Перспективы развития

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск
Исправьте название- см. IOT_Wiki:Именование статей

В 1984 году при НИИ культуры был создан постоянно действующий Всероссийский семинар под руководством Е.Г. Вансловой – «Музей и подрастающее поколение». На этот семинар, ставший хорошей школой по обмену уникальным опытом, собирались музейные работники из России, бывших союзных республик. От других семинаров он отличается, прежде всего тем, что на ря-ду с обсуждением взаимосвязей музея и школы, методов их работы, велась деятельность по созданию системы занятий. В результате был разработан системный подход, получивший широкое распространение и вошедший в историю музейно -педагогической мысли России как «музейный всеобуч», вклю-чающий циклы занятий с применением новых методик, приемов, активизирую-щих творческий потенциал ребенка. При ежегодных встречах в Москве (в ап-реле 2001 года состоялся уже XXV семинар) участники знакомились, делились друг с другом опытом, имели возможность сравнить свою работу с работой кол-лег, выслушать рекомендации специалистов.

Один из ведущих научно - практических центров по музейной педагоги-ке возник в Москве в 1990 году на базе кафедры музейного дела Института (в настоящее время Академии) переподготовки работников искусства, культу-ры и туризма (ИПРИКТ) и получил название творческая лаборатория «Му-зейная педагогика».

Ее целью явилось: • Изучение и обобщение лучшего опыта музеев, как отечественных, так и зарубежных; • Популяризация культурного наследия, выявление новых тенденций в куль-турно- образовательной деятельности музеев, изучение и разработка новых мето-дов, форм, приемов, направлений работы с конкретными категориями музей-ной аудитории, а так же новых организационных структур, программ, проектов в области музейно- педагогической деятельности.

В составе творческой лаборатории - ведущие специалисты музейно- педагогической деятельности как теоретики, так и практики, представляю-щие исследовательские и музейные организации разных территорий России, руководит лабораторией Коссова И.М..


В задачи лаборатории входят:

• Теоретические обобщения практической работы музеев с посетителями;

• Использование материалов лаборатории в подготовке музейных специа-листов на кафедре музейного дела;

• Выявление новых перспективных тенденций в работе с музейной аудито-рией и анализ их в условиях конкретной историко-социальной среды;

• Разработка новых образовательных моделей отечественных музеев с ориентацией на российские особенности и зарубежный опыт;

• Издание работ участников лаборатории и материалов конференций с це-лью популяризации актуальных и перспективных программ, проектов, а также новых организационных структур, аккумулирующих процессы интеграции, способствующих решению культурных, образовательных задач социу-ма, использование их в учебных курсах дисциплин по проблемам культуро-логи, музееведения, музейной педагогики на кафедре музейного дела;

• Профессиональное общение специалистов этого направления, способст-вующее его динамическому развитию.

Постоянной формой работы творческой лаборатории являются еже-годно проводимые научно-практические конференции в разных регионах России на базе музеев, имеющих высокий культурный потенциал, творческий опыт рабо-ты с аудиторией, «открытых» к новым поискам. В настоящее время накоплен опыт проведения 12 конференций (Курск, Москва, Шушенское, Заславль, Пен-за, Ярославль, Калуга, Каргополь, Петрозаводск, Владимир, Санкт-Петербург, Пушкинские горы). Они вызвали значительный резонанс в музейной среде, что объясняется дефицитом профессионального общения, резким сокращени-ем в последние годы встреч музейных работников, возрастающей ролью музеев как хранителей культурного наследия, малым количеством публикаций, посвя-щенных проблемам музейной педагогики, методам, приемам работы с публикой, новым культурным проектам. На каждой конференции рассматривается спектр проблем культурно-образовательной деятельности научного, методического, содержательного характера. Постановка теоретических проблем логич-но сочетается с практическими занятиями на базе музеев, проводимых сотрудниками этих музеев, а в ряде случаев и специалистами из музеев дру-гих городов.

Другой крупный центр, созданный в Государственном Русском музее в Петербурге в 1990 году - Российский научно-практический центр по про-блемам музейной педагогики (возглавляет Б.А. Столяров), взял на себя руководство ее развитием в художественных музеях. Для работы петербургских музей-ных педагогов характерен комплексный междисциплинарный подход, направ-ленный на создание системы работы с детьми и подростками в тесном взаимодействии с педагогами детских садов, школ, учреждений среднего специального и высшего образования, а также разработку теоретических проблем музейной педаго-гики. Большую роль в этом играет музейная гимназия Государственного Рус-ского музея, созданная в 1989 году и являющаяся экспериментальной базой разработки и апробирования музейно-педагогических программ.

Большой опыт музейно-педагогических исследований накоплен и Лабораторией музейного проектирования Российского Института культуро-логии, Лабораторией изобразительного искусства Исследовательского центра эстетического воспитания РАО, Лабораторией эстетического образова-ния Московского института развития образовательных систем. Основание рос-сийских научно- практических центров, занимающихся проблемами музейной педа-гогики, в настоящее время является организационной базой для ее дальнейшего развития, профессиональным объединением специалистов различных про-филей, возможностью для обмена опыта с зарубежными коллегами.


Из вышесказанного видно, что теоретическая база музейной педагогики находится в настоящее время в стадии формирования, причем не только в отечественном музееведении, которое относительно недавно оперирует ее категориями, но и Германии. Процесс становления музейной педагогики в качестве научной дисциплины далек от завершения, формулировка ос-новных вопросов теории оказалась на уровне эмпирических рассуждений, долж-ного внимания не уделялось понятийному аппарату. Практической потребно-стью остается объективное познание закономерностей ее развития, интердисциплинарных связей, формирование научного аппарата. Оче-видно, решать эти проблемы в нашей стране предстоит созданным в начале 1990-х годов научно- практическим центрам музейной педагогики

Тенденция последних лет - внимание к культурно- образовательной деятельности музеев, которая становится одним из приоритетных направ-лений музейной работы. Музеи становятся центрами как формального, так и неформального образования для всех категорий населения. Создаются но-вые организационные структуры - музейные культурные центры на базе музе-ев, ориентированные на взаимодействие с органами образования, социаль-ной защиты, учреждениями культуры, науки, искусства. Они имеют много модификаций, определяемых спецификой территорий, особенностями му-зеев и музейной сети, культурным потенциалом регионов, а главная их цель - образование человека культурой.