Проверить себя "на деле"!

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск
Исправьте название- см. IOT_Wiki:Именование статей

Реальная деятельность, возможность проверить себя «на деле» - важнейший фактор становления «Я» личности. Практические действия – это такое объективное зеркало, где отражаются возможности ребенка. Наконец-то есть подлинные основания воскликнуть: «Я сам!». Это уже совсем не те эмоционально-импульсивные действия, которые совершал младенец, демонстрируя свое «Я». В более взрослом возрасте его «Я» приобретает, пожалуй, самое главное: сознательную направленность своих действий. У ребенка появляются осознанные цели и намерения. Его поведение становится подчиненным его собственной воле. И в центре этих действий, как командир на командном пункте, находится его «Я». Стать господином, хозяином своей личности – значит понять свое «Я» через его проявления или действия. Все это закладывается разными путями, однако венцом становления личности является реальная практическая деятельность. Иногда кажется, что в своей заботе о детях мы подчас вредим им. Искусственное удлинение, «растягивание» детства отдаляет от ребенка начало практической деятельности. И это задерживает развитие «Я» личности, задерживает возможность проверить это «Я» в реальном деле, скорректировать его. Очень часто то, что мы называем «незрелость личности», связано с поздним практическим становлением «Я». В данном случае очень поучителен эпизод из жизни народов Севера, который описал русский этнограф и путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай. «Вечер. Горит костер. Вокруг костра – совет старейшин племени. Седоволосые и бородатые вожди не спеша передают по кругу трубку мира. Обсуждается жизненно важный вопрос о завтрашней большой охоте. Если охота будет удачной, то все племя на несколько месяцев будет обеспечено и мясом для пищи и пушниной для торговли. И вдруг путешественник замечает среди старцев маленького мальчика. Ему объясняют, что мальчику 5 лет, и в эти пять лет он – равноправный член совета старейшин. Он, как все члены совета, берет трубку, делает затяжку, передает ее соседу. Слушает. Высказывает свое суждение.

Оказалось, что в свои пять лет этот малыш был одним из лучших охотников племени. Из своего маленького детского лука он точнее всех бил мелкого пушного зверя. Для того, чтобы добыть белку, сила, как известно, не очень нужна – нужны глазомер и меткость, ведь главное – не испортить шкурку. И вот этот ребенок обеспечивал жизнь не только своей семьи, но и многих других членов племени. Тут все стало понятным: конечно же, нельзя обсуждать вопросы большой охоты без одного из лучших охотников».

Можете ли вы представить себе хоть что–нибудь подобное в отношении ваших детей? Рискнете ли вы дать пятилетнему ребенку серьезное задание, выполнение которого поможет вам в решении каких-либо важных семейных проблем? Скорее всего нет! И весь вопрос упирается именно в то, что мы всячески уберегаем наших детей от реальных практических действий. Мы сдерживаем это естественное желание – «Я сам» - возникающее у ребенка. Вершина практических действий – труд.

Для ребенка - это возможность соотнести свое «Я» с другими людьми, «измерить» себя по стандартам взрослой жизни. И это - мощнейший фактор в развитии личности, в приобщении ребенка к реальной взрослой жизни.

Доцент кафедры педагогики ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», к.п.н. Шкель В.Ф.