Проектный семинар Разработка системы оценки сформированности универсальных учебных действий младших школьников

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск


  • Дата проведения: октябрь 2010 года
  • Участники: Педагоги-психологи, а также все, кому интересны новые образовательные стандарты, технологии их оценки и внедрения
  • Зачем мы здесь?


В настоящее время образование готовится перейти на новые образовательные стандарты, предполагающие изменение системы образовательных результатов и технологий оценки.

Оцениваться будут не только предметные ЗУН, но и коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные УУД.

Если с предметными ЗУН проблем не возникает, то с мониторингом УУД пока больше вопросов, чем ответов. Кто должен проводить оценку – педагог или психолог? Где взять инструментарий и чем пользоваться? Как понять, на должном ли уровне или нет сформированы УУД определенного вида?

На эти и другие вопросы мы и попытаемся дать ответ в ходе проектного семинара…И не только - мы вместе составим пакет диагностического инструментария, которым можно пользоваться для оценки сформированности УУД разных видов.

Поэтому настраиваемся на проектную работу –просто, не обещаю, но в итоге мы вместе сделаем важный и полезный продукт для всего сообщества! Быть первопроходцем непросто, но как говорят: « Чтобы открыть новый континент, надо в ходе плавания не бояться в один прекрасный день не увидеть свой родной берег»

Ждём вас с нетерпением! Не забудьте зарегистрироваться!

Авторы проектного семинара

Болсуновская Надежда Александровна, федеральный консультант психологов сообщества "СоцОбраз"
bolsunovskayan@gmail.com, адрес в Skypе - nadenkab

Готовимся к проектному семинару

  • Для участия необходимо пройти регистрацию на сайте СоцОбраз, для тех кто еще не знаком с ресурсом. Для этого в верхнем правом углу любой страницы нажмите ссылку Представиться /зарегистрироватья. Если у Вас еще нет захода в нашу систему, нажмите ссылку Создать учетную запись. В открывшейся странице Вам необходимо заполнить поля форм. Имя участника - то имя, под которым Ваш вклад будет фиксироваться системой. Рекомендуем вводить фамилию и имя. После заполнения всех полей, нажмите Зарегистрировать нового участника.
  • Более подробный вариант в 12 шагов навстречу wiki.iot
  • Если вы еще не пользовались сервисом Skype для on-line общения, то необходимо установить эту бесплатную программу на свой компьютер Skype. После установки и регистрации в Skype, надо через функцию "Добавить контакт" ввести в строку поиска скайп-имя nadenkab и запросить установить контакт.

Приглашаем Вас к участию в проектном семинаре

Внесите себя в список участников мастер-класса Для этого Вам нужно пройти регистрацию в Соцобразе и сделать запись в режиме редактирования. Почувствовать себя комфортнее Вам поможет "Памятка для участников по навигации в сообществе СоцОбраз" и статья 12 шагов навстречу wiki.iot.

Впишите ваши данные

ФИОДолжностьМесто работыНаселенный пунктРегионe-mail
1Надежда Болсуновскаяпедагог-психологКрасноярскКрасноярский крайbolsunovskayan@gmail.com
2Татьяна Бильгильдееваметодист по вопросам психологического сопровождения учебно-воспитательного процессаГородской центр обеспечения качества образованияг. КостромаКостромская областьgi-raf@bk.ru
3Смирнягина Майя Максовнаруководитель городской кафедры педагогов-психологовМОУ "Лицей №6"г. МиассЧелябинская областьy_smirn@bk.ru
4Пинчукова Светланаметодист отдела "Психологическое сопровождение образовательного процесса"ГУ "РЦРО"г. ОренбургОренбургская областьspinchukova@yandex.ru
5Степанцова Екатерина Анатольевнапедагог-психологМОУ "СОШ №11"г.Вольск Саратовская областьe-stepancova@mail.ru
6Павлова Елена Владимировнапедагог-психологМОУ гимназия №9г. КоломнаМоск. обл.nik-ale@yandex.ru
7Киселева Алена Сергеевнапедагог-психологМОУ "Гимназия № 13"г. МагаданМагаданская облalyonamag@mail.ru
8Исаева Ольга Юрьевнапедагог-психологМОУ Брединская СОШ №1п. БредыЧелябинская областьisaeva_ou@mail.ru
9Смекалова Юлия Валерьевнапедагог-психологМДОУ Детский сад "Золотой ключик"п.ВаниноХабаровский крайsmekalova.yul@yandex.ru
10Чернышова Валентиназав.лабораторией психологического сопровождения УВПТОИПКРОг.ТамбовТамбовская областьvalentina301164@mail.ru
11Лена Грипаспедагог-психологМОУ лицей №21г.ТамбовТамбовская областьlena-gripas@mail.ru
12Двирная Ольга Владимировнапедагог-психологКГООУ "Железногорская санаторно-лесная школа"г.ЖелезногорскКрасноярский крайolga.dwir@yandex.ru
13Васильева Татьяна Николаевнапедагог-психологОГУСО "Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия"АстраханьЮФО, Астраханская областьt.n.vas@inbox.ru
14Петрова Елена Викторовнапедагог-психологМОУ Жердевская СОШ №"г. ЖердевкаТамбовская областьelen_petrova_vik@mail.ru
15Шляхтина Светлана Григорьевнапедагог-психологМОУ СОШ №147г. КрасноярскКрасноярский крайsve2500@yandex.ru
16Колотева Елена Юрьевнапедагог-психологМОУ СОШ № 5г. МихайловкаВолгоградская областьekoloteva@ya.ru
17Бортникова Марина Александровнапедагог-психологМОУ "Венгеровская СОШ"с.Венгеровка Ракитянский район Белгородская областьmabortnikova@yandex.ru
18Терещенко Ирина Михайловнапедагог-психологКодинская СОШ №3Красноярский крайIrinaKodinsk@yandex.ru
19Участник: Шульц Наталья Викторовна педагог-психолог г.Челябинск МОУСОШ№89 schulznat@mail.ru
20Терешихина Юлия Александровна старший преподаватель Карельская государственная педагогическая академия г. ПетрозаводскРеспублика Карелияjulija406@yandex.ru
21Дудникова Ирина Евгеньевнапедагог-психолог МОУ СОШ № 2 р.п. Самойловка Саратовская область asg.001@mail.ru
22Самохвалова Наталья Сергеевна педагог-психолог МОУ "Канашевская СОШ"с. Канашево Челябинская область nata-samokhvalov@mail.ru
23Малухина Нина Владимировна доцент кафедры психологии и социальной педагогики ГОУ ДПО "Вологодский институт развития образования" г. Вологда Вологодская обл.n_maluchina@mail.ru
24Солодова Ирина Евгеньевна методист центра практической психологии ГОУ ДПО "Псковский областной институт повышения квалификации работников образования" г. Псков Псковская областьisoll@yandex.ru
25Сержантова Наталья Николаевнапедагог-психологМОУ "СОШ №19"г.Вольск Саратовская областьmamik306.@rambler.ru
26 Бугаева Ольга Алексеевна классный руководитель МОУ Воробьевская СОШ с. Воробьевка Воронежская областьoabugaeva@yandex.ru
27 Коба Вера Викторовна педагог-психолог МОУ Лицей г. Вольск Саратовская область
29Надежда Задоя педагог-психолог МОУ Школа №33г. Тамбов Тамбовская областьned.letka@mail.ru
30Леонова Марина зам.директора по информатизации МОУ Серёдкинская СОШ село Серёдка Псковская область Псковский район maleonova@gmail.com
31 Самохин Олег заместитель - директора, педагог - психолог, клинический психолог ГОУ ЦПМСС "Личность"г. Тольятти Самарская областьsamokha3@rambler.ru
32Зинаида Копейкина педагог-психологМОУ СОШ с.Серёдкасело СерёдкаПсковская область Псковский районzirada60@rambler.ru
33Светлана Селезнева педагог - психолог МОУ СОШ №289 г. Заозерск Мурманская область san2148@gmail.com
34Елена Алексюнина зам.директора по УМР ГОУ ДОД ОЭЦУ г. Ростов-наДону Ростовская область alekx.elena@gmail.com
35Любовь Павловна Макова педагог-психолог, куратор начальной школы (зам.директора) МОУ СОШ №34 г.ВладимирВладимирская область nadmakova@ya.ru
36Сомова Марина Юрьевна педагог-психолог МОУ СОШ №4
37Участник:Анастасия Клименко педагог дополнительного образования, МОУ СОШ №85 г.ХабаровскХабаровский край klimjiraff@yandex.ru
38Голенкова Марина классный руководитель, МОУ Гимназия № 13 г.КрасноярскКраснояский край golenkovamd@gmail.com
39
40
41
42
43







Скайп-чат: общая технология работы на семинаре

Общая логика работы в рамках семинара выглядит так:

1. мы выбираем один вид УУД

2. для этого вида расписываем параметры, критерии оценки и методы в предложенной таблице на Листе команды

3. разрабатываем экспертную карту оценки для учителя и пакет методик

4. анализируем находки коллег, обсуждаем в чате

5. составляем единый пакет по данному виду и набор диагностического инструментария оценки для учителя

Однако, для того чтобы нам понять базовые принципы работы в рамках семинара, уточнить технологию наметить и обсудить ключевые моменты, а также спланировать систему работы над проектированием единого диагностического пакета, приглашаю вас собраться на скайп-чат, который состоится ___ октября в 14.30 мск. Запрос на присоединение nadenkab

Заполняем анкету

В целях повышения результативности нашего мероприятия, выявления наиболее значимых вопросов в этом направлении, просим Вас ответить на вопросы анкеты.

Ваши искренние ответы и заинтересованное участие помогут организаторам мастер-класса познакомиться с вашими ожиданиями, определить сферу «незнаемого», которую мы освоим в процессе интересного и взаимообогащающего сотрудничества. Это позволит сделать наши последующие встречи ещё более информативными и значимыми. Будем расти и развиваться вместе!

Заранее благодарим! Переходим к АНКЕТЕ

Знакомимся с командой и создаем Проектный журнал

Если Вы новичок в мероприятиях по стандартамЕсли Вы участвовали в Круглом столе
  • Создайте Рабочий журнал команды
  • Рабочий журнал необходимо назвать так: Проектный семинар Разработка системы оценки сформированности универсальных учебных действий/Рабочий журнал команды Флинт заменив лишь название команды.
  • Развернуть в нем Шаблон:Рабочий журнал команды/Проектный семинар
  • В Рабочем журнале команды необходимо написать название вашей команды, девиз, разместить фотографии
  • Фиксируйте в Рабочем журнале выполненные задания
  • Ссылку на ваш Рабочий журнал впишите на странице "Знакомимся с командами и создаем Рабочий журнал"

Кто и как должен организовывать работу

Какова роль учителя и психолога при диагностике УУД? Кто проводит диагностику: учитель, психолог или вместе?

Давайте попробуем разобраться..

Есть несколько суждений…

  • Учитель проектирует формирование УУД и реализует в рамках учебной и внеучебной деятельности, соответственно он и должен самостоятельно отслеживать формирование УУД…
  • Как мы можем доверить психологический инструментарий учителю?? Это неэтично и непрофессионально…Ведь им надо уметь пользоваться…
  • Нужен такой инструментарий, который был бы доступен учителю….
  • Пусть оценивает учитель, но нужна объективная оценка со стороны –пусть объективную оценку дает психолог..
  • Отдельные компоненты сложно увидеть невооруженным взглядом….Пусть психолог посмотрит своими тестами…
  • А если их сложно увидеть, то вообще как возможно в уроке формировать –надо сделать так, чтобы учитель мог сам провести мониторинг…
  • Пусть психолог поможет в разработке диагностического инструментария, а дальше мы сами…Нечего психолог лезть в наш процесс
  • Мы можем договориться с психологом –часть компонентов посмотрит учитель, а часть психолог…Нам же проще…
  • Пусть все делает психолог) А мы знания проверим..как и раньше…

Коллеги, а вы что скажете? Каково ваше мнение относительно того, кто должен проводить мониторинг УУД? Какова роль психолога в этом? Представьте ваш ответ ниже и поясните его.


Что мы имеем в наличии в плане мониторинга универсальных учебных действий

В настоящее время наработаны следующие материалы, которые описывают подходы к оценке универсальных учебных действий:

  1. Оценка сформированности УУД в рамках образовательной программы "Система Эльконина-Давыдова"
  1. Д.Д. Данилов Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования


  1. Оценка сформированности УУД, предложенная в рамках ПРограммы формирования УУД младших школьников
  2. Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика
  3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе
  4. Г.В. Шакина Система мониторинга сформированности общеучебных умений младших школьников
  5. Диагностика сформированности навыков учебной деятельности
  6. Программа оценки УУД О. Князевой
  1. Авторская разработка оценки УУД Михайловской школы № 5 г. Михайловка Волгоградской области

Ознакомьтесь с представленными наработками.


Внесите ваши комментарии в таблицу -какие подходы, кажутся вам интересными, а что на ваш, взгляд, нуждается в уточнении, доработке.

Интересные подходы и находкикакие аспекты нуждаются в доработке
Интересные подходы и находкикакие аспекты нуждаются в доработке
Интересные подходы и находкикакие аспекты нуждаются в доработке
Интересные подходы и находкикакие аспекты нуждаются в доработке
Интересные подходы и находкикакие аспекты нуждаются в доработке
Интересные подходы и находкикакие аспекты нуждаются в доработке





Разрабатываем модели оценки регулятивных универсальных учебных действий

Мы приступаем к формированию единого диагностического пакета оценки сформированности УУД учащихся 1 класса. Дальнейшая технология работы будет следующей:

1. мы выбираем один вид УУД

2. для этого вида расписываем параметры, критерии оценки и методы в предложенной таблице на Листе команды

3. разрабатываем экспертную карту оценки для учителя и пакет методик

4. анализируем находки коллег, обсуждаем в чате

5. составляем единый пакет по данному виду и набор диагностического инструментария оценки для учителя

В начале разработаем пакет для оценки регулятивных УУД

Итак, Прежде чем провести мониторинг, надо понять параметры диагностики (что мы меряем), критерии оценки, позволяющие отнести к высокому, хорошему, среднему, низкому уровню, а также методы, условия организации оценки и ответственного за проведение диагностики.

Например, диагностируя особенности внимания, мы смотрим такие параметры как устойчивость и степень концентрации. Внимание устойчиво, если ребенок может не отвлекаясь, работать в течение достаточного времени, в противном случае, можно говорить о неустойчивости и нестабильности процесса. Для диагностики внимания мы используем такие методы как наблюдение, деятельностные пробы, беседы, экспертная оценка. Оценку особенностей внимания может проводить как учитель (экспертная оценка, наблюдение), так и психолог (специализированные методы диагностики особенностей внимания)

От внимания плавно переходим к регулятивным универсальным учебным действиям.

  1. Ознакомьтесь с предложенными материалаими по оценке регулятивных УУД
  2. Выделите параметры оценки и критерии сформированности параметра
  3. Предложите методики для оценки каждого из параметров, которыми может воспользоваться учитель и психолог(если необходимо его участие)
  4. Разработайте экспертную карту для учителя по оценке регулятивных УУД
  5. Все разработки разместите в Рабочем журнале и таблице
  6. Познакомьтесь с разработками коллег и будьте готовы в рамках скайп-чата осуществлять развивающую экспертизу по критериям:

Обсуждаем модели в рамках Skype-чата и формируем общий подход к оценке регулятивных УУД

Для оценки эффективности разработанных моделей и формирования единого пакета для оценки мониторинга регулятивных УУД, будет проведен экспертный развивающий скайп-чат.

Формат скайп-чата -сетевая развивающая экспертиза.

Технология проведения:

Каждая команда представляет свои наработки, после чего другая команда высказывает свои суждения, задает вопросы. Параллельно ведуший скайп-чата фиксирует все наработки команды, которые участники сочли ценными и вопросы. После выступления всех команд, участники скайп-чата фиксируют общее видение и формируют единый диагностический пакет.

Критерии оценки разработок команд:

  1. валидность предлагаемых методов оценки
  2. простота и доступность в использовании педагогами
  3. логичность и четкое обоснование
  4. адекватность заявленных подходов целям и задачам

Скайп-чат состоится Октября. Запрос на присоединение nadenkab

Разрабатываем модели оценки познавательных универсальных учебных действий

Переходим к оценке познавательных УУД

От внимания плавно переходим к регулятивным универсальным учебным действиям.

  1. Ознакомьтесь с предложенными материалаими по оценке познавательных УУД
  2. Выделите параметры оценки и критерии сформированности параметра
  3. Предложите методики для оценки каждого из параметров, которыми может воспользоваться учитель и психолог(если необходимо его участие)
  4. Разработайте экспертную карту для учителя по оценке регулятивных УУД
  5. Все разработки разместите в Рабочем журнале и таблице
  6. Познакомьтесь с разработками коллег и будьте готовы в рамках скайп-чата осуществлять развивающую экспертизу

Обсуждаем модели в рамках Skype-чата и формируем общий подход к оценке познавательных УУД

Для оценки эффективности разработанных моделей и формирования единого пакета для оценки мониторинга познавательных УУД, будет проведен экспертный развивающий скайп-чат.

Формат скайп-чата -сетевая развивающая экспертиза.

Технология проведения:

Каждая команда представляет свои наработки, после чего другая команда высказывает свои суждения, задает вопросы. Параллельно ведуший скайп-чата фиксирует все наработки команды, которые участники сочли ценными и вопросы. После выступления всех команд, участники скайп-чата фиксируют общее видение и формируют единый диагностический пакет.

Критерии оценки разработок команд:

  1. валидность предлагаемых методов оценки
  2. простота и доступность в использовании педагогами
  3. логичность и четкое обоснование
  4. адекватность заявленных подходов целям и задачам

Скайп-чат состоится Октября. Запрос на присоединение nadenkab


Разрабатываем модели оценки коммуникативных универсальных учебных действий

Переходим к коммуникативным универсальным учебным действиям.

  1. Ознакомьтесь с предложенными материалаими по оценке регулятивных УУД
  2. Выделите параметры оценки и критерии сформированности параметра
  3. Предложите методики для оценки каждого из параметров, которыми может воспользоваться учитель и психолог(если необходимо его участие)
  4. Разработайте экспертную карту для учителя по оценке регулятивных УУД
  5. Все разработки разместите в Рабочем журнале и таблице
  6. Познакомьтесь с разработками коллег и будьте готовы в рамках скайп-чата осуществлять развивающую экспертизу

Обсуждаем модели в рамках Skype-чата и формируем общий подход к оценке коммуникативных УУД

Для оценки эффективности разработанных моделей и формирования единого пакета для оценки мониторинга коммуникативных УУД, будет проведен экспертный развивающий скайп-чат.

Формат скайп-чата -сетевая развивающая экспертиза.

Технология проведения:

Каждая команда представляет свои наработки, после чего другая команда высказывает свои суждения, задает вопросы. Параллельно ведуший скайп-чата фиксирует все наработки команды, которые участники сочли ценными и вопросы. После выступления всех команд, участники скайп-чата фиксируют общее видение и формируют единый диагностический пакет.

Критерии оценки разработок команд:

  1. валидность предлагаемых методов оценки
  2. простота и доступность в использовании педагогами
  3. логичность и четкое обоснование
  4. адекватность заявленных подходов целям и задачам

Скайп-чат состоится Октября. Запрос на присоединение nadenkab


Разрабатываем модели оценки личностных универсальных учебных действий

И последняя группа УУД - личностные универсальные учебные действия.

  1. Ознакомьтесь с предложенными материалаими по оценке регулятивных УУД
  2. Выделите параметры оценки и критерии сформированности параметра
  3. Предложите методики для оценки каждого из параметров, которыми может воспользоваться учитель и психолог(если необходимо его участие)
  4. Разработайте экспертную карту для учителя по оценке регулятивных УУД
  5. Все разработки разместите в Рабочем журнале и таблице
  6. Познакомьтесь с разработками коллег и будьте готовы в рамках скайп-чата осуществлять развивающую экспертизу

Обсуждаем модели в рамках Skype-чата и формируем общий подход к оценке личностных УУД

Для оценки эффективности разработанных моделей и формирования единого пакета для оценки мониторинга личностных УУД, будет проведен экспертный развивающий скайп-чат.

Формат скайп-чата -сетевая развивающая экспертиза.

Технология проведения:

Каждая команда представляет свои наработки, после чего другая команда высказывает свои суждения, задает вопросы. Параллельно ведуший скайп-чата фиксирует все наработки команды, которые участники сочли ценными и вопросы. После выступления всех команд, участники скайп-чата фиксируют общее видение и формируют единый диагностический пакет.

Критерии оценки разработок команд:

  1. валидность предлагаемых методов оценки
  2. простота и доступность в использовании педагогами
  3. логичность и четкое обоснование
  4. адекватность заявленных подходов целям и задачам

Скайп-чат состоится Октября. Запрос на присоединение nadenkab


Составляем план проведения мониторинга УУД

Итак, диагностический пакет составлен. Пора спланировать работу во времени. Давайте вместе подумаем, как в течение года будет проводиться диагностическая работа и анализ результатов в 1 классах. Когда начинаем? Когда смотрим стартовую сформированность УУД, с которой дети пришли в школе? Что делаем с результатами? Как отслеживаем динамику и смотрим, что достигли за год? Что и когда делает психолог, учитель, завуч? Как мы видим, необходим план-график проведения диагностики, чтобы вписать проведение оценки в общешкольный план, а также в план работы учителя, психолога.

Составьте ваш вариант плана, который бы отвечал на все поставленные вопросы. Образец плана есть в рабочем журнале команды.





Если необходима помощь

Обучение - процесс, в ходе которого неизбежно возникают вопросы. И это правильно!

Вашим вопросам мы всегда рады и и готовы ответить на них.


Болсуновская Надежда Александровна bolsunovskayan@gmail.com, адрес в Skypе - nadenkab


Пишите, звоните в скайпе. Вместе нам под силу решить любую задачу!

Делимся впечатлениями о проектном семинаре

Вот и закончился второй этап нашего совместного обучения. Что он принёс каждому из нас? Наверное, есть самые разные варианты ответа на этот вопрос. Мы вместе узнали много нового. Например, составили единый банк диагностического инструментария, а иакже осомыслили роль психолога в осуществлении мониторинга.

Мы вместе стали соавторами в одном большом творческом деле, а также одной большой дружной командой, с которой интересно и весело осваивать самые трудные высоты. Кстати, о высотах. Каждый стал победителем той высоты, которую себе назначил. А главное, нашёл ту важную грань разделяющую ЗНАЮ, МОГУ и УМЕЮ.

А чем вам запомнился этот проектный семинар? Какие принес открытия? Что вы научились делать? Оправдались ли ваши ожидания?

Будем рады услышать ваши суждения. И не забывайте ставить автоматическую подпись.

Например



Для того чтобы написать впечатление, нажмите ссылку "Править" справа от названия "Делимся впечатлениями о проектном семинаре". В открывшейся области вводим ваш текст, а затем нажимаем "Сохранить страницу"