Организация сопровождения проекта СоцОбраз

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Организация непрерывного методического сопровождения и консультирования работников образования – социальных педагогов, психологов, работников дополнительного образования, классных руководителей по работе в сетевых социально-педагогических сообществах

Как мы организуем работу по проекту СоцОбраз: По материалам, любезно присланным Алексеем Сергеевым, г.Волгоград

Об особенностях деятельности в сетевых сообществах

Сетевое сообщество понимается как группа людей, которые, находясь в состоянии взаимозависимости друг от друга, координируют и согласовывают свою совместную деятельность при помощи интернет-технологий. Определяющее значение для формирования и существования сетевых сообществ имеют такие их характеристики, как интенсивный коммуникационный обмен членов сообщества; общие цели, интересы и потребности; общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ; общий контекст и язык общения. Обмен информацией, на основе которого выстраивается деятельность сетевого сообщества, не обязательно должен проводиться в виде обмена текстовыми сообщениями (электронная переписка), во многих случаях это могут быть «простые действия» (по Е. Д. Патаракину) по отношению к ресурсам сети Интернет: комментирование изображений и видеозаписей, выставление рейтинга, участие в опросах, указание меток и др. Таким образом, сетевые сообщества складываются «вокруг» тех или иных сетевых ресурсов из посетителей сайтов (пользователей сетевых служб), взаимодействующих с помощью специальной программной оболочки на основе общих действий по отношению к размещаемой информации.

Сетевые сообщества близки в своем определении к понятию «социальная группа» и их правомерно рассматривать не как простое множество людей, а как составную часть более широкой социальной общности, как коллективный субъект деятельности в виртуальной среде Интернета (С. В. Бондаренко). Человек в сетевом сообществе представлен своим виртуальным образом, что заменяет внешность, является лицом, выражением творческих устремлений и представлений о собственном «Я». Этот образ формируется с чистого листа и во многом определяется чертами того сетевого сообщества, с которым себя человек соотносит, а само сетевое сообщество может определяться как устойчивая общность подобных виртуальных образов.

Сетевые образовательные проекты и сетевые сообщества, как было отмечено выше, тесно связаны между собой, ведь реализация проекта в сети фактически означает создание действующего сообщества (Е. Д. Патаракин), а сетевое сообщество, в котором интенсивно протекают процессы коммуникационного обмена и совместной деятельности, позволяет вести речь о создании специфической среды, в которой возможна эффективная реализация личностно ориентированных образовательных технологий.

Новые пути реализации педагогических технологий

Анализ проектной деятельности через категорию «сетевое сообщество» позволяет подчеркнуть многие важные характеристики тех взаимодействий, которые происходят внутри учебной группы, понять природу активности учащихся, увидеть сущностные механизмы реализации личностных компонент педагогических технологий. Создание сетевого сообщества как организация проекта, включение учащихся в деятельность существующих сетевых сообществ как организация их проектной деятельности дает возможность, с нашей точки зрения, вести речь о новых путях реализации педагогических технологий.

Механизмы личностного развития при такой организации обучения могут быть реализованы в соответствии с такими характерными чертами обучения в сообществах, как интенсивное общение их участников, диалог, обмен знаниями, взаимная поддержка; свобода в выборе видов деятельности и собственных маршрутов, творческий характер деятельности; приобщение учащихся к определенным областям сетевой культуры, включение в содержание обучения «смысловых единиц» (по Е. В. Бондаревской), широкой палитры ценностей и предоставление возможностей их выбора; широкое включение в деятельность сетевых сообществ субъектного опыта учащихся и преподавателей, возможностей постижения опыта других; стремление участников сообщества к самореализации и поиску собственной индивидуальности, формирование своего образа в сети Интернет и конструирование собственного окружения, стремление «улучшать мир и себя в нем» (по Е. П. Белозерцеву).

Личностное развитие членов сетевого сообщества определяется тем, что личность — это социальное качество человека, личность — это деятель и социализация личности происходит в совместной деятельности с другими людьми. Сетевое сообщество при этом выполняет роль посредника между учащимся и предметами культуры, что лежит в основе деятельности обучения. Оно во многом определяет, а также одновременно отображает контекст жизнедеятельности обучаемых, что позволяет педагогам конструировать образовательную среду, лучше понимать своих учеников, выстраивать обучение в плане их интересов, жизненных перспектив и способностей.

Организация непрерывного методического сопровождения и консультирования

В проводимой Программе в части создания и функционирования сетевых педагогических сообществ указанных целевых групп требуется формирование новых ролей педагогов – организатор работы, сетевой консультант, преподаватель очно-дистанционного курса, представитель программы в регионах, координатор сетевого проекта из числа учителей-«активаторов», член сетевого сообщества:

Организатор работы в Сети – участник программы, действующий на договорной основе, организующий работу сетевого сообщества целевых групп в привлекаемых регионах. Проводит мероприятия по привлечению участников к деятельности в сетевом сообществе через очные формы - мастер-классы, презентации, … и дистанционные – специальным образом разработанные тренинги в среде Wiki-Wiki, skype-обсуждения по проблемам целевых групп, проекты социальной направленности…, имея более широкие права и возможности по сравнению с другими членами сообщества, удаляя сообщения, несоответствующие этическим нормам. Привлекает по мере запросов сетевых консультантов и учителей-«активаторов» к поддержанию активной деятельности социально-педагогического сообщества. Сопровождает работу сетевого ресурса, размещает региональные новости. Взаимодействие осуществляется с региональными представителями Программы, с управлениями образования, ИПКПО и педвузами.

Сетевой консультант - участник программы, действующий на договорной основе, оказывающий консультационную дистанционную поддержку членам сообщества - социальным педагогам, психологам, родителям. В Программе работают консультанты целевой группы - психологи, социальных педагога, юрист и специалист доп. образования, отобранные по результатам резюме, включающего позиции, подтверждающие их профессионализм в данной области, уровень ИКТ-грамотности, полученный опыт дистанционной работы и использования социальных сервисов Веб 2.0. Консультант наполняет Wiki-среду нормативными документами, методическими материалами, тестами, ссылками на тематические сайты (не менее 15-ти в месяц), ведет тематический блог (давать анонсы на интересные тематические материалы), где проводит консультации по проблемам целевой аудитории. По запросу пишет аналитические справки по результативности работы сообщества. Взаимодействует с родителями школьников по вопросам воспитания и обучения, с коллегами по профессиональным вопросам, с организаторами работы по программе, представителями в регионах, педагогами-«активаторами» и членами сообщества. Проходит дополнительное двух-трехдневное обучение в специальным образом разработанных дистанционных тренингах по организации деятельности с социальными сервисами и в социальной среде.

Преподаватель очно-дистанционных курсов целевых групп – участник программы- представитель обучающей площадки в выбранном регионе, с которой заключено соглашение, имеющий опыт дистанционной педагогической работы; обладающий практическими знаниями, умениями и навыками в той области, в которой он осуществляет свою деятельность. Проводит групповые и индивидуальные занятия с обучающимися из состава целевых групп по различным вопросам изучаемого учебного курса, обеспечивая эффективное использование соответствующего учебно-методического сопровождения учебного курса и единые для всей сети стандарты качества, осуществляет их текущую аттестацию. Взаимодействует с организаторами работы по программе, представителями в регионах и членами сообщества - слушателями курса. Проходит дополнительное двух-трехдневное обучение в специальным образом разработанных дистанционных тренингах по организации деятельности с социальными сервисами и в социальной среде.

Представитель Программы в регионах – участник Программы, действующий на договорной основе. Проводит презентации программы в своем городе/регионе, организует и проводит обучающие семинары и мастер-классы для целевых групп. Координируют сетевую работу педагогов-«активаторов» в своем регионе, выявляют и привлекают их к проектной деятельности в программе. Отслеживают эффективность и результативность проведения программы в городе/регионе. Взаимодействуют с региональными координаторами и участниками программы в своем городе/регионе.

Координатор сетевого проекта – педагог-«активатор» из состава целевой аудитории Программы, прошедшие обучение и дистанционные тренинги для дальнейшей работы в социальных сетях в проектах социально-педагогической поддержки школьников (проблемы – «Ребенок в обществе» (социальные педагоги и классные руководители), «Спасатели» (юридические и психологические консультации), «Семья и школа» (родители + консультации), «Обучение с увлечением (доп. обучение, самообучение)». Работают на общественных началах, привлекаются через рассылки, заявки, созданные на социальных платформах, очные и дистанционные акции, через очные курсы обучения и тренинги в среде Wiki. Проходит дополнительное двух-трехдневное обучение в специальным образом разработанных дистанционных тренингах по организации деятельности с социальными сервисами и в социальной среде. Взаимодействуют с представителями и участниками программы в своем городе/регионе.

Эксперт-социолог - квалифицированный специалист, действующий на договорной основе. Привлекается на начальном этапе для проведения исследования по выявлению потребности представителей образования в развитии социально-педагогических сообществ и на завершающей стадии – по оценке результативности деятельности целевой аудитории в сетевом социально-педагогическом сообществе. Взаимодействие осуществляется с координатором Программы.


Член сетевого сообщества – педагог одной из указанных в Программе целевых групп (социальный педагог, психолог, специалист дополнительного образования, классный руководитель), который в силу профессионального интереса включается в коммуникацию и деятельность с коллегами и родителями школьников ради достижения индивидуальных целей через общие, тем самым способствуя созданию и развитию сетевого сообщества. Взаимодействие осуществляется с сетевыми консультантами, преподавателями очно-дистанционных курсов, координаторами сетевых проектов-педагогами-«активаторами» , представителями Программы в регионах.

Таким образом, говоря об организации непрерывного методического сопровождения и систематического консультирования работников образования – социальных педагогов, психологов, работников дополнительного образования, классных руководителей в сетевых социально-педагогических сообществах, мы, прежде всего, говорим о выстраивании системы слаженно действующей «команды» педагогов-профессионалов, деятельность которой во всем ее многообразии и выстраивании разнообразных взаимосвязей, направлена на создание и поддержание специфической среды, привлекательной для активного коммуникационного обмена целевой аудитории. В этой среде становится возможной эффективная реализация личностно ориентированных образовательных технологий. Деятельность в ней основывается на общих целях, интересах и потребностях. Ее объединяют общий ресурс, к которым члены сообщества имеют доступ, общий контекст, язык общения.