Проект Благотворительная акция Студенты - детям!

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск


Содержание

Как будет выявляться актуальная проблема для совместного обсуждения и решения

В настоящее время прослеживается тенденция возрастания требований к уровню общекультурной и специальной подготовки социальных педагогов. Это обусловлено как принятием нового образовательного стандарта высшего педагогического образования, так и переменами в социальной сфере и, в связи с этим, расширением специализаций «помогающей профессии». Специалисты должны быть готовы не только к компетентному решению профессиональных задач в разнообразных условиях, но также обладать активным положительным отношением к профессиональной деятельности, прочно сформированными потребностями в постоянном самообразовании и саморазвитии. Это обусловливает необходимость определения новых путей в деятельности социального педагога, привлечения новых активных, индивидуально-творческих методов и форм социально-педагогической деятельности.

Главным системообразующим фактором становления профессионализма социального педагога является формирование у него высокого уровня профессионально-педагогической культуры.

Название проекта

Благотворительная акция в помощь воспитанникам приюта Студенты - детям

С какими жизненными ситуациями и учебными предметами связан данный проект

Возможности вузовского формирования профессионально-педагогической культуры будущих социальных педагогов заложены, прежде всего, в содержании педагогического образования, во включении в учебный план предметов, не только расширяющих и углубляющих теоретические основы, но и создающих условия для практического включения в профессиональную деятельность. Реализации этого способствует то, что в учебный план подготовки студентов Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского по специальности «социальная педагогика» введена дисциплина «Профессионально-педагогическая культура социального педагога», которая позволяет расширить знания студентов в области педагогического мастерства, педагогических ценностей, соотнести их с деятельностью социального педагога, определиться в выборе собственных идеалов профессиональной деятельности.

Учебный курс «Профессионально-педагогическая культура социального педагога» носит ярко выраженную практическую направленность, поэтому в процессе работы студенты не только расширяют и углубляют теоретические знания, но и включаются в практическую социально-педагогическую деятельность. Осуществляется это с помощью внедрения в педагогический процесс метода проектов, понимаемого как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом.

Решаемая проблема

Обращение к проектной деятельности не было случайным. Давно подмечено, что человек с большим увлечением выполняет только ту деятельность, которая свободно выбрана им самим. Суть разработки проекта состоит в том, что студенты имеют возможность постигать реальные социальные процессы, объекты в деятельности по решению какой-либо заинтересовавшей их проблемы. По словам Г.К. Селевко, проектное обучение «предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов, конструирование новых объектов, процессов и т.д.». В рамках учебного курса «Профессионально-педагогическая культура социального педагога» целями проектной деятельности студентов является формирование личностной заинтересованности в приобретаемых знаниях, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие способности к аналитическому, критическому и творческому мышлению, способности брать на себя ответственность.

Почему эту проблему важно обсуждать и решать совместно и, прежде всего, с родителями учащихся

Безусловно, проект – дело времезатратное, требующее административного участия, длительной организационной подготовки, тем не менее его позитивные результаты значительны. За игровой оболочкой скрыты все этапы подготовки, организации, посредничества, которые составляют большую часть работы социального педагога. В процессе проектной деятельности были реализованы все три направления в формировании профессионально-педагогической культуры. Это включение в реальную профессиональную деятельность стало первым шагом на пути становления профессионализма будущих специалистов, воплотив теоретические знания в практические действия, принятие решений, переоценку общечеловеческих и педагогических ценностей, выбор профессиональных ориентиров.

Эмоциональное содержание проекта «Студенты – детям» оказывает значительное нравственное влияние на студентов. «Добро – не наука, оно действие» – говорил Р. Ролан. Можно долго и много рассказывать будущим социальным педагогам, что рядом с нами много горя, что множество людей нуждаются в нашей человеческой поддержке и профессиональной помощи. Но разговоры принесут мало пользы, т.к. они не позволят почувствовать человеку то, что переживает не он. Именно включение в деятельность, личное участие каждого в том, что скоро станет профессией, а уже сейчас – реальностью, позволяет формировать активную гуманистическую профессиональную позицию.

Цель проекта

В развитии профессионально-педагогической культуры специалиста выделяют четыре уровня (И.Ф. Исаев) – адаптивный, репродуктивный, эвристический и креативный. Сегодня очевидно, что адаптивного уровня культуры для выпускника педагогического вуза недостаточно. Как отмечает Г.Б. Скок, «образование медленно на наших глазах превращается в сферу проектирования людьми собственной жизни, создания идей, проектов, которые затем воплощаются в жизнь». Следовательно, вуз должен не только вооружить социального педагога достаточным уровнем человековедческих знаний, «дать в руки» методы, приемы и средства развития качеств, связанных с самопознанием, саморазвитием, самосовершенствованием, рефлексией, профессиональной самореализацией. Необходимо помочь личности выработать совокупность индивидуальных ценностей, определить собственное отношение к людям, к избранной профессии, сформировать активную гуманистическую профессиональную позицию. Лишь при условии ощущения ответственности перед будущим, при сочетании сознательной устремленности и большой любви к людям начинает формироваться профессиональная культура социального педагога.

Результаты проекта

Изготовление стенгазет с фоторепортажами. Раработка сценария и проведение выступления агитбригады (видеопрезентация и сообщение информации о СРЦН и приюте, фотографии детей, находящихся в данный момент в нем). Сбор подарков для детей-воспитанников приюта СРЦН. Организация мероприятия «Час веселья», посвященного вручению подарков (в его содержание вошли игры, танцы, песни, шутки, прибаутки, веселые конкурсы, загадки). Подготовка телерепортажа, посвященного подведению итогов акции. Составление интернет-отчета на сайте Педагогического института СГУ.

Целевая группа

Студенты – будущие социальные педагоги

Что участие в проекте даст его участникам

Пополнение знаний в области педагогического мастерства, педагогических ценностей, возможность соотнести их с деятельностью социального педагога, определиться в выборе собственных идеалов профессиональной деятельности, осознание сущности профессионально-педагогической культуры как социально-педагогического явления в рамках понимания ее как меры и способа творческой самореализации личности в разнообразных видах педагогической деятельности и общения. Осмысление идеалов, путей и средств развития качеств, связанных с профессией социального педагога.

Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей

Необходимо уметь интегрировать разнообразные знания (из общей и социальной педагогики, психологии, социальной политики, теории обучения и воспитания, технологии работы социального педагога), самостоятельно находить недостающие сведения из различных источников и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач.

Где это можно узнать

  • интересные ресурсы (по содержанию проблемы)

1. Васильева Л.Л. Возможности формирования профессионально-педагогической культуры социального педагога в рамках спецкурса. // Социальная педагогика: диалог теории и практики: Материалы Международной науч.-практич. конференции, 3-4 апр. 2006 г., г. Саратов. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. – С. 291-297. 2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2002. 3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. 4. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей / Отв. Ред. Ю.А. Кудрявцев.– М.: Педагогическое общество России, 2001.

  • ресурсы сетевых сообществ по сходной проблематике (по представлению возможных путей ее решения)

- в разработке

По каким вопросам осуществляется консультирование учащихся

Необходима координационная помощь: по методике осуществления массовых мероприятий, по алгоритму разработки сценария выступления агитбригады, организационного характера. Координация деятельности участников разработки проекта осуществляется открыто (проект с явной координацией). При этом координатор (педагог) выполняет свою функцию, ненавязчиво направляя работу студентов, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта или деятельность участников.

По каким вопросам осуществляется взаимодействие с родителями учащихся

В данном проекте это направление деятельности не рассматривается.

Каковы пути и средства привлечения родителей к совместной работе

В данном проекте это направление деятельности не рассматривается

Возможные вопросы для совместного с родителями обсуждения и решения

В данном проекте это направление деятельности не рассматривается

По каким вопросам осуществляется взаимодействие с коллегами-учителями

Совместная разработка перспектив сотрудничества с разнообразными социальными и образовательными учреждениями города и области. Психолого-педагогическое сопровождение. Методика работы социального педагога.

У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультации

Директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Директор приюта при СРЦН. Психолог СРЦН. Социальные педагоги, воспитатели СРЦН.

Как будут оцениваться и обсуждаться:

  • ход проекта

рефлексия на учебных занятиях (в частности, по дисциплине "Профессионально-педагогическая культура социального педагога").

  • результаты проекта

оценка со стороны самих участников и наблюдателей (студентов, преподавателей, работников приюта),

обсуждение на сайте Педагогического института СГУ

Каковы пути и средства расширения членов сообщества

Активная рекламная деятельность через СМК, социальные сервисы

Социальные сервисы, которые планируется использовать в работе над проектом и цели их использования

Социальные сервисыЦели использования
Электронные таблицы в Google www.gmail.com ..
Анкеты в Google www.gmail.com ..
Календарь в Google www.gmail.com ..
Совместная работа с документами в Google..
Вики..
Блоги..
Закладки в БобрДобр http://www.bobrdobr.ru, в Блокноте Google www.gmail.com..
Видеосервисы в Ютьюб http://youtube.com, Социальная сага, видеоблог ..
Фотосервисы в Фликр http://Flickr.com, Пикаса , Фотодия http://www.fotodia.ru ..