Психологический Семинар Психолого-педагогическая поддержка "трудных" детей и подростков
Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"
Тема мероприятия
Психолого-педагогическая поддержка "трудных" детей и подростков
Целевая группа
учителя-предметники, классные руководители, социальные педагоги, педагоги-психологи, представители администрации учебного заведения,родители
Время необходимое для проведения мероприятия
Если проведение мероприятия планируется в очной форме, то возможно его проведение в виде марафона: 3-5 часов.Желательно во время каникул. Если проведение мероприятия планируется в очно-дистанционной или дистанционной форме, то на это может быть выделена неделя, в течение которй участники могут работаь в удобное для них время.
Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)
Автор-ведущий: Терешихина Юлия Алекснандровна, старший преподаватель кафедры практической психологии обоазовани ГОУ ВПО "Карельская государственная педагогическая академия" Формы проведения:В виде мастер-класса:
- очная форма
- дистанционная
- очно-дистанционная (необходима поддержка консультанта- тьютора в компьютерном классе).
Очная и дистанционная формы предполагают одного ведущего. Очно- дистанционная форма предполагает ведущего (дистанционная поддержка) и консультанта-тьютора (очная поддержка).
Краткая аннотация к мероприятию
Тема семинара связана с подготовкой участников образовательного процесса к психолого-педагогической поддержке "трудного" ребенка. Зачастую из-за отсутствия информации о механизме возникновения трудновоспитуемости, вследствие недостаточного знания возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков, участники образовательного процесса не могут определить оптимальную позицию и выстраивать эффективные отношения с детьми и подростками. Вследствии этого у учащихся возникает сопротивление педагогическим воздействия и процесс обучения и воспитания оказывается неэффективным, т.к дети "выпадают" из этого процесса. Педагоги и другие специалисты образовательных учреждений нуждаются в получении информации о психологических особенностях "трудных" детей, причинах воникновения трудновоспитуемости, типах " трудных". Им также необходимо знание и формирование компетенций по осуществлению процесса психолого-педагогической поддержки ребенка с трудностями. Наиболее эффективной формой работы с педагогическим коллективом может быть проведение мастер-класса с использованием групповой дисскуссии, в ходе которой под руководством психолога они смогу выработать целостное представлние о проблеме и путях ее решения, а также составить программу решения конкретнной проблемы ребенка.
Проблема и её обоснование
Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша Новая школа», современная школа должна стать «школой равных возможностей», «школой для всех», поэтому в образовательный процесс должны быть включены все категории детей (одаренные, с девиантным и делинкветным поведением и т.д.). В связи с этим, одним из ведущих требований к современному учителю (а также ко всем участникам образовательного процесса) признается «способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности». Формирование данной «способности» требует изменения характера подготовки будущих специалистов психолого-педагогического профиля. Школе требуются специалисты, которые смогут по-иному, в соответствии с новыми стандартами выстаивать образовательный процесс. В основе данного подхода лежит необходимость формирования личностных компетентностей у всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся, психологов и т.д. При работе с «трудными» детьми и подростками педагоги не понимают причин, типов детей и подростков с трудностями адаптации. Зачастую стереотип «трудного» срабатывает как самосбывающееся пророчество и ребенок начинает вести себя в соответствии с ожиданиями окружающих. В результате образуется замкнутый круг, который не позволяет решить проблемы детей и подростков, а зачастую, приводит к возникновению более серьезных нарушений в развитии ребенка (психическом, социальном и т.д.). Педагоги не всегда могут выработать оптимальную позицию во взаимодействии с ребенком, который испытывает трудности адаптации, они не осознают свою ведущую роль в возникновении дезадаптации.
Базовая идея
Современный педагог является одним из ведущих "агентов" социализации ребенка. Необходима дополнительная подготовка педагогов к работе с детьми с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Знание педагогами и другими специалистами образовательного учреждения особенностей детей, которые испытывают трудности адаптации позволит не только решить проблему "трудного" ребенка в кратчайшией сроки, но и позволит предотвратить возникновение дальнейших проблем. Данный семинар, позволяющий активизировать личностную и профессиональную позицию педагога посредством метода групповой дискуссии, позволит овладеть педагогам основами психолого-педагогической поддержки как ведущего способа решения проблем трудновоспитемости.
Цели, задачи мероприятия
Цель
- формирование у участников образовательного процесса единого предсталвения о "трудном" ребенке;
- формирование у участников образовательного процесса готовности к осуществлению целостного процесса психолого-педагогической поддержки "трудных" детей и подростков.
Задачи
- осознание участниками образовательного процеса значимости проблемы трудновоспитуемости и необходимости оказания помощи "трудеым" детям и подросткам;
- составление психологического портрета "трудного" ребенка;
- выявление причин трудновоспитуемости;
- анализ психолого-педагогических типологий "трудных" детей и подростков;
- знакомство с основами психолого-педагогической поддержки "трудных" детей и подростков;
- разработка собственной программы психолого-педагогической поддержки участниками образовательного процесса.
Используемые методы, приемы, технологии
Основной метод работы- групповая дискусссия, которая позволяет активизировать участников, привлечь их собственный опыт, увидеть альтернативные точки зрения, достоинства и недостатки своего подхода, а также выработать целостное представление о проблеме, найти точки соприкосновения с другим взглядами, подготовиться к осуществлению процесса психолого-педагогической поддержки, как целостного процесса, который предполагает участие специалистов различного профиля.
Новизна
Для решения проблем в профессиональном становлении педагогов на данный момент существуют различные программы социально-психологических тренингов, которые направленные на формирование профессиональной позиции, развитие педагогической рефлексии, формирование навыков эффективного педагогического общения, педагогической осознанности и пр. В меньшей степени уделяется внимание вопросам подготовки педагогов, психологов и социальных работников к осуществлению целостного процесса психолого-педагогической поддержки детей и подростков с трудностями в адаптации. В связи с этим для решения данной проблемы нами была разработана методика подготовки педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов к осуществлению эффективного процесса психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с трудностями в адаптации. Понимание особенностей "трудного" ребенка, причин его поведения, знание типологии "трудных" детей и основ психолого-педагогической поддержки позволит участникам образовательного процесса успешно решать проблемы трудновоситуести, по-иноу выстраивать взаимодействие с детьми и подростками.
Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии
В сетевом сообществе размещена вики - статья, в которай отражены все этапы семинара(мастер-класса). Все основные моменты группового обсуждения будут фиксироваться участниками в данной статье.
Данная статья также включает анкету в Google, что также позволит активизировать позицию частников, осознать актуальность изучения данной темы и значимость ее изучения для личных, профессиональных целей.
Одно из заданий предполагает использование поисковых систем для составления каталога ресурсов, что также позволяет повысить активность участников за счет участия в групповой деятельности и личного вклада в нее.
Для обеспечения технической поддержки необходимо использование эл. почты и skype.
Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия
Поскольку возможно проведение данного мероприятия в дистанционной и очно-дистанционной форме, то в данном случае наличие интрнета обязательно для участия, с одной стороны, а также для получения технической поддержки через эл. почту или скайп.
Способы вовлечения участников в активную деятельность
Мероприятие выстроено в логике системно-деятельностного подхода, благодаря чему участники сами открывают новые знания. Предлагаемые задания направлены на активизацию позиции участников. Сам метод группового обсуждения и внесения данных о своем мнении в коллективную вики статью предполает участие каждого и учет точки зрения каждого. Предосталвние участникам самостоятельно решить проблему, актуальную для каждого из них - также является мощным инструметом для вовлечения участников. Участие в анкетировании также позволяет осознать актаульность и значимость данной проблемы. Осбсуждение проектов студентов также должно активизировать позицию участников.
Ожидаемые результаты
- формирование профессиональных компетенций по взаимодействию с «трудными» детьми и подростками;
- выработка единой позиции специалистов психолого-педагогического профиля (педагогов, психологов, социальных работников) по отношению к «трудным» детям и подросткам;
- формирование у педагогов, психологов, социальных работников готовности и способности к осуществлению целостного процесса психолого-педагогического сопровождения «трудных» детей и подростков;
Предполагаемые сроки реализации
Дистанционная форма проведения мастер-класса предполагет участие в удобное время и работу в индивидуальном темпе. В свзяи с этим его проведение рассчитано на неделю с 10 по 15 мая.
Ресурсы, необходимые для проведения
Персональный ПК, Интернет, время.
Ход мероприятия
Мастер-класс: Психолого-педагогическая поддержка трудных детей и подростков
Критерии и способы оценки эффективности
В качестве критериев оценки эффективности можно выделить, с одной стороны, мнения участников, отраженные в ходе обсуждения тех или иных проблем( глубина, логичность, аргументированность и пр.), активность участников, с другой стороны, это активность проявленная в ходе составления собственной программмы психолого-педагогической поддержки (насколько глубоко проработана проблема, позволяет ли программа разрешить реальную трудность ребенка, соблюдение в программе основных требований к психолого-педагогической поддержке). Если мастер-класс проводится в очной или очно-дистанционнйо форме, то потом возможна оценка эффективности работы участников по составленной ими программе психолого-педагогической поддержки.
Возможности дальнейшего развития мероприятия
Возможно проведение фокус-групп по одной из проблем, которая является общей для всех участников. В результате можно составить некоторый алгоритм решения проблемы "трудного" ребенка и проблемы зваимодействия с данным ребеноком.
Использованная литература
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии.- М.:РИЦ Консорциума "Социальное
здоровье России", 1993 - 198 с.
- Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие.- М.: Академия, 1997 - 320 с.
Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы
Мастер-класс Рука помощи или технология педагогической поддержки