Проект Проблемы межличностных отношений в классном коллективе. Изгои

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск


Содержание

Как будет выявляться актуальная проблема для совместного обсуждения и решения

Методы выявления проблемы межличностных отношений в классном коллективе:

1. проведение диагностики с целью изучения классных коллективов (5-9 классы)

2. беседа с педагогами и классными руководителями

3. наблюдение

4. беседа с учащимися об отношениях в классном коллективе

5. анкетирование родителей

Название проекта

Проблемы межличностных отношений в классном коллективе. Изгои

С какими жизненными ситуациями и учебными предметами связан данный проект

Проблемы, возникающие в сфере межличностных отношений учащихся, зачастую обусловлены такими обстоятельствами как:

1. возраст (типичные проблемы во взаимоотношениях мальчиков и девочек в возрасте 11-13 лет);

2. притеснение одними детьми других;

3. успешность и не успешность детей;

4. в старших классах активизируются на фоне юношеских любви и дружбы возникают межличностные проблемы.

Решаемая проблема

Одним из важнейших критериев, позволяющих определить эффективность воспитательной работы учебного заведения, является уровень развития коллектива и отношений участников педагогического процесса. Важнейшей характеристикой развития коллектива является социально-психологический климат в нем, изучение которого осуществляется по следующим показателям:

1. удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом организации деятельности, руководством;

2. преобладающее настроение;

3. взаимопонимание руководителей и подчиненных, старших и младших, взрослых и детей;

4. степень участия членов коллектива в управлении, уровень развития самоуправления;

5. сплоченность, продуктивность совместной деятельности;

6. чувство собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив;

7. защищенность всех членов коллектива.

Основной характеристикой развития коллектива является состояние взаимодействия его членов. В школе изучение взаимодействия в коллективе может производиться на нескольких уровнях: учитель — ученик, ученик — ученик, педагог — педагог, старший — младший, родитель — педагог, родитель -ученик, родитель — родитель.

Почему эту проблему важно обсуждать и решать совместно и, прежде всего, с родителями учащихся

В подростковом возрасте ведущим видом деятельности является общение со сверстниками. И многих родителей интересует вопрос общения ребенка в классе: какой у него статус, есть ли у него друзья в классном коллективе, участвует ли ребенок в жизни школы и класса. Поэтому решение этих проблем влечет за собой решение проблем взаимоотношения с родителями, учебои и др.

Цель проекта

Цель:

1. Обеспечить благоприятные условия развития межличностных отношений в классном коллективе.

2. Выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

В качестве основных целевых функций можно выделить следующие:

А) формирование гуманистических норм отношений,

Б) организационное сплочение коллектива,

В) создание условий для адаптации и самореализации каждого учащегося в системе коллективных отношений,

Г) стимулирование лидерства,

Д) создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Результаты проекта

В результате тренинга участники смогут:

1. развить навыки эффективного взаимодействия между членами классного коллектива;

2. развить уважение к другим людям и самоуважение;

3. сформировать навыки эмпатии и сопереживания;

4. достойно выходить из конфликтных и затруднительных ситуаций;

5. преодолевать барьеры межличностного общения (с учителями и просто «взрослыми»);

6. быть уверенным в себе при общении с противоположным полом;

7. сохранять добрые отношения с родителями.

Целевая группа

учащиеся 5-9 классов и их родители

Что участие в проекте даст его участникам

А) Умение поддерживать климат сотрудничества,

Б) выполнять правила поведения и общения членов классного коллектива;

В) умение корректировать нежелательное поведение своих одноклассников;

Г) умение концентрироваться на словах собеседника;

Д) умение слышать других, принимать обратную связь.

Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей

- Выяснить причину неудовлетворенности классным коллективом учащихся.

- Разработать эффективный тренинг межличностного общения.

- Построить доверительные отношения между членами классного коллектива.

Где это можно узнать

  • интересные ресурсы (по содержанию проблемы)

http://revolution.allbest.ru http://www.effecton.ru http://www.rusmedserver.ru


  • ресурсы сетевых сообществ по сходной проблематике (по представлению возможных путей ее решения)

http://www.romek.ru http://www.psiholoji.ru

По каким вопросам осуществляется консультирование учащихся

Взаимоотношения со сверстниками в коллективе - проблема значимая во всех возрастах. Однако в разное время ровесник занимает различное место в жизни ребенка, а следовательно, его влияние, роль коллектива меняется, становясь то более, то менее значимым.

1. направленность личности;

2. особенности межличностного поведения;

3. способы реагирования в конфликте;

4. рабочую атмосферу в классе;

5. психологический климат в коллективе;

6. отношение к одноклассникам.

По каким вопросам осуществляется взаимодействие с родителями учащихся

Большое значение для формирования личности имеют семейные отношения. "Психологический климат в семье", его специфическая морально-психологическая атмосфера, играет важную роль в решении каждой семьей ее воспитательных задач. Условием формирования нормальных взаимоотношений в семье является высокий уровень взаимной информированности родителей и детей для адекватного представления о личностных особенностях друг друга.

Каковы пути и средства привлечения родителей к совместной работе

Можно помочь разобраться во взаимоотношениях путем тестирования, как учащихся, так и их родителей и педагогов.

Возможные вопросы для совместного с родителями обсуждения и решения

Общая тенденция взаимоотношений детей с коллективом выражается в постепенном усилении значения группы сверстников в жизни ребенка.

В ходе развития взаимоотношений подростков происходит изменение требований к сверстникам, они приобретают нравственно-психологическое содержание. Чрезвычайно возрастает значение, которое имеют для подростка общение со сверстниками, принадлежность к различным коллективам. Эмоциональное благополучие ребенка в этом возрасте начинает зависеть от одобрения товарищей, соответствия их требованиям. Именно потребность быть принятым коллективом сверстников становится той силой, которая побуждает усвоить и подчиниться ценностям коллектива. Указанные выше особенности отношений подростков с ровесниками во многом определяют и те критерии, которые определяют его статус в коллективе. Это в первую очередь качества друга, товарища по группе; те личностные особенности, которые в большей степени ценятся данным классом; разделение подрост-ком коллективных норм и ценностей, преданность и т. д. Итак, подростковый возраст характеризуется тем, что ведущую позицию во взаимоотношениях с окру-жающими занимает сверстник. Коллектив ровесников становится центром внутреннего мира, интере-сов подростка. По сравнению с младшей школой подростковые коллективы значительно лучше струк-турированы, сложившаяся система отношений более устойчива и постоянна. Подростку бывает очень трудно изменить мнение одноклассников о себе, даже если оно ошибочно и сложилось в младших классах в результате случайного стечения обстоятельств. Лидер подросткового коллектива (если он там есть)имеет очень большое влияние, его все слушаются, он обладает решающим голосом при решении любых проблем в классе. Он выступает для одноклассников как бы олицетворением их коллектива, нарушение интересов и законов которого является очень серьезным проступком.

По каким вопросам осуществляется взаимодействие с коллегами-учителями

Оценки учителя могут также оказать влияние на статус ученика в классе. Ученики ощущают необходимость в признании у сверстников, остро переживают отсутствие такого признания, а главное - подвержены изменениям при взаимодействии со взрослыми.

У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультации

Социальный педагог, классный руководитель

Как будут оцениваться и обсуждаться:

  • ход проекта
  • результаты проекта

Повторная диагностика межличностных отношений, наблюдение, рефлексия участников тренинга.

Каковы пути и средства расширения членов сообщества

Заинтересовать данной темой всех участников образовательного процесса.

Социальные сервисы, которые планируется использовать в работе над проектом и цели их использования

Социальные сервисыЦели использования
Электронные таблицы в Google www.gmail.com ..
Анкеты в Google www.gmail.com ..
Календарь в Google www.gmail.com ..
Совместная работа с документами в Google..
Вики..
Блоги..
Закладки в БобрДобр http://www.bobrdobr.ru, в Блокноте Google www.gmail.com..
Видеосервисы в Ютьюб http://youtube.com, Социальная сага, видеоблог ..
Фотосервисы в Фликр http://Flickr.com, Пикаса , Фотодия http://www.fotodia.ru ..