Портфолио учителя

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск
Исправьте название- см. IOT_Wiki:Именование статей

ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ. Хамзина О.А.


|СОДЕРЖАНИЕ


Требования и критерии оценивания методической разработки

Портфолио: структура и содержание

Процедура презентации портфолио

Оценка рефлексии с помощью порфолио

Показатели эффективности урока

Приложения


ТРЕБОВАНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ В соответствии с концепцией модернизации российского образо¬вания школа должна создавать условия, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуа¬лизации личности. Одним из таких средств может стать портфолио учителя. Рассмотрение методических разработок аттестуемого произво¬дится только на основе его личного желания предъявить собственные разработки для обсуждения. Методическая (научно-методическая, опытно-эксперимен¬тальная) разработка - форма квалификационного испытания, которая представляет собой аналитический отчет (научно-методическое, опыт¬но-экспериментальное исследование) аттестуемого по проведенному педагогическому мероприятию (эксперименту) и изученной научно-методической литературе. Методическая разработка (научно-методическая, опыт¬но-экспериментальная) должна иметь следующую структуру: • титульный лист; • введение; • аналитическая часть; • практическая часть; • заключение; • список литературы; • приложения. Во введении отражаются следующие вопросы: • обоснование актуальности темы; • определение области, в рамках которой проводится исследо¬вание; • цель и предполагаемый конечный результат работы. Аналитическая часть представляет собой научное обоснование проблемы на основе анализа различных литературных источников. Практическая часть содержит изложение путей и способов ре¬шения поставленной проблемы, описание методического эксперимен¬та, особенностей его организации и содержания. В заключении формулируются качественные и количественные выводы, а также рекомендации по использованию полученных резуль¬татов в педагогической практике. В приложения выносятся таблицы, диаграммы, графики, кон¬спекты уроков, занятий, протоколы наблюдений и т.д. Методическая разработка оценивается по следующим показателям: • Соответствие содержания разработки выбранной проблеме. • Грамотность изложения и качество оформления разработки. • Самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала. • Обоснованность и доказательность выводов. • Практическая значимость работы. Требования по оценке методической разработки такие же, как и при оценке реферата. Педагог успешно выдержал квалификационные испытания, если не менее чем по трем показателям получены положительные оценки. ПОРТФОЛИО: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ Портфолио (от франц. porter - излагать, формулировать, не¬сти и folio - лист, страница) - досье, собрание достижений#(Словарь иностранных слов). Согласно «Новейшему словарю иностранных слов и вы¬ражений», портфолио может представлять собой: • визитную карточку, т.е. совокупность сведений о человеке, организации или... • досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотогра¬фий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста. Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы XV -XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчи¬кам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этих папках, позволяли заказчику составить впечатление о профес¬сиональных качествах претендента. В настоящее время в сфере бизнеса «портфолио» применяется для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей - как альбом с фотографиями. Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединённых Штатах Америки. В конце про¬шлого века идея применения «портфолио» в школе становится попу¬лярной во всем мире, в том числе и в России. В современных школах все более популярной становится идея создания портфолио, который позволит перейти от административной системы учета результативности педагогической деятельности к сис¬теме оценивания успешности учителя как в урочной, так и во внеуроч¬ной работе. Портфолио - одна из аутентичных, т.е. наиболее прибли¬женных к реальному состоянию, форм оценивания, которая ориенти¬рована на процесс самооценивания. В соответствии с концепцией модернизации российского образо¬вания школа должна создавать условия, которые бы обеспечивали «за¬пуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности. Одним из таких средств может стать портфолио учителя, ко¬торый может рассматриваться как альтернативная форма оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспер¬тизы на соответствие заявленной квалификационной категории. Коммуникативная культура аттестуемого оценивается эксперта¬ми дополнительно по результатам собеседования, анкетирования ад¬министрации школы, учителей, учащихся и их родителей. Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с фай¬лами (скоросшивателе). Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от кон¬кретных задач, которые ставит перед собой сам учитель или предсе¬датель методического объединения. Портфолио для аттестации целесообразно вести параллельно по нескольким разделам. Раздел 1. «Общие сведения об учителе». Данный раздел включает материалы, отражающие дос¬тижения учителя в различных областях: • фамилия, имя, отчество, год рождения; • образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому); • трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ; • повышение квалификации (название структуры, где прослу¬шаны курсы, год, месяц, проблематика курсов); • копии документов, подтверждающих наличие ученых и по¬четных званий и степеней; • наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма; • дипломы различных конкурсов; • другие документы по усмотрению аттестуемого. Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального раз¬вития педагога. Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности». В этот раздел помещаются: • материалы с результатами освоения обучающимися образо¬вательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; • сравнительный анализ деятельности педагогического работ¬ника за 3 года на основании: - контрольных срезов знаний; - участия воспитанников в школьных и окружных олимпиа¬дах, конкурсах; . • результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; • наличие медалистов; • поступление в вузы по специальности и т.п. Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период. Раздел 3. «Научно-методическая деятельность». В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога: • материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы; • материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым используемых образовательных технологий; • материалы, содержащие обоснование применения аттестуе¬мым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов; • использование информационно-коммуникационных техноло¬гий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т.п.; • работа в методическом объединении, сотрудничество с ок¬ружным методическим центром, МИОО, ВУЗами и другими учреждениями; • участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; • участие в методических и предметных неделях; • организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.; • проведение научных исследований; • разработка авторских программ; • написание рукописи кандидатской или докторской диссертации; • подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи; • другие документы. Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету». Раздел содержит документы: • список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащими¬ся по предмету; • победители олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллекту¬альных марафонов и др.; • сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видео¬кассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.); • программы кружков и факультативов; • другие документы. Раздел 5. «Учебно-материальная база». • В этом разделе помещается выписка из паспорта учебно¬го кабинета (при его наличии): • список словарей и другой справочной литературы по предмету; • список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюст¬рации, портреты и др.); • наличие технических средств обучения (телевизор, видео¬магнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.); • наличие компьютера и компьютерных средств обучения (про¬граммы виртуального эксперимента, контроля знаний, муль¬тимедийные электронные учебники и т.п.); • аудио и видеопособия; • наличие дидактического материала, сборников задач, упраж¬нений, примеров рефератов и сочинений и т.п.; S измерители качества обученности учащихся; • другие документы по желанию учителя.

Портфолио оформляется следующим образом: 1) титульный лист; 2) оглавление с перечнем материалов, включенных в соответствующие разделы порфолио, с указанием страниц; 3) практическая часть, состоящая из материалов по разделам портфолио и свидетельствующая о профессионализме педагога и ре¬зультативности его деятельности (в отдельных файлах с указанием номера страницы и даты составления документа). С особенностями оформления портфолио можно ознакомиться в Приложениях 1, 2

ПРОЦЕДУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ ПОРТФОЛИО Портфолио представляется аттестуемым в экспертную группу не позднее чем за две недели до квалификационного испытания. Один-два эксперта, назначенные председателем экспертной группы, рассматривают представленные материалы и пишут рецензию. В рецензии указывается: • соответствие представленного материала требованиям на заяв¬ленную квалификационную категорию; • полнота раскрытия профессиональных достижений и эффектив¬ности педагогической деятельности аттестуемого; • положительные стороны и недостатки профессиональной деятель¬ности; • оценка работы; • другие вопросы по усмотрению рецензента. Защита портфолио проводится публично на открытом заседании экспертной группы (с согласия аттестуемого — на семинаре, «круглом столе»). Защита портфолио проводится в несколько этапов: • Презентация портфолио; • Ответ на вопросы по существу представленных документов; • Ознакомление аттестуемого учителя с рецензиями на работу; • Пояснения аттестуемого учителя по замечаниям рецензентов; • Обсуждение результатов защиты членами экспертной группы; • Доведение до аттестуемого выводов и рекомендаций экспертной группы. Презентация (от лат. presentatio — представление, предъявление) — официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу приглашенных лиц, публичная де¬монстрация чего-либо. Презентация портфолио - форма аттестационного испыта¬ния, в ходе которого аттестуемый учитель представляет экспертной группе свидетельства своего профессионализма и результатов педа¬гогической деятельности в форме структурированного портфолио. Презентация может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, слайд-шоу, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера презентаций PowerPoint и других. Для презентации портфолио аттестуемому учителю отводится 25-30 минут. В ходе презентации аттестуемый должен обосновать, как пред¬ставленные материалы свидетельствуют о его профессиональной ком¬петентности. Презентация — это не сокращенное изложение разделов портфолио. Основная цель презентации — в короткое время предста¬вить основные результаты проделанной работы за определенный пери¬од времени (три года, межаттестационный период). Качество презентации при защите портфолио оценивается по сле¬дующим показателям: • соответствие презентации содержанию портфолио; • выделение основных результатов деятельности педагога; • качество изложения материала. Членами экспертной группы (участниками семинара, «круглого стола») задаются вопросы по существу представленных в портфолио материалов (не более 5-7 вопросов). Эта часть защиты очень важна, т.к. демонстрирует культуру мышления и общую эрудицию аттестуемого. Аттестуемый отвечает на вопросы, иллюстрируя свой ответ (при необ¬ходимости) материалами из портфолио. Ответы должны быть кратки¬ми и касаться только существа заданного вопроса. Председателем экспертной группы зачитываются рецензии на представленный аттестуемым учителем портфолио. Автор дает пояснения по замечаниям рецензентов. Обсуждение результатов защиты членами экспертной группы про¬водится на закрытом заседании без присутствия аттестуемого. В ходе заседания обсуждаются представленные аттестуемым материалы и определяется степень их соответствия заявленной квалификационной категории. Считается, что педагог успешно выдержал квалификационные испы¬тания, если представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что: • учитель ведет активную работу в методическом объединении, сотрудничает с окружным методическим центром, вузами и другими учреждениями; использует на уроках различные методы и формы ра¬боты; • учитывает при взаимодействии с учащимися их индивидуаль¬ные особенности; • знает современные технологии обучения и методы диагностики уровня интеллектуального и личностного развития уча¬щихся; • познавательная активность учащихся высокая, ученики пока¬зывают устойчивые положительные результаты по итогам провер¬ки уровня обученности, принимают участие в школьных и окружных олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах и т.п; • постоянно проводится внеклассная работа по предмету; • учебно-методическое и техническое оснащение кабинета соответствует современным требованиям и постоянно совершенствуется. При экспертизе портфолио необходимо обратить внимание на на¬иболее интересные по тематике и проблематике формы работы, а так¬же оценить степень участия в них аттестуемого. При проведении экспертизы необходимо определить, использова¬ны ли результаты работы учителя в деятельности ОУ, на уровне окру¬га, города. Если есть отзывы о работе, то какие и от кого получены. При наличии публикаций оценивается их актуальность, степень научной новизны, практическая направленность и использование в практике ОУ, округа и города. По окончании экспертизы выводы и рекомендации членов экспер¬тной группы доводятся до аттестуемого.


ОЦЕНКА РЕФЛЕКСИИ С ПОМОЩЬЮ ПОРТФОЛИО Важное место в деятельности каждого педагога занимает рефлексия, умение обдумывать собственный опыт. Это умение не приходит само по себе, а является результатом целенаправленной работы. Правильно построенная работа с портфолио не только фиксирует достигнутые педагогом результаты, но и поддерживает учителей в их продвижении вперед. Цель эффективного педагогического образования — подготовить мыслящего учителя, причем мыслящего не только над тем, как действовать, но и над тем, как и почему мы действовали до сих пор в той или иной ситуации. А значит, педагоги должны научиться не только осуществлять процесс обучения, но анализировать его, чтобы на основе этого анализа совершенствовать свое педагогическое мастерство. В ходе этого анализа они должны учитывать собственные индивидуальные особенности, уровень профессионализма и перспективы дальнейшего роста. Дональд Шон писал, что рефлексия есть процесс в первую очередь активный. Учитель, постоянно анализирующий свой опыт, не спешит следовать готовым рецептам учебника, но в каждой новой ситуации принимает взвешенное, продуманное решение, опираясь при этом на весь свой предыдущий опыт. В профессии учителя не бывает раз и навсегда установленных стандартов. Обучение — двусторонний динамичный процесс, в котором и ученики, и учителя строят свой завтрашний урок на знаниях, вынесенных из урока сегодняшнего. С термином «рефлексия», однако, связана проблема: видимо, это одно из тех неуловимых и плохо поддающихся количественному измерению понятий, которые неизменно обрастают множеством трактовок. Рефлексию легко узнать, но трудно описать, поэтому все ее определения грешат некоторой расплывчатостью. Пересмотреть привычные взгляды на обучение — непростая задача для учителей. Тут нужны навыки критического и аналитического мышления. Важен и педагогический опыт, который позволяет учителям обдумывать результаты применения теоретических знаний в реальном учебном процессе, размышлять над тем, в какой мере им удалось воплотить свои намерения в жизнь и как полученный ими опыт способствовал их личному и профессиональному росту. Перед администрацией школы стоит вопрос: как оценить прогресс педагога? Ведь формирование навыка рефлексии, необходимого насто¬ящему профессионалу, — долгий и постепенный процесс, связанный с развитием личности; квалификационной категории, присваемовой педагогу в процессе аттестации, тут явно недостаточно. Кроме того, со¬гласно данным многих исследований, введение промежуточной оценки повышает мотивацию и в конечном итоге - результативность работы. Идея использования портфолио для педагогов, все чаще реализует¬ся в школах.


ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА Оценивание — это система для выяснения, является ли данный про¬цесс (деятельность ученика, проведенный урок/проект) результатив¬ным и достигаются ли поставленные цели достаточно своевременно и эффективно. Это продолжительный процесс, который начинает¬ся на стадии планирования и, в сущности, никогда не завершается, поскольку анализ уже проведенного урока дает старт планированию следующего. Оценивание, проводимое для улучшения или изменения в ходе самого процесса (даже на этапе планирования), называется форма¬тивной (промежуточной) оценкой. Этот тип оценивания позволяет проследить прогресс, развитие или любые изменения в процессе. Когда оценивание основывается на конечных результатах и исходах, в литературе оно называется суммарной оценкой (Weiss, 1972). Для получения суммарной оценки обязательно используются результаты промежуточной, а также рекомендуется проводить дополнительные замеры (интервью, тесты и т.д.) для выявления конечного результата. Промежуточное оценивание ведет к улучшению оцениваемого про¬цесса, тогда как заключительное оценивание позволяет принять ре¬шение о прекращении или продолжении данного процесса и помога¬ет выстраивать последующие попытки в зависимости от полученных результатов. В отношении урока можно оценивать: • содержание (насколько содержание отвечает уровню подготов¬ки, потребностям участников, а также насколько глубоко разработана тема); • реализацию (насколько выбранные методы и стратегии соответ¬ствуют целям и содержанию обучения); • результаты (в какой степени оправдались ожидания, каковы непредвиденные результаты и как они повлияли на ход обучения). Проводить оценивание разносторонних и многогранных крите¬риев по трех или пятибалльной шкале просто невозможно, резуль¬таты будут поверхностны, они не побуждают оцениваемого субъекта к анализу произведенной работы. Наряду с количественной оценкой необходима качественная оценка, которая позволяет прослеживать достигнутое и уделять больше внимания процессу обучения и его результатам. (Приложение 3)


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1 Образец оформления титульного листа


Департамент образования города Нижний Тагил


МОУ средняя общеобразовательная школа №____________


ПОРТФОЛИО


Учителя____________________________________________________ (предмет)

____________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество)


Нижний Тагил, 200__





Приложение №2 Образец оформления оглавления ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. Раздел 1. «Общие сведения об учителе» личные данные копия диплома о высшем образовании копия удостоверения о повышении квалификации о копия удостоверения к медали «….» копия диплома кандидата педагогических наук копии грамот Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности» итоговые результаты по русскому языку и литературе за три года результаты административных срезовых контрольных работ по русскому языку и литературе учащихся 5а, 11а,б классов результаты окружных и городских контрольных работ по русскому языку и литературе учащихся 5а, 11а,б классов результаты сдачи выпускных экзаменов список выпускников, окончивших школу с золотой и серебряной медалью (за последние три года) список победителей интеллектуального марафона (за три года) список победителей олимпиад окружного и городского туров (за три года) список учащихся, поступивших в вузы (по предмету) Раздел 3. «Научно-методическая деятельность» пояснительная записка к программам список учебно-методического обеспечения перечень проведенных семинаров, «круглых столов», мастер-классов доклады на конференциях, педагогических советах, семинаpax результаты участия в профессиональных и творческих педагогических конкурсах тема самообразования, список литературы, изученной по данной теме, отчет по теме самообразования перечень публикаций развернутый план исследования в рамках творческой группы Раздел 4. «Внеурочная деятельность»

программа кружка «Занимательная грамматика»		

программа факультатива «Сочинения разных жанров» перечень творческих работ учащихся список проведенных внеклассных мероприятий с фотографиями сценарий литературно-музыкального вечера сценарий КВН победители олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов (за три года) Раздел 5. «Учебно-материальная база» перечень оборудования учебного кабинета список учебных фильмов перечень наглядных пособий список аудиозаписей перечень справочной литературы и дидактических материалов



Приложение №3 Критерии «Отлично» «Хорошо» «Удовлетворительно» Активность класса •все учащиеся вовлечены в учебный процесс • задания выполняются с использованием дополнений • со стороны учащихся и учителя • задания подобраны, исходя из индивидуальных • потребностей учащихся (свободное письмо, эксперимент, рисунок, сравнительный анализ, расчеты и т.д.) • учащиеся с энтузиазмом выполняют предложенные задания • используются различные источники информации, в том числе и знания самих учащихся • предложенные задания выполняются и завершаются вовремя, но в группах есть ученики, которые остаются пассивными • в качестве источника информации в основном используется учебник • прослеживается общение учеников друг с другом, но в основном – с учителем • задания не связаны с темой и потому не вызывают интерес • заданные в конце урока вопросы остаются вопросами низкого порядка по таксономии Блума(ориентированы на память и воспроизведение) (Bloom, 1956) • взаимообучение учащихся прослеживается только в начале урока, когда идет обмен идеями и знаниями Мотивация к уроку • учитель создает интерес к теме в начале урока и поддерживает его до конца урока • проводятся групповые обсуждения и создаются проблемные ситуации, их разрешение • учителю удается в начале урока создать интерес к теме, но этот интерес затухает к концу урока • к концу урока теряется активность учеников, которых стимулирует интерес к уроку • учитель не заинтересовал учеников в начале урока • ученики пассивны, и весь акцент урока - на учителе Использование наглядных пособий • учитель использует различные аудио- и видеозаписи и таблицы соответственно целям урока • ученики пользуются аудио- и видеоматериалами при самостоятельной работе для сбора данных по теме • в качестве наглядных пособий учитель использует работы учащихся • в классе есть наглядные пособия, которые используются учителем, в основном, для представления нового материала • плакаты и таблицы используются, в основном, при ответе на вопросы простого уровня в качестве образца (например, использование таблиц с формулами при решении задач, при разборе предложения) • представленные наглядные пособия слабо связаны с темой урока • избыток наглядности отвлекает детей от темы, рассеивая их внимание Применение умений и навыков изложения информации (для оценивания учащихся) • ученики демонстрируют отличные способности в применении умений и навыков (демонстрация художественных, графических, схематических и прочих навыков изложения информации) • они умеют собирать информацию по теме работы, в их работе присутствуют хорошо обоснованные выводы и заключения; они уместно подбирают примеры и аргументы • ученики демонстрируют хорошие способности в применении умений и навыков, но пользуются, в основном, одним типом изложения информации • они умеют выделить информацию, относящуюся к теме работы, хотя и недостаточно подробную • выделяют ключевые вопросы при работе с текстом • ученики демонстрируют ограниченные способности в применении необходимых умений и навыков • они собирают информацию, в которой отсутствуют детали по данной теме, подобранные аргументы и примеры не связаны между собой и не используются системно для достижения цели работы


  • Портфолио Ольги Андреевны Хамзиной создано в полной мере.Материалы, методические наработки по всем ступеням образования, прослеживается активное участие во всех направлениях от нормативно-правовой базы до творческой. Выстроена система работы в своей профессиональной деятельности, профессиональный рост.Для себя я взяла страничку для родителей. Супер. Буду периодически заходить в "гости" и учиться у коллеги. С уважением, Кудрявцева А.Н.