Программа Путь к успеху/История успеха Усольцевой Елены

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ Программа Путь к успеху/История успеха Елены Усольцевой

Мы живем уже девятый год в третьем тысячелетии. Дискуссии о реформе школьного образования идут давно, конца им не видно. Тем временем учителя и ученики так же каждый день идут в школу, и как они будут там учить, и учиться, зависит, по большому счету, от них самих. В нашей школе ведется непрерывный курс информатики с 3 по 9 класс, а так же кружковая работа на основе программы «Учимся с Intel»: - «Технологии и местное сообщество»; «Технологии на работе». Я как учитель информатики, стремлюсь развить творческие способности детей и привить им интерес к предмету, много внимания уделяю работе с ними во внеурочное время. Знатоки осваивают Flash – технологии, Компьютерную графику и дизайн, HTML – технологии и заявляют себя на участие, как в районных, так и международных конкурсах. Но этих рычагов воздействия на учеников не достаточно, для того чтобы повысить интерес и мотивацию к изучаемому предмету и материалу. Именно по этому, во многих школах изучение информатики происходит не только на уроках, но и внеклассных занятиях. Внеклассные мероприятия повышают интерес к предмету, побуждают к самостоятельной работе на уроке и к постоянному поиску чего-то нового. Обучаясь или участвуя во внеклассных мероприятиях, дети познают окружающую действительность, фантазируют, у них появляется возможность раскрыться и выразиться творчески. Вся внеклассная работа сводится, как правило, к решению следующих задач: 1. Выявить творческий потенциал и способности любого ребенка, независимо от оценок по предмету. (Важно привить понятие о ПК как инструменте, необходимом почти в любой области человеческой деятельности.) 2. Повысить интерес, увлечь учащихся предметом, привить любовь к информатике через совместную деятельность. 3. Стимулировать поисково-познавательную деятельность. Показать, что информатика сложна только для тех, кто не хочет и не желает вообще ничего делать. 4. Научить работать в коллективе. Пожалуй, это самая сложная проблема. Как показывает опыт, дети жуткие индивидуалисты. 2-3 человека в коллективе – предел консолидации. К тому же сотрудничество дается с большим (как правило) трудом. 5. Сократить расстояние между учителем и учеником в общении. Внеклассная работа по информатике в нашей школе проходит по четырем направлениям: 1. Кружковая работа. 2. Индивидуальные занятия. 3. Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах. 4. Декада информатики. Главное в декаде информатики – это не предмет, т.е. не информатика, не информация, которую мы преподносим детям. Главное – это сам ребенок, которому подскажи, что сделать, чтобы «поиграть», и он «перевернет весь мир», добудет какие угодно знания, создаст любые программы. Информатика - единственная школьная дисциплина, развивающая алгоритмический стиль мышления. Поскольку именно школа должна закладывать общую культуру мышления, создавать условия для дальнейшего развития в любом направлении, то обучение информатике необходимо начинать не в выпускных классах, а значительно раньше.

В предлагаемой работе обобщается опыт внеклассной работы со школьниками 4 - 9-х классов по внедрению инновационного курса программы «Учимся с Intel», разработанной Институтом компьютерных технологий Корпорации Intel в рамках программы «Новаторство в образовании» совместно с местными органами управления и образовательными учреждениями. Эта программа ставит своей главной целью развить навыки инновационного и технологического мышления людей, живущих в небольших городах и поселках, на уровне требований, выдвигаемых XXI веком. Программа начала реализовываться в 2004 году в Китае, Индии, Израиле и Мексике, в 2005 году – в России и в других странах. В ней провозглашается идея сотрудничества работников сферы образования и руководителей правительственных организаций во всем мире. Эта идея должна способствовать внедрения инноваций в преподавание и обучение, чтобы уже сегодня готовить учащихся к жизни в новых экономических условиях. Знания, умения и навыки, которыми, должны обладать выпускники школ, можно условно разделить на три группы: знания, навыки межличностного общения и индивидуальные способности. Группа «Знания»,группа «Навыки межличностного общения»,группа «Индивидуальные навыки».Для того чтобы человек добился успеха в жизни, необходимо, чтобы все три группы навыков были в наличии и взаимодействовали друг с другом. Участвуя в программе «Учимся с Intel», учащиеся приобретут умения, необходимые для работы и успешной жизни в XXI веке. Навыки, на которых остановимся подробнее, это грамотность в области технологий, индивидуальные способности человека к критическому мышлению и навыки межличностного общения с другими людьми. Под грамотностью в области технологий подразумевается умение использовать компьютерные технологии для общения, решения проблем, сбора, организации и распространения информации. Программа «Учимся с Intel» позволяет учащимся получить практические навыки работы с разнообразными компьютерными программами. У них появляется возможность использовать компьютер не только для поиска информации в Интернете, но также для того, чтобы рисовать, писать, решать математические задачи и создавать презентации. Критическое мышление подразумевает решать проблемы. Существует множество вариантов решения проблем. Программа «Учимся с Intel», представляет учащимся возможность развить и продемонстрировать умение решать проблемы и использовать навыки критического мышления. Сбор, анализ и обмен информацией станут частью каждого занятия и проекта, над которыми будут работать учащиеся. Внеклассная работа является неотъемлемой и важной частью педагогического процесса. Современная школа должна не только формировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Применение метода проектов в организации внеклассной работы по информатике и разработка методических рекомендаций по её организации проектным методом, которые не теряют своей актуальности на современном этапе. Под проектом в этом случае подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению личностно значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Под методом проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, а также как технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Таким образом, метод проектов обеспечивает опыт соорганизации учащимся своих внутренних и внешних ресурсов для достижения поставленной им цели, т.е. представляет собой организованную в рамках учебного процесса деятельность, в которой формируются и проявляются его ключевые компетентности. Целью внеклассной работы является рассмотрение возможностей метода проектов и представление опыта его применения в организации внеклассной работы по информатике. Рассмотрен проектный метод организации внеклассной работы как пространство успешного развития и саморазвития учащихся. Рассматривались следующие задачи: - изучить литературные источники с целью определения темы проектной деятельности учащихся; - проанализировать методическую литературу и школьные учебники, для того чтобы определить цели изучения темы и требования к знаниям, умениям и навыкам школьников; - разработать методические рекомендации к проведению внеклассных занятий по информатике; - рассмотреть формы контроля знаний учащихся и разработать итоговое занятие по выбранной теме в проектной деятельности учащихся. Выделены основные формы внеклассной работы в школе. Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Существуют классификации по объекту воздействия и по направлениям, задачам обучения и воспитания. Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить ее учебно-воспитательное значение с позиций цели, задачи, функций. Анализ литературы позволил выделить цели внеклассной работы, к основным из которых относятся: 1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса к информатике. 2. Расширение и углубление знаний по программному материалу. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении инфор¬матики в жизни общества. 3. Оптимальное развитие способностей учащихся и привитие им определенных навыков научно-исследовательского характера. 4. Воспитание культуры мышления, 5. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой, ресурсами сети Интернет. 6. Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной. В работе уделено внимание теоретическим основам проектного метода и его применению во внеклассной работе. Метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования. Это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Проект требует тщательной подготовки. Перед проектной деятельностью учитель должен четко определить для себя основную проблему (и частные задачи), а также возможные гипотезы их решения. Программа «Учимся с Intel» выступает за различные виды сотрудничества. Учащиеся совместно работают с учебными материалами, вместе пользуются компьютером, выполняют задания и разрабатывают проекты. Это значит, что у каждого учащегося есть возможность работать в паре с партнером, который поможет ему учиться, решать поставленные задачи и реализовывать творческий потенциал. Программа «Учимся с Intel»рекомендует формировать группы учащихся или разбивать их на пары для совместной работы, которую они будут выполнять в течении всего периода обучения. Используя проектный подход в обучении, учителя вдохновляют своих учеников на различные действия. Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Такие проекты приближены к научному исследованию. Предлагаемый курс предназначен для освоения учащимися алгоритма выполнения исследовательского проекта. Содержание занятий предусматривает обучение технологиям организации деятельности, работе с информацией, работе с техническими средствами, получение опыта проведения исследований и публичных выступлений. В завершении курса обучения по программе учимся с Интел планируется получить определенные результаты: Учащиеся освоят приемы: - поиска и отбора проблем для исследования; - сбора и анализа информации для исследования; - планирования подготовки и проведения исследования; - обработки результатов исследования; - подготовки отчета и презентации по проекту. Учащиеся получат представление: - о методах научного исследования; - о правилах научной коммуникации. Учащиеся получат опыт: - обработки информации; - письменной и устной коммуникации. В рамках самостоятельной работы («Основы проектной деятельности»;«Наблюдение и эксперимент»; «Публичное выступление»;«Способы первичной обработки информации»;«Методы сбора информации:анкетный опрос и интервью»;«Основы информационных технологий…») над проектом учащиеся используют техники, освоенные в рамках изучения модулей регионального компонента. Если учащиеся не изучали хотя бы один из указанных модулей необходимо потратить часть времени, отведенного на консультирование для проведения тренинга и освоения минимального числа техник. Продуктом деятельности учащегося в рамках освоения данного модуля станет отчет о проведении исследования. Тема 1. Научное исследование – от замысла до окончательного оформления. Тема 2. Постановка целей и задач. Планирование. Тема 3. Источники информации и способы работы с ними. Тема 4. Организация и проведение полевого\ кабинетного исследования. Тема 5. Обработка результатов. Тема 6. Подготовка отчета и презентация. Рассмотрены проекты учащихся 9 класса по темам: «Математические модели реальных процессов»- в рамках участия в международном конкурсе «Математика и Проектирование», «Скучно в школе» по курсу программы «Учимся с Intel». Так как контроль в проектной деятельности играет огромную роль,то акцентируется внимание на контроле и отчетности проектной деятельности. Результаты работ могут быть представлен в различных вариантах, в том числе и с помощью компьютерных технологий: презентации, веб – странички, и т.д. Опыт работы над проектами, может быть использован учителями и на занятиях по теории и методике обучения информатике. Проекты, разработанные школьниками, были отмечены на Международном конкурсе «Математика и проектирование»,участвовали в программе «Учимся с Intel» (1 место), заняли 1 место в конкурсе проектов «Скучно в школе», «Скучно на уроке».