Проблемный семинар Новые формы взаимодействия участников образовательной деятельности школы

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

22-23 октября 2008 г. в Псковской области прошел проблемный семинар "Новые формы взаимодействия структур для обеспечения условий самообучения педагогов и учащихся, развитие сетевой активности, определение новых форм деятельности РМО"

Участники семинара:

  • начальник и главный специалист Управления образования Псковского района
  • методист РЦДО ПОИПКРО
  • куратор Псковского района по научно-методической работе
  • районный методический совет (заместители директоров ОУ, руководители районных методических объединений педагогов-предметников, социальных педагогогов и психологов, классных руководителей)
  • тьюторы районного ресурсного центра

всего 24 участника


Семинар открыла начальник Управления образованием Псковского района Светлана Анатольевна Котова. Она выразила уверенность что представленные на семинаре возможности социальной сети будут активно использоваться всеми участниками образовательного процесса для обеспечения условий самообразования педагогов, взаимодействия всех структур и служб и поддержаны управлением образованием и администрациями школ.

Программа семинара:

  1. Новые подходы к системе организации работы районных методических объединений
  2. Моделирование новых форм организации районных методических объединений в социально-педагогической сети "Открытый класс", сообществе "Соцобраз"
  3. Знакомство с возможностями социально-педагогической сети
  4. Тренинг Портфолио педагога с использованием социальных сервисов 22-23 октября 2008‎


В системе непрерывного образования педагогов значительное место занимают районные методические объединения учителей предметников. Особенности в развитии системы образования как в Российской Федерации в целом, так и в регионах привели в последнее десятилетие к появлению различных моделей методических служб. В содержание их работы, наряду с традиционными, (образовательной, методической, консультативной, организаторской и др.), все большее место стала занимать информационная, диагностическая, аналитическая, организационно- и учебно-методическая, экспериментальная, прогностическая, научно-исследовательская, инновационно-внедренческая, экспертная, издательская деятельность.


Ведущие направления в развитии образования, определенные Концепцией модернизации российского образования на период до 2010г., могут быть реализованы при условии постоянного совершенствования педагогической деятельности руководителей, педагогов, работников психолого-педагогической службы, педагогов дополнительного образования, воспитателей образовательных учреждений различных типов и видов.


В настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя, модернизируются подходы и к организации методической работы на всех уровнях.


Методическая работа — это целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя.


В последние годы в образовательных учреждениях приоритетной становится инновационная деятельность, развивается опытно-экспериментальная работа, связанная с широкомасштабным экспериментом по различным направлениям модернизации образования. Методические службы принимают участие в проведении и анализе результатов мониторинга эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования, в анализе результатов участия выпускников школ района, города.

Новые формы работы методических служ всех направлений

ПоказательБыло и естьНовый аспект
енностьРезультатПроцесс
Цель*Формирование и совершенствование педагогической техники учителя
  • Трансляция эффективного педагогического опыта. Работа с «прошлым» - описание и обобщение опыта педагогов-новаторов.
  • Становление и совершенствование профессионализма педагога-предметника и воспитателя
*Содействие комплексному развитию образовательного процесса. Повышение качества образовательного процесса
  • Программирование новых изменений образовательной практики и проектирование пути их становления. Работа с «будущим»
  • Становление и совершенствование профессиональной компетентности педагога-психолога, педагога-технолога, педагога-исследователя.
Принципы*Актуальность
  • Научность
  • Воспроизводимость
  • Единство методов
  • Мотивация и стимулирование
  • Периодичность
*Системность
  • Комплексность
  • Адресность
  • Инновационность
  • Вариативность и дифференцированность
  • Инициатива и самомотивация
  • Актуальность и востребованность
  • Непрерывность
  • Диагностичность
  • Единство методического пространства
Основные направления совершенствования образовательного процесса*Педагогика сотрудничества

­*Проблемное обучение ­*Внедрение ТСО

­*Компетентностный подход

­*Проектные методики ­*Обновление содержания образования ­*Внедрение ИКТ ­*Управление качеством ­*Профильное обучение ­*Здоровьесбережение


Рассмотрим основные принципы организации методической работы, как непрерывность, инновационности, системность, единство методического пространства.

Содержание

Непрерывность

В условиях существенных изменений, происходящих в современной системе образования, особое значение приобретают вопросы, связанные с усилением непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым обстоятельствам и моделям деятельности, подготовки к решению новых профессиональных задач.

Для обеспечения участия учителя в процессе собственного непрерывного образования необходимо:

  • выявить профессиональные потребности
  • создать условия для мотивации образовательной деятельности педагогических кадров как процесса непрерывного обновления компетенций;
  • оказать помощь в определении собственных образовательных целей;
  • выбрать такие формы организации образовательного процесса, чтобы этот процесс осуществлялся наиболее эффективно;
  • определить какие базовые показатели свидетельствуют о качестве результата повышения квалификации конкретным субъектом;
  • организовать индивидуальную и коллективную рефлексию результатов образовательного процесса.


Инновационность

В условиях современного педагогического инновационного движения назрела необходимость в разработке инновационной сетевой модели методической службы участников образовательного процесса (педагоги, социальные педагоги, психологи, педагоги дополнительного образования, классные руководители).


Формирование адекватных форм закрепления инновационного опыта мы видим в сетевом взаимодействии общеобразовательных школ, с целью распространения инновационного опыта, идей, методов их реализации. Построение образовательной практики интенсивным способом на основе сетевого взаимодействия приближает образовательные услуги к потребителям, позволяет сконцентрировать имеющиеся материально-технические, педагогические, финансовые и интеллектуальные ресурсы. Особенно важно это в условиях сельских школ, где все эти ресурсы ограничены.


Здесь необходимо учитывать такие принципы сетевого взаимодействия: добровольность, гибкость и мобильность.


Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разработать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.


При традиционной организации методической работы все педагоги в определенном сообществе знакомы друг с другом, непосредственно контактируют между собой. Такие прямые длительные связи минимальны, в результате чего такое взаимодействие исчерпывает себя и становится малопродуктивным, так как ограниченные возможности коммуникации не могут обеспечивать тот уровень обмена информацией, который необходим для плодотворной работы.


При сетевой организации методической работы наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными.


Сетевая организация методической работы для муниципального образования реализуется с целью:

  • более полного обеспечения информационной поддержки образовательного процесса, научной, инновационной работы;
  • повышение эффективности использования методических и других ресурсов, обеспечение равных возможностей пользования этими ресурсами всех субъектов образовательного процесса;
  • объединение усилий и возможностей с другими методическими организациями для внедрения в свою деятельность современных технологий, в том числе их компьютеризации;


На данном этапе методические службы широко применяют на практике возможности Интернета по следующим направлениям:

• Использование электронной почты; • Поиск в сети нужной информации; • Создание собственных сайтов; • Рассылка и/или получение различных нормативных документов, информирование о семинарах и конференциях и т.д.; • Обмен тематическим опытом и идеями; • Организация сетевых конференций; • Получение («скачивание») обучающих программ по разным предметам; • Организация собственного методического хранилища; • Курсы дистанционного повышения квалификации; • Виртуальные библиотеки; • Обучающие олимпиады, викторины, проекты; • Сетевые методические объединения учителей; • Консультационные виртуальные центры.

Какие еще направления Вы можете добавить?

Системность и единство методического пространства

Важными составляющими обеспечения эффективности методической работы является системность организации взаимодействий субъектов образовательного процесса, при обеспечении единства методического пространства.


Система предполагает наличие отдельных элементов взаимосвязанных между собой, составляющих единое целое. Системность - требование обязывающее подходить к методической работе как к целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами, от направленности на высокие конечные результаты. Требование системности подразумевает управляемость, планомерность всей методической работы.


Для организации и обеспечения единства методического пространства на территории района приходят на помощь социальные педагогические сети, которые позволяют общаться на профессиональные темы, являясь площадкой для взаимодействия. А так же пространством для организации совместной (в том числе межрегиональной) деятельности школьников, педагогов, психологов, родителей, социалных педагогов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования.


Работа в группах

Предложите от вашей группы новую форму для взаимодействия участников одного из районных методических объединений по следующему плану:

  1. Задачи, решаемые с помощью данной формы
  2. Участники деятельности
  3. Сроки (примерные)
  4. Какие результаты будут достигнуты
  5. Краткое описание деятельности
  6. Рекомендации


Представление проектов, платформ для организации взаимодействия участников образовательного процесса

Проекты:

Социально-педагогическая сеть:

Очная часть тренинга

Тренинг Портфолио педагога с использованием социальных сервисов 22-23 октября 2008


В результате

В результате участники пришли к выводу, что необходима площадка для взаимодействия всех участников образовательного процесса. Особо отметили значимость вовлечения в сообщество социально-психологических служб школ.

Перспективной формами взаимодействия определили сетевые проекты, планирование и реализация коллективных творческих дел, совместное написание рекомендаций, организационных схем и т.д. Значима коллективная направленная деятельность в сети педагогов, психологов, родителей, школьников, социальных педагогов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования.

Несколько наиболее заинтересованных и опытных пользователей сети изъявили желание стать координаторами и активаторами сети.