Психологический Семинар Психолого-педагогическая поддержка "трудных" детей и подростков

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск


Содержание

Тема мероприятия

Психолого-педагогическая поддержка "трудных" детей и подростков

Целевая группа

учителя-предметники, классные руководители, социальные педагоги, педагоги-психологи, представители администрации учебного заведения,родители

Время необходимое для проведения мероприятия

Если проведение мероприятия планируется в очной форме, то возможно его проведение в виде марафона: 3-5 часов.Желательно во время каникул. Если проведение мероприятия планируется в очно-дистанционной или дистанционной форме, то на это может быть выделена неделя, в течение которй участники могут работаь в удобное для них время.

Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)

Автор-ведущий: Терешихина Юлия Алекснандровна, старший преподаватель кафедры практической психологии обоазовани ГОУ ВПО "Карельская государственная педагогическая академия" Формы проведения:В виде мастер-класса:

  • очная форма
  • дистанционная
  • очно-дистанционная (необходима поддержка консультанта- тьютора в компьютерном классе).

Очная и дистанционная формы предполагают одного ведущего. Очно- дистанционная форма предполагает ведущего (дистанционная поддержка) и консультанта-тьютора (очная поддержка).

Краткая аннотация к мероприятию

Тема семинара связана с подготовкой участников образовательного процесса к психолого-педагогической поддержке "трудного" ребенка. Зачастую из-за отсутствия информации о механизме возникновения трудновоспитуемости, вследствие недостаточного знания возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков, участники образовательного процесса не могут определить оптимальную позицию и выстраивать эффективные отношения с детьми и подростками. Вследствии этого у учащихся возникает сопротивление педагогическим воздействия и процесс обучения и воспитания оказывается неэффективным, т.к дети "выпадают" из этого процесса. Педагоги и другие специалисты образовательных учреждений нуждаются в получении информации о психологических особенностях "трудных" детей, причинах воникновения трудновоспитуемости, типах " трудных". Им также необходимо знание и формирование компетенций по осуществлению процесса психолого-педагогической поддержки ребенка с трудностями. Наиболее эффективной формой работы с педагогическим коллективом может быть проведение мастер-класса с использованием групповой дисскуссии, в ходе которой под руководством психолога они смогу выработать целостное представлние о проблеме и путях ее решения, а также составить программу решения конкретнной проблемы ребенка.

Проблема и её обоснование

Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша Новая школа», современная школа должна стать «школой равных возможностей», «школой для всех», поэтому в образовательный процесс должны быть включены все категории детей (одаренные, с девиантным и делинкветным поведением и т.д.). В связи с этим, одним из ведущих требований к современному учителю (а также ко всем участникам образовательного процесса) признается «способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности». Формирование данной «способности» требует изменения характера подготовки будущих специалистов психолого-педагогического профиля. Школе требуются специалисты, которые смогут по-иному, в соответствии с новыми стандартами выстаивать образовательный процесс. В основе данного подхода лежит необходимость формирования личностных компетентностей у всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся, психологов и т.д. При работе с «трудными» детьми и подростками педагоги не понимают причин, типов детей и подростков с трудностями адаптации. Зачастую стереотип «трудного» срабатывает как самосбывающееся пророчество и ребенок начинает вести себя в соответствии с ожиданиями окружающих. В результате образуется замкнутый круг, который не позволяет решить проблемы детей и подростков, а зачастую, приводит к возникновению более серьезных нарушений в развитии ребенка (психическом, социальном и т.д.). Педагоги не всегда могут выработать оптимальную позицию во взаимодействии с ребенком, который испытывает трудности адаптации, они не осознают свою ведущую роль в возникновении дезадаптации.

Базовая идея

Современный педагог является одним из ведущих "агентов" социализации ребенка. Необходима дополнительная подготовка педагогов к работе с детьми с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Знание педагогами и другими специалистами образовательного учреждения особенностей детей, которые испытывают трудности адаптации позволит не только решить проблему "трудного" ребенка в кратчайшией сроки, но и позволит предотвратить возникновение дальнейших проблем. Данный семинар, позволяющий активизировать личностную и профессиональную позицию педагога посредством метода групповой дискуссии, позволит овладеть педагогам основами психолого-педагогической поддержки как ведущего способа решения проблем трудновоспитемости.

Цели, задачи мероприятия

Цель

  • формирование у участников образовательного процесса единого предсталвения о "трудном" ребенке;
  • формирование у участников образовательного процесса готовности к осуществлению целостного процесса психолого-педагогической поддержки "трудных" детей и подростков.

Задачи

  • осознание участниками образовательного процеса значимости проблемы трудновоспитуемости и необходимости оказания помощи "трудеым" детям и подросткам;
  • составление психологического портрета "трудного" ребенка;
  • выявление причин трудновоспитуемости;
  • анализ психолого-педагогических типологий "трудных" детей и подростков;
  • знакомство с основами психолого-педагогической поддержки "трудных" детей и подростков;
  • разработка собственной программы психолого-педагогической поддержки участниками образовательного процесса.

Используемые методы, приемы, технологии

Основной метод работы- групповая дискусссия, которая позволяет активизировать участников, привлечь их собственный опыт, увидеть альтернативные точки зрения, достоинства и недостатки своего подхода, а также выработать целостное представление о проблеме, найти точки соприкосновения с другим взглядами, подготовиться к осуществлению процесса психолого-педагогической поддержки, как целостного процесса, который предполагает участие специалистов различного профиля.

Новизна

Для решения проблем в профессиональном становлении педагогов на данный момент существуют различные программы социально-психологических тренингов, которые направленные на формирование профессиональной позиции, развитие педагогической рефлексии, формирование навыков эффективного педагогического общения, педагогической осознанности и пр. В меньшей степени уделяется внимание вопросам подготовки педагогов, психологов и социальных работников к осуществлению целостного процесса психолого-педагогической поддержки детей и подростков с трудностями в адаптации. В связи с этим для решения данной проблемы нами была разработана методика подготовки педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов к осуществлению эффективного процесса психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с трудностями в адаптации. Понимание особенностей "трудного" ребенка, причин его поведения, знание типологии "трудных" детей и основ психолого-педагогической поддержки позволит участникам образовательного процесса успешно решать проблемы трудновоситуести, по-иноу выстраивать взаимодействие с детьми и подростками.

Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии

В сетевом сообществе размещена вики - статья, в которай отражены все этапы семинара(мастер-класса). Все основные моменты группового обсуждения будут фиксироваться участниками в данной статье.

Данная статья также включает анкету в Google, что также позволит активизировать позицию частников, осознать актуальность изучения данной темы и значимость ее изучения для личных, профессиональных целей.

Одно из заданий предполагает использование поисковых систем для составления каталога ресурсов, что также позволяет повысить активность участников за счет участия в групповой деятельности и личного вклада в нее.

Для обеспечения технической поддержки необходимо использование эл. почты и skype.

Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

Поскольку возможно проведение данного мероприятия в дистанционной и очно-дистанционной форме, то в данном случае наличие интрнета обязательно для участия, с одной стороны, а также для получения технической поддержки через эл. почту или скайп.

Способы вовлечения участников в активную деятельность

Мероприятие выстроено в логике системно-деятельностного подхода, благодаря чему участники сами открывают новые знания. Предлагаемые задания направлены на активизацию позиции участников. Сам метод группового обсуждения и внесения данных о своем мнении в коллективную вики статью предполает участие каждого и учет точки зрения каждого. Предосталвние участникам самостоятельно решить проблему, актуальную для каждого из них - также является мощным инструметом для вовлечения участников. Участие в анкетировании также позволяет осознать актаульность и значимость данной проблемы. Осбсуждение проектов студентов также должно активизировать позицию участников.

Ожидаемые результаты

  • формирование профессиональных компетенций по взаимодействию с «трудными» детьми и подростками;
  • выработка единой позиции специалистов психолого-педагогического профиля (педагогов, психологов, социальных работников) по отношению к «трудным» детям и подросткам;
  • формирование у педагогов, психологов, социальных работников готовности и способности к осуществлению целостного процесса психолого-педагогического сопровождения «трудных» детей и подростков;

Предполагаемые сроки реализации

Дистанционная форма проведения мастер-класса предполагет участие в удобное время и работу в индивидуальном темпе. В свзяи с этим его проведение рассчитано на неделю с 10 по 15 мая.

Ресурсы, необходимые для проведения

Персональный ПК, Интернет, время.

Ход мероприятия

Мастер-класс: Психолого-педагогическая поддержка трудных детей и подростков

Критерии и способы оценки эффективности

В качестве критериев оценки эффективности можно выделить, с одной стороны, мнения участников, отраженные в ходе обсуждения тех или иных проблем( глубина, логичность, аргументированность и пр.), активность участников, с другой стороны, это активность проявленная в ходе составления собственной программмы психолого-педагогической поддержки (насколько глубоко проработана проблема, позволяет ли программа разрешить реальную трудность ребенка, соблюдение в программе основных требований к психолого-педагогической поддержке). Если мастер-класс проводится в очной или очно-дистанционнйо форме, то потом возможна оценка эффективности работы участников по составленной ими программе психолого-педагогической поддержки.

Возможности дальнейшего развития мероприятия

Возможно проведение фокус-групп по одной из проблем, которая является общей для всех участников. В результате можно составить некоторый алгоритм решения проблемы "трудного" ребенка и проблемы зваимодействия с данным ребеноком.

Использованная литература

  • Беличева С.А. Основы превентивной психологии.- М.:РИЦ Консорциума "Социальное

здоровье России", 1993 - 198 с.

  • Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие.- М.: Академия, 1997 - 320 с.

Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы

Мастер-класс Рука помощи или технология педагогической поддержки


Шаблон составлен на основе Технологической карты оценки авторской разработки, предъявляемой психологом (урока психологии, занятия для школьников (дошкольников, студентов), семинара, группового консультирования для педагогов, родителей), в том числе и с использованием ИКТ.