Проект Гремят истории колокола

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Проект Гремят истории колокола

Решаемая проблема

Дефицит патриотизма в современной России.

Почему эту проблему важно обсуждать и решать

Одним из актуальных вопросов воспитания подрастающего поколения является формирование гражданской позиции, которая должна основываться на чувстве патриотизма. Знание и уважение истории своей страны, связь между поколениями как залог поступательного развития государства - таковы составляющие воспитательного процесса учащихся. Осуществлению этой задачи способствуют классные часы, творческая деятельность учащихся, а также уроки литературы, истории.

Целевая группа

Учащиеся 7-9 классов, учителя литературы, истории, библиотекарь, родители.

Цель проекта

Патриотическое воспитание учащихся, формирование нравственного идеала подрастающего поколения на примерах истории родной страны.

Задачи проекта

  • привлечение молодого поколения к познанию беспримерного подвига советского народа в Великой Отечественной войне с немецко-фашистскими захватчиками в 1941-1945 гг.,
  • сохранение памяти о тех, благодаря кому Победа стала возможной;
  • выработка умения самостоятельного поиска и осмысления исторических явлений, развитие литературно-творческих способностей, читательского интереса, сценического мастерства;
  • совершенствование навыков пользования справочной литературой, развитие компьютерной грамотности.

Вопросы проекта

- Как вы понимаете слова: "Без прошлого нет настоящего"? - Что тебе как гражданину России даёт знание жизни предшествующих поколений? - Что ты знаешь о Великой Отечественной войне? - Чем отличаются произведения документальной и мемуарной литературы о войне от произведений художественной литературы? - Какова роль города Серова в победе в Великой Отечественной войне?

Описание проекта

1. Анкета. Учащиеся определяют круг вопросов по теме проекта, отбирают и формулируют те понятия, которые, по их мнению, являются важными, интересными, малоизвестными в освещении темы Великой Отечественной войны. Данный вид работы расширяет представление учащихся о войне, заставляет задуматься над разными сторонами такого явления, как "война".

2. Кроссворд "На войне как на войне". Разработка учащимися кроссвордов - важный этап работы по теме. Он интересен по форме и глубок по своей информативности. Ребята должны выбрать ключевое слово, подобрать соответствующие теме слова - ответы, выяснить толкование слов по словарю, сформулировать вопросы. Различия в возрастном уровне определяют разные требования к составлению кроссворда: учащиеся 7 класса в качестве слов для кроссворда подбирают любые по теме слова (например, "Награда", "Герой", "Фронт", "Победа", "Битва"). Учащиеся 9 класса составляют тематический кроссворд (например, "Танк", "Боль", "Враг", "13 городов-героев", "Автомат"). Более сложный кроссворд ставит задачу осмысления учащимся какого-либо исторического явления (например, "Из чего складывалась Победа в Великой Отечественной войне?"). Выполнение кроссвордов поэтапное, с опорой на уроки информатики или работу кружка компьютерной грамотности: a) выбор ключевого слова; b) подбор слов-понятий по теме; c) знакомство с лексическим значением слов по справочникам: толковому словарю, энциклопедическому словарю и т. д.; d) формулирование вопросов кроссворда; e) оформление кроссворда в Word / Excel редакторах.

3. Творческая работа "Фронтовики, наденьте ордена!" призвана привлечь внимание учащихся к участникам войны, а также развивает речевые навыки учащихся. При выполнении творческих работ учащиеся сначала знакомятся с особенностями предложенных жанров, составляют примерный план работы. Для этого можно использовать уроки русского языка по развитию речи или факультативное занятие по предмету. Творческие работы учащихся выполнены в виде письма- поздравления, интервью, очерка.

4. Творческая работа "Серовцы на полях второй мировой" призвана привлечь внимание учащихся к истории своего края, своей семьи. Учащимся предлагается создать очерк-презентацию о родственнике - участнике ВОВ, о вкладе города Серова в победу.

5. Оформление боевых листков. Собранная информация о пионерах-героях обрабатывается учащимися в редакторе "Publisher" на занятиях кружка компьютерной грамотности или на уроках информатики. Затем может оформляться в виде стенгазет. Задача заключалась в сборе новой информации, дополняющей ту, которая представлена в Интернете. Мы добавляем в список имена таких пионеров-героев, как Сергей Корнилов, Сергей Алешков, Яков Горденко, Александр Филиппов, Володя Дубинин, Костя Кравчук.

6. Сценарий литературной композиции "До последнего дыхания" разработан на материале поэтических сборников, в состав которых вошли стихи поэтов, погибших на войне.

Продукты проекта

- Анкета учащихся по теме проекта "Что я хочу знать о Великой Отечественной войне?" - Творческая работа (в жанре репортажа, письма, интервью, портретного очерка) "Фронтовики, наденьте ордена!" - Кроссворд "На войне как на войне" - Боевой листок "Дети-герои". - Литературно-художественная композиция "До последнего дыхания". - Очерк-презентация "Серовцы на полях Второй мировой"

Используемые ресурсы

Литература: 1. М.Джалиль. Костёр над обрывом. М., изд-во "Правда", 1987 2. 60 героических лет. Стихи. М., военное изд-во МО, 1978 3. Пионеры-герои. Изд-во "Беларусь", Минск, 1972 4. Пионеры-герои. Набор открыток. Изд-во "Изобразительное искусство", М., 1971 5. До последнего дыхания. Стихи поэтов, павших в Великой Отечественной войне. М., изд-во "Правда", 1985 6. Стихи советских поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Изд-во "Прогресс", 1978 7. Теория и практика сочинений разных жанров. М., изд-во "Просвещение", 1990 8. Военный энциклопедический словарь. М. Военное изд-во, 1984 9. C.И. Ожегов. Словарь русского языка. М., "Русский язык", 1988 10. Советский энциклопедический словарь. М., "Советская энциклопедия", 1987

Электронные ресурсы 1. http://ru.wikipedia.org 2. http://nvo.ng.ru/history/2006-03-24/5_deti.html 3. http://kuraev.ru 4. http://www.molodguard.ru/

Руководитель проекта

Лебедько Н.А.