Просвещение психологическое

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Психологическое просвещение (П.П.) - раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

П.П. - основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает. Психологическое просвещение, осуществляемое практическим психологом, выполняет следующие четыре задачи:

1) формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии в частности (психологизация социума);

2) информирование населения по вопросам психологического знания;

3) формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;

4) профилактика дидактогений (ятрогений).

Одной из разновидностей П.П. являются публицистические выступления практического психолога системы образования в средствах массовой информации (СМИ), включая Интернет. Материалы, помещаемые специалистами в «печатных» СМИ, представляют для любого исследователя, в том числе и психолога, особую ценность по сравнению с таковыми, но устными, выступлениями включая даже трансляцию беседы или лекции по теле- и видеоканалу. Печатные материалы легко фиксируются, накапливаются, их можно легко анализировать и изучать. Преимущества печатных, электронных (радио, видео и телевидение) СМИ и Интернета перед устными выступлениями в том, что опубликованная в них информация всегда найдет своего адресата из-за большого охвата читательской аудитории. В то же время особенность этих информационных систем - отсутствие непосредственного контакта индуктора (коммуникатора) и реципиента в печатных СМИ и в определенной степени в Интернете.

Публицистическое выступление в СМИ/Интернете имеет свои плюсы:

- любое сообщение в конце концов находит своего адресата, поскольку читательская (зрительская, слушательская, читательская) аудитория намного шире, чем класс или актовый зал школы;

- любое выступление в СМИ фиксируется, а, следовательно, это облегчает отчетность;

- при работе в СМИ по письмам читателей (слушателей) или по запросу редакции фактически расширяются границы видения психологической проблематики: психолог уже не замыкается в рамках конкретной школы.


См. так же:


Литература:

1. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение, или когда психолог «говорит прозой» // Сетевое методическое объединение психологов образования [Электрон. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: [1] - 06-01-2009. То же: Психологический журнал Леонида Чупрова [Электрон. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: [2] - То же: Информационная лента (блог) [Электрон. ресурс]. [3]


Подкатегории: Просвещение в образовании