Проект Снятие эмоционального напряжения у педагогов

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск




Содержание

Название проекта

Снятие эмоционального напряжения

Решаемая проблема

Проблема профессиональной деформации педагога обусловлена такими основными факторами, как нестабильность социально – экономических условий, переход современной школы на личностно-ориентированные модели образования. В связи с этим повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в учебном процессе. Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций.

Почему эту проблему важно обсуждать и решать

Сегодня уделяется большое внимание формированию здоровой образовательной среды в школах. Детям прививаются навыки ответственного поведения в отношении собственного здоровья, для них создается комфортная, психологически благоприятная среда. Но в образовательном процессе участвуют несколько сторон. Не только дети, но и взрослые, и в первую очередь – педагоги. О психологическом здоровье педагогов говориться очень мало, а еще меньше уделяется внимания профилактике эмоционального выгорания.

Целевая группа

педагоги

Что участие в проекте даст его участникам

Во время реализации проекта педагоги учатся управлять своим эмоциональным состоянием с помощью способов саморегуляции, у них формируется стрессоустойчивость.

Идея проекта

Сознание педагогами необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самосуществования в профессиональном труде, т.е. повышение уровня профессионального самосознания.

Цель проекта

Цель: профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности. Задачи: корректировать у педагогов неадекватные отношения, установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы; развивать навыки эффективного взаимодействия с коллегами и обучающимися; формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний; предоставлять необходимую информацию для выбора собственных стратегий поведения, позволяющих сохранять профессиональное здоровье.

Описание проекта

Проект имеет достаточно устойчивую общую структуру, включающую три этапа реализации: 1.этап: Эмоциональные состояния 2.этап: Управление эмоциональным состоянием 3.этап: Эмоциональная устойчивость

Этапы проекта

1. Этап - Предварительный. Эмоциональные состояния. Цель: познание педагогами эмоциональных состояний, осознание особенностей своих эмоциональных состояний, причин, их вызывающих, развитие навыков рефлексии эмоциональных состояний, расширение диапазона их использования.

2. Этап - Основной. Управление эмоциональным состоянием. Основное отличие данного блока от предыдущего заключается в следующем: если упражнения первого блока направлены на работу с эмоциональными состояниями (осознание того, какие эмоции возникают у педагогов, их причин, влияния их на окружающих), то упражнения, входящие во второй блок, направлены на выработку навыков использования средств для усиления или ослабления эмоционального состояния, как своего, так и окружающих, в частности, учеников. Цель: познание педагогами различных средств управления эмоциональным состоянием, осознание их влияния в процессе взаимоотношений с окружающими, осознание особенностей, средств, которыми пользуются сами учителя, расширение их диапазона, развитие навыков рефлексии.

3. Этап - Заключительный Эмоциональная устойчивость Упражнения данного блока выполняются педагогами на протяжении всего тренинга под руководством ведущего, а после окончания тренинга самостоятельно. Цель: развитие у педагогов навыков саморегуляции, для снятия эмоционального напряжения и физической усталости, улучшения самочувствия, повышения работоспособности и творческой активности.

Ожидаемые результаты проекта

1. Апробация программы, состоящей из тренинговых занятий, каждое из которых направлено на поддержку в решении определенной задачи программы. 2. Создание условий для активной деятельности педагогов, для продуктивного и гармоничного общения с коллегами и обучающимися. 3. Улучшение психологического климата в коллективе. 4. Формирование навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний. 5. Повышение уровня профессионального самосознания. 6. Получение педагогами информации по профилактике педагогической деформации.

Как будут результаты оцениваться и обсуждаться

Следует отметить, что изменения, происходящие после реализации проекта, имеют скрытый характер и могут проявиться только в конкретной жизненной ситуации. В связи с этим может возникнуть впечатление о неэффективности таких и подобных им проектов, поэтому необходимо точно диагностировать возникший эффект. Диагностика эффекта может быть осуществлена на основе методик, предназначенных для выявления уровня и характера тревожности, связанной со школой. Выбор диагностической методики был основан на следующих критериях: валидность, орудийность, операциональность, надежность. Диагностика проводилась в начале (для отбора детей в группу) и в конце (для определения результатов групповой работы) психосоциального тренинга. Сравнительный анализ без труда позволил выявить нужные новообразования.

1. Определение уровня тревожности (методика Айзенка «Самооценка психического состояния»). 2. Определение уровня самооценки (Опросник определения уровня самооценки) 3. Определение нервно-психической устойчивости (Диагностика эмоционального выгорания В.В. Бойко) 4. Определение уровня коммуникативного контроля (Методика «Самоконтроль в общении» М. Снайдера) 5. Оценка психологического климата в коллективе (Общая оценка психологического климата коллектива Лутошкина) Диагностики проводится в начале программы и в конце тренинговых занятий

План реализации проекта

1. Этап - Предварительный - сентябрь 2010 2. Этап - Основной - октябрь, ноябрь 2010 3. Этап - Заключительный - декабрь 2010

Каким образом осуществляется привлечение участников к проекту

По результатам диагностики даются рекомендации учителям принять участие в реализации пректа.

Какие риски есть у проекта и как их минимизировать

возможно, не все педагоги смогут найти время для участия в проекте. Выход - грамотно планировать и организовывать работу в проекте. (Каникулярное время, организация семинаров, круглых столов, стендовая информация)

Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей

Автор проекта

Полушкина Елена Васильевна, педагог-психолог ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат"

Социальные сервисы, которые планируется использовать в работе над проектом и цели их использования

Анкеты в Google www.gmail.com, Вики,Блоги

Какие ресурсы нужны, чтобы реализовать проект

Команда проекта

  • .администрация
  • .педагог-психолог
  • .педагоги

Функционал каждого участника в проекте

  • .организатор
  • .исполнитель
  • .участники

Социальные сервисы, которые планируется использовать в работе над проектом и цели их использования

Социальные сервисыЦели использования
Электронные таблицы в Google www.gmail.com ..
Анкеты в Google www.gmail.com ..размещение анкет
Календарь в Google www.gmail.com ..
Совместная работа с документами в Google..
Вики..обмен мнениями
Блоги..консультация
Закладки в БобрДобр http://www.bobrdobr.ru, в Блокноте Google www.gmail.com..
Видеосервисы в Ютьюб http://youtube.com, Социальная сага, видеоблог ..
Фотосервисы в Фликр http://Flickr.com, Пикаса , Фотодия http://www.fotodia.ru ..