О необходимости своевременной логопедической помощи. Проблемы и пути решения

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Речь – одна из важнейших психических функций мозга и любая патология речи скажется на развитии мозга, а значит на интеллекте. Мозг специализирован для речи. Область Вернике в левой височной доле делает нас способными понимать речь. Область Брока в складках лобной доли контролирует поток слов от мозга ко рту. Поэтому помощь в развитии речи – это есть борьба за интеллект наших детей для успешного обучения в школе. В последние годы многие родители и учителя жалуются на задержку речевого развития: наши дети очень поздно начинают говорить, говорят невнятно, речь их очень примитивна. Данная тенденция наблюдается во всём мире. Количество детей с речевой патологией за двадцать лет увеличилось более чем в шесть раз. Речь ребёнка имеет огромное значение для успешного обучения в школе. Ведь именно от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы. Многие родители впервые обращаются к логопеду после пяти лет. Это ошибка, потому что каждый компонент речи развивается в определённое время. На консультацию к логопеду нужно приходить как можно раньше в два, три, четыре года. Для любого ребёнка необходимо с самого раннего возраста развитие по трём направлениям: во-первых, необходимо развивать большую моторику – к ней относятся движения, а именно: ползание, сидение, ходьба, бег. Во-вторых, и это особенно важно для детей с речевыми отклонениями, нужно тренировать мелкую моторику – добиваться, чтобы движения пальцами были точными и ловкими. Движения мелких мышц пальцев способствуют развитию речевой функции и, в конечном счёте, развитию интеллекта, так как центр движений пальцами и центр речи находятся в коре головного мозга по соседству. Кроме того, необходимо постоянно говорить со своим ребёнком. Нужно рассказывать ребёнку обо всём: что вы делаете за компьютером, как готовите блинчики, как ремонтируете машину. Это поможет вашему ребёнку пополнить свой словарный запас. К пяти годам ребёнок должен правильно согласовывать слова в роде и числе, а к шести годам в падеже. К моменту поступления в школу у ребёнка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению. Главная беда школьников – дисграфия, расстройство письма, и дислексия – расстройство чтения. Ребёнок знает правила, но при говорении не может различать звуки, например: з-ж, р-л, с-ш. Когда ребёнок пишет диктант у него всё его время уходит на выбор – какую букву написать. При этом страдают другие слова – ведь ему просто некогда думать о правописании. Самое сложное для дисграфиков – это переход в среднюю школу. В начальной школе учитель ещё готов входить в проблемы таких детей и ребёнка можно подтянуть логопедически , да и темп письма ещё достаточно низкий. А вот в среднем звене учителям – предметникам не до того. Они должны дать программу. На сегодняшний день количество учащихся, которым нужна долгосрочная программа логопедического сопровождения растёт и решение данной проблемы только интеграцией детей в общеобразовательные классы - это не решение данной проблемы. Необходимо тесное сотрудничество логопедов с дефектологами, неврологами, так как у половины речевиков дефицит внимания, расторможенность и слабеющая память, а это признаки неврологического неблагополучия. Для работы с дисграфией и дислексией логопеду даётся определённый срок – время обучения в начальной школе. Но если у ребёнка есть неврологические проблемы, то в среднем звене письменная речь всё равно будет нуждаться в коррекции, так как начинает распадаться и это не значит, что логопед работал плохо. Просто данным детям необходима серьёзная помощь со стороны неврологов и дефектологов. Сотрудничество логопедов, педагогов, неврологов, дефектологов – это путь, на мой взгляд, решения проблемы. Все эти специалисты вместе должны отвечать за результат, потому что речевые пробле