Проект Мониторинговые исследования в деятельности классного руководителя
Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"
Педагог-психолог, заместитель директора по УВР, учитель биологии МОУ "Венгеровская СОШ" Ракитянского района Белгородской области
Тема мероприятия
Мониторинговые исследования в деятельности классного руководителя
Целевая группа
педагоги
Время необходимое для проведения мероприятия
30 мин
Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)
Бортникова М.А., форма реализации командная
Краткая аннотация к мероприятию
Цель: создать условия для открытого и всестороннего обсуждения проблемы мониторингового исследования в воспитательном процессе с привлечением учащихся, а не только педагогов-психологов и с использованием исследовательского метода.
Проблема и её обоснование
Мониторинг в деятельности классного руководителя, учащиеся класса испытывают трудности во взаимопонимании и общении, проводя опросы, анализирую ответы своих одноклассников учащиеся самостоятельно приходят к выводам и заключениям, пониманию и решению своих проблем
Цели, задачи мероприятия
Цель: создать условия для открытого и всестороннего обсуждения проблемы мониторингового исследования в воспитательном процессе, формировать более целостное и глубокое представление об исследуемом процессе.
Задачи:
- смотивировать слушателей на принятие технологии исследования;
- определить своеобразие технологии психолого-педагогической диагностики и мониторингового исследования в деятельности классного руководителя;
- развивать исследовательскую культуру учащихся;
- развивать интерес учащихся к проблемам классного коллектива, к своим собственным проблемам.
Используемые методы, приемы, технологии
Проектная технология, исследовательский метод, анкетирование
Новизна
Новизна в том, что учащиеся сами проводят анкетирование и решают поставленные цели исследования, представляют результаты и выводы классу. Практически любую анкету можно превратить в исследование.
Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии
Перечислите Интернет-сервисы, которые вы используете в процессе проведения мероприятия и отметьте, как они "работают" на достижение поставленных целей и задач.
Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия
Опишите, с какой целью предполагается использовать Интернет в рамках мероприятия. Какова его роль? Важно, чтобы использование Интернет было целесообразным.
Способы вовлечения участников в активную деятельность
Представьте, как участники будут включены в деятельность на мероприятии, что позволит им занимать активную позицию. Опишите виды деятельности. Предполагается ли мероприятие выстраивать в логике системно-деятельностного подхода, благодаря чему участники сами открывают новые знания.
Ожидаемые результаты
Научить классных руководителей проводить мониторинговые исследования с помощью детей
Ход мероприятия
Алгоритм технологии мастер-класса
I. Презентация
Слайд 1
Мастер
Я считаю, что в условиях модернизации российской школы меняется роль классного руководителя не только в учебном процессе, но и в воспитательном. Ведущими выступают субъект-субъектные взаимоотношения классного руководителя и ученика. Ведущими методами должны стать частично-поисковые и проблемные методы воспитания.
Наше исследование заключается в нацеливании детей на самостоятельное добывание информации, а не на передачу материала в готовом виде, то есть к проведению диагностики привлекаются не только педагог-психолог и классные руководители, но и сами дети.
Мастер
Именно для проведения мониторинга классный руководитель и привлекает учащихся своего класса
Слайд 2
Мониторинг классного руководителя–это деятельность, направленная:
- на выявление результатов развития личности ребёнка;
- на формирование детского коллектива;
- на отслеживание динамики развития классного коллектива в целом.
Слайд 3
Классный руководитель должен точно знать:
- что следует изучать в процессе воспитательной деятельности;
- как необходимо изучать и анализировать состояние и эффективность воспитательного процесса.
Мастер
На данный момент существует множество методов и приёмов изучения воспитательного процесса. Один из них метод исследования. При проведении исследований мы придерживаемся специального алгоритма.
Слайд 5
Алгоритм проведения мониторинговых исследований
- определение целей и задач исследования;
- методов изучения;
- подготовка диагностического инструментария;
- проведение исследования;
- обработка и интерпретация результатов исследования;
- Выводы и рекомендации.
Мастер
Объектами мониторинговых исследований могут быть самые разнообразные вопросы и проблемы в воспитательном процессе класса.
Практически любое анкетирование можно превратить в мониторинговое исследование.
Вашему вниманию предоставляется мониторинговое исследование учащихся 11 класса по профессиональному самоопределению.
Выступление ученицы 11 класса Михайленко Анастасии. Исследовательский проект «Правильный выбор твой профессиональный успех».
Слайд 6
- Объекты диагностической деятельности или мониторинговых исследований Объектами могут быть:
- Динамика воспитанности учащихся класса (8 класс)
- Личностное развитие и профессиональное самоопределение (11 класс)
- Исследование проблем ЗОЖ в классе (10 класс)
2 Имитационная игра
Мастер
А теперь уважаемые коллеги, я бы хотела попросить вас помочь мне и разделиться на 2 группы. Две группы – это два класса.
1 группа
Задание Провести исследование уровня воспитанности в своём классе.
Мастер
Вам нужно ответить на вопросы анкеты. Цель вашего исследования выявить отношение учащихся к проблеме алкоголя, т.е. мы анкетирование превращаем в исследование. Ориентируетесь вы на старшее звено.
2 группа
Задание Провести исследование воспитанности учащихся и составить характеристику типичного восьмиклассника.
Мастер
Вам нужно ответить на вопросы анкеты и составить характеристику типичного восьмиклассника.
Выступление групп.
Мастер
А сейчас уважаемые коллеги давайте сравним ваши исследования и исследования учащихся 8 и классов.
Мастер
Итак, вы провели исследование. Несомненно, эти исследования с привлечением детей имеют свои преимущества.
Слайд 7
Преимущества мониторинговых исследований с привлечением учащихся
- Развитие исследовательской культуры учащихся.
- Развитие интереса учащихся к проблемам классного коллектива, к своим собственным проблемам.
- Иной взгляд на диагностику.
- Развитие коммуникативных умений учащихся.
- Полученную информацию можно учитывать при организации уроков и внеклассных мероприятий
3. Рефлексия
Мастер
Хотелось бы узнать ваше мнение по данному методу. Стоит ли привлекать детей к проведению исследования в воспитательном процессе.
Возможности дальнейшего развития мероприятия
Опишите планы по продолжению работы с данной целевой группой по обозначенной проблеме.