Просвещение санитарное (психолого-педагогический аспект)

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Санитарное просвещение — раздел профилактической деятельности органов и учреждений (здравоохранения), направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья. Санитарное просвещение, раздел здравоохранения и медицинской науки, разрабатывающий вопросы теории и практики повышения санитарной культуры населения. Под последней понимают совокупность знаний в области гигиены, профилактической медицины и выполнение соответствующих гигиенических или профилактических правил. С.п. как научная отрасль опирается на опыт не только медицинских дисциплин, но и социологии, психологии, педагогики. В практике санитарного просвещения используются устное слово, печать, радио, кино, телевидение, народные университеты, «школы» здоровья и т. п.[1]. Большие возможности для С.п. представляет сеть Интернет, которая довольно активно осваивается медицинскими работниками.

От других традиционных видов просветительной работы С.п. отличается только задачами и содержанием.


Содержание

Содержание

По содержанию важнейшими темами С.п. являются: психическая гигиена и профилактика неврозов, половое воспитание и охрана здоровья матери и ребенка [3, С. 319].


Формы С.п.

Формы проведения мероприятий по санитарному просвещению, как и средства его проведения у всех видов просветительной работы одинаковые, и хорошо разработаны в отечественной просветительской практике ещё в 20-30-е гг. XIX века [2]. См., например, Просвещение психологическое, Просвещение педагогическое. Они подразделяются на коллективные и индивидуальные.

В то же время, есть чисто медицинские варианты: санитарный бюллетень (санбюллетень), листовка, памятка.

Несмотря на то, что С.п. занимается такими темами, которые не носят выраженного психологического характера, они всегда включают в себя психологическую проблематику, поскольку касаются человеческих взаимоотношений, предоставляют людям информацию, рекомендации и советы и действуют на них эмотивно [3, С. 319-320].


Просвещение санитарное в школе

Санитарное просвещение в школе — распространение среди учащихся, их родителей и персонала школы сведений из области школьной гигиены, физиологии, эпидемиологии, педиатрии. Осуществляется школьным врачом совместно с учителями. Примерная тематика бесед по санитарному просвещению: «Организация режима дня», «Закаливание организма», «Правильный уход за одеждой и помещением», «Значение профилактических прививок» и т. п. Вместе с врачом администрация школы и учителя организуют общешкольные и классные санитарные посты и школьно-санитарную дружину.[5]


Просвещение санитарное во вспомогательной школе

Здесь С.п. имеет некоторую специфику, определяемую контингентом учащихся и осуществляется на основе знания и соблюдения требований специальной дидактики — олигофренопедагогики.[6]


Смежная тематика в санитарно-гигиеническом просвещении

В настоящее время, в связи с интеграцией наук уже на уровне программ школьного обучения, обнаруживаются смежные территории просветительной работы, которые осваивают помимо медицинских работников и преподаватели по ОБЖ, валиологии, практические психологи (см.: Психолог - респондент, психолог – интервьюер Развенчание мифов). Ряд тем, ранее считавшиеся привилегией медиков, такие как профилактика наркоманий, зависимостей, полового воспитания и др., также являются смежными для медицины, психологии, педагогики и сексологии и собственно их дисциплинарное отнесение чисто «территориальное», т.е. зависит не столько от профиля базовой подготовки специалиста, сколько от места проведения и социально-педагогических характеристик объекта просветительского воздействия. Если мероприятие проводится в стенах образовательного учреждения – это территория педагогов и психологов образования, если в лечебном учреждении и медицинском кабинете – здесь хозяин медицинский работник. В СМИ и Интернете потребитель санитарно-просветительских услуг сам выбирает для себя авторитетного и компетентного индуктора-информатора, чьему мнению и чьим оценкам он всецело доверяет.

При С.п., как и при других видах просветительной деятельности, согласно Р.Конечному и М.Боухалу, - «Следует избегать двух крайностей: во-первых, принуждения медицинских работников без учета их заинтересованности и способностей проводить «организационно и планомерно» санитарное просвещение для того, чтобы можно было подать сводку о количестве проведенных мероприятий; во-вторых - недооценки того факта, что сами медицинские работники, хорошо или плохо, все же формально осуществляют санитарное просвещение (что особенно касается индивидуального санитарного просвещения) при обычном контакте с больными, с их родственниками, при ответах на их вопросы, в рекомендациях о режиме жизни и питания после выписки из больницы» [3, С. 319].


«Подводные рифы» С.п.

Безадресное санитарное просвещение, проводимое без обратной связи, с нарушением этических правил, без учета характеристик адресата (реципиента) может приводить к негативным последствиям. См. Ятрогения.

Литература

1. Барановский Л. В., Соколов И. С. Санитарное просвещение // БСЭ. [1]

2. Бергер И. А. К методике психосанитарного просвещения // Психогигиенические и неврологические исследования. — Том II, вып. I. Психогигиена / Под ред. Л. М. Розенштейн. — М.: Изд. ГНИНПП, 1930. — С. 239—156.

3. Конечный Р., Боухал М. Психология санитарного просвещения // Психология в медицине. – Авиценум: Прага, 1983. – С. 319-320.

4. Просвещение санитарное // Википедия — свободная энциклопедия [2]

5. Санитарное просвещение в школе //Педагогический словарь. В 2-х т. — Том второй.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — С. 323

6. Чупров Л. Ф. Санитарное просвещение во вспомогательных школах // Фельдшер и акушерка. — 1981. — № 2. — С. 36 — 37. [3]

7. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах. Гл. ред. Б. В. Петровский. — М.: Сов. энциклопедия. — Т. 3. — 1984. — С.69.

См., так же: Просвещение в образовании | Просвещение психологическое | Просвещение педагогическое.