Проблемы дополнительного образования и классного руководства

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

О проблемах дополнительного образования и классного руководства в современной школе

Автор:Светлана Вадимовна Маринина, заместитель директора по воспитательной работе, Муниципальное образовательное учреждение "Гимназия №1" г. Саратова Опубликовано в Интернет-педсовете


Дополнительное образование должно играть значительную роль в современной школе. «Межведомственная программа развития системы дополнительного образования РФ на 2002-2005 г.г.», «Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 г.» ориентированы на «интеграцию основного и дополнительного образования, организацию дополнительного образования детей в общеобразовательной школе с целью обеспечения ребенку ситуации успеха».

Другими словами – основное и дополнительное образование по отдельности односторонни, так как весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием.

Для того, чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Не отдельно взятой школы, района или города, а страны в целом. МОУ «Гимназия №1» г. Саратова, на наш взгляд, сегодня является хорошо организованной системой учебной работы и дополнительного образования обучающихся. Школа как единственный, по нашему мнению, социальный институт на сегодняшний момент, признаваемый всеми гражданами, может стать или уже стала реальным центром развития интеллектуального и художественного творчества детей: 1) ведь в государстве нет ни одной семьи, которая напрямую и ли косвенно не взаимодействовала бы со школой; 2) школа – это место, где одновременно собрано большое количество детей с разными талантами. Дело школы – целесообразно использовать эти два фактора для всестороннего развития личности, в том числе за счет дополнительного образования.

В нашей школе, к счастью, нет недооценки дополнительного образования, Дополнительное образование имеет нормативно – правовые закрепления. Это локальные акты о дополнительном образовании, о платном дополнительном образовании, должностные инструкции на всех работников, которые заняты в блоке дополнительного образования, договоры гимназии о сотрудничестве с учреждениями образования, с родителями и т.д.

В отличие от учреждений дополнительного образования, где трудятся соответствующие специалисты и где накоплен большой опыт работы с детьми , в школах дело с организацией этого вида образования, его методическим и материальным обеспечением обстоит сложнее. В нашей школе занятия по дополнительному образованию учащихся ведут как педагоги гимназии (учителя музыки, хореографии, физкультуры, изобразительного искусства), так и специалисты высших учебных заведений, работники центров детского творчества, артисты театров. И мы все прекрасно понимаем, что высококлассные специалисты, если и идут в школу, то при этом хотят получать и соответствующую их профессиональному уровню заработную плату. А это себе может позволить далеко не каждая школа. Хотя во всех школах дети одинаково талантливы.

Конечно, профессиональный уровень педагогов, занимающихся дополнительным образованием, требует постоянного совершенствовани

я. Всё, что есть нового и интересного, мы стараемся не пропустить: участие в различного рода семинарах, фестивалях, международных проектах, курсы повышения квалификации при САРИПКиПРО.

В 2006 -2007 учебном году в гимназии обучалось 1207 учеников, общий охват учащихся дополнительным образованием в школе 2220 /84% учащихся гимназии посещали 2 и более кружка /.

В 2007 – 2008 учебном году в гимназии обучались 1113 учеников, общий охват учащихся дополнительным образованием в школе 850 человек. Все наши кружки бесплатные. Учащиеся гимназии – неоднократные победители районных, городских, областных и международных фестивалей и конкурсов детского самодеятельного творчества. Но не каждая школа имеет такие возможности. Необходима целенаправленная бюджетная поддержка дополнительного образования в любой школе: необходимое количество (не менее 500 часов в неделю) часов кружковой работы, финансирование костюмирования творческих коллективов, специализированное оснащение технических кружков, покупка музыкального оборудования и акустической техники и т.д.

Наша школа имеет хороший опыт взаимодействия со многими учреждениями культуры города, Так, на базе школы по договору работают кружки Центра дополнительного образования г. Саратова «Поиск». Мы считаем, что у такой совместной деятельности школы, центров творчества юных, других центров дополнительного образования детей хорошие перспективы: у школы дети, у центров часы кружковой работы и специалисты.

Также учащиеся гимназии - постоянные посетители театров города Саратова, филармонии.

В последние годы школа стала чувствовать, что на ней многие хотят заработать деньги. Предложения о показе той или иной программы от многочисленных коммерческих театральных коллективов г. Саратова и других городов, которые подчас не соответствует нашим воспитательным и педагогическим задачам, буквально сыплются на школу. И иногда затрудняешься с ответом, так как многие «прихожане» имеют при себе рекомендательные письма органов управления образованием. Просим на это обратить внимание.

И еще об одном. Сегодня, когда в России полным ходом идет реализация национального проекта «Образование», когда инвестируются новые педагогические проекты во всех общеобразовательных учреждениях страны и нашего города, педагогические коллективы всех школ уделяют особое внимание развитию воспитательной работы. Воспитание сегодня – педагогическое управление процессом развития личности, которое происходит постоянно в учебно – познавательной деятельности ( учебной и внеурочной). В инновационных образовательных учреждениях г.Саратова в этот процесс управления развитием личности ребенка включено достаточно большое количество людей: родители, учителя, педагоги дополнительного образования, психологи, валеологи, социальные педагоги и даже сверстники. До сентября 2007 года главную педагогическую нагрузку, координирующую функцию всех участников образовательного и воспитательного процессов нес классный воспитатель.

С 1990 года, когда апробировались и внедрялись новые учебные программы, развивалось разноуровневое и профильное обучение, вводились новые предметы, специализированные вузовские курсы, поэтапно вводилась и должность классного воспитателя, как неотъемлемая часть единой учебно – воспитательной системы инновационных школ. Последовательно обобщив результаты творческого поиска новых методов воспитательной работы с детьми, пройдя обучение в Институте педагогических инноваций в Москве по программе Газмана О.С., педагоги гимназии выработали должностные обязанности, содержание и функции работы классного воспитателя инновационных учебных заведений, которые коренным образом отличались от должностных обязанностей классного руководителя.

Главной должностной обязанностью классного воспитателя являлась защита каждого ребенка и создание условий для свободного развития его интеллектуальных, духовных и физических сил, помощь в разрешении его проблем в здоровье, учении, во взаимоотношениях с учителями, сверстниками; помощь в самоопределении, самореализации и саморазвитии. Одной из значимых особенностей в работе классного воспитателя являлась специализация по возрастным группам. Индивидуальная работа с конкретным ребенком – главная составляющая работы классного воспитателя, который находился с детьми в школе в течение всего времянахождения (урочного и внеурочного) ребенка в школе. Классный воспитатель взял на себя функции и психолога, и социального педагога, и организатора внеклассной деятельности для каждого ученика, а не только для классного коллектива в целом, как это предусмотрено в должностных обязанностях классного руководителя. В результате в гимназии уровень успеваемости с 1991 года неуклонно возрастает, что находит свое отражение в количестве выпускников, окончивших гимназию с золотой и серебряной медалями. Вырос процент занятости детей и подростков в различных школьных кружках и спортивных секциях, т.к. координировал занятость учащихся в течение всего учебного дня классный воспитатель . Педагогические коллективы инновационных школ Октябрьского района г. Саратова очень беспокоит , что с 1 сентября 2007 года вместо должности классный воспитатель вводится должность классный руководитель.

С введением на 1 ставку должности «классный воспитатель» в 1991 году и расширением часов кружковой работы в течение более десяти лет воспитательная деятельность в гимназии постоянно совершенствовалась. Простые арифметические подсчеты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий, в оставшиеся дни года еще треть его времени не занята уроками. Но ребенок никогда не бывает свободен от самого себя. Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которое ему предоставляет естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов вполне могут быть и ценности дополнительного образования. Мы проводили анкетирование. И на вопрос: для чего нужны занятия по … (дети самостоятельно указывали вид дополнительной деятельности), ребята пытались найти полезное для себя дело, приобрести практические навыки и умения, научиться зарабатывать деньги для удовлетворения своих нужд, стать участниками международных проектов и программ. А рядом с ребенком, когда он будет делать этот выбор, безусловно, должен стоять взрослый, который поддержит, направит, нет, не сделает за него, а поможет. И этим взрослым до сентября 2007 года был классный воспитатель, который находился с детьми своего класса, с каждым отдельным учеником в течение всего учебного и внеурочного время нахождения ребенка в школе, имея при этом минимальную учебную нагрузку. Как результат мы воспринимаем тот факт, что за 8 лет ни один учащийся гимназии не совершил правонарушение или преступление и не был поставлен на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних.

С 1 сентября 2007 года в нашей гимназии воспитательным процессом в классах управляет классный руководитель. И нас очень беспокоит, что сегодня классный руководитель, имеющий большую учебную нагрузку, - и в этом нельзя его упрекнуть, ведь он тоже должен кормить семью,- не всегда сможет оказаться рядом с ребенком в трудной для него жизненной ситуации, и не всегда сможет уделить необходимое время для его полного раскрытия и образования. После сокращения должности «классный воспитатель», значительного сокращения количества часов на услуги дополнительного образования мы с тревогой думаем, что отрицательный результат также не заставит себя ждать.

Мы предлагаем:

  • 1) изыскать возможности поддержки дополнительного образования в ОУ за счет бюджета;
  • 2) ходатайствовать перед законодательными органами РФ о введении в ОУ должности «классный воспитатель», о приравнивании педагогического стажа педагогов дополнительного образования, классных воспитателей к учительскому при начислении пенсии по выслуге лет.