Отчет о проведении деловой игры 8 февраля 2009

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Деловая игра по моделированию деятельности участников сообщества «Соцобраз» была проведена 8 февраля 2009 года сетевыми координаторами сообщества «Соцобраз» в рамках установочного семинара «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, социальных педагогов, психологов, социальных работников, методистов, преподавателей системы дополнительного образования и родителей), ориентированных на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования».

Данное мероприятие вызвано необходимостью формирования стратегии деятельности различных участников сетевого педагогического сообщества для создания и развития системы непрерывного консультирования работников образования по работе в сети, описание схемы взаимодействия профессиональных консультантов, консультантов-школьных педагогов и родителей школьников.

Цель работы:

сформировать представления участников деловой игры о ключевых областях управления сетевым педагогическим сообществом.

Для достижения этой цели реализованы следующие задачи:

  • актуализация ожиданий (потребностей) всех участников сообщества в условиях сетевого взаимодействия,
  • выявление проблем, интересующих целевые группы (социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, школьных психологов, родителей) сетевого сообщества СоцОбраз для обсуждения в сетевых сообществах, определение путей и способов их обсуждения и решения в сети, в рамках работы сообщества.
  • выработка идей для развития сообщества, модели деятельности модераторов и других участников сообщества Соцобраз.

В игре приняли участие 28 человек, в числе которых:

  • профессиональные консультанты по направлениям: школьные психологи, дополнительное образование детей, социальная педагогика;
  • региональные организаторы работы сообщества «Соцобраз» из 9-ти регионов,
  • сетевые организаторы сообщества «Соцобраз».

Проблемное поле задано вопросом: «Кто должен наполнять сетевое педагогическое сообщество и что там должно происходить, чтобы туда хотелось еще раз придти и самому педагогу, и родителям школьников?». Есть профессиональные мнения о том, каковы отличительные признаки российских сетевых сообществ: «из интервью с А.Волковым: Вопрос: Каковы основные признаки российской аудитории (сетевых сообществ), отличающие её от пользователей с Запада? Ответ: Все отличия привычны: люди гораздо менее открыты друг к другу в целом, но дружат при этом насмерть. Почти всегда наши люди в большей степени самостоятельны, они слабо поддаются вовлечению в сообщество. Иногда кажется, что дело в особенностях культуры, которая в первую очередь ориентирует людей на решение задач, а не на общение и объединение по интересам».

На первом этапе были определены роли участников сетевого педагогического сообщества: модератор, комьюнити-менеджер, «активатор», консультант. 1. Модератор. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют руководителя дискуссии, редактора рубрики на телевидении и радио, а также ведущего Internet-форума, электронного листа рассылки. «В Ватикане модератор был лицом, которое указывало на самые существенные положения в речах папы. В современном значении под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной». Петров А. В., Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации, СПб, «Речь», 2005 г., с. 9 Главное для Модератора - понимать, что во время дискуссии наиболее интересным для ее участников является не Модератор, а сам процесс дискуссии. Модерация нужна для поддержания порядка в самом широком смысле. Это означает как упорядочивание содержащейся в сообществе информации, так и контроль обсуждений и поддерживание адекватного стиля общения. Какие бы уважаемые и умные люди не общались — ситуации, требующие вмешательства модератора, возникают почти неминуемо, особенно при открытом доступе к ресурсу.

2. Комьюнити-менеджер. "Классический комьюнити-менеджер занимается созданием и сопровождением сообществ. Задача комьюнити-менеджера - чтобы людям было хорошо внутри сообщества. Создает каркас сообщества - правила, процессы, ритмы. Базовые правила:

  • внимание к участникам и вывод их вперёд, напоказ друг перед другом. Людям важно, что их видят, уважают, что могут присоединиться и поучаствовать добровольно и по своему усмотрению.
  • создание уникальной атмосферы, которая не просто организует людей, а вдохновляет и делает их счастливее от того, что они принадлежат этой группе.
  • создание звёзд из её участников, помогает людям строить авторитет, известность и за счёт этого делать сообщество ярче.
  • показывает образец выполнения правил сообщества.

Комьюнити-менеджер хоть и главный в сообществе по возможностям и по правам, но фактически ниже всех участников сообщества. Сообщество - не площадка для реализации амбиций комьюнити-менеджера, а место для создания звёзд и героев, для реализации участников. Комьюнити-менеджер реализуется в каждом участнике. Комьюнити-менеджер создаёт уникальную, особую атмосферу, которая не просто организует людей, а вдохновляет и делает их счастливее от того, что они принадлежат этой группе". Из статьи А. Волкова «Чтобы людям было хорошо внутри сообщества».

3. Активатор - "педагог, активный сторонник использования информационных технологий, лидер данного направления инновационных изменений". Из материалов, представленных на конференции Ассоциации RELARN Л.Н.Захаровой, Л.Н.Шиловой, Б.Б.Ярмаховым, Нижний Новгород.

4. Консультант. «Участник программы-профессионал, оказывающий консультационную дистанционную поддержку членам сообщества - социальным педагогам, психологам, родителям. Консультант наполняет Wiki-среду нормативными документами, методическими материалами, тестами, ссылками на тематические сайты, ведет тематический блог, где проводит консультации по проблемам целевой аудитории. Взаимодействует с родителями школьников по вопросам воспитания и обучения и коллегами по профессиональным вопросам». Это идеолог проекта, его «сердце-и-ум». Из материалов, разработанных к проекту сообщества «СоцОбраз». Основываясь на общих принципах построения сообщества, участники деловой игры определяли стратегии поведения модератора, комьюнити-менеджера, консультанта, активатора сообщества для реализации каждого принципа построения сообщества. Принципы следующие: определение целевой аудитории сообщества, определение идеи сообщества, выделение\приглашение лидеров мнений (консультантов, ведущих дискуссий), продумывание стимулов для общения аудитории и предложение примеров реализации, предложение примеров тем, которые вызовут дискуссии, выявление форм поддержания дискуссии и направление их в нужное русло. Результатом выполнения этого задания стало понимание роли и функций каждого участника и возможностей их эффективного взаимодействия. Отсутствие хотя бы одного звена может помешать развитию сообщества. На втором этапе игры вырабатывались формы деятельности и сетевые активности модератора, комьюнити-менеджера, консультанта, «активатора» конкретного сообщества для реализации каждой задачи конкретного специалиста с учетом принципов построения сообщества.

Участниками определены наиболее актуальные профессиональные проблемы сетевых сообществ социальных педагогов, школьных психологов, педагогов дополнительного образования и классных руководителей, а также задачи, которые в связи с этим возникают.

Третий этап был посвящен решению вопроса «За счет чего можно создать "движение" и "устойчивость" в сообществе?». По мнению специалистов (с этим согласились участники игры) по созданию сетевых сообществ "движение" в сообществе создаётся за счёт создания самых разных точек для пересечения интересов людей, чтобы им было про что поговорить, где-то принять участие, на что-то посмотреть. Идеальное ведение сообществом учитывает интересы самых разных участников". «В идеале - устойчивое сообщество" - сообщество, в котором задачи ставятся не "только и не сколько" модератором, а его участниками».


Выводы

Формат мероприятия способствовал достижению основой цели - сформировать представления участников деловой игры о ключевых областях управления сетевым педагогическим сообществом. В результате выработаны единые подходы к формированию стратегий деятельности различных участников сетевого педагогического сообщества для создания и развития системы непрерывного консультирования работников образования по работе в сети. Проиграны различные ситуации по взаимодействию профессиональных консультантов, консультантов-школьных педагогов и родителей школьников.

Наиболее значимые эффекты:

  • определены основные направления деятельности в сети участников в соответствии с потребностями выявлены «сетевые потребности» участников проекта (педагогов целевых групп, родителей, школьников),
  • сформирован банк идей о разнообразных формах деятельности и сетевой активности в сообществе СоцОбраз для разных участников проекта.
  • выработаны идей для развития сообщества, модели деятельности модераторов и других участников сообщества Соцобраз.