Организационные схемы сетевых сообществ

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Изображение:Communities.gif

Сообществом является такое подмножество вершин С от V, что для всех вершин принадлежащих к подмножеству C существует, по крайней мере, столько же связей с вершинами подмножества C, сколько их связывает с другими элементами множества V.


Содержание

Ценность сообщества

Ценность структуры, в которой все дочерние узлы связаны только с центральным узлом, определяется числом узлов. Эта структура характерная для централизованной сети распространения данных (радио, телевидение).

Изображение:Rid low01.png



Изображение:Rid low02.png

Закон Рида гласит, что эффективность и ценность формируемой сети пропорциональна 2 в степени N - где N число узлов в сети. Этот закон подчеркивает важную особенность современных социальных сетей. Если узлы связаны между собой, то ценность такой сетевой структуры по мере появления новых узлов растет экспоненциально. Ценность социальных сетей определяет не только и не столько контентом, который передается по каналам сети от узла к узлу, сколько связями между узлами. Следующим рисунок демонстрирует закономерность, которую обнаружил Рид.

Сообщество практики

Термин community of practice - «сообщество практики» или «сообщество обмена знаниями» впервые использовали Дж. Лав и Э. Венгер для того, чтобы обозначить группу людей, вовлеченных в совместную деятельность. В дальнейшем концепция сообщества обмена знаниями получила развитие в работах Венгера и активно использовалась для анализа отношений, которые складываются внутри организаций и сетей самого разного типа. Одно из основных положений, на которых базируется теория сообщества практики, состоит в том, что знания всегда осваиваются в определенном контексте. Для освоения знаний очень важно создать условия для участия новичка в реальной деятельности.

  • Знания и практические навыки людей тесно связаны с областью применения этих знаний и навыков.
  • Познание не может быть оторвано от тех условий, той ситуации, в которой оно происходит.
  • Невозможно обладать абстрактным знанием, которое не было бы связано с конкретным контекстом.
  • Для того чтобы освоить средство, мало его получить в свое распоряжение и начать им пользоваться. Необходимо еще воспринять культуру использования этого средства. Для этого необходимо вступить в сообщество, где это средство используются.
  • Обучение в значительной мере есть процесс социализации, в ходе которого люди учатся говорить, читать, писать, становятся школьниками, сотрудниками офиса, исследователями.


Изображение:Newbies-aut.gif

Дж. Ги в Экологии игр отмечает значение группы: Значение социального окружения для учебы - я могу заниматься изучением полетов птиц, но мои знания расширяются общением с другими людьми, которые занимаются сходной практикой и входят в сообщество практики орнитологов. Человек може быть членом Swat-группы и тогда модели поведения, стратегии выхода из ситуаций, способы и особенности примения разных типов оружия и спецсредств он узнает от своей группы. И это же верно по отношению к любой группе - учителей, учеников начальной школы, игроков футбольной команды, шайки грабителей и т.д. Хорошая учеба предполагает участие в групповой деятельности и в групповом обсуждении.

Связующая роль объектов

Сообщество образуется через совместную деятельность и совместное использование предметов и средств. Карен Цетина обращает внимание на то, что объекты замещают людей как партнеров по взаимодействию и во все большей мере опосредуют человеческие отношения, делая последние зависимыми от них.

Простого вхождения внутрь сообщества, когда новички постепенно перемещаются с периферии к центру сообщества и занимают все более устойчивое положение не происходит.

Нам необходимы объекты, при помощи которых мы взаимодействуем, поэтому к фигурке человечка мы должны добавить кирпичик-объект.

Изображение:Boywithbrick.jpg

Cоциальные сети создаются вокруг общих практик и люди объединяются и связываются через объекты. Это могут быть реальные объекты. Например, сеть автомобилистов может свободно существовать и на форумах – им всегда есть что рассказать друг другу и поделиться опытом в использовании своих автомобилей. Это могут быть виртуальные объекты или средства и тогда обсуждаются практики использования средства, фотографии на Фликр, способы прохождения игры, происходит обмен найденными в сети материалами и так далее. Сеть в отсутствие связующих объектов и практик формируется достаточно сложно. Можно придти, задать свой вопрос, получить ответ и больше никогда сюда не возвращаться. И всегда есть вопрос, что же дальше? В чем состоят правила игры, в которую мы играем внутри социальной сети и кто здесь оказывается победителем. Такие вопросы возникают внутри социальной сети LinkedIn – кто победитель? Тот, кто набрал наибольшее количество связей?

Изображение:Science-community.gif

Для того чтобы освоить средство, мало его получить в свое распоряжение и начать им пользоваться. Необходимо еще воспринять культуру использования этого средства. Для этого необходимо вступить в сообщество культуру, где это средство используются. Обучение в значительной мере есть процесс социализации, в ходе которого люди учатся говорить, читать, писать, становятся школьниками, сотрудниками офиса, исследователями и т.д. Люди легко объединяются в профессиональные сообщества благодаря вещам и средствам, которыми они пользуются. На следующей схеме люди объединяются вокруг средств, которые они используют в своей повседневной исследовательской деятельности и мы по объектам деятельности можем увидеть химиков, биологов и программистов.

Следующая схема относится к недавно созданному сообществу Скретч. Схема организации сетевого сообщества Скретч, когда связи между авторами формируются через взаимодействие с проектами и фрагментами кода программы. На каждый проект можно посмотреть и можно использовать готовые блоги, чтобы создать свой собственный проект.

Изображение:Scratch-comm-links.jpg

  • Люди воображают и представляют, что именно они хотят сделать и получить в результате
  • Создают проект, основанный на своих представлениях
  • Играют с результатами своей деятельности
  • Делятся результатами своей деятельности с другими людьми
  • Обдумывают и обсуждают свои результаты
  • Обсуждение и обдумывание приводит к новым представлениям и новым проектам.

Изображение:Spiral.png


Функциональная схема сообщества

Среди многочисленных схем, предложенных в настоящее время для анализа отношений внутри сообществ, особое внимание привлекает функциональная схема, предложенная де Суза и Прис. На схеме представлены узлы (сообщества, цели, группы и т.д.), объединенные между собой линиями стрелок. Стрелки отражают отношения между узлами схемы. Следуя по схеме сверху вниз мы можем проследить отношения внутри системы сообщества

Изображение:Comm-scheme.png

Как следует из представленной схемы:

  1. У сообщества есть цели, участники и определенный набор правил.
  2. Цели сообщества формируются на основе ожиданий и задач отдельных членов сообщества.
  3. Желания и задачи всего сообщества влияют на поведение отдельных членов сообщества.
  4. Нормы и правила определяют действия.
  5. Действия требуют общения.
  6. Действия требуют объектов.

Деятельность внутри учебного сетевого сообщества носит продолжительный характер и складывается из простых действий отдельных участников. Простые действия предполагают публикацию новых материалов, установление связей между различными публикациями, редактирование материалов. Это достаточно простые стратегии поведения отдельных членов сообщества, на базе которых формируется сложное поведение всего сообщества.


Системная модель сообщества

В рамках этой модели обучение рассматривается как процесс создания сети. Узлами могут быть внешние сущности, которые мы можем использовать для формирования сети. Узлами могут быть люди, организации, библиотеки, веб-сайты, книги, журналы, базы данных, или любой другой источник информации. Акт обучения заключается в создании внешней сети узлов, которых мы подключаем в форме источников информации и знаний. Обучение, происходящее в нашей голове, есть формирование внутренней нейронной сети. Учебные сети можно рассматривать как внешние структуры, которые мы постоянно создаем и перестраиваем, с тем чтобы идти в ногу со временем, постоянно приобретать опыт, создавать и подключать новые внешние знания. Учебные сети могут восприниматься как внутренние структуры, которые существуют в нашем сознании и находятся в постоянном процессе создания модели понимания.


Изображение:Connect-learn1.gif

Обучение происходит в сообществах, где учебной практикой является участие в жизни общества. Обучение деятельности происходит в процессе общения ученика и других членов сообщества. Это общение в эпоху веб 2.0, состоит не только из слов, но и изображений, мультимедиа и многое другое. Это общение создает богатое разнообразие динамичных и взаимосвязанных ресурсов, которые создаются всеми членами сообщества, включая учащихся.