Психологические особенности подросткового возраста Ленсу Татьяна Сергеевна

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Новый уровень психического развития, которого достигает подросток, вступает в противоречие с тем, что его социальный статус практически не отличается от детского: он также находится на иждивении родителей, его основная деятельность – учеба. Это порождает особый комплекс потребностей, выражающийся в стремлении выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Неудовлетворенность этого стремления создает у подростков типичные для этого возраста аффективные переживания, часто вызывающие у него конфликты с окружающей средой, а иногда и с самим собой.

  • Характерно наличие уже достаточно сложившегося коллектива сверстников, в котором подросток стремится найти и занять свое место. Общение со сверстниками в подростковом возрасте выделяют в качестве ведущей деятельности. Это важнейший фактор психического развития подростка.

В то же время стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников. Подростки (вместе с ранним юношеством) – особая социально-психологическая и демографическая группа, имеющая свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к «подростковой» общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком, и т.п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности.

  • Центральное личностное новообразование этого периода – становление нового уровня самосознания, «Я» - концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. Подросток сравнивает себя с другими – взрослыми и сверстниками, ищет критерии такого сравнения, смотрит на себя как бы «извне». Постепенно это позволяет ему выработать некоторые собственные критерии оценки себя и перейти от взгляда «извне» на собственный взгляд «изнутри». Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о Я – идеальном.
  • Новый уровень самосознания, формируясь под влиянием ведущих потребностей возраста – в самоутверждении и общении со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие.

Потребность быть и считаться взрослым у подростка превращается в доминирующую. При этом в первую очередь перенимаются более доступные, чувственно воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.). Усвоение внешних признаков «мужской» или «женской» взрослости делает подростка взрослым в собственных глазах, а также, как ему кажется, и в глазах окружающих.Стремление быть взрослым очень ярко проявляется и во взаимоотношениях со старшими. Подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности.

  • Подростковый возраст традиционно рассматривается как период отчуждения от взрослых. Однако, стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права сочетаются с ожиданием от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверием к ним, важностью их одобрения и оценки. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.
  • Эмоциональная сфера подростка отличается большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, которое приводит к тому, что подросток может не довести до конца начатое дело, уничтожить уже сделанное и т.п. Подросток, если чувствует малейшую несправедливость к себе, способен «взорваться», хотя потом может сожалеть об этом.

Ленсу Татьяна Сергеевна 12:45, 14 января 2010 (UTC)