Программа кружка

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Рассмотрено на РМО Протокол № 1 от 26.08.09 Одобрено педсоветом Протокол № 1 от 28.08.09 «Утверждаю»

                                                                                                        Директор школы ________________

И.М. Тютин Приказ № 63 от 01.09.09



Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа

рабочего поселка Сосновоборск Сосновоборского района Пензенской области




Программа дополнительного образования

«Золотое перо»




Возраст детей: 12-15 лет Срок реализации: 3 года



Автор-составитель: старшая вожатая Ильясова И.Р.






Р.п. Сосновоборск 2010 год



Пояснительная записка Неотъемлемой частью жизни МБОУ ООШ р.п. Сосновоборск является продукция школьного издательства – газета “Наш мир”, издаваемая силами учеников под руководством старшей вожатой. За время существования газеты было создано уже около 30 выпусков. Поэтому назрела острая необходимость разработки образовательной программы, знакомящей учащихся с современным издательским бизнесом, который сегодня немыслим без компьютерных технологий, раздвигающих горизонты творчества, позволяющих реализовать все наши замыслы. Мощность средств, включенных в настольные издательские системы настолько велики, что практически весь процесс подготовки газеты к изданию может выполнять один человек. При этом издательские программы легко поддаются освоению даже непрофессионалам в издательской работе. А графические возможности компьютера позволяют сделать газету красочной. Ребята сами подбирают иллюстрации, используют множество фотографий, создают коллажи. Однако недостаточно всего лишь овладеть инструментами, которые они предлагают. Нужно обладать, помимо прочего, базовыми понятиями издательского дела, иметь представление об издательском процессе, азами журналистики. Без этих знаний немыслимо создание полноценной полиграфической продукции. Поэтому на занятиях кружка учащиеся знакомятся с компьютерными настольными издательскими системами. Цель данной программы как раз и состоит в том, чтобы дать общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит и более привлекательными на вид. В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего представления о предмете и создания печатной продукции. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания: от замысла до получения оригинал-макета. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так как дело, которым учащиеся будут заниматься, значимо и для других, представляет интерес для окружающих. Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности. Программа предусматривает изучение лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи. В программе отражена связь стилистики с культурой речи. Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся, поэтому в “Программу” включен раздел “Культура речи”. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету. Программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формирование у них навыков алгоритмического мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации; в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями. В каждой теме предусмотрено выделение определенного количества часов на изучение теории и выполнения работ компьютерного практикума и решение задач. Распределение часов на изучение теории и компьютерный практикум примерное, т.к. зависит от обеспеченности учебного процесса аппаратными и программными ресурсами (конфигурация компьютеров, наличие программного обеспечения, локальной сети и выхода в Интернет 1ый год обучения (учащиеся 6-9 классы) Количество детей в группе – 12 человек Планирование рассчитано на 72 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю Техническое оснащение: • 10 персональных компьютеров; • 1 сканер; • 1 лазерный принтер; • 1 струйный (цветная печать) принтер; • 1 цифровая видеокамера, 1 цифровой фотоаппарат; • 1 мультимедийный проектор. В процессе занятий темы учебного плана, а также отведенное на них время может меняться: • в связи с развитием компьютеров и программного обеспечения; • с появлением новых устройств; • по итогам анкетирования, выявляющего познавательный интерес учащихся к той или иной теме обучения; • с учетом скорости и качества освоения учебного материала конкретной группы обучающихся (возрастной ценз и интеллектуальные особенности). Для реализации данной программы необходимо наличие 10 ПК класса Pentium 4, укомплектованных CD–дисководами, 2–3 принтера, 3,5" дискеты, сканер, цифровой фотоаппарат, писчая бумага формата А3 и А4; программное обеспечение: Windows XP, MS Word, Adobe PhotoShop, Paint, профессиональная издательская система PageMaker, Corel Draw и др. О направлении деятельности 1. Активное участие в жизни школы. 2. Изучение новинок компьютерного рынка. 3. Участие в конкурсах и викторинах школы, поселков и города. 4. Подготовка и выпуск электронной газеты “Наш мир”. ЦЕЛИ: 1. Совершенствование умений и навыков работы с компьютерной техникой. 2. Развитие коммуникативных навыков с учетом психофизических особенностей. ЗАДАЧИ: 1. Обучить самостоятельной работе с компьютерной библиотекой. 2. Обучить методике подготовки и выпуска газет. 3. Сформировать навыки речевой культуры. 4. Способствовать развитию научно-технического мировоззрения. 5. Развивать навыки компьютерной грамотности. 6. Помочь учащимся определиться в выборе профессии

























Первый год обучения «Золотое перо» Учебно-тематический план 72 часа


№ п/п Содержание Количество часов всего теория практика РАЗДЕЛ I. СЕКРЕТЫ СТИЛИСТИКИ (ПРАВИЛА ХОРОШЕЙ РЕЧИ) Стилистика лексических средств языка 2 2 Стилистические средства словообразования и морфологии 2 2 Функциональная стилистика Культура речи 1 1 МЕТОДЫ РАБОТЫ С ПРОГРАММАМИ MICROSOFT OFFICE 2 2 II. Технология обработки текстовой информации Текстовый редактор: назначение, основные функции 1 1 Выпуск газеты 3 3 Форматирование документа 1 1 Форматирование абзаца: изменение абзацных отступов 1 1 Форматирование текста 4 4 Создание таблиц 4 4 Выпуск газеты 4 4 Специальные приемы работы с текстовым редактором. 2 2 Автотекст 2 2 III. Работа в Publisher Буклет 4 4 Объявления 2 2 Выпуск газет 4 4 Плакаты 4 4 Открытки 4 4

 IV. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Растровая и векторная графика. 2 1 1 Форматы графических файлов 2 2 Выпуск газет 4 4 Редактирование изображений в растровом редакторе Paint 4 4 Создание и редактирование изображений в Word 4 4 Выпуск газеты 4 4 V. Интернет технологии 5 5 Итого 72 8 64






Содержание 1 года обучения Раздел I. Секреты стилистики (Правила хорошей речи) Язык – важнейшее средство общения; о богатстве русского языка, его роль как языка межнационального. О тексте, типах, стилях речи. 2.1. Стилистика лексических средств языка Лексическое значение слов; изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов; градация, антитеза; русская лексика с точки зрения ее происхождения; русская лексика с точки зрения сферы ее употребления; словари. 2.2 Стилистические средства словообразования и морфологии. Соблюдение словообразовательных норм русского литературного языка; предупреждение ошибок в употреблении рода, числа, падежа имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, личных форм глаголов; выбор стилистических вариантов различных грамматических форм, уместность их употребления в зависимости от речевой ситуации. 2.3. Стилистические средства синтаксиса. Порядок слов в предложении; устранение ошибок в согласовании, в употреблении причастных и деепричастных оборотов; функции сравнительных оборотов; стилистическое употребление однородных членов предложения; стилистика простого и сложного предложений. 2.4. Функциональная стилистика. Повторение функциональных стилей речи, изученных в 5-8 классах; книжная и разговорная речь; сферы общения и употребления; жанровые варианты функциональных стилей; лексика и синтаксис каждого стиля речи. 2.5. Культура речи Смысловая и стилистическая точность речи; нарушение лексической сочетаемости; логические ошибки в речи (алогизм, подмена понятия); литературное произношение и ударение. Раздел II. Методы работы с программами Microsoft Office Учащиеся должны уметь: • отменять изменения в документе. Открытие документа Office. Создание нового документа; • использовать помощника для получения справочной информации. Ввод текста. Практическая работа; • выделять текст с помощью мыши. Выделение и замена текста с помощью клавиатуры; • перемещать текст. Выбор и форматирование объектов. Копирование формата с помощью команды Формат по образцу; • настраивать панели инструментов. Увеличение и уменьшения масштаба. Практическая работа. Раздел III. Технология обработки текстовой информации Создание, редактирование и форматирование документов. Основные объекты в документе (символ, абзац) и операции над ними. Шаблоны документов и стили форматирования. Печать документов. Основные форматы текстовых файлов и их преобразование. Кодировки кириллицы. Внедрение в документ различных объектов (таблиц, изображений, формул и др.). Создание типовых документов (заявление, объявление, визитка и др.) и рефератов по различным предметам. Перевод документов с бумажных носителей в компьютерную форму с помощью систем оптического распознавания отсканированного текста. Создание документов на иностранных языках с использованием компьютерных словарей. Автоматический перевод документов на различные языки с использованием словарей и программ-переводчиков.

 Учащиеся должны уметь: 

• применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов; • вставлять в документ объекты из других приложений; • создавать типовые документы на компьютере; • использовать системы оптического распознавания, словари и переводчики. Раздел IV. Технология обработки графической информации Получение растровых изображений с помощью сканера и цифровой камеры. Редактирование и преобразование (масштабирование, изменение глубины цвета, изменение формата файла и др.) изображений с помощью графических редакторов. Печать изображений. Компьютерное черчение. Создания чертежей и схем с использованием векторных графических редакторов и систем автоматизированного проектирования (САПР). Создание мультимедийных компьютерных презентаций. Рисунки, анимация и звук на слайдах. Интерактивные презентации (реализация переходов между слайдами с помощью гиперссылок и системы навигации). Демонстрация презентаций. Создание образовательных презентаций по различным школьным предметам.

 Учащиеся должны уметь: 

• объяснять различия растрового и векторного способа представления графической информации; • применять графический редактор для создания и редактирования изображений; • создавать мультимедийные компьютерные презентации; • иметь представление о назначении и возможностях систем автоматического проектирования (САПР). Раздел V. Технология поиска информации (текста и рисунков по объему) Поисковые серверы Бесплатные ресурсы Работа с постоянно обновляемой базой по словам и словосочетаниям Учащиеся должны: • иметь представление о технологии поиска информации: • текстовым материалом служат: o подписи к картинкам и ссылки на них; o тексты коротких документов, обрамляющих одиночную картинку; o имена файлов и скриптов; • по объему картинки группируются по площади: o “мелочь” – до 1 000 квадратных пикселей; o “маленькие” – от 1 000 до 10 000 квадратных пикселей; o “средние” – от 1 000 до 100 000 квадратных пикселей; o “большие” – от 1 000 до 1 000 000 квадратных пикселей; o “огромные” – от 1 000 до 10 000 000 квадратных пикселей; • иметь представление о поисковых серверах, их именах; • уметь пользоваться электронной почтой и файловыми архивами и путешествовать по Всемирной паутине. • знать основы языка разметки гипертекста (HTML – Hyper Text Markup Language); • уметь создавать Web-страницы и Web-сайты.







Второй год обучения «Золотое перо» Учебно-тематический план 72 часа


№ п/п Содержание Количество часов всего теория практика Раздел I. Введение в журналистику 1 Что такое журналистика? Краткий экскурс в историю журналистики Общественные функции СМИ (средств массовой информации). 2 2 2 Роды, виды и жанры журналистики 2 1 1 3 Содержание и форма журналистских произведений 2 1 1 4 Выпуск газеты 4 4 5 Организация работы в печати, на радио и телевидении 2 2 6 Правовые и этические нормы работы журналиста 2 1 1 7 Экологическая тематика в СМИ 2 1 1 8 Что читать будущему журналисту 2 2 9 Выпуск газеты 4 4 Раздел II. Дополнительные возможности Word 10 Чередование текста в одну и в две колонки 2 2 11 Абзацный отступ в буквице 2 2 12 Буквица на полях при печати в две колонки 2 2 13 Выпуск газеты 4 4 14 Разная нумерация для разных страниц 2 2 15 Стили в документе 2 2 16 Творческая работа “Эффектный текст” 2 2 17 Выпуск газеты 4 4 18 Творческая работа “Приглашение на Новогодний бал” 2 2 19 Творческая работа “Составление кроссвордов, ребусов” 2 2 III. Работа в Publisher 20 Создание макетов 2 2 21 Буклеты 4 4 22 Агитлистовки 4 4 23 Выпуск газет 4 4 III. Поиск информации в Интернете 24 Технология поиска информации (текста и рисунков по объему) 2 2 25 Поисковые серверы Бесплатные ресурсы 4 4 26 Работа с постоянно обновляемой базой по словам и словосочетаниям 2 2 27 Выпуск газет 4 4 Итого 72 8 64





Содержание 2 года обучения Раздел I. Введение в журналистику 1.1. Что такое журналистика? Журналистика. СМК – средства массовой коммуникации. СМИ – средства массовой информации. Учащиеся должны: иметь четкое представление о журналистике, ее целях и задачах. 1.2. Краткий экскурс в историю журналистики Способы передачи актуальной, общественно значимой информации. Знаковая система: индейцы – звуками тамтамов, древние инки – пламенем костров. Каменные скрижали, папирусные свитки, глиняные и натертые воском дощечки, на которых писали острой палочкой (стило), гипсовые доски с сообщениями, бумага. Ораторское искусство – риторика. Демосфен (Греция, III в. до н.э.), Цицерон (Рим, I в. до н.э.), Александр Невский, Василий Буслаев. Распространители политической информации в Европе – глашатаи, герольды, курьеры и вестники. Учащиеся должны: • иметь представление об истории возникновения и развития журналистики; • иметь представление о первых журналистах и первых изданиях, способах наборки и печати изданий в истоках возникновения журналистики. Общественные функции СМИ (средств массовой информации) Функции. Обязанности. Социализация. Учащиеся должны знать наиболее часто упоминаемые функции: • информационная функция; • образовательная функция; • функция социализации; • функция критики; • контрольная функция; • функция артикуляции и интеграции; • инновационная функция; • мобилизационная функция; • функция формирования общественного мнения. Учащиеся должны знать социальные роли журналистики: • производственно-экономическая; • информационно-коммуникативная; • регулирующая; • духовно-идеологическая. Учащиеся должны иметь: • представление о влиянии СМИ на социально-экономическое, политическое и культурное развитие общества; • представление о проблемах общества и личности, возникающих по вине СМИ; • представление об авторских правах на использование изданий, и об ответственности копирования, переиздания статей, книг и очерков без ведома автора.

1.3. Роды, виды и жанры журналистики Хроника. Информация. Зарисовка. Интервью. Отчет. Путевые заметки. Обозрение. Репортаж. Корреспонденция. Статья. Обзор. Рецензия. Учащиеся должны: • знать разные жанры: хронику, заметки, репортажи, интервью, статьи, обзоры, очерки, и так далее; • узнавать в публикациях признаки того или иного жанра и ни в коем случае не именовать зарисовку, к примеру, статьей. • знать, что жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых "бульварных" изданиях). • знать, какие есть жанры журналистики, каковы особенности каждого из них и в чем их различие; • научиться писать в любом жанре; • знать, что газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. • знать, что условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические. 1.4. Содержание и форма журналистских произведений Жизненный материал. Литературная основа. Тема. Идея. Композиция. Сюжет. Драматургия. Троп. Эпитет. Метонимия, синекдоха, литота и гипербола. Метафора. Журналист должен писать о том, в чём он разбирается (в какой области он компетентен). Учащиеся должны знать: • что журналист должен писать о том, в чём он разбирается (в какой области он компетентен); • что содержание журналистского произведения должно содержать ответы на вопросы: 1. кто? (люди, инициировавшие или вовлеченные в события); 2. что? (подробности, детали события); 3. когда? (время, продолжительность события); 4. где? (описание места действия); 5. почему? (причины события); 6. как? (ход события); 7. с какими последствиями? (по какой причине); • что один из важнейших секретов профессионального мастерства – умение выбрать из всего многообразия реального мира только то, что необходимо в данном журналистском материале. 1.5. Журналистские профессии Корыстолюбие. Продажность. Наглость. Журналист. Фотограф. Репортер. Учащиеся должны знать: • что природные способности предполагают врожденную склонность к наблюдательности, живой интерес к людям и к окружающему их миру, умение увлекательно рассказать об увиденном, отметив незамеченные другими важные детали и подробности. Эти способности: • любознательный ум, способность к взвешенному анализу чужих и собственных поступков, природных явлений, любовь к чтению, разносторонние интересы в области литературы, живописи, кино, музыки, спорта и т.д.; • коммуникабельность (общительность), умение легко сходиться с людьми, вызывать у них доверие; • чувство юмора, позволяющее снисходительно относиться к чужим ошибкам (да и к собственным промахам – не заниматься “самоедством”); • выносливость (не обязательно физическая сила, а именно выносливость), упорство, настойчивость – качества, которые журналисту неплохо иметь от природы. Мировоззренческая позиция журналиста, равно как и принципы журналистики, характеризуется неподкупной верностью фактам, правде жизни, объективностью в освещении реальной действительности, стремлением постичь сложные явления современности во всей их глубине и противоречивости. Журналист обладает: • гуманистическим мировоззрением; • научным мировоззрением. Специальное журналистское образование (разумеется, высшее – иного в этой профессии не бывает). Эрудиция – также важное качество журналиста. Что касается специфических профессиональных требований, то они обусловлены самим характером, особенностями, направленностью будущей деятельности. • что по родам журналистики дифференциация профессий очевидна: газетчик (корреспондент журнала, редактор информационного агентства – т.е. сотрудники различных печатных органов), радиожурналист и тележурналист (представители электронной прессы); • по видам журналистики, тематике журналистских произведений различают журналистов-международников, политологов, аграрников, культурологов, экологов, спортивных обозревателей и т.д. Есть журналисты, специализирующиеся на экономической тематике, финансах и бизнесе, строительстве, транспорте, морально-этической либо искусствоведческой проблематике. Свои особенности у журналистов, работающих в научно-популярных изданиях, соответствующих радио- и телепрограммах. Инвестигейтивная (расследовательская) журналистика; • многие профессионалы специализируются на создании определенных журналистских жанров. Профессии очеркиста, фельетониста, интервьюера, шоумена и т.д.; • по технологическим операциям коммуникативного процесса. Репортер собирает информацию, литературный сотрудник в печатном органе или редактор на радио и телевидении ее обрабатывают и, соответственно, в электронной прессе ведущий либо диктор произносят подготовленный текст. Корреспондент сообщает факты – комментатор их анализирует и т.д.; Особый вид профессиональной деятельности – фотожурналистика. Водитель, осветитель, собкор и спецкор, корреспондент, репортер, оператор, редактор, литсотрудник и т.д. 1.6. Организация работы в печати, на радио и телевидении Учащиеся должны знать, что: • во главе редакции газеты или журнала стоит главный редактор; • согласно Закону о печати и средствах массовой информации, у каждого издания есть учредитель – частное лицо или группа лиц, организация, ассоциация или партия, наконец, творческий коллектив редакции, которые основали данную газету или журнал, имеют определенные права собственности на печатную продукцию издания, редакционное имущество и т.д.; • материально-техническое и финансовое обеспечение производства продукции СМИ обеспечивает издатель; • спонсоры – это организации или предприниматели, оказывающие изданию финансовую поддержку; • в редакционную коллегию входят наиболее ответственные и авторитетные сотрудники редакции, они решают вопросы тематического и календарного планирования, утверждаются планы и макеты каждого конкретного номера (журнала – наверняка, газеты – не обязательно), решаются все оперативные проблемы. Редколлегия – совещательный орган, но ее решения, как правило, носят обязательный характер; • во главе каждого отдела – заведующий (иногда его называют на западный манер – шеф-редактор), в подчинении у него работают, по преимуществу, корреспонденты и литсотрудники; • ответственный секретарь возглавляет особое подразделение – секретариат. Сотрудники секретариата осуществляют тематическое планирование каждого отдельного номера, дают заказы в отделы, принимают готовые материалы, отвечают за иллюстрации (отдел фотоиллюстраций, художники и ретушеры, так же как и машбюро, а нынче и операторы компьютерного набора и верстки, напрямую подчиняются секретариату). Важнейшим участком работы и, так сказать, готовой продукцией секретариата является макет номера. Макетирование – создание модели номера в масштабе 1:1 – настоящее искусство, требующее особых профессиональных навыков и высокого художественного вкуса. От секретариата зависит неповторимое лицо издания, его запоминающийся образ, благодаря которому издание подчас и становится популярным (либо – даже при хорошем содержании – не находит своего читателя); • создание любой новой газеты или журнала начинается с разработки логотипа – оригинально оформленного названия издания, и дизайн-макета – обобщающих предложений (или, если угодно, обобщающей модели) по оформлению газеты или журнала: формат, шрифты заголовков и рубрик, шрифты и их размеры при наборе текста, другие изобразительные элементы (линейки, плашки, выворотки и проч.). Эту работу выполняет либо главный художник издания, либо специально приглашенный незаурядный мастер в области художественной графики и полиграфии. Выполненный им дизайн-макет в последующем работники секретариата будут наполнять конкретным содержанием, сохраняя общий облик издания, поддерживая его “лицо”; • выпуск газеты или журнала – дело весьма дорогостоящее. Цены на бумагу, полиграфические услуги и особенно за доставку номеров читателям столь высоки, что никакая подписная цена не может обеспечить рентабельности издания. Важный резерв в финансировании работы редакции – публикация платной рекламы. Важную роль в редакционной структуре играют рекламные отделы; • распространением всех газет и журналов занимаются в редакции отделы распространения – службы технического порядка, но от них в значительной мере зависит тираж и уровень популярности издания. На организацию работы редакции накладывает отпечаток тип издания и даже его формат. К качественно-количественным признакам относят: • тип издания; • содержание; • язык; • категории читателей; • периодичность (в том числе дополнительные выпуски); • время выхода в свет; • тираж; • формат; • количество полос и некоторое другое • что радио и ТВ являются самостоятельными родами журналистики; • некоторые органы электронной прессы сохраняют старое название – телерадиокомитет. Возглавляет комитет председатель, при котором, как и при главном редакторе в газете, образуется редакционный совет или редколлегия. Телерадиокомпанию возглавляет президент. Коллективным руководящим органом компании является совет директоров; • как и в печатной периодике, в электронной прессе главная задача журналистов – создавать литературные тексты будущих передач; • на радио, наряду с редакциями, решающую роль в организации вещания играют службы звукозаписи. Сюда входят как технические работники, обслуживающие все электронное хозяйство от микрофонов и переносных магнитофонов до монтажных комплексов и микшерских пультов, так и представители профессий, неведомых в печатной прессе: звукорежиссеры и звукооператоры, монтажницы, музоформители и музыкальные редакторы, диктор. • радио и телевидение – это средства массовой информации, и центральное место почти в каждой компании занимает служба информации; • на ТВ важную роль играют службы, обеспечивающие изобразительную сторону программы: операторы и художники, декораторы и осветители, гримеры и визажисты (парикмахеры) и т.д. Аппаратные видеозаписи (АВЗ) и аппаратные видеомонтажа (АВМ); • на телевидении, условно говоря, за содержание передачи отвечает редактор, за форму – режиссер. Режиссеру помогают ассистент и помощник, администраторы, обеспечивающие своевременное финансирование и материально-техническое обеспечение работы; Продюсер – это и директор, и экономист, и организатор, и многое другое. В одном лице он совмещает и административные, и финансовые, и технические, и творческие функции, сочетая все это с неуемной энергией, невероятной пробивной силой, умением общаться с людьми, убеждать, огромной работоспособностью и проч. и проч. • на современном телевидении (в меньшей степени на радио) существуют программопроизводящие и вещательные организации. • телевидение включает в себя следующие разновидности: • антенное (традиционное, классическое) телевизионное вещание; • спутниковое (непосредственное, глобальное, всемирное) телевидение (мировидение); • кабельное (абонентское) телевидение; • кассетное (видеотечное) ТВ – видеодиски (лазеровидение); • титровое ТВ (видеотекс, телетекст). Компьютерная графика заняла заметное место в оформлении телепередач. Это – реальный путь к стереотелевидению. дуплексное телевидение, или интерактивные мультимедиа – перспективное направление в развитии ТВ, делающее телевизионное общение двусторонним, позволяющее зрителям непосредственно участвовать в происходящем на экране; фантастические возможности открывает еще одна техническая новинка в области телевидения – так называемая виртуальная реальность. Пока это аттракцион, используемый для игр, поражающих воображение иллюзией полного слияния зрителя с показываемой ситуацией; кроме того, новинку пытаются использовать кинематографисты. 1.7. Правовые и этические нормы работы журналиста Учащиеся должны знать: • что в соответствии с законом журналист имеет право: • искать, запрашивать, получать и распространять информацию; • посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения либо их пресс-службы; • быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; • получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; • производить записи, в том числе с использованием аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; • посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение, присутствовать на митингах и демонстрациях; • проверять достоверность сообщаемой информации; • излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах за его подписью; • отказаться от подготовки за своей подписью материалов, противоречащих его убеждениям, либо снять свою подпись в том случае, если его мнение было искажено в процессе редакционной подготовки; • обнародовать свои произведения, подписав их собственным именем, либо псевдонимом, либо вообще без подписи; • что обязанности журналиста – это: • проверять достоверность сообщаемой им информации; • указывать на источник информации либо сохранять его конфиденциальность в зависимости от пожелания людей, с которыми журналист сотрудничал; • получать согласие на распространение сведений о личной жизни (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов); • ставить в известность о проведении аудио- и видеозаписей, кино- и фотосъемок (ст. 50 называет несколько случаев скрытой записи, допускаемой законом); • при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию предъявить редакционное удостоверение; • что государство гарантирует журналисту защиту его чести и достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг; • что закон запрещает злоупотребление правами журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбор информации в пользу постороннего лица или организаций, не являющихся средством массовой информации. Запрещается распространение информации с целью опорочить кого-то исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями; • что авторские права на публикацию принадлежат вам и никому другому – пока вы их не продадите (передадите) киностудии, издательству, литературному агенту. Но, разумеется, право копирайта других авторов столь же неприкосновенно, как и ваше; • что если правовые нормы – это совокупность установлений и санкционированных государством общеобязательных правил, запретов, дозволений, регулирующих общественные отношения, то Закон о СМИ, как раз и является правовой базой журналистской деятельности; • что кроме права есть еще и этика – свод неписаных законов, регламентирующих нормы человеческого поведения с учетом требований нравственности, морали и обычаев общества. Журналист свободен в своем творчестве. Однако свобода, в данном случае профессиональная свобода журналистского творчества, предполагает высокую степень личной ответственности, нравственной ответственности перед: • обществом; • аудиторией – читателями, слушателями, зрителями; • перед героями журналистских произведений; • журналистским коллективом, который представляет автор; • перед самим собой; • что журналист не вправе что-либо скрыть от своих читателей, теле- и радио-аудитории. Но он должен ясно представлять ту черту, после которой сообщаемая им информация приобретает негативную окраску и вызывает нежелательные последствия. Неэтично распространять слухи (что еще довольно часто встречается в отечественных СМИ), неэтично чье-то, а тем более собственное мнение выдавать за объективный факт, неэтично на радио и ТВ использовать инсценировку как средство воссоздания реальных событий. Если вы цитируете чье-то мнение, неэтично не назвать источник информации, автора высказывания. Неэтично вмешиваться в личную (частную) жизнь героев журналистских произведений; • что правовые и этические нормы, а также слагаемые профессионального мастерства перекликаются, пересекаются, а нередко полностью совпадают. 1.8. Экологическая тематика в СМИ Учащиеся должны знать, что в мировой экологической журналистике сегодня выделяют следующие тематические направления: • политико-правовое направление; • познавательное направление; • биоэкономическое направление; • Экологизация нравственности. 1.9. Что читать будущему журналисту Справочники. Энциклопедии. Классика. Учащийся должен научиться работать с: • Энциклопедическим словарем, в котором всегда можно найти популярное объяснение практически любого понятия, термина, слова, названия, а, кроме того, имена всех, кто оставил сколько-нибудь заметный след в человеческой истории. • Большой и Малой Энциклопедиях – многотомных изданиях, в которых публикуются более подробные статьи (это наиболее солидные источники информации); • Детской энциклопедией (хорошим помощником для журналистов, работающих в детской прессе); • Толковыми словарями русского языка. В.И. Даля и С.И. Ожегова; • Словарем иностранных слов (желательно, более свежего издания); • Словарем синонимов (поможет избежать тавтологии, найти самое подходящее определение); • Словарем русских пословиц и поговорок; • Изданиями периодической печати (журналы, газеты) Раздел II. Дополнительные возможности Word 2.1. Чередование текста в одну и в две колонки Формат. Колонки. Раздел. Учащиеся должны уметь: • разбивать текст на одной странице на разделы; • создавать колонки; • форматировать и редактировать текст в колонках; 2.2. Абзацный отступ в буквице Формат. Абзацный отступ. Учащиеся должны уметь: • устанавливать абзацный отступ для буквицы по соглашению; 2.3. Буквица на полях при печати в две колонки Буквица. Учащиеся должны уметь: • размещать буквицу на полях при печати текста в несколько колонок; 2.4. Разная нумерация для разных страниц Вставка. Номера страниц. Разрыв. Учащиеся должны уметь: • настраивать параметры нумерации; • создавать нумерацию страниц различную для каждой отдельной страницы (или группы страниц); • нумеровать страницы не по порядку; • создавать новые разделы, начинающиеся с новой страницы. 2.5. Стили в документе Стиль. Форматирование стилей. Сложный (структурированный) текст. Учащиеся должны уметь: • создавать свой стиль текста документа; • менять стиль способом наложения. 2.6. Творческая работа “Эффектный текст” WordArt. Рекламный проспект. Визитная карточка Учащиеся должны уметь: • используя все знания работы в текстовом редакторе Word, подготовить рекламный проспект или визитную карточку; • использовать объект WordArt. 2.7. Творческая работа “Составление кроссвордов, ребусов” Учащиеся должны уметь: • используя таблицу в текстовом редакторе Word, составлять кроссворд; • составлять с помощью словарей и энциклопедий кроссворды и ребусы; • убирать обрамления и границы в таблице; • менять стиль линии в обрамлении и границе таблицы; • вставлять рисунки в таблицу; • использовать кнопку Надпись на панели Рисования; • убирать заливку и обрамление рамки текста. 2.8. Творческая работа “Приглашение на Новогодний бал” Учащиеся должны уметь: • подбирать или составлять коллажи, рисунки в графических редакторах; • вставлять рисунки в текст; • сочетать объекты: таблица, фотография, рисунок, текст и WordArt в одном документе; • создавать цветовую палитру цветовой гамме зимы и праздника; III. Поиск информации в Интернете 3.1. Технология поиска информации (текста и рисунков по объему) 3.2. Поисковые серверы 3.3. Бесплатные ресурсы 3.4. Работа с постоянно обновляемой базой по словам и словосочетаниям Учащиеся должны: • иметь представление о технологии поиска информации: • текстовым материалом служат: o подписи к картинкам и ссылки на них; o тексты коротких документов, обрамляющих одиночную картинку; o имена файлов и скриптов; • по объему картинки группируются по площади: o “мелочь” – до 1 000 квадратных пикселей; o “маленькие” – от 1 000 до 10 000 квадратных пикселей; o “средние” – от 1 000 до 100 000 квадратных пикселей; o “большие” – от 1 000 до 1 000 000 квадратных пикселей; o “огромные” – от 1 000 до 10 000 000 квадратных пикселей; • иметь представление о поисковых серверах, их именах; • уметь пользоваться электронной почтой и файловыми архивами и путешествовать по Всемирной паутине. • знать основы языка разметки гипертекста (HTML – Hyper Text Markup Language); • уметь создавать Web-страницы и Web-сайты.





















              Третий  год обучения «Золотое перо»

Учебно-тематический план 72 часа № Содержание Количество часов всего теория практика Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи 2 2 Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника 2 1 1 Выпуск буклетов 2 2 Заметка. Виды и типы заметок. Заметка информационного характера 4 4 Выпуск газет 4 4 Интервью. Виды интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов 4 1 4 Анкетирование 2 1 2 Выпуск газет 4 4 Репортаж. Виды репортажей. 4 1 4 Статья. Виды статей. 4 1 4 Выпуск агитлистовок 2 2 Рецензия. Рецензия на литературную тему 2 1 2 Зарисовка 2 2 Выпуск газет 4 4 Очерки. Типы очерков 4 1 4 Фельетон. Тематический фельетон. Проблемный фельетон 4 1 4 Выпуск газет 4 4 Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции) 6 1 6 Обучение практики верстки номеров стенных газет 4 4 Выпуск газет 4 4 Теория и практика литературной правки 2 2 Литературное редактирование 2 2 Итого 72 11 61


Содержание 3 года обучения Тема1. Зарисовка Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете. Практическая работа: - подготовить пейзажную зарисовку; - подготовить портретную зарисовку; - подготовить производственную зарисовку; - подготовить бытовую зарисовку; - подготовить контрольную зарисовку на заданную тему. Тема 2. Интервью Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации. Практическая работа: - разработать план вопросов и провести интервью с учёным; - разработать план вопросов и провести интервью с творческой личностью; - разработать план вопросов и провести интервью с рабочим; - разработать план вопросов и провести интервью с бизнесменом, деловым человеком; - подготовить контрольное интервью по заданию преподавателя. Тема 3. Заметка Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевёрнутая пирамида".. Практическая работа: - подготовить хроникальное сообщение, короткую информацию и расширенную заметку на заданную тему. Тема 4. Репортаж Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж. Практическая работа: - проанализировать расширенную заметку и репортаж; - на одном материале подготовить заметку и репортаж; - подготовить спортивный репортаж; - подготовить проблемный репортаж на заданную тему. Тема 5. Рецензия Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд-рецензии и мини-рецензии. Монорецензии и полирецензии. Практическая работа: - провести сравнительный анализ гранд-рецензии, мини-рецензии, аннотации; - подготовить рецензию на книгу; - подготовить рецензию на фильм; - подготовить рецензию на спектакль; - подготовить мини-рецензию на книгу, фильм или спектакль; - подготовить аннотацию к книге. Тема 6. Корреспонденция. Информация и аналитика в корреспонденции. Предмет корреспонденции. Отличие от заметки, репортажа, статьи. Информационная и аналитическая корреспонденции. Практическая работа: - подготовить информационную корреспонденцию; - подготовить аналитическую корреспонденцию. Тема 7. Статья. Виды статей, трансформация жанра. Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая. Практическая работа: - подготовить проблемную статью; - подготовить общеисследовательскую статью; - подготовить полемическую статью; - подготовить историческую статью. Тема 8. Обозрение Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение. - подготовить общее обозрение; - подготовить экономическое обозрение; - подготовить литературное обозрение; - подготовить спортивное обозрение. Тема 9. Обзор Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор. - подготовить общий обзор местных печатных СМИ за неделю; - подготовить общий обзор местных телевизионных каналов за неделю; - подготовить общий обзор местных радиопередач за неделю; - подготовить общий обзор центральных печатных СМИ за неделю. Тема 10. Комментарий, колонка Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария. Практическая работа: - подготовить комментарий на заданную тему. Тема 11. Эксперимент Эксперимент как метод и жанр современной журналистики. Динамичность и "живое" наглядное изложение. Соединение аналитического начала и репортажного. Практическая работа: - провести эксперимент и подготовить материал. Тема 12. Очерк. Жанровое разнообразие. Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность. Практическая работа: - подготовить портретный очерк; - подготовить событийный очерк; - подготовить путевой очерк. Организация деловой игры. Деловые игры в последнее время широко применяются в учебном процессе. Они помогают эффективно решать практические задачи овладения профессией, воздействуют на другие элементы всей системы преподавания той или иной дисциплины. Организуя деловую игру на занятиях, следует рассматривать следующие узловые моменты: 1. Журналистское произведение как тип текста. 2. Журналистский текст как результат особого рода творчества. 3. Социально-экономическая и общественно-политическая жизнь общества и компетентность журналиста. 4. Процесс воздействия на читателя и социальная позиция журналиста. 5. Оперативное отражение действительности в журналистике. 6. Журналистское творчество и культура. 7. Закономерности журналистского творчества. 8. Право и этика журналиста.

СТАТЬЯ

  Роли сотрудников городской газеты играют:
  Корреспондент-учащийся.
  Редактор отдела - учащийся.
  Ответственный секретарь- учащийся
  Главный редактор- учащийся

Действие первое. Журналист работает над статьей. Учащийся приносит на занятие написанный дома материал. Задание учащемуся: Докажите, что представленный Вами материал - статья. Убедите редакцию в актуальности Вашей статьи, правильности ее композиции. Покажите, как "работают" в вашей статье факты, логические и эмоциональные средства, тезис, антитезис, индукция и дедукция, система аргументации. Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание учащемуся, играющему роль редактора отдела: 1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру статьи. 2. Убедительны ли выводы автора статьи, вытекающие из анализа проблем, критической ситуации или положительного опыта? Обоснованы ли его рекомендации? 3. Определите рубрику материала. Дайте оценку заголовка. 4. Сделайте необходимую правку материала или верните его на доработку автору. Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание учащемуся, играющему роль ответственного секретаря. 1. Примите решение по представленному материалу. 2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее. 3. Согласны ли вы с рубрикой и заголовком? 4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел. Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание учащемуся, играющему роль главного редактора. 1. Дайте оценку материала. 2. Определите, точно ли названы адреса критики или положительного опыта. 3. Определите возможную реакцию читателя на этот материал. 4. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат. Действие пятое. Материал опубликован (условно): задание учащимся, играющим роли сотрудников редакции Оценить достоинство и недостатки материала. Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, дает оценку материала, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры. ОЧЕРК Роли сотрудников редакции городской газеты играют: Очеркист - учащийся. Редактор отдела - учащийся. Ответственный секретарь - учащийся. Главный редактор - учащийся. Действие первое. Журналист пишет очерк.

Учащийся приносит на занятие написанный дома материал.

Задание учащемуся. Докажите, что представленный вами материал - очерк. Убедите редакцию в целесообразности выбора героя темы, проблемы. Обоснуйте выбор вида очерка, его сюжета. Удачно ли показан Вами конфликт, раскрывающий личность человека, о котором вы пишете? Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание учащемуся, играющему роль редактора отдела: 1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру очерка? 2. Убедительны ли в материале личность героя, его характер, поступки? 3. Дайте оценку заголовка. 5. Сделайте необходимую правку материала или верните его автору на доработку. Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание учащемуся, играющему роль ответственного секретаря: 1. Примите решение по представленному материалу. 2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее. 3. Согласны ли Вы с заголовком? 4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел. Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание учащемуся, играющему роль главного редактора: 1. Дайте оценку материала. 2. Определите возможную реакцию читателя на этот материал. 3. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат. Действие пятое. Материал опубликован (условно). Задание учащимся, играющим роль сотрудников редакции: Оценить достоинство и недостатки материала. Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, оценивает материал, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры. 1. "Живая речь". Учащимся предлагается записать без помощи технических средств 15-минутный кусочек "живой" речи (в автобусе, на улице, в столовой...), желательно без журналистской правки, с сохранением особенностей авторской лексики, без пробелов в тексте. Цель упражнения - овладеть техникой записи в непредвиденной ситуации. 2. "Время". Учащиеся самостоятельно контролируют свое чувство времени, проверяя себя через определенные промежутки времени и записывая результаты. Погрешность +,- 5 минут считается нормой. 3. "Фраза-картинка". В журналистских материалах важно не только рассказывать о чем-то, но и показывать. В некоторых жанрах, например, репортаже, журналист просто обязан создать "эффект присутствия". Можно написать "Он рассердился", и тогда читателю ничего не остается, как поверить этому сообщению-рассказу. А можно написать иначе: "Он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул". Читатель сразу представит себе эту сцену и сделает вывод, что человек рассердился, разозлился. Задание: "показать" фразы: ОН ГОЛОДЕН, ДЕВОЧКА БОИТСЯ, МАШИНА ПОПАЛА В АВАРИЮ, ЕМУ СТАЛО СТРАШНО. 4. "Реплики". Попробуйте написать как можно больше реплик, которые человек произносит, когда он РАЗДРАЖЕН, УДИВЛЕН, НЕГОДУЕТ, НЕДОУМЕВАЕТ, НЕ ВЕРИТ, ВОСТОРГАЕТСЯ, ЗЛИТСЯ. 5. "Жесты и мимика". Опишите взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие в парке; школьница и школьники, смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, который недоволен тем, как его обслужили. 6. "Вкусные слова..." Что значит "хороший запах"? Попробуйте объяснить, что это такое. Если выбрать точные эпитеты, то у читателя возникнут вполне ощутимые ассоциации. Например, жасминный, ландышевый, хвойный, смолистый, сладко-приторный, чесночный, яблоневый. Попробуйте подобрать эпитеты к словам ПЕСНЯ, ПОХОДКА, ШОССЕ, ЖЕРЕБЕНОК, МИТИНГ, ОРАТОР, АВТОМОБИЛЬ. 7. "Ассоциации". Напишите осмысленную фразу, в которой будут три заданных слова. Например: УКАЗКА-МЫШЬ-АДМИРАЛ, ШЕЯ-ГИРЯ-АУКЦИОН, ФЕРЗЬ-БАЯН-КОНСЕНСУС, СЕССИЯ-ЗИГЗАГ-ТЕЛЕФОН. Цель - научить делать "мостики"-связки в будущих журналистских материалах, когда одно предложение цепляется за другое, один абзац логично переходит в другой. 8. "Первая фраза". Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам. Пробуйте написать 56 первых фраз к еще не написанным материалам. Главное требование - фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше. Цель - определить роль первых фраз в журналистском тексте. 9. "Сказка". Учащиеся выбирают какую-либо сказку и трансформируют содержащуюся в ней информацию в журналистскую, оформляя сказку как заметку, хронику, интервью, репортаж, корреспонденцию и пр. Цель упражнения - уточнение смысла понятия "журналистская информация". 10. "Три газеты". Учащиеся делятся на три произвольные группы, представляющие три издания: демократическое, крайне левых (или коммунистических) взглядов и т.н. "желтое". Предлагается один факт, который каждая группа интерпретирует и подает в соответствии с информационной политикой (а также - лексикой) своего издания. Цель упражнения - определение границ влияния на журналиста информационной политики издания. 11. "Стоп-кадр". К любой иллюстрации из журнала, газеты, просто фотографии сделать несколько подписей. Из одного - трех слов или словосочетания (как заголовок). Из одного предложения - не более 18 слов, включая союзы и предлоги. Из нескольких предложений общим объемом 40-50 слов. Из нескольких абзацев общим объемом до 300 слов. 12. "Одно...". Учащимся выбираются несколько человек, сходных в чем-то (имя, фамилия, дата рождения и т.п.) и описывается какой-либо результат или курьез этого сходства. Цель упражнения - поиск социального смысла в частном случае. 13. "Главная улица". Выбирается социально значимый факт (ряд фактов), связанный с главной улицей города (села) и подается последовательно в жанре хроники, заметки, информации, интервью, репортажа и отчета. Цель упражнения - уточнение методики работы в разных жанрах. 14. "Письмо в редакцию". Учащиеся пробуют себя в качестве рядового читателя, обратившегося с какой-то просьбой или вопросом в редакцию центрального издания. Цель упражнения - преодоление психологического барьера, связанного со сменой ролей. 15. "Приметы времени". По телевидению, дома, на улице можно слышать такие фразы: "Бедственное положение образования", "Подрастающее поколение сегодня быстро взрослеет", "В стране царит милицейский произвол" и т. п. Это все приметы времени. К любому подобному утверждению напишите десять примет. Например, десять примет РАСКРЕПОЩЕНИЯ СОЗНАНИЯ, десять примет ДЕПОЛИТИЗАЦИИ ЮНОШЕСТВА, десять примет МИЛИЦЕЙСКОГО ПРОИЗВОЛА... Цель - умение формулировать общественно значимые проблемы. 16. "Два взгляда". Сформулировать два взгляда на ПРОПИСКУ. Два взгляда на СМЕРТНУЮ КАЗНЬ. Два взгляда на НОШЕНИЕ ОРУЖИЯ. Два взгляда на ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Два взгляда на ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ АРМИЮ... Упражнение способствует формированию навыков анализа общественно-значимых проблем. 17. "Впрок". Учащиеся методом интервью собирают данные о потребительских свойствах какого-либо товара или услуги, затем в форме информации излагают результаты. Цель упражнения - овладение навыками сбора информации и определение границ рекламного / нерекламного материала. Результаты обучения

      Учащиеся должны уметь:
       определять стиль и тип речи;
       давать характеристику текста публицистического стиля;
       в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;
       совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
       пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
       находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
       соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
       строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
       фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
       проводить литературное редактирование и литературную правку текста.














Основная литература 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001. 2. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000. 3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000. Дополнительная литература

1. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989. 2. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996. 3. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 1993. 303 с. 4. Методы журналистского творчества; под ред.Горохова В.М. М., 1982. 5. Мастерство журналиста; Под ред. В.М.Горохова и В.Д.Пельта. М., 1977. 263 с. 7. Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. – М.: Галерия, 2002.– 472 с. 8. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект пресс, 2001. – 159 с. 9. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2000. – 312 с. 10. Елена Вовк. “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в “БШ” №13, 15, 16. 2004 год 11. Педагогическая лоция. Издательство в учебном заведении / Специальное приложение к журналу “Лицейское и гимназическое образование” 2004/2005 уч. год 12. С. Г. Корконосенко. Основы журналистики. Москва. 2002. 13. А.И. Сенокосов г. Екатеринбург. Методическая газета для учителей информатики “Информатика” № 5 (510) 2006 г. 14. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. 15. Горохов В. Основы журналистского мастерства. М., 1989. 16. Телевизионная журналистика: Учебник/Ред. коллегия Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М.: Изд-во МГУ, 1994 17. Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие 18. Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения. М., 1997. 19. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981. 20. Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации”. 21. Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М. 22. Ресурсы Интернета 23. Сагман С. Microsoft Office 2000. – М.:ДМК Пресс, 2002. – 672 с.: ил. (Серия “Самоучитель). 24. Тайц А.М., Тайц А.А. Самоучитель Adobe Photoshop 7. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 688 с.: ил. 25. Гурский Ю., Гурская И., Жвалевский А. Компьютерная графика: Photoshop CS, CorelDraw 12, Illustrator CS. Трюки и эффекты (+СВ). – СПб.: Питер, 2004. – 812 с.: ил. – (Серия “Трюки и эффекты”. 26. Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте WWW:http://www.1september.ru 27. Другие источники.