Обсуждение участника:Vladimir Igishev

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Уважаемый Владимир Геннадьевич! Я переименовала статью мастер-класса в соответствии с правилами вики :) Очень интересная тема (впрочем, как всегда) С уважением --Оксана Петрова 12:07, 13 августа 2009 (UTC)


Уважаемый Владимир Геннадьевич!

Вы разместили ссылку на документ гугл сл страницы Баркемпа.

Но этот документ не может никто кроме Вас посмотреть - Вам необходимо его опубликовать. Подсказку как это можно сделать Вы найдете в этом документе http://www.scribd.com/doc/7480689/-

Успехов! С уважением --Оксана Петрова 13:10, 2 февраля 2009 (UTC)


Правовой нигилизм в подростковой среде

автор: Игишев В.Г

За последнее время Россия поднялась на достаточно высокий уровень развития правового законодательства, а также информированности населения о нем с использованием современных информационных технологий. Практически все сферы человеческой деятельности в той или иной степени регулируются нормами права. Но, к сожалению, далеко не многие, особенно, молодые люди, способны самостоятельно изучить правовые нормы и защитить свои права в случае необходимости, что ведет к достаточно печальным последствиям.

Данная проблема существует и ее надо решать, причем одной из основных задач является помощь подросткам и молодежи в формировании ее правосознания, как элемента общего мировоззрения человека, и гражданственности. Социальные факторы, влияющие на формирование мировоззрения молодого человека:

  • а) непосредственные условия жизни и работы;
  • б) организованная система обучения и воспитания;
  • в) средства массовой информации и коммуникаций (СМК), в т.ч. интернет;
  • г) государственная молодежная политика. [1]

Правосознание молодежи напрямую связано со складывающейся социально-экономической и политической ситуацией в обществе и ее отражением в системе образования, печатных изданиях, произведениях искусства, а также СМИ (СМК).

К отрицательному фактору, влияющему на процесс формирования правового сознания молодежи, можно отнести и кризис института семьи в современной России. Ежегодно из-за разводов в среднем 470 тыс. детей остаются без одного из родителей; увеличивается число детей, рожденных вне брака (около 23% всех родившихся). По данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, сегодня в России около 3 миллионов беспризорников и 657 тысяч детей-сирот. Это больше, чем их было после Гражданской и Великой Отечественной войн.[2]

На основе проводимых социологических исследований можно выделить следующие факторы, обусловливающие девиацию правового сознания современной российской молодежи:

  • правовое сознание молодых людей характеризуется сложностью и неоднозначностью, где одновременно сочетаются стремление к законопослушному поведению и готовность нарушить закон ради личной выгоды;
  • в формировании правового сознания молодежи существенную роль играет личностный фактор.

Целеустремленные, настойчивые и самостоятельные молодые люди демонстрируют более зрелое правовое сознание. У той части молодежи, которая предпочитает соперничество в конфликтных ситуациях, проявляются установки на противоправное поведение и даже вызов закону. Та часть молодежи, которая ориентируется на сотрудничество, напротив, демонстрирует большее уважение к закону и осознает опасность противоправного поведения и для личности, и для государства;

Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, [3] 72% молодых людей в возрасте 18 - 24 года не считают необходимой службу в армии по призыву и отрицательно относятся к данному государственному институту.

Именно для молодежной среды характерны различные проявления правового нигилизма:

  1. Несоблюдение и неисполнение требований законов и иных нормативных актов, когда граждане живут и действуют вопреки требованиям правовых норм. Участие в тех или иных криминальных и полукриминальных группировках становится для молодежи социально престижным занятием. Поскольку молодежь (в возрасте 14 - 29 лет) в среднем совершает половину всех уголовных преступлений в стране, то можно предположить, что именно она служит основным ресурсом для дальнейшего развития криминальной структуры общества.
  2. Подмена законности прагматической целесообразностью. Молодежь оценивает отношение власти и общества к себе как безразличное или откровенно потребительское. 77 процентов опрошенных молодых людей полагают: «Когда нужно, они вспоминают о нас» [4]. Идеализация рынка, стремление к благосостоянию во что бы то ни стало - своеобразный социально-психологический феномен молодежного сознания, в основании которого - обогащение и жизненный успех, достигаемые любой ценой. Неудивительно, что 18,1 процента опрошенных считают вполне для себя возможным участие в криминальных группировках, а 9,1 процента полагают, что сегодня это нормальный способ зарабатывания денег. При этом жизненный успех богатых людей 47,9 процента объясняют способностью приспосабливаться к жизни, а 32,7 процента - умением воровать.
  3. Неуважение к суду и правоохранительным органам. В ходе проведения различных социологических опросов молодых людей, например, установлено, что каждый пятый из них за последние 2 - 3 года был жертвой преступления, однако даже в самые трудные моменты молодые люди не склонны доверять правоохранительным органам: 36,7 процента молодых людей при нарушении их прав обращались к друзьям, 30,3 процента защищали свои права самостоятельно, и только 15,8 процента респондентов обратились в суд, в милицию или прокуратуру.
  4. Аполитичность и отсутствие сопричастности к делам государства и общества.

Значительная часть молодых людей не считают себя гражданами России, готовыми к реализации своих прав и обязанностей. 70 процентов молодых людей считают, что человек должен жить в той стране, где ему больше нравится. Заграница для молодежи более привлекательна, этим можно объяснить стремление получить образование за рубежом.

Молодые люди часто не отождествляют себя не только с Родиной, но и со своим поколением. Личную жизнь соотносят с жизнью своего поколения только 31 процент, остальные считают, что «для человека важна оценка своей личной жизни по собственным, индивидуальным, критериям». Исходя из вышесказанного, важным средством правового образования и становления гражданина могут стать современные молодежные движения, развивающие социально-правовые практики, в том числе и в сетевых сообществах и виртуальных проектах, а также:

  • активно использовать неинституциональные формы гражданского воспитания молодежи: сетевые молодежные движения, акции, инициативы, социальные практики, виртуальные школы с их многообразием средств и методов;
  • разработать и внедрить в соответствии с новыми реалиями времени, а это значит с использованием социальных сервисов и возможностей информатизации образования, основные направления правого просвещения: мировоззренческая подготовка, формирование толерантного сознания, воспитание демократической культуры, понимание процессов глобализации, интеграции и поликультурных процессов современного мира;
  • определить системообразующими видами деятельности системы становления гражданина социальную активность и самоуправление в социальных сетях, направленные на развитие организаторских и коммуникативных способностей молодежи;
  • реализовать технологии организации совместной сетевой деятельности и интерактивного общения, создающие условия для самореализации личности, формирования у учащихся российской идентичности и идеалов гражданственности для их успешной социализации;
  • особое внимание должно отводиться правовому воспитанию и образованию, в том числе, с использованием всех доступных для молодых людей СМИ и СМК ( в том числе, Интернет).

Литература:

  1. Егоров О.А. Влияние и значение социальных факторов на причины преступлений в уголовном законодательстве РФ .2006 г. Дипломная работа
  2. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. - С. 122.
  3. Левикова С.И. Молодежная субкультура. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. С. 19
  4. Левикова С.И. Молодежная субкультура. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. С. 23.