Неформальные субкультуры молодёжи. Идеология ЭМО

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск
Для восприятия и понимания неформальной субкультуры ЭМО необходимо обратиться к идеологии данного движения.

Все представители этой субкультуры определяют для себя следующие основные ценности: разум, чувства, эмоции. Умение сочетать все три компонента и есть основная суть Эмо, определяющая их образ жизни, их мышление и поведение.

Эмо очень глубоко переживают всё, что происходит с ними в любых сферах жизни. Казалось бы, ну и что тут особенного – абсолютно все люди переживают свои удачи и неудачи, счастье и несчастье. Некоторые даже из-за незначительных причин способны впасть в депрессию. Чем же тогда Эмо отличаются от остальных людей? Коренное отличие Эмо – это публичность, демонстративность, все эмоции и чувства напоказ. В среде Эмо не принято скрывать своих чувств, здесь их принято демонстрировать и чем больше и ярче, тем лучше и искреннее. Эмоциональность Эмо-представителей так значительна благодаря частым проявлениям крайностей: горя и счастья, грусти и радости. Именно эта особенность выделяет Эмо на фоне других субкультур, как правило, отражающих не более одного крайнего настроения.

«Если тебе плохо – плачь от горя, если тебе хорошо – плачь от счастья, если тебе весело – смейся, а если больно – кричи. Сорви маску! Будь собой, будь настоящим, и ты никогда не будешь одинок - тебя всегда найдут такие же искренние и настоящие люди» - призыв ЭМО.

Ещё одна отличительная черта ЭМО – подростковый инфантилизм, нежелание брать ответственность на себя, отрицание жизненных правил, норм и установок, обвинение других людей в несовершенности окружающего мира. Принимая сложность окружающего мира и испытывая нехватку любви и понимания, представитель Эмо-культуры, по его мнению, выражает боль и непонимание, которые испытывает каждый человек. Именно поэтому Эмо — часто проявляют ранимость и депрессивность, душевную замкнутость и уход в свой внутренний мир. При всей своей повышенной чувствительности и восприимчивости явлений окружающего мира, Эмо нельзя назвать излишне ранимыми и постоянно впадающими по малейшему поводу в депрессивное состояние людьми. Хотя настроению многих из них свойственно полярно меняться в течение даже небольшого временного отрезка, и Эмо-кидов было бы неверно называть уравновешенными и абсолютно спокойными, но истеричность на пустом месте им тоже не свойственна.

Стремление к замкнутости и закрытости усиливается еще и тем, что достаточно большое количество времени Эмо проводят не только друг с другом, но любят посещать Интернет (где имеют возможность общаться в различных форумах и блогах, созданных специально по тематике ЭМО), заполнять различные личные дневники (в них тщательно фиксируются все переживания вплоть до мельчайших деталей,), писать стихотворения, слушать музыку.

Эмо – это эмоциональный подросток, которому жаль расставаться с детством, а приходится (отсюда пристрастие к плюшевым игрушкам, из которых обычно дети вырастают к средней школе), которого никто не понимает и не хочет понять, которому все желают зла (даже собственные родители), которому вечно приходится делать то, что не хочется, которого преследуют ровесники и которого никто не любит. Классическое подростковое "весь мир против меня" – так же присуще Эмо. Следует отметить, что очень большое внимание Эмо уделяют одной из самых вечных ценностей – любви. Эмо стремятся испытать настоящую, искреннюю, полную эмоций любовь, которая не нуждается в формах и условностях, которую не надо скрывать, которая достойна того, чтобы о ней узнали все.

Распространенное мнение, что в основе идеологии эмо лежит стремление к смерти, является ошибочным выводом, сделанным после поверхностного знакомства с эмо-лирикой. Наоборот, лирический эмо-герой стремится жить как можно полнее, стараясь испытывать все чувства по максимуму. Но он не желает убивать в себе проявление эмоций под давлением неблагоприятного отношения окружающего мира, предпочитая скорее действительно умереть, чем слиться с толпой, стать одним из многих.

Пример стихотворения:

Дождя больше нет,

Нас прибила зима,

Теперь очень сложно поверить в себя.

Я хочу разглядеть в пустоте силуэт,

Твой образ на фото?

Но там его нет,

Прозрачные капли обиды глотаю.

На кафеле белом остался лишь след!

За мутным стеклом постоянно встречаю,

Рассвет за рассветом,

Но там тебя нет…

Стихи представителей ЭМО акцентируют внимание читателя на объекте, к которому обращается автор, показывают стремление придать большую эмоциональную силу выплескиваемым чувствам при помощи дублирования знаков препинания, преобладание восклицательных и вопросительных знаков, фиксируются на собственных переживаниях.

В 2007 году социологи проводили исследование субкультур молодёжи, сравнивали представителей одних и тех же направлений в Европейских странах и в России. Анализируя вопрос, кто же в большей степени стремится в ЭМО – культуру, были сделаны следующие выводы. Если в Европе представители Эмо – это подростки преимущественно среднего класса, которые пытаются обратить внимание общественности на свои чувства и переживания, то в России Эмо изначально распространялось в основном среди детей из обеспеченных семей, которые либо бунтовали против гиперопеки со стороны родителей, либо, наоборот, пытались привлечь к себе внимание слишком занятых родителей.

Подводя итог анализу субкультуры Эмо, следует ещё раз отметить, что она играет важную роль в жизни подростков и молодёжи, удовлетворяет их информационные, эмоциональные и социальные потребности: даёт возможность узнать то, о чём не так просто поговорить со взрослыми, обеспечивает психологический комфорт. Молодёжная субкультура Эмо носит развлекательно - потребительский характер, а не познавательный, созидательный или творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности в облегченном варианте, а не на ценности национальной культуры.

Эмо-субкультура очень часто становится объектом критики. Противники её считают, что Эмо культивирует депрессию, пропагандирует самоубийство. В начале 2008 года в прессе появились сведения, что ФСБ намерена бороться с распространением эмо из-за пропаганды детского суицида. 2 июня 2008 в Госдуме России состоялись парламентские слушания, на которых обсуждалась «Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности». Крайнюю нетерпимость разработчики концепции проявили к Эмо и Готам. По степени общественной опасности они приравнены к скинхедам, футбольным фанатам, нацболам и антифашистам. Законопроект был встречен СМИ с иронией, а многие общественные деятели подвергли его осмеянию и критике.

Список использованной литературы: