Программа Путь к успеху/История успеха Чайка Людмилы

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

К 5-летнему юбилею Программы Intel "Путь к успеху"

В конце 2010 г. образовательная программа Intel «Путь к успеху» отмечает свое первое 5-летие. Это праздник не только авторов Программы и команды менеджеров, но и большой семьи ее тьюторов, к которой принадлежу и я. Нас уже много – от Сибири до Прибалтики, от Карелии до Казахстана. Все мы очень разные - но мы вместе, объединяет нас главная цель Программы: сделать наших учеников успешными в жизни XXI века. На этой карте в числе площадок, реализующих программу Intel «Путь к успеху», есть самая восточная точка - мой родной город Омск. Одной из первых в Омске начала работать по этой программе я, Чайка Людмила Викторовна, учитель, методист, тьютор. На пороге первого юбилея любимой Программы хочется оглянуться назад, чтобы вновь пройти ДОРОГАМИ УСПЕХА.


Шаг 1. 2006-2007 уч.г.

А.М.Баннов и М.А.Ливенец на тренинге в Омске, 2006г.
А.М.Баннов и М.А.Ливенец на тренинге в Омске, 2006г.
А.М.Баннов работает с участниками тренинга в Омске, 2006г.
А.М.Баннов работает с участниками тренинга в Омске, 2006г.
Мое знакомство с Программой состоялось в феврале 2006 г., когда мне повезло попасть на тренинг к замечательному Тренеру-Мастеру Александру Митрофановичу Баннову и встретиться с увлеченным творчески человеком Мариной Александровной Ливенец. До сих пор нахожусь под обаянием этой встречи! В Программу влюбилась сразу, с первого взгляда. Она отвечала моим давним размышлениям о том, что учительской программе «Обучение для будущего» необходимо встречное движение – программа для учащихся, готовящая их к работе в проектах. Тогда я не знала еще об основной миссии Программы «Учимся с Интел». А когда я вникла в ее суть, поняла: это именно то, чего так не хватает современной школе. Тот зимний тренинг много значил в моей преподавательской судьбе: я начала свой «путь к успеху».

Вернувшись в школу с новыми идеями и знаниями, с огромным желанием работать уже по-новому, я набрала свою первую группу ребят. Вот мои впечатления с первых занятий нового курса. 10 марта 2006 г. состоялось открытие площадки "Учимся с Интел" в моей школе №80. Многолетний педагогический опыт подсказал набрать группу смешанного состава – ученики 5 и 2 классов работали в парах вместе. Как потом я поняла, это было правильное решение, определившее мой дальнейший путь успешного тьютора. Ребята учились с интересом, создавали свои первые маленькие шедевры и одновременно учились сотрудничать, слушать и слышать друг друга, договариваться, брать на себя ответственность за успех общего дела. И вот 20 мая 2006 г. торжественно состоялся мой первый выпуск: 20 учащихся успешно окончили курс, представили свои проекты на общественной защите и получили сертификаты участников Международной программы «Учимся с Intel»

Победа омичей в конкурсе проектов, 2006г.
Победа омичей в конкурсе проектов, 2006г.
Почетная грамота тьютору, 2006г.
Почетная грамота тьютору, 2006г.

Летом я набрала следующую группу учеников и открыла кружок «Учимся с Интел» в пришкольном оздоровительном лагере, опробовав в действии вторую модель организации обучения детей по Программе. В составе второго набора были пары учащихся с большим разнообразием возрастов, от 2 до 8 классов. В этом наборе я впервые столкнулась с проблемой совместимости мальчиков в одной из пар и очень горжусь тем, что сумела проблему педагогически правильно решить. Началось пополнение моей личной тьюторской копилки методическими и педагогическими находками. Второй выпуск слушателей Программы был также успешным, проекты были созданы интеренейшие, поэтому мы с ребятами решили принять участие в российском конкурсе проектов. Это лето 2006 г. принесло нам победу на российском конкурсе проектов, выполненных учащимися программы «Учимся с Intel». Я как успешный тьютор была награждена Почетной грамотой Новосибирского ОблЦИТ.

На школьном сайте я разместила страницу "Школьная площадка Intel "Путь к успеху", где стала публиковать новости работы Программы, успехи выпускников, комментарии с общественных защит проектов.

Шаг 2. 2007-2008 уч.г.

Участники координационного совета Программы в Рузе, 2007г.
Участники координационного совета Программы в Рузе, 2007г.

Начало 2007 г. навсегда запомнилось мне участием в тренинге участников Программы на право обучать новых тьюторов в своих регионах, организованном менеджерами Программы А.М.Банновым, Е.А.Сердюком и М.А.Ливенец, федеральным наблюдателем И.В.Селиверстовой. 27 лучших тьюторов собрались в Подмосковье осваивать новые грани работы в Программе, секреты методического мастерства тренеров. Мы учились навыкам ведения интерактивных семинаров-тренингов, умению инструктировать, навыкам эффективной коммуникации, управлению групповой динамикой. Познакомились с приемами организации группы, включая знакомство и сплочение, с тем, как формируется благоприятная для обучения среда, как строятся отношения между преподавателями и участниками тренинга. А какой силы энергетика шла от совместной работы увлеченных общей идеей людей! Вот так 20-25 апреля 2007 г. я была участником Алмазных семинаров и Координационного совета в Рузе (Подмосковье), стала тренером программы "Путь к успеху" ("Учимся с Intel"). «Этот тренинг стал для меня тренингом личностного роста» — отметила тьютор из Пскова М.А.Леонова, и я полностью с ней согласна. Руза стала новой ступенью моего успеха, началом новой интереснейшей работы в Программе.

В течение 2007 - 2008 гг. я провела 3 тренинга для педагогов Омска и Омской области, обучила 72 новых тьютора программы. Первый тренинг, как первый бой – «он трудный самый»! 30 июля по 3 августа 2007 г. на Омской областной станции юных техников провела свой первый тренинг по программе «Путь к успеху» для 19 педагогов из образовательных учреждений 9 районов Омской области. Будущие тьюторы 5 дней осваивали премудрости новой программы, примеряли на себя роль фасилитатора, вживались в образы учеников, учились быть «требовательными друзьями». Копилка игр и упражнений педагогов пополнилась: каждое занятие начиналось и заканчивалось с активных игр. Синквейны последнего дня ярко и лаконично представили общую атмосферу тренинга.

Проект
Красочный, законченный
Делать, обсуждать, закреплять
Наш проект самый лучший
Сертификат!

Спустя всего месяц я провела второй тренинг - на площадке школы № 80. Дружно закончили лето 31 августа 2007 г. 26 новоиспеченных тьюторов программы «Путь к успеху», успешно завершив обучение на тренинге и представив свои проекты. А вот мнения участников второго тренинга "Путь к успеху" (август, 2007 г.):

  • Узнала так много интересного! Обязательно буду применять в пед. практике. Тренер объясняет понятно, тактично и внимательно выслушивает все наши предложения.
  • ПОНРАВИЛОСЬ: корректность, уважение к нашему мнению, удалось создать доверительную, ненатянутую атмосферу. Каждый чувствует себя вполне комфортно.
  • Тренинг замечательный, процесс пошел. Так держать!
  • Методика уроков по данной программе интересна. Элементы можно даже использовать на основных уроках.
  • Тучи рассеиваются, становится видно, в чем суть…
  • Очень рада тому, что появилось много единомышленников. Наш коллектив уже можно рассматривать как единое целое!

Третий тренинг "Путь к успеху" прошел ровно через год, в августе 2008г. в школе № 80. Обучено еще 27 новых омских тьюторов. Отчет о тренинге "Учителя Омска - на Пути к успеху" можно прочитать здесь.


С.А.Мельниченко
С.А.Мельниченко

Успешность моих летних тренингов высоко оценили Кононова Татьяна Сергеевна, региональный наблюдатель программ "Учимся с Intel" и Intel "Путь к успеху" в Омской области, и Мельниченко Светлана Александровна, региональный координатор программы в Омской области: «Тренинги программы «Путь к успеху», которые проходили в Омске, позволили вовлечь в сообщество педагогов, увлеченных информационными технологиями, преподавателей городских школ. Людмила Викторовна, тренер программы «Путь к успеху» в городе Омске – ярко, интересно, на подъеме повела тренинги, пронесла идеи Интела, заложенные в программу образовательные технологии критического мышления, кооперативного обучения, проектной деятельности».

Кроме групповых тренингов, для поддержки начинающих тьюторов я провожу индивидуальные консультации и групповые семинары по таким темам, как «Умение задавать вопросы», «Как стать успешным фасилитатором», «Управление развитием группы».

Работая над популяризацией Программы, 27.08.2008 г. я выступила на омском городском совещании работников образования "Информатизация образования и социальное партнерство" с докладом "Социальное партнерство как условие продвижения информационных технологий в образовании (из опыта работы по программе Intel "Путь к успеху").

Шаг 3. 2008-2009 уч.год

Выпущено за учебный год 4 группы учащихся, это почти 100 человек. Сколько выпусков - столько открытий! Растет моя педагогическая копилка тьютора, пополняется нестандартными учебными ситуациями и способами их решения. Разработано методическое пособие к курсу «Технологии и мы», собраны наглядные материалы. Интересную часть моих наработок составляет подборка игр на сплочение коллектива и развитие корпоративных навыков. В этом большую помощь оказывает взаимообмен с коллегами и ресурсы Интернет. С каждой новой группой детей не устаю удивляться фантазии моих учеников. Каждый ребенок по-новому раскрылся на занятиях программы «Путь к успеху», иногда совсем с неожиданной стороны. Общественные защиты проектов становятся традиционным праздником в нашей школе, когда сертификаты Intel и благодарности вручает директор школы.

23 апреля 2009 г. вполне ожидаемой стала победа моих учеников в городском конкурсе проектов выпускников программы "Путь к успеху" в Омске. Наш проект «Будущее нашей школы» победил в номинации «Храм знаний».

Успехи школьников-выпускников программы стали основанием для ее популяризации среди наших образовательных партнеров.

  • Г.А. Федорова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения информатике ОмГПУ:
«Более 5 лет я привожу своих студентов на практику в школу № 80 и заметила, что именно в классы, где проходят занятия курса Интел "Путь к успеху", студенты идут охотнее. Секрет прост: ученики этих классов более активны и успешны в учебе, самостоятельны и настойчивы, умеют сотрудничать, творчески подходят к заданиям, которые получают от студентов. Особенно наглядно проявляется это во внеклассных мероприятиях. Так, ярко и интересно прошла игра "Путешествие в информационном море" для 5-6 классов, бурю эмоций вызвал "Цифровой КВН" в 10-х классах. Студенты стараются попасть на занятия курса "Путь к успеху" и с огромным интересом пишут об этих занятиях в отчетах по педагогической практике».
  • Н.В. Манушкина, преподаватель математики Омского кадетского корпуса

«С программой "Путь к успеху" я познакомилась через своих кадетов. Среди моих новых учеников на практической работе по математике обратили на себя внимание двое ребят. Они очень быстро приняли задание, четко распределили между собой работу и выполнили ее в виде мини-исследования. К защите ребята подготовили отличную презентацию на компьютере. Чувствовалась основательная предшествующая подготовка. После защиты работ ребята рассказали, что они приходили обучение по программе Intel "Путь к успеху". Тогда я впервые услышала об этой программе, а обратившись к преподавателю Л.В. Акифьевой, получила интересную и полную информацию. Я считаю, что было бы очень полезно проводить занятия этого курса для всех будущих кадетов».

  • Л.Ю. Иванищев, преподаватель Омского государственного политехнического университета

«Студенты-первокурсники приходят к нам с очень разной степенью подготовки к самостоятельной учебной деятельности. В потоке 2008г. на нашем факультете в этом смысле выделялась первокурсница Ксения Пильник, выпускница школы № 80. Она отлично владеет компьютерными технологиями, умеет правильно влиться в рабочую группу студентов и распределять внутри нее работу. У девушки есть навыки работы с учебными проектами, поэтому она быстро завоевала учебное лидерство среди сокурсников. По словам студентки, эти полезные навыки дала ей программа "Путь к успеху", проходившая на базе школы № 80».


Одновременно идет работа с новыми тьюторами Программы. Четвертый обучающий тренинг для педагогов дополнительного образования Омской области я провела в ноябре 2009 г. Выпущена группа с юбилейным 100-м тьютором программы "Путь к успеху". Позади пять прекрасных дней интеллектуального общения, взлетов творческой мысли, неудач и озарений. К защите были представлены 5 интересных проектов: "На скорости - в будущее!», "Парк для моих зимних каникул", "Обморожение - "стихийное бедствие" Сибири", "Амринская жемчужина", "Операция "Чистая балка". Сколько выдумки и творческих "изюминок" вложили авторы в представление своих первых проектов! Как активно реагировала аудитория - море заинтересованных вопросов, предложения сотрудничества, заслуженная похвала товарищей! Не хотелось расставаться, настолько сплотилась группа за эти 5 коротеньких дней.

И последней красивой точкой тренинга, подтверждением разбуженной творческой энергии новых тьюторов стали стихи слушателей, посвященные нашему общему "Пути к успеху":
Intel, Intel – друг сердечный,
Мы с тобой теперь навечно.
Будем мы ребят учить,
Будем мы с тобой дружить.

Относиться с уваженьем
Будем мы к чужому мненью.
А методику узнав,
Как анализ дать – поняв,
Встали мы на путь к успеху.
Поведем с собой ребят,
Себя смогли реализовать.

Благодарим мы Вас за труд,
К успеху всех нас поведут
Полученные знанья и желанье'
Быть вместе.
Intel сокращает расстоянья!

Программа «Путь к успеху» уверенно внедряется выпускниками моих тренингов в районах Омской области, поэтому большая работа проводится теперь дистанционно: через личный "Блог Чайки", страницы Вики, по электронной почте, с использованием разнообразных Google-сервисов.

Мастер-класс для тьюторов
Мастер-класс для тьюторов
21 мая 2009 года в городском ресурсном центре «Тьютор» я организовала и провела мастер-класс для омских тьюторов Программы на тему «Создание портрета школьной площадки "Путь к успеху" в Интернете». Треть участников приехали на мастер-класс для того, чтобы получить новые знания, информацию, которая пригодилась бы для последующей работы в программе «Путь к успеху», а также новых психологических тренингов и рекомендаций по сплочению групп, занимающихся по программе Intel. Остальные тьюторы определили своей целью на предстоящем занятии научиться выкладывать на ОмскВики работы учащихся, создать портрет своей школьной площадки. Положительный опыт работы учителей в программе явно требовал творческого выхода! Не случайно девизом мастер-класса стали почти пушкинские строки:

Пока мы Интелом горим,
Пока сердца успехом живы,
Мой друг, мы в Вики отразим
Души прекрасные порывы!

Главным впечатлением после завершения работы мастер-класса было единодушное удовлетворение: ожидания тьюторов оправдались. Разнообразные отзывы тьюторов содержали две главные мысли. Первая из них: «Получила толчок для дальнейшего творчества». «Теперь у нас есть возможность обмениваться опытом друг с другом через наши школьные площадки». И вторая: «Получили много полезной информации, главное, ответ на вопрос, с которым пришли: где и как размещать работы учеников». Оформили свои странички для площадки Интел. «От сегодняшней встречи у меня стало больше уверенности в работе на ОмскВики». «Есть первые навыки работы в Вики, снят страх перед работой в этой среде». И общий вывод: «Много нового. Здорово, что встретились опять с группой!» Так готовились к всероссийскому конкурсу школьных площадок Программы омские тьюторы.

А уже в июне 2009 г. я заняла II место во Всероссийском конкурсе школьных площадок программы "Путь к успеху"-2009, предоставив в качестве конкурсной работы "Портрет площадки Путь к успеху (школа 80, Омск)". Не случайно моим девизом был афоризм: «Обучая других – стань лучшим!»

Пропагандируя программу "Путь к успеху" и обобщая опыт своей тьюторской работы, я выступила на Интернет-конференции «Новые технологии в обучении информатике в общеобразовательной школе» со статьей «Международная программа Intel «Путь к успеху» в омской школе» (2008г.)

В 2008 г. провела авторский мастер-класс «Организация участия школьников в телекоммуникационных проектах», описала опыт проектной работы в программе "Путь к успеху" на методическом совещании с ресурсными центрами Омской области в режиме видеоконференцсвязи по теме "Почему и как нужно принимать участие в телекоммуникационных проектах", организованном Департаментом образования Администрации г. Омска. Позже опубликовала статью «Мастер - класс «Организация участия школьников в телекоммуникационных проектах» в «Сборнике научно-методических материалов по внедрению проектной методики с использованием информационно- коммуникационных технологий в образовательный процесс» (МО Омской области, ОмГУ, 2008 г.)

Шаг 4. 2009-2010 уч.год

Это был очень значимый год для меня как тьютора и тренера программы "Путь к успеху", принес три крупных юбилейных события.

Новый учебный год начался с нововведения для участников программы «Путь к успеху»: теперь отчеты о работе тьюторам нужно самостоятельно помещать в базу Программы. Поэтому в сентябре 2009 г. в ресурсном центре «Тьютор» я провела для омских тьюторов программы Intel "Путь к успеху" семинар-практикум "Технология размещения проектов и форм отчётов в сети Интернет".

На всесибирском совещании, 2009г.
На всесибирском совещании, 2009г.
Как опытный тьютор Программы, особое внимание я уделяю ее популяризации. В октябре 2009 г. приняла участие во Всесибирском семинаре-совещании по проекту «Поддержка профессионального уровня педагогических кадров, реализующих программы развития научно-технического творчества обучающихся».В ходе работы семинара обсуждались вопросы интеграции базового и дополнительного образования детей, методики работы педагога дополнительного образования. В частности, важное место в этой работе принадлежит образовательной программе Intel "Путь к успеху". Об успехах и задачах этой программы рассказала М.А.Ливенец, приводя примеры из тьюторской практики.


В первом полугодии 2009 г. в числе опытных тьюторов я была приглашена в жюри трех конкурсов программы: "Новая глава курса "Технологии и профессии", "Пишем методичку вместе", "Конкурс реализованных проектов". Для организации участия омичей в этих конкурсах организовала творческую группу тьюторов и вела работу с ней через свой сетевой методический блокнот «Блог Чайки». Для конкурса "Новая глава курса "Технологии и профессии" в разработку поступили очень интересные предложения – милиционер, следователь, веб-дизайнер, журналист, конструктор, водитель, директор Школы искусств, председатель КТОСА, директор ТСЖ, директор Цента раннего развития детей, лаборант, библиотекарь. Радует, что второе место в этом конкурсе заняла омичка Щербинина Е.А. (СОШ № 116).

Юбилейная группа выпускников в школе №80
Юбилейная группа выпускников в школе №80
Из презентации М.А.Ливенец в Голицыно
Из презентации М.А.Ливенец в Голицыно

В обычном режиме продолжается работа по программе «Путь к успеху» с детскими группами на площадке школы № 80. В ноябре 2009 г. состоялось памятное для меня событие - выпущена группа с юбилейным 300-ым участником программы "Путь к успеху". Приятно осознавать, что среди 10 тысяч выпускников Программы есть 300 моих ребят.

По традиции 23 апреля 2010 г. проекты моих выпускников снова были представлены на городском конкурсе детского компьютерного творчества «Мы – омичи!» (проекты выпускников программы "Путь к успеху" в г.Омске), но без призовых мест.

Награждение победителей конкурса проектов-2010

Для повышения уровня проведения и организации телекоммуникационных проектов, расширения информационной среды образовательных учреждений, выявление и поощрение учителей, ведущих активную деятельность в сфере информационных технологий департаментом образования г.Омска ежегодно проводится конкурс телекоммуникационных проектов, разработанных педагогами города - «Калейдоскоп сетевых проектов». Проект нашей школы "Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!" занял 1 место в номинации "Первооткрыватели" - за глубокую исследовательскую деятельность в проекте.


Завершился этот мой юбилейный год большим событием: 3-4 декабря 2009 г. я была участником II Международной конференции «Чему и как учиться и учить в XXI веке» (Москва, Голицыно). Целью конференции было подведение итогов образовательных программ корпорации Intel в России и СНГ: «Обучение для будущего», «Путь к успеху», «1 ученик - 1 компьютер» в 2009 году, обсуждение организационных, технических и содержательных вопросов развития программ в 2010 году, а также обмен международным опытом. Столько полезной информации я получила за 3 дня работы конференции, что этот заряд помогал мне творчески работать целый год! Общее мнение участников выразила Брыксина Ольга (Самара): «Организаторам конференции удалось самое главное - сплотить команду. Нам показали реальный пример формирования коллектива единомышленников, где каждому определена своя роль, "играя" которую он вносит вклад в ОБЩЕЕ дело. А вместе, наверное, мы можем многое...». О развитии программы «Путь к успеху» рассказала в своей презентации М.А.Ливенец, среди приведенных ею примеров был и мой личный опыт работы, описанный в моей «Социальное партнерство как условие продвижения информационных технологий в образовании (из опыта работы по программе Intel "Путь к успеху")».


Продолжается и моя тренерская работа: 18-19 декабря 2009 г. на базе омской областной станции юных техников провела пятый тренинг по программе "Путь к успеху" для педагогов из районов Омской области и г.Омска. Тренинг для практикующих учителей, прошедших в свое время обучение на пятидневных тренингах, проводится по нескольким причинам:

  • Прежде всего, это желание учителей задать вопросы по программе, поделиться наработками, обменяться опытом, поделиться трудностями, пообщаться с коллегами, скорректировать свою деятельность по программе.
  • Вторая причина - необходимость более глубоких знаний в таких областях, как педагогика сотрудничества и развитие навыков критического мышления.
  • Третья причина - необходимость поддержки. Учителя в рамках занятий еще раз убеждаются, что делают важное дело, что у них все получается, что их помнят и на них надеются.

В рамках тренинга рассмотрены вопросы по формированию и развитию навыков критического мышления, изучены приёмы их развития - мозговой штурм, синквейн, кластер, ИНСЕРТ и др, организация групповой работы, методика принятия решений, а также учителя познакомились подробнее с технологией развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). И уже традиционные финальные стихи от Надежды Георгиевны Жвановой:
Мы морозов не боимся,
Грипп свиной нам нипочем.
С INTEL мы хотим учиться,
Фору всем мы задаем.
Будем думать, будем мыслить
И ребят своих учить,
Как проекты к завершенью
Без ошибок подводить.


Не меняю свою традицию ежегодно участвовать в проектах и конкурсах программы "Путь к успеху".

Июнь-сентябрь 2010 г. – работала в жюри межрегионального конкурса «Парад идей», проводимого программой Intel «Путь к успеху» и Государственным учреждением "Региональный центр развития образования" г.Оренбурга. Целями конкурса были выявление школьных особенностей организации программы Intel «Учимся с Intel», «Путь к успеху»; определение наиболее эффективных и результативных форм работы по организационному сопровождению и развитию Программы, поддержание школьных и муниципальных инициатив по ее реализации.

Как тьютор программы, я стала участником второго конкурса проектов «Школа будущего вместе с Intel» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России, проходящем на сайте "Образовательной Галактики Intel". Мой проект касался применения CMPC в обучении школьников, находящихся на длительном лечении в детской больнице, к которой прикреплена наша школа.

C 15 мая-30 октября 2010г. с группой моих ребят-интеловцев готовим работу на Международный конкурс анимированных историй "Жили-Были"

Материалы проектов, выполненных моими учениками, активно представляю в проекте для тьюторов UbiPlace, или Место для повсеместного обучения. Название предполагает вопрос - "Где происходит повсеместное обучение"? "Какие места существуют "для повсеместного обучения"?" Я создала карточки с описанием наших проектных мест: компьютерная библиотека, дача, двор, театр. Несомненно, работа в UbiPlace нами будет продолжена.

Шаг 5. 2010-2011 уч.год

Первое крупное мероприятие года - празднование 5-летнего юбилея Программы - включало и омские инициативы. Приятно отметить, что координировать этот большой праздник довелось лично мне.


Многое сделано - много еще предстоит. Но самое важное я знаю: главный УСПЕХ еще впереди!


Просмотры
Личные инструменты
Навигация
Инструменты