Программа Путь к успеху. История успеха Ковалёвой Анны

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск



«Мой путь к успеху»

Всем известно, что человек по своей сути - явление социальное, поэтому без гармонии в общении с другими людьми он не может быть по - настоящему счастлив. С древних времён человек всегда был поставлен в такие жизненные условия, при которых выжить, сохранить свою жизнь и быть счастливым он мог при условии:

- успешной адаптации к внешним факторам,

- успешному совместному сосуществованию с другими людьми, сотрудничеству с ними во всех аспектах жизни.

Многое изменилось с тех далёких пор, но суть вопроса осталась.

Стремительные изменения в обществе требуют от человека новых качеств. Прежде всего, это способность к творческому и критическому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. В современном обществе задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, в первую очередь на школу. Именно здесь закладываются основы развития думающей, самостоятельной личности, отвечающей требованиям общества: профессионала высочайшего класса, способного к конкуренции в своей области деятельности, человека креативного, способного адаптироваться к современным условиям. Для ребёнка главным сообществом являются люди, каждый день окружающие его: родители, одноклассники, друзья, педагоги…Большую часть времени он проводит в стенах школы, где он учится. Учится не только в том привычном всем смысле, но и учится обще-житию, обще-думанию, со-трудничеству, со-переживанию. У любого ребёнка, даже самого маленького, есть свои вопросы к этому миру, свои проблемы, которые он хочет решить не только самостоятельно, но и вместе с другими людьми.

И если раньше от образования требовалось получения учениками готовых знаний, то современные условия диктуют совсем другие требования: ребёнок должен уметь критически мыслить, творчески подходить к любому делу, уметь самостоятельно добывать знания, пользуясь разнообразными источниками, обладать знаниями технологии процессов и уметь применять эти знания на практике, быть в жизни активным и желать не останавливаться на достигнутом.

Такие качества, на мой взгляд, помогают вырабатывать в детях программы Intel «Учимся с Intel» и «Путь к успеху». Что такое «Учимся с Intel» для меня? Это новая интересная работа, это то, что во многом сделало мою работу полезной, нужной другим людям, в первую очередь, детям. В программе больше всего меня заинтересовало обучение в сотрудничестве и социальная значимость деятельности. Для детей это увлекательные занятия, и радостно смотреть, как они развиваются, как меняется их отношение к миру и друг к другу. Развитие умения планировать, работать в коллективе дает установку на позитивную социальную деятельность в информационном обществе. Дети учатся работать совместно, планировать свою работу, оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей, участвовать в проектной деятельности.

В Караяшниковской школе активные и творческие ученики, поэтому у меня не возникло сомнений, как воспримут дети идею организации курсов. И я не ошиблась. Ученики разных классов записались на занятия, и обучение проходило как в течение четверти, так и во время работы летнего лагеря «Солнышко».

Очень важным моментом в начале организации стала работа по заинтересованности родителей в участии их детей в данной программе. Я нашла психологическую поддержку у родителей и не раз ощущала её на протяжении всего времени работы.

Создание творческих групп оказалось для ребят поистине творческим занятием, и в итоге участники группы оказались разного возраста, с разными навыками владения компьютерными технологиями. Это-то и оказалось очень интересным: работая в парах, тройках, дети быстрее постигали компьютерные премудрости от своих более опытных соратников, которые, в свою очередь, чувствовали себя и в роли учителя, и в роли помощника одновременно. И такое обучение, по моим наблюдениям, проходило в более скором режиме, нежели под неустанным контролем учителя-ментора.

Конечно, в любом деле есть свои трудности. Самым сложным для меня стало преодоление стереотипного мышления, которым обладают (особенно в сельской глубинке!) наши дети. Поэтому в ход занятий я старалась вводить игровые ситуации, различные психологические тесты и полезные для формирования критического мышления упражнения, которые находила на сайте «Обучение для будущего», советы учителей - тьюторов.

В конце занятий, когда у ребят уже были готовы их творческие работы, совместно было решено провести открытый показ проектов, куда были приглашены все желающие: ученики, их родители, педагоги, бывший директор школы (который до сих пор активно участвует в жизни школы), глава администрации сельского поселения. Глава администрации была удивлена важностью выявленных детьми проблем местного сообщества, она поблагодарила детей за то, что они неравнодушны к судьбе своего села, пообещала оказать посильную помощь в решении некоторых наиболее важных вопросов. И дети почувствовали поддержку со стороны взрослых, осознали возможность влияния на дальнейшую судьбу своей малой родины.

Интересной оказалась работа над проектом «Живой уголок в школе», над которым работали 2 группы. На предварительном показе было бурное обсуждение каждой работы: следуя методике программы, дети находили сильные стороны каждой работы, тактично указывали на те места, которые можно было сделать лучше. Так, у двух групп появилась идея совместного проекта, который состоял из лучших моментов обеих работ и который, по мнению ребят, от этого выиграл. Очень важным моментом для ребят оказалось обещание директора школы помочь в финансировании этого проекта. Такое решение было встречено с восторгом и радостью.

После разработки и показа проекта «Площадка для отдыха пожилых людей» (а у нас в селе есть Центр временного проживания людей преклонного возраста) возникла идея проекта «Праздник для пожилых людей», который ребята не только спланировали, но и при поддержке других учащихся школы смогли осуществить. На средства, вырученные от ярмарки поделок, дети купили книги, сладости, фрукты для бабушек и дедушек, принесли из дома варенье, приготовили праздничный концерт. После проведения праздника сияющими были лица не только тех, для кого он предназначался, но и тех, кто смог реализовать свои добрые помыслы. Через время в районной газете «Ольховатский вестник» вышла статья, в которой от имени бабушек и дедушек администрация Центра горячо благодарила караяшниковских школьников.

Ещё одним замечательным проектом, созданном детьми благодаря участию в курсах «Intel», который подтолкнул нас к созданию своего «издательства», стала работа «Откройте – талант!». Ребята не только просчитали стоимость создания небольшой книжки, но и сами осуществили работу по её изготовлению. Их идея заключалась в том, что рядом с нами живут талантливые люди, о способностях которых мы зачастую не догадываемся, и надо вовремя поддержать их, не дать умереть той искорке, которая кому-то будет светить всю жизнь. Так, увидели свет книги: альманах «Прекрасней места нет на свете!», в котором были собраны детские эссе, рассказы, стихи и рисунки, посвящённые своей малой родине; сборник стихов ученицы 11 класса Комендацкой О. с фотографиями и иллюстрациями; сказка в стихах «Волшебное колечко» местной поэтессы Лущик Н.С. Книги были розданы авторам, переданы в школьную библиотеку, подарены двум библиотекам сельских ДК, а также местному дому престарелых. С данной работой школьники участвовали в областном конкурсе «Вместе с книгой мы растём!», стали призёрами и получили грамоту Департамента образования, спорта и молодёжной политики.

В течение 4 четверти ребятам в рамках уроков биологии, природоведения, рисования несколько раз приходилось вместе с учителем делать экскурсии в природу, а именно к нашей небольшой местной речушке. Выполняя определённую работу, ребята заметили, насколько река загрязнена бытовым и естественным мусором. Сначала были вопросы о том, какая речка была раньше, какую пользу она приносила жителям села. Они узнали, что раньше река была в два раза шире, чище, не такими заросшими были её берега, было много мест, где люди могли летом купаться. Сейчас остался только один небольшой пляж, где взрослые и дети могут отдохнуть. Но и он выглядел неприглядно. Именно тогда у ребят, посещающих занятия «Intel», возникла идея проекта по теме «Стихийные бедствия» о проблеме загрязнения местной речки. Над проектом работали несколько человек, у каждого было своё задание. Кто-то проводил опрос среди жителей села, кто-то фотографировал, кто-то был делегирован в местную сельскую администрацию для решения некоторых вопросов. Так возник проект «Чистый берег», в котором дети выявили проблему, предложили пути её решения: провести рейд по очистке берега и с привлечением технического транспорта школы вывезти мусор в специально отведённое сельской администрацией место. Ребятами были просчитаны финансовые затраты, необходимые для реализации данного проекта. К данному мероприятию были привлечены дети 7,8 и 10 класса, так как остальные ребята из старшего звена сдавали выпускные экзамены. Администрация школы выделила трактор с телегой, в которую дети собирали бытовой мусор, кирпичи, сухие ветки…Видя результаты своего труда, ребята радовались чистоте берега. На очередной общешкольной линейке перед учащимися выступила глава администрации сельского поселения, которая горячо благодарила маленьких граждан за их труд, за их неравнодушие к проблемам своего села. У администрации школы (в которую я вхожу как заместитель директора по учебной работе) появилась идея необходимости материальной поддержки школьников. Был заключён договор с Ольховатским Центром занятости населения на организацию труда учащихся 8,10 классов в летний период, деньги за выполнение общественных работ перечисляются ребятам на их сберегательные книжки. Так, за 10 дней работы по благоустройству села каждый ребёнок получил по 800 рублей. Самым значимым результатом этой деятельности я считаю сделанный ребятами правильный вывод об ответственности каждого за то место, где он живёт.

Работа в этом направлении, на мой взгляд, очень перспективна. Если в первый год поведения курсов у нас насчитывалось 12 участников, то в этом году их было уже 16. После показа презентаций оказалось много ребят, желающих заниматься по программе на следующий год. При опросе участников мероприятия выяснилось, что 96% опрошенным понравились результаты работы, а 42% захотели принять участие курсах «Интел» в следующем учебном году.

Участвуя в социально значимых проектах, ребята с детства ощущают себя частью этого мира, начинают чувствовать ответственность за всё, что происходит вокруг, понимают, что каждый из них в состоянии сделать что-то, чтобы этот мир стал лучше. Поэтому мы с ребятами выбрали свой девиз – строчки из известного произведения А.Сент-Экзюпери: «Встал, оделся, умылся, привёл себя в порядок – приведи в порядок свою планету!»

                                                                                    Ковалёва Анна Николаевна.

Некоторые отзывы детей о значимости для них такой работы:

«Мне понравилась атмосфера, которая была на наших занятиях. Учитель не указывал, что надо делать, а только иногда помогал советами. У нас была как будто творческая мастерская, где каждый чувствовал себя мастером, от которого зависит, каким будет его произведение искусства». (Кулишенко Н.)

«Недавно я поняла, что самой планировать свою жизнь, претворять свои мечты в реальность, намного интереснее и принесёт больше пользы». (Верховодова Е.)

«Я многому научилась на этих занятиях: приобрела новые знания, новых друзей. Меня удивил один мой одноклассник: он оказался таким интересно мыслящим человеком! Я хотела бы на следующий год поработать с ним в группе и кое-чему у него поучиться». (Ковалёва А.)

«Мне захотелось сделать в жизни что-нибудь полезное всем людям, чтобы меня помнили и гордились мною. А для этого надо многому научиться. На следующий год я буду стараться лучше учиться».(Скобелкин А.)

«Мне очень понравились занятия. Я понял, что какое-нибудь дело, сделанное вместе с другом, лучше получится и будет интереснее». (Рябчик Р)

«Раньше я думала, что у детей один мир, а у взрослых – другой. А сейчас я поняла, что мир для всех один, и от каждого из нас зависит, каким он будет в будущем». (Комендацкая О.)

Посмотреть детские работы можно на ссылке[[1]]