Оргсхемы работы в сетевых сообществах в рамках проекта

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Организационные схемы создания и развития социально-педагогических сообществ психологов, методистов, социальных педагогов и родителей в сети Интернет

Автор: М.Заботнев с использованием материалов семинара с педагогами на секции «Социальные сети в образовании», проводимой в рамках Всероссийской конференции «Информатизация образования: Школа XXI век», октябрь 2008 год


Компьютерная сеть (Интернет), сеть документов (Всемирная Паутина) и программное обеспечение (социальные сервисы) связывают между собой не только компьютеры и документы, но и людей, которые пользуются этими компьютерами, документами и сервисами. Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Мы можем только создать условия, которые бы облегчали формирование таких сообществ. Благодаря сетевой поддержке перед сообществами обмена знаниями открываются новые возможности по представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов. С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества.


Компьютерные коммуникации сегодня формируют новое поле информационной культуры, в котором реализуется деятельность современного общества. Именно сети составляют новую социальную морфологию наших обществ, а распространение "сетевой" логики в значительной мере сказывается на ходе и результатах процессов, связанных с производством, повседневной жизнью, культурой и властью. Перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде. Вполне оправданно, если и поиск решения этих задач мы будем искать в среде информационных, компьютерных и сетевых дисциплин. Одна из основных тенденций развития образования в связи с этим состоит в пересмотре концепций организации учебной деятельности. В учебной практике процессы формирования сетевых, децентрализованных моделей обучения сегодня еще мало заметны, но именно сетевые технологии готовят для них почву. Модель обучения в сетевых сообществах обмена знаниями представляется одной из наиболее перспективных моделей дистанционного обучения. Постепенно происходит сдвиг от централизованной модели к горизонтальным сетевым взаимодействиям. Сейчас, когда в обществе меняется система организации производства и отношения между людьми из иерархической системы переходят в плоскость более децентрализованных, можно ожидать соответствующих изменений и в моделях обучения.


Содержание

Цели и задачи создания сообществ

Цели сообщества формируются на основе ожиданий и задач отдельных членов сообщества. В свою очередь, желания и задачи всего сообщества влияют на поведение отдельных членов сообщества. Внутренняя и внешняя политика сообщества формируется на основании норм и правил, которые принимают члены сообщества. В свою очередь, принятые нормы и правила влияют на поведение членов сообщества. Группы людей создают сообщество. Отдельные члены сообщества: образуют группы; разделяют общие ожидания и задачи; принимают нормы и правила; выполняют действия.


Действия, которые выполняют члены сообщества, следуют нормам и правилам, воплощают ожидания и задачи, требуют объектов действия и общения между членами сообщества. С нашей точки зрения важным представляется тот факт, что деятельность внутри учебного сетевого сообщества носит продолжительный характер и складывается из простых действий отдельных участников. Простые действия предполагают публикацию новых материалов, установление связей между различными публикациями, редактирование материалов. Это достаточно простые стратегии поведения отдельных членов сообщества, на базе которых формируется сложное поведение всего сообщества.


Одна из задач сетевого сообщества для педагогов - профессиональный рост педагогов и поэтому одним из требований к созданию такого сообщества, чтобы оно носило в том числе и учебный характер. Учебные сообщества уделяют наибольшее внимание тому, как люди делятся своими знаниями. В основании модели лежит признание равенства доступа и возможностей, которыми обладают все члены учебного сообщества. Все участники сообщества могут публиковать, редактировать, помечать и аннотировать документы.


Знания и умения, которые необходимы для участия в деятельности сообщества достаточно просты, и сами действия, которые выполняют члены сообщества так же достаточно просты и повторяются многократно. На основании перечня задач и тех возможностей, которые для их решения открывают современные сетевые средства, мы построили элементарный перечень технологий, необходимых для учебного сетевого сообщества. Эта простая базовая модель включает следующие взаимосвязанные элементы, с которыми взаимодействуют члены учебного сообщества:


Цифровые объекты это - книги, справочники, программные средства, аудио и видео материалы, тесты, которые предоставляются цифровыми библиотеками, музеями или городскими медиатеками. Цифровые объекты могут использоваться как в качестве учебных материалов, так и в качестве материалов, которые расширяют сообщения, которых публикуют в сети члены учебного сообщества. Образцы педагогических практик о том, как использовать материалы из цифровых коллекций и сетевые сервисы внутри учебного сообщества. Прежде всего, это - примеры использования цифровых объектов. К таким примерам относятся создание новых объектов, включение уже существующих объектов в новый контекст, классификация и аннотация цифровых объектов.


Сетевые проекты, в которых были использованы примеры, информационные сервисы и цифровые объекты из коллекций сетевых сообществ. Отличительной чертой проектов, которые осуществляются внутри сообщества, является их непрерывный характер. Объекты, средства и идеи, созданные в ходе одного проекта, в дальнейшем могут быть видоизменены и востребованы в ходе других проектов. Основой и инструментарием деятельности члена сообщества являются социальные сервисы. Социальные сервисы это - службы, поддерживающие существование сообщества. Во-первых, это общие сетевые сервисы, которые обеспечивают рассылку новостей, поиск партнеров, поиск информации. Во-вторых, это специализированные агенты, которые поддерживают коллективную деятельность, фильтрацию материалов, проведение исследований, расширение сообщений. Информационные сервисы позволяют включать цифровые объекты в материалы учебных лекций, дискуссии учеников и творческие проекты.

Деятельность сетевого профессионального сообщества

На основании перечисленных элементов организуется деятельность сетевого профессионального сообщества.

Рис 3.1. Организационная схема сетевого сообщества

Платформа для организации деятельности сетевого сообщества

Аппаратно-программная платформа организации деятельности сетевого сообщества включает набор программно-технологических компонент, позволяющих реализовать работу индивидуальных членов сообщества и их групп в соответствии с целями и задачами сообщества.

В качестве групп пользователей сообщества могут выступать:

  • Учителя;
  • Психологи;
  • Методисты;
  • Социальные педагоги;
  • Родители.

Схема работы сетевого сообщества педагогов

Организационная схема работы сетевого сообщества учителей представлена на рис. 3.2. Инициатором и участниками сообщества в данном случае являются учителя – преподаватели по различным дисциплинам начального, среднего и профессионального образования. Потребность в создании группы и сообщества учителей обуславливается необходимостью обмена опытом, формирования новых методик обучения, в т.ч. с использованием современных информационных коммуникационных технологий (ИКТ), а также необходимостью взаимодействия учителей по различным учебным дисциплинам и различным учебным программам в рамках школьного и среднего профессионального образования.

Рис 3.2. Организационная схема работы сетевого сообщества учителей

К формам и видам деятельности в профессиональном сообществе учителей относятся:

  • общение в режиме on-line и off-line, обмен опытом;
  • коллективная выработка методик, адекватных современным потребностям учащихся и техническим возможностям современных средств обучения;
  • реализация обмена информационными ресурсами в различных форматах, электронными образовательными ресурсами (ЭОР);
  • коллективное обсуждение проблем современного образования;
  • обучение учителей, в т.ч. в режиме самообучения;
  • повышение квалификации преподавательского состава;
  • проведение различных конкурсов.


С технической точки зрения данная работа реализуется на основе сервисов Веб 2.0:

  • Система создания и редактирования блогов;
  • Система коллективной работы Wiki-Wiki (коллективное создание и редактирование контента, образовательных ресурсов);
  • Сервис google maps (коллективная работа с использованием географических карт);
  • Сервис YouTube – размещение и просмотр звуковых и видео-материалов в сети;
  • Сервис Skype – общение с использованием микрофона и веб-камеры (видеотелефон), коллективного чата.


В качестве результатов работы такой сети можно отметить:

  • повышение квалификации преподавателей, в т.ч. в сфере ИКТ;
  • формирование новых методик обучения;
  • повышение эффективности обучения в целом.

Схема работы сетевого сообщества психологов

Аналогичным образом формируется организационная схема работы сетевого сообщества психологов (рис. 3.3). Инициатором и участниками сообщества в данном случае являются психологи – специалисты по психологии в области начального, среднего и профессионального образования.

Рис 3.3. Организационная схема работы сетевого сообщества психологов

Потребность в создании группы и сообщества психологов обуславливается необходимостью обмена опытом, формирования новых психологических подходов и методик в области образования (детской и юношеской психологии, психологии преподавателей), а также необходимостью взаимодействия психологов различных уровней с целью повышения эффективности оказания психологической помощи и поддержки в сфере образования.


К формам и видам деятельности в профессиональном сообществе психологов относятся:

  • общение в режиме on-line и off-line, обмен опытом;
  • совместная выработка методик, адекватных современным потребностям участников образовательного процесса;
  • реализация обмена информационными ресурсами по психологии и их обсуждение в рамках сообщества;
  • коллективное обсуждение проблем в области психологии в сфере современного образования;
  • обучение психологов, в т.ч. в режиме самообучения;
  • обеспечение психологической помощи как в рамках сообщества, так и при взаимодействии с другими сообществами.


Аналогично, с технической точки зрения, данная работа реализуется на основе сервисов Веб 2.0 (Блоги, Wiki-Wiki, google maps,YouTube, Skype).


К результатам создания и работы сетевого сообщества психологов можно отнести:

  • повышение квалификации психологов;
  • формирование новых подходов и методик в психологии образовательной деятельности;
  • повышение эффективности оказания психологической помощи и поддержке среди участников образовательной деятельности.

Схема работы сетевого сообщества методистов

Схема работы сетевого сообщества методистов представлена на рис. 3.4. Инициатором и участниками сообщества в данном случае являются методисты – специалисты по формированию методических материалов в области начального, среднего и профессионального образования.

Рис 3.4. Организационная схема работы сетевого сообщества методистов


Потребность в создании группы и сообщества методистов обуславливается необходимостью обмена опытом в области методического обеспечения сферы образования, формирования новых методических подходов и методик обучения с целью повышения эффективности методического обеспечения образования.


К формам и видам деятельности в профессиональном сообществе методистов относятся:

  • общение в режиме on-line и off-line, обмен опытом;
  • совместная выработка методик, адекватных современным потребностям участников образовательного процесса, а также современных компьютерных технологий;
  • реализация обмена информационными ресурсами по методическому обеспечению сферы образования и их обсуждение в рамках сообщества методистов;
  • коллективное обсуждение проблем в области методического обеспечения сферы образования;
  • обучение методистов, в т.ч. в режиме самообучения;
  • повышение квалификации кадрового состава методистов в образовании;
  • взаимодействие методистов в рамках своей группы, а также с другими группами в рамках сообщества.


К результатам создания и работы сетевого сообщества методистов можно отнести:

  • повышение квалификации методистов;
  • формирование новых подходов и методик в образовательной деятельности;
  • повышение эффективности методического обеспечения в сфере образования.


Схема работы сетевого сообщества родителей

Схема работы сетевого сообщества родителей представлена на рис. 3.5. Инициатором и участниками сообщества в данном случае являются родители учащихся, ищущие возможности для повышения уровня своего образования, ИКТ-компетенции, а также способы повышения эффективности воспитательной деятельности.

Рис 3.5. Организационная схема работы сетевого сообщества родителей


Потребность в создании группы и сообщества родителей обуславливается необходимостью обмена опытом в области воспитательной деятельности, поиск новых воспитательных методик, повышение уровня образования и ИКТ-компетенции.


К формам и видам деятельности в профессиональном сообществе родителей можно отнести:

  • общение в режиме on-line и off-line, обмен опытом;
  • обмен информационными ресурсами, связанных с воспитательной деятельностью и их обсуждение;
  • формирование и использование новых методических подходов в воспитательной деятельности;
  • обучение, в т.ч. в режиме самообучения, повышение уровня образования и ИКТ-компетенции;
  • взаимодействие с другими группами (методистами, преподавателями, психологами) в рамках сообщества.


К результатам создания и работы сетевого сообщества родителей относятся:

  • повышение уровня образования и ИКТ-компетенции;
  • повышение эффективности воспитательной деятельности.


Аналогичным образом формируется сообщество социальных педагогов и другие сообщества, заинтересованные в повышении эффективности образования в целом.

Организационно-технологическая схема работы сообществ

Организационно-технологическая схема работы сообщества предусматривает возможность программного включения существующих сайтов образовательных учреждений, персональных сайтов работников образования, педагогических коллективов в единую социально-педагогическую сеть с обеспечением механизмов поиска цифровых образовательных ресурсов на всех сайтах сети и доступа к сайтам через «единое окно».


Организационно-технологическая схема обеспечивает условия для повышения эффективности взаимодействия между участниками сетевых социально-педагогических сообществ, улучшения информационного обмена, в том числе с опорой на современные коммуникационные решения, системы блогов, внедрения механизмов "фолксономии", развивающиеся в сети Интернет, в частности Веб 2.0 и «семантический Веб».


Организационно-технологическая схема работы социально-педагогических сообществ психологов, методистов, социальных педагогов и родителей в сети Интернет представлена на рис. 3.6.

Рис 3.6. Организационно-технологическая схема работы сообщества

Серверная часть системы включает функциональные блоки:

  • Система обеспечения коллективной работы MediaWiki ;
  • Система управления контентом, регистрации и блогов CMS Drupal  ;
  • Система дистанционного обучения LMS Moodle ;
  • База данных учебных материалов нового поколения, представленных участниками сообщества;
  • База данных сайтов и пользователей.


Система обеспечения коллективной работы MediaWiki позволяет реализовать следующие сервисы:

  • Размещение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) участниками сообщества в каталоге ЦОР;
  • Реализация коллективной работы (совместное создание редактирование статей, методических материалов, образовательных ресурсов в формате гипертекста) в соответствии с принципами технологии Wiki-Wiki;
  • Поиск страниц Вики по ключевым словам и алфавитному указателю;
  • Реализация сервисов Веб 2.0 (google maps, youtube).

Система управления контентом, регистрации пользователей, создания и редактирования блогов, реализованная на основе CMS Drupal включает сервисы:

  • Регистрация пользователей в системе (создание учетной записи пользователя);
  • Создание и редактирование пользовательских блогов;
  • Система рейтингирования пользовательских статей и блогов;
  • Систему работы с электронной почтой (создание персонального почтового ящика пользователя, реализация функций просмотра и отправки электронной корреспонденции);
  • Создание и редактирование пользовательского профиля;
  • Средства поиска единомышленников (поиск участников сети по профессиональным интересам);


Система CMS Drupal является точкой входа для пользователей сообщества (учителей, психологов, методистов, социальных педагогов, родителей и др.).

Посредством CMS Drupal также реализуется взаимодействие пользователей с базой данных каталога образовательных ресурсов и БД Единой коллекции ЦОР


База данных учебных материалов нового поколения, представленных участниками сообщества позволяет обеспечить хранение информационных ресурсов и доступ к ним участников сообщества. Единая база данных сайтов и пользователей обеспечивает возможность работы пользователей в различных функциональных блоках с одной учетной записью.