПУ им.А.Герцена, Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Для освоения опыта, знаний, умений и социализации ребенка в современном информационно насыщенном, технологичном быстроменяющемся мире важно создать условия, в которых эти процессы проходили бы наиболее эффективно. Систему таких условий называют образовательной информационной средой, целью создания которой является содействие возникновению и развитию процессов образовательного сетевого взаимодействия между объектами и субъектами среды, а также формированию активности субъектов, побуждению образовательных и социальных инициатив для развития компетентности как общественно и личностно значимой ценности. Таким образом, в основе разработки содержания программы модуля, способов деятельности слушателей и планирования результатов обучения лежат личностно-деятельностный, компетентностный и средовой подходы.

Назначение модуля – способствовать развитию компетенции участников образовательного процесса в направлении поиска эффективных решений профессиональных задач психолога-педагога в условиях совместной сетевой деятельности субъектов образовательного, воспитательного процессов и процессов социального и психологического развития: учащихся, их родителей, коллег-учителей, внешних экспертов. Решения, на поиск и разработку которых нацелена деятельность обучающихся, направлены на преодоление противоречий современной высокотехнологичной образовательной среды, проявляющихся в диадах: массовость – субъектность, соответствие стандартам – аутентичность, технологичность – творчество.

Цель модуля: создание условий для развития у психологов-педагогов специальных компетенций, востребованных в связи с появлением возможностей решать ряд профессиональных задач, направленных на социально-психологическое развитие учащихся и саморазвитие, через организацию и участие в сетевых сообществах, а также участие в деятельности реального сетевого сообщества, члены которого разделяют общие интересы в области социально-психологической проблематики развития и жизнедеятельности человека, и стремятся работать вместе.

Задачи для достижения цели модуля:

  1. Подготовка психологов-педагогов к осуществлению сетевого взаимодействия с учащимися, родителями и педагогами по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью школьного психолога.
  2. Создание условий для осознания психологами-педагогами ответственности за деятельность и развитие сообщества, выбранную стратегию, тактику, формы работы и инструментарий управления сообществом.
  3. Развитие умений:
    • выбирать значимую проблему, отвечающую смыслу и масштабу сообщества;
    • формулировать диагностично описанную цель, перечень задач по конкретизации цели;
    • определять пути и минимальный набор средств для организации разных видов консультирования членов сообщества:
    • организовывать и проводить сетевые мероприятия информационного, образовательного, диагностического, творческого и др. характера;
    • фиксировать и делать открытыми опыт и суждения, возникшие в ходе обсуждения выбранной проблематики;
    • «видеть» сообщество и как единую группу, работающую по выбранной проблематике, и как сообщество индивидуальностей, привносящих свой уникальный опыт в общую «сетевую копилку».
  4. Подготовка психологов-педагогов к осуществлению осознанного выбора различных Интернет-сервисов и инструментов социальных сетей (вики, блоги, закладки, видеосервисы, фотосервисы, форумы, чаты и пр.) в целях эффективного сетевого взаимодействия, адекватно задачам общения и взаимодействия.

Время, необходимое на освоение модуля – 18 часов.

Форма освоения модуля – дистанционная. Предполагается открытое размещение результатов образовательной деятельности на сайте http://Wiki.Iot.ru, что позволит видеть, обсуждать, корректировать результаты других, а также стимулировать обучающихся к более успешному освоению содержания модуля.

Обучение связано с осмыслением и решением ряда задач профессиональной деятельности психолога-педагога с опорой на современные средства организации совместной сетевой работы (средства социального Интернета (Веб 2.0).

Предполагается значительная доля самостоятельного выбора, как координатором, так и обучающимися, решений и средств для реализации поставленных задач, рефлексия, обмен опытом, оппонирование, планирование. Обучение будет осуществляться как индивидуально, что позволит сделать собственный выбор, так и в группах, что позволит убедиться в обоснованности выбранных решений и оценивать преимущества и недостатки осваиваемых средств взаимодействия.

Оценивание деятельности будет проводиться на основе критериев, предложенных в ряде заданий. Изучение каждого модуля будет завершаться индивидуальной рефлексией обучающихся с позиции координатора сетевого сообщества, который в будущем может использовать разработанные в процессе работы материалы, апробированные средства и сервисы для работы с детьми, родителями, другими работниками образования.

Планируемые результаты обучения:

Создание коллективного портфолио (вики-страницы) сообщества психологов-педагогов (инвариантную часть структуры определяет координатор обучения, вариативная может определяться самими слушателями). Создание вики-страницы личного портфолио проекта по работе сетевого сообщества. (Все личные портфолио объединяются в коллективном портфолио сообщества). Разработка плана деятельности по вовлечению родителей в работу сообщества.

Средства организации обучения:

Персональный компьютер, Интернет, сайты социальных сервисов Интернет, социальных сетей, сайт для организации обучения http://socobraz.ru, http://www.openclass.ru

Технология организации работы по освоению содержания модуля:

Изюминкой организации работы слушателей является погружение их в реальную среду сообщества обучающихся по программе модуля. Работу сообщества направляет координатор-методист. Окунувшись сами в деятельность сетевого сообщества, слушатели смогут увидеть и прочувствовать возможные проблемы и подводные камни такой работы и взаимодействия, а также понять очевидные и ранее непонятные достоинства.

Работа с рекомендуемыми источниками информации:

В программе представлено более 50-ти источников рекомендуемой литературы, что, с одной стороны, является избыточным, но, с другой стороны, знакомство даже с названиями источников поможет поиску и определению интересных и важных проблем, которые актуальны для деятельности сетевого сообщества. Кроме указанных в тексте программы источников, на странице коллективного портфолио сообщества обучающихся, выбравших этот модуль, представлены ссылки на Интернет-ресурсы.

Учебный план модуля
ТемаКол-во часов
1Занятие 1. Профессиональные задачи психолога-педагога, решаемые через организацию совместной деятельности в сетевых сообществах. Поиск идей для деятельности сообщества.6
2Занятие 2. Планирование проекта психолого-педагогической направленности с целью организации сетевого взаимодействия его участников5
3Занятие 3. Взаимное обсуждение и рецензирование работ, корректировка плана проекта4
4Занятие 4. Подведение итогов как мягкий старт развития сообщества3
.Итого:18