Психодиагностика на уроках русского языка

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание проекта

1. О проекте [1]

2. I этап. Информационно--аналитический.[2]

3. II этап. Практическая реализация проекта.[3]

4. Развитие речи на уроках развития русского языка. [4]

5. Психодиагностика на уроках русского языка. [5]

6. "О любви к орфографическим правилам..." [6]

7. Развитие орфографической интуиции на уроках русского языка. [7]

8. Ассоциативный алгоритм запоминания словарных слов. [8]

9. III этап оценочный [9]

10. Результаты проекта. [10]

11. Список литературы. [11]



Психодиагностика на уроках русского языка

Поскольку обучение - процесс двусторонний, то его результат напрямую зависит от того, насколько учитель знает интеллектуальные и психологические особенности ребенка. Помогать ему в психологической диагностике должны не только психологические тесты, но и те книги, которые являются главным инструментом в процессе обучения, то есть школьные учебники. Однако форма представления информации в учебниках, как правило, настолько однородна (читай: однообразна, одноаспектна, "однополушарна"), что анализировать по ним различия в восприятии детей очень трудно.


Среди многочисленных психологических характеристик ребенка есть такая, без знания которой обучать его вообще невозможно: это преобладание левого или правого полушария мозга в процессе усвоения и запоминания учебной информации. В такой диагностике могут помочь "двуполушарные" учебники.


Сложилась по-настоящему парадоксальная ситуация. В самом деле, все вокруг знают, что у человека два полушария мозга, а обучение в школьной системе по основным предметам построено так, как будто одного из них можно не замечать. Врачи советуют без крайней необходимости не удалять ребенку гланды, потому что, если природа для чего-то дала их человеку, значит, они нужны. А целое полушарие мозга в самые важные для формирования человеческой личности годы по существу рассматривается как факультативное, и громадная система учебников и методических разработок реализует "однополушарный" подход в обучении.


Существует мнение, что разные полушария мозга нужно развивать на уроках по разным преметам. Предполагается, что левое полушарие нужно развивать на уроках математики, физики, биологии, лингвистических дисциплин и так далее, а правое - на уроках МХК, литературы, рисования, музыки, этики и эстетики. Сторонники "двуполушарного" подхода, заботясь о правом полушарии, добиваются усиления гуманитарного цикла в школьной программе. Но ведь можно учить гораздо эффективнее, если апеллировать параллельно, на равных, к обоим полушариям мозга при изучении каждой дисциплины, на каждом уроке, объясняя любую тему, раскрывая любое новое понятие.

О. Л. Соболева создала "двуполушарные" учебники и выстроила весь материал таким образом, чтобы каждая тема и каждое понятие попали как бы в точку пересечения двух лучей - логического и образно-ассоциативного. В результате возникло то, что называют условно "объемным видением", или "стереоскопическим эффектом". Русский язык как предмет дал прекрасный материал для реализации принципа двуполушарного подхода, поскольку две основные единицы языка - слово и предложение - "двуполушарны" по самой своей природе: они сочетают в себе логос и образ. Думаю, что математические символы или понятия естественных дисциплин тоже можно рассматривать в таком ключе. Искусственное разделение логического и образного в процессе обучения ведет к методическому тупику. Но вернемся к диагностике.


Поскольку в каждом параграфе одни блоки материала апеллируют к левому полушарию, а другие - к правому, то очень быстро становится понятно, как ребенку легче изучать материал, на что он больше опирается: на схемы, алгоритмы, логические формулировки или на метафорическое представление материала (на картинку-метафору и вербальную метафору). Благодаря этому, у учителя появляется возможность помочь и правополушарным, и левополушарным детям не только адаптироваться в учебном процессе, но и увидеть мир "вторым" полушарием мозга. По этим учебникам можно заниматься и диагностикой другого рода - связанной с психологическими особенностями овладения грамотным письмом. Эксперименты, которые я проводила с учениками, убедили меня в том, что орфографическая интуиция отнюдь не является достоянием немногих счастливцев, что, напротив, это распространенная способность человеческой психики, причем способность вполне развиваемая.


О природе орфографической интуиции нужен отдельный разговор. Но совершенно необходимо, чтобы об этой природе рассказывалось не только в газетных и журнальных статьях, чтобы орфографической интуицией занимались не только репетиторы. Очень важно, чтобы каждый ребенок получил возможность, во-первых, осознать сам факт обладания этой удивительной способностью, а во-вторых, развивать ее у себя. Поэтому само понятие орфографической интуиции (или орфографического чутья) и связанные с ним упражнения и приемы работы должны попасть на страницы школьных учебников - пусть пока в качестве эксперимента. Ребенок очень рано должен узнать три альтернативных пути в овладении грамотностью, три способа писать без ошибок. Это знание правил и умение их применять, это его удивительная, необыкновенная память, которой нужно уметь пользоваться, и его орфографическое чутье. Нужно позволить ребенку найти тот путь, который быстрее, легче и с большим удовольствием от учения приведет его к цели. Это вовсе не значит, что два других пути следует отбросить как ненужные. Важно, чтобы ребенок умел пользоваться всеми способами и чувствовал себя уверенно на любом из путей, но при этом научился бы понимать себя и использовать это понимание для преодоления трудностей в обучении. В учебниках есть специальные задания, которые помогают и учителю, и самому ребенку в такой диагностике. Так, если в упражнении много "ловушек" (пропуски букв в местах орфограмм), то после текста может идти задание: "Обведи в кружок все слова, в которых тебе помогали правила. Отметь птичкой слова, в которых тебя выручила твоя замечательная память. А в каких словах ОРЧик приходил?" (ОРЧик - это забавное зеленое существо с длинным носом, которое живет на страницах учебников и олицетворяет собой орфографическое чутье.) Идет самоанализ, самодиагностика.


В учебнике второго класса проводится настоящий диагностический эксперимент: детям предлагается написать под диктовку два текста, то опираясь исключительно на правила, то полностью доверившись своему орфографическому чутью. Важная роль в эксперименте отведена рисункам, которые создают необходимую психологическую установку перед началом диктанта. Формулировки заданий передают суть эксперимента.


Перед первым диктантом:

"Попроси кого-нибудь продиктовать тебе текст. Соберись. Сосредоточься. Будь предельно внимателен. Думай над каждой буквой. Вспоминай правила и успевай их применять".


Изображение:Grishina4.jpg‎


Перед вторым диктантом:



"ОРЧик пришел! Расслабься. Попробуй одновременно писать и вспоминать последний хороший фильм, который ты видел. Только непременно хороший!"



Изображение:Grishina5.jpg‎


Во втором задании ключевое слово – «расслабься».

После диктантов ребенку, тоже прямо в учебнике, предлагаются три вопроса:

 «Какой из двух текстов писать было легче?»

 «В каком из них ты сделал меньше ошибок?»

 «Как ты это сам себе объяснишь?»

Когда самодиагностика становится для восьмилетнего человека нормой учебной деятельности, то меняется не только результат, но и сам процесс обучения, идет непроизвольная коррекция мотивации учения, "снимаются" многие комплексы, в том числе так называемый комплекс сложности учебной задачи. Кстати, характер задания ко второму диктанту в процессе эксперимента не становится для ребенка неожиданностью: он все время погружен в пространство текста, для которого подобные формулировки естественны и привычны. Так, на предыдущей «Страничке ОРЧа» тоже состоялся диктант, а перед ним ребенок прочитал такое «задание»: «Сядь так, чтобы твоя спина не была напряжена, и вспомни о чем-нибудь хорошем. Пусть кто-нибудь тебе подиктует, рука пусть пишет, а мысли твои пусть будут далеко-далеко... И об ОРЧике не думай, он сам придет. Посмотри минутку на рисунок...»


Психологическая реакция ребенка на подобные формулировки и результаты диктантов являются достаточно серьезным материалом для диагностики, которую может провести учитель или школьный психолог. Интенсивность развития орфографической интуиции помогает дополнительно отследить и соотношение «правое полушарие/левое полушарие». Дети с преобладанием образно-художественного видения легче устанавливают контакт с ОРЧиком, получая скорый и легкий доступ к пластам информации, лежащим на уровне подсознания. Можно говорить и о некоторой корреляции между развитием орфографической интуиции и такими качествами мышления, как отсутствие инерционности, альтернативность, способность к самостоятельной генерации идей и образов. Так что аспект диагностики может быть расширен.


Характер реакции на диктовку во время подобных экспериментов может определить не только особенности мышления, но даже характер воспитания в семье. Как правило, у детей, растущих в семьях с авторитарным воспитанием и привыкших к жестким формам контроля, между сознанием и подсознанием – «каменная стена», и превратить ее в мягкий, податливый материал - выполнимая, но сложная задача. Развитие орфографической интуиции у таких детей идет медленнее. К ним нужен особый подход в обучении. «Диагностика по учебнику» может носить как специальный характер, то есть быть заранее продуманной, спланированной и разработанной, так и стихийный: даже не ставя перед собой диагностических задач, учитель, работая с материалом, обращенным к различным типам мышления ребенка, непроизвольно отслеживает и фиксирует в процессе урока психологические особенности своих учеников. Если создавать учебники с учетом объективных психологических законов восприятия информации, то возможности психологической диагностики и самодиагностики возникнут в таких учебниках как естественный результат заложенного в них психологического основания.


Такая диагностика - конечно же, не единственное и не главное из того, что «умеют» двуполушарные учебники. В них поставлена и другая психологическая задача: расширить мыслительное пространство ребенка; не допустить формирования инерции мышления; открыть эмоциональные каналы восприятия; снизив категоричную побудительность и давление императива, реализовать принцип добровольности учебного действия; создать условия для максимальной активизации непроизвольного внимания; развить альтернативное мышление; обучить принципам запоминания любой информации по ассоциативной методике; сформировать у ребенка навыки установления логических, ассоциативных и эмоциональных связей между далеко лежащими друг от друга предметами и явлениями; сделать генерирование собственных ассоциаций, образов, идей и решений нормой учебной деятельности, а не исключением - гармонизировать работу обоих полушарий мозга.


Положительные эффекты:

Дети узнали три альтернативных пути овладения грамотностью, три способа писать без ошибок. Это знание правил и умение их применять, это их удивительная, необыкновенная память, которой нужно уметь пользоваться, и их орфографическое чутье. Это позволило найти каждому ученику тот путь, который быстрее, легче и с большим удовольствием приведет его к цели. Дети научились простейшему самоанализу, самодиагностике/


"О любви к орфографическим правилам..."