Программа Путь к успеху/история успеха Комаровой Валентины

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Путь к успеху мой и моих учеников

Свой успех я измеряю не наградами и не количеством обученных. Я вижу его в том новом, что я привнесла в жизнь ребят, с которыми работала. Дети научились вместе обнаруживать и решать проблемы, обращать внимание на людей, которые находятся рядом. Они поняли, что вместе могут влиять на жизнь школы и района, и уже начали самостоятельно преображать мир вокруг себя.

Как известно, меняя мир, неизбежно изменяешься сам. Работая по программе «Учимся с Intel. Путь к успеху», я тоже многому научилась. Например, больше доверять ребятам. Я убедилась, что они часто сами, без моей помощи, могут добиваться поставленной цели и осуществлять задуманное. Главное подвести их к проблеме, заинтересовать, увлечь, чтобы они не бросили дело на полпути. Как трудно это давалось! И, конечно, не свершилось бы без помощи моих ребят.

С 2007 года, когда я начала работать по программе «Учимся с Intel», я обучила четыре группы школьников. Первая моя группа была «сборная» - из учеников 5 – 7-х классов. Был даже один четвероклассник. Принять мальчика в группу приходила просить его мама.

Детям из одного класса очень хотелось работать вместе, но по воле случая они оказались в парах с незнакомыми ребятами. Большинство приняли такое распределение спокойно, только двое всё время просили их соединить. Но были выработаны правила, не позволявшие, кроме прочего, меняться парами. Да и сами ребята очень скоро обнаружили, что работать с новыми друзьями ничуть не менее интересно и легко, чем с давними товарищами.

В парах оказались дети разных возрастов, мальчики и девочки. Приятно заметить, что старшие уважительно относились к младшим, помогали им. А младшим нравилось, что с ними советуются. Они ощущали свою значимость. Пусть работы не всегда получались такими, как хотелось, но это был общий труд.

Каждая новая работа начиналась с наводящих вопросов о том, что такое местное сообщество. И тем не менее, направить детей на решение задач, касающихся местного сообщества, оказалось едва ли не самым сложным. Всем хотелось чего-то масштабного, глобального.

Особенно трудно дался проект «Стихийные бедствия». На уроках географии и ОБЖ ребята сталкивались с этой темой, и им хотелось все свои познания отразить в презентации. Мне не раз приходилось возвращать их к началу работы, наводящими вопросами помогая сузить тему до местных проблем.

В сентябре 2008 года я начала работать с третьеклассниками. С ними мы много играли. Детям нравилось, что учитель участвует в игре на равных. Впрочем, элементы игры не мешали ребятам серьёзно подходить к выполнению заданий.

Третьеклашки долго не могли привыкнуть за ответами на вопросы обращаться к «Практическому руководству», а не к преподавателю. Сначала подходили ко мне, а потом мы вместе искали решение в книге. Так продолжалось до того, как перешли к изучению программы «Microsoft Office Excel».

Но какие они рассудительные! Приступая к работе над проектами, мы для начала решили выяснить, какие проблемы ребятам приходилось решать. Оказалось, что мои третьеклассники умеют справляться и с внутришкольными, и с семейными проблемами. Не беда, что их проекты получились не очень красивыми – зато сколько воображения, сколько труда было в них вложено!

А с каким энтузиазмом они принялись воплощать свои идеи в жизнь. Сами репетировали спектакль о безопасности на дороге, готовились к викторине. Как серьёзно они брали интервью у учителей для подготовки экскурсии по школе! Как спорили, разрабатывая дизайн клумбы! Старательно сажали рассаду, вели дневники наблюдений, а потом высаживали подросшие цветы в вазоны. Ребята и одноклассников своих сумели увлечь, и те с азартом помогали им во всём.


Трудно было выбрать работу для представления на конкурс. Я расскажу о трех работах моих третьеклассников.

Проблема, которую решали ребята: создание комфортных условий обучения в школе, что выражается в эстетическом оформлении пришкольной территории, развитии интереса к истории и традициям школы, в выявлении и решении проблем, наиболее актуальных для школьного сообщества.

Цель проекта, которую мы вместе поставили: развитие инновационных навыков сотрудничества, критического мышления и информационных технологий на примере местного сообщества.

Задачи, которые при этом решались: научить детей внимательней относиться к проблемам их местного сообщества;

ощущать себя активными членами местного сообщества;

работать в команде (внимательней относиться к другим участникам проекта, распределять обязанности, принимать совместные решения);

навыкам критического мышления (мозговой штурм, анализ предлагаемых вариантов и способов решения поставленной задачи);

умению представлять свою работу с помощью информационных технологий.


Участники проекта – ученики 3А класса (сейчас они учатся в 4 А классе).

Выбор проблем осуществлялся самостоятельно. Дети проводили опросы среди своих одноклассников, учителей, родных и знакомых. На основе анализа результатов опроса выявляли основную проблему, рассматривали плюсы и минусы разных вариантов её решения и выбирали наиболее приемлемый для них вариант, посильный для их возраста.

В реализации проектов активное участие принимали одноклассники, классный руководитель Максимова Нина Александровна и некоторые родители.

Во время реализации проекта «Наше светлое будущее» дети выращивали рассаду для высадки в клумбы перед главным входом. Оставшуюся часть рассады передали старшим школьникам, которые высадили её на газоны вокруг школы. Имеется видеоматериал того, как авторы проекта вместе с другими учениками, классной руководительницей и родителями высаживают цветы в клумбы.

Ученики, работавшие над проектом «Дорога – это не игра!» (Проблема безопасности на дорогах), подготовили спектакль о правилах поведения на дороге, и неоднократно показывали его для учеников разных классов начальной школы. Были подготовлены вопросы викторины по выбранной теме и проведены конкурсы после показа спектакля (есть фотоматериалы, подтверждающие реализацию проекта).

Участники проекта «Наш любимы город!», для реализации своего проекта проводили интервьюирование учителей школы, изучали историю и традиции школы (есть фотоматериалы интервью). В начале года проводили экскурсии для первоклассников по нашей школе.

Огромное спасибо хочется сказать "классной маме" Максимовой Нине Александровне. Если бы не она, то многое из того, что сделали ребята, не удалось бы воплотить.


Эрик Хомбергер Эриксон, американский психолог и психоаналитик, считал, что путь человека в обществе подобен лестнице. Лестница эта состоит всего из восьми ступенек, но, чтобы пройти их, требуется целая жизнь. На каждой ступени человека поджидает некая проблемная ситуация, кризис, и сделать шаг вверх можно, только преодолев этот кризис.

Если верить Эриксону, задачка, над которой в данный момент бьются мои ученики, - научиться ставить цели, чтобы потом достигать их. Благодаря программе «Учимся с Intel. Путь к успеху» мои мальчики и девочки научились вместе обнаруживать и решать проблемы, обращать внимание на людей, которые находятся рядом. Они поняли, что вместе могут влиять на жизнь школы и района, и уже начали самостоятельно преображать мир вокруг себя. Каждый из них решительно, играючи поднялся на новую ступеньку своей жизненной лестницы. Поднявшись сам, подал руку чуть замешкавшемуся товарищу. В этом, я знаю, есть и моя заслуга. И в этом я вижу свой успех.

Дорогие мои третьеклашки! До чего же хочется продолжить с ними работу! К сожалению, они ещё малы для перехода ко второй программе «Учимся с Intel. Технология и профессия». Зато первая моя группа уже готова к этому новому шагу на пути к успеху. До новых встреч, дорогие мои ребята!