Программа Путь к успеху/История успеха Матросовой Светланы Николаевны

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

«Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»
В.А.Сухомлинский

Я помню свой первый урок информатики в этом классе. Помню их глаза: обиженные и холодные. Их оставил любимый учитель. И самая смелая спросила: «А вы надолго к нам?». На что я ответила: «Поживем – увидим». Это была она – впоследствии моя самая лучшая ученица, победитель многих конкурсов, а ныне студентка Казанского государственного университета, факультета вычислительной математики и кибернетики – Настя Александрова.

Очень скоро весь класс полюбил мой предмет и они с большим интересом стали засиживаться в кабинете информатики. В результате – победы в различных конкурсах, олимпиадах и конференциях. В чем же секрет такого успеха? Как организовать свою работу так, чтобы она сложилась удачно и для учителя, и для учащихся?

Несколькими советами мне хотелось бы поделиться.

Добиться поставленной цели через проявление и развитие любопытства к интересу, а через интерес к желанию узнать новое, а потом применить свои знания на деле и увидеть своими глазами результат своего труда – позволяет проектная технология, которой я сама обучалась на курсах «INTEL. Путь к успеху» в Чебоксарском институте образования. Эта программа нацелена на развитие у школьников навыков, необходимых им во взрослой жизни, чтобы быть успешными в условиях знаниевой экономики XXI века. Интенсивные методы обучения и развития с помощью проектной деятельности несомненно приносят свои плоды.

И вот я разбила класс на несколько групп и начала с ними занятия по программе «INTEL. Учимся с INTEL». Очень волновалась: будет ли им интересно, смогу ли увлечь детей исследовательской работой? Но мои опасения оказались напрасными: ребята готовы были приходить ко мне каждый день. А секрет заключался опять же в самой программе. Каждая минигруппа выбрала для проекта тему, заинтересовавшую их и показавшуюся им социально значимой в данный момент и в данной местности – «местном сообществе», т.е. в местности, где они проживают. Только тогда, когда дети почувствуют социальную значимость проекта, можно говорить о его успешности.

Это первый секрет вовлечения детей в проектную деятельность.

В качестве примера возьму проект, выполненный учениками 7 класса, «Поезд не останавливается мгновенно». Проблема данного проекта связана с тем, что через наш поселок Урмары проходит Горьковская железная дорога. Сотни людей вынуждены пересекать ее, чтобы попасть в школу, на работу, в центр. А за людьми следуют и братья меньшие. И иногда с ними происходят чрезвычайные происшествия. Ребята серьезно задумались над этой проблемой после того, как у одного из моих учеников произошел трагический случай в семье: а что мы можем сделать для того, чтобы больше это не повторилось? Идей было много. Они были одобрены чиновниками. Дети были в восторге. У них загорелись глаза. Оказывается и мы что-то можем!

А мне вспомнились слова С.Альтова «Нет большего счастья чем то, которое испытывает человек, впервые осененный идеей». Тут я поняла – надо детям дать почувствовать вкус успеха.

Это второй секрет вовлечения детей в проектную деятельность. «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

Все последующие темы проектных работ ребята выбирали исходя из его практической значимости. Это приносило свои плоды. Но не у всех все получалось. Идеи успешности темы проекта оказалось недостаточно. Если на этапе работы над проектом у всех все шло гладко, то на этапе защиты проекта многие исследователи «потухали». Почему работы оценивались неодинаково? В чем причина?

Обычно на защиту проектов мы приглашали учителей, родителей, представителей средств массовой информации, администрацию района. Публика разная и серьезная. Дети начинают теряться в мыслях, выступают скованно, неубедительно. В итоге непонимание и недооценка со стороны зрителей и чувство провала у детей.

Поэтому я решила научить детей не только правильно выстраивать траекторию проектной работы, но и научить умению презентовать себя и свою работу, что очень важно в современном информационном обществе.

Тут мне помогли советы известного американского специалиста в области человеческих отношений Дейла Карнеги. В его работе «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» я нашла много полезных советов:

  • Первое правило: начинайте речь с сильным и настойчивым стремлением достичь своей цели.
  • Второе правило: нужно твердо знать то, о чем вы собираетесь говорить.
  • Третье правило: проявляйте уверенность.
  • Четвертое правило: Практикуйтесь! Практикуйтесь! Практикуйтесь!


Эти правила стали для меня и моих учеников девизами. Мы поняли, что, в сущности, в конечном счете все сводится к одному основному моменту: надо практиковаться, практиковаться и практиковаться.

Это третий секрет вовлечения детей в проектную деятельность.

Решила начать с простого – с выступлений с сообщением об актуальности выбранной темы перед своими друзьями, классом. Старалась всегда завести дискуссию, чтобы ребята научились отстаивать свою точку зрения. Следующим этапом на пути к успеху были выступления на школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее», которая ежегодно проходит в нашей школе, в организации которой я принимаю самое активное участие. Самые успешные были удостоены участия в республиканском фестивале творчества обучающихся «Excelsior». Успех был колоссальный. Настя и многие ее одноклассники добились больших результатов.

Я видела заинтересованность детей, увлеченность работой над своими проектами и радовалась за себя и за них, понимая, что они становятся другими.

Создавая установку на УСПЕХ в себе, мы делаем огромный шаг к УСПЕХУ наших учеников. Одобрение, поддержка, доброжелательность – важнейшие условия успешной совместной творческой деятельности.

Чтобы ученики могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Систематически, целенаправленно развиваю у детей подвижность и гибкость мышления, стимулирую процессы перестройки, переключения, поисковой активности. Учу детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения.

Самым ярким достижением Насти Александровой я считаю ее идею об электронном портфолио. В своем проекте «Выбор профессии» (см.галерею фото) Настя предложила учитывать при зачислении в ВУЗ не только результаты ЕГЭ, но и рейтинг электронных портфолио абитуриентов, которые они могут прислать в приемную комиссию заведения по электронной почте. Эта работа была удостоена второй премии на конкурсе научно-исследовательских работ учащихся республики.

Мои ученики стали успешными выпускниками. Все они сегодня учатся в высших учебных заведениях. И я уверена, что в жизни они тоже будут успешными людьми. И нет для учителя большего счастья, чем получать от своих учеников слова благодарности за то, что когда-то я поверила в их талант и помогла поверить в себя. Значит, мои секреты успеха работают и помогают моим воспитанникам подниматься по лестнице успеха. Я знаю, они помнят мою любимую фразу, которую я им повторяла в самые трудные минуты «Победить – значит суметь подняться каждый раз, когда ты упал».


Площадка программы INTEL "Путь к успеху" в МОУ "Урмарская СОШ №1 им.Г.Е.Егорова" Урмарского района Чувашской Республики