Психологический семинар для педагогов Как справиться с гневом

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Психологический семинар для педагогов Как справиться с гневом


Содержание

Тема мероприятия

Как справиться с гневом

Целевая группа

Педагоги как участники образовательного процесса

Время необходимое для проведения мероприятия

Групповое занятие в течение 40 минут

Автор-разработчик (группа авторов), форма реализации (индивидуальная, командная)

Автор-разработчик: Сыпало Татьяна Анатольевна МОУ СОШ №35 г.Комсомольска-на-Амуре, педагог-психолог

Форма реализации: групповое занятие

Краткая аннотация к мероприятию

Работа с методикой эмоциональной саморегуляции, которая не только доступна в использовании, но и чрезвычайно полезна именно для педагогов. Ее освоение не только замедлит процесс эмоционального «сгорания» учителей на работе, но и позволит конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях и будет способствовать развитию личностной установки педагога на понимание и принятие ребенка.

Проблема и её обоснование

Профессию педагога не отнесешь к тихим и спокойным, ведь она связана с ответственностью за судьбу, здоровье и благополучие детей. Как показывают результаты проводимого нами исследования, большинство из педагогов использует в своей жизни компенсаторную функцию саморегуляции, и лишь небольшой процент (10%) использовали осознанную саморегуляцию, продуктивную . Причина, на наш взгляд, в том, что проблемы личности, ее самопознания, само развития, самоосуществления не считаются особенно необходимыми. А благодаря изменившейся в науке и практики ситуации педагогам представляется огромный пласт разнообразных. часто исключающих друг друга, но хорошо разработанных и технологически оснащенных систем, подходов, теорий по саморегулированию и совершенствованию личности. У людей, не испытывавших ранее потребности в познании себя, отсутствуют представления о существующих образцах самосовершенствования личности, и они не готовы к восприятию такого потока информации и не могут сделать правильный выбор в пользу той или иной системы. Особенно это касается тех педагогов, которые сознательную педагогическую деятельность осуществляли в период XX века Пробела других педагогов в том, что они пытаются добиться результата быстрым и незатратным путем, игнорируя особенности социокультурного пространства, себя самого как личности и тою обстоятельства, что любая система требует терпеливой работы, самостоятельного освоения разработанных методов и приемов. основываться надо не на собственных предпочтениях, начинать надо было с познания себя, преодоления своих стереотипов, раскрытия своих природных ресурсов. А это является самым трудным для такой категории педагогов. Несформированное умение педагогов контролировать свои эмоции, справляться с гневом и другими негативными эмоциональными реакциями приводит к неконструктивному решению возникающих проблем, конфликтов, формированию негативных личностных установок на себя, учащихся, родителей Варианты решения проблемы 1. Создание информационного поля по проблеме саморегуляции, способами работы с гневом (памятки для педагогов, выступления на педагогических советах) 2. Психологические семинары по проблеме эмоционального выгорания педагогов, продуктивной саморегуляции, создания в школе благоприятного социально-психологического климата

Базовая идея

Я предполагаю, что для того, чтобы решить посталенную проблему необходимо привлечь к сотрудничеству педагогов и активизировать их на самостоятельную продуктивную работу по саморегуляции.

Установочный этап (групповое консультирование педагогов) "Как справиться с гневом" можно объединить с диагностическим.

Направления работы

- Провести Опросник «Оценка влияния гнева»

- Ознакомить педагогов со способами правильного реагирования, основами работы с гневом.

- Провести мастер-класс

Цели, задачи мероприятия

Цель - расширение информационного поля для педагогов о проблеме, возможных вариантов ее решения, знакомство педагогов с основами эмоциональной саморегуляции с помощью мысленных установок (когнитивной саморегуляции);

Задачи - совместное обсуждение и определение причин гнева, расширение диапазона неагрессивного поведения в проблемных ситуациях; — развитие навыков актуализации конструктивных мыслей, позволяющих регулировать эмоциональную сторону поведения.

Используемые методы, приемы, технологии

Методы:

1. Анкетирование

2. Дисскусии

3. Совместная деятельность

4. Наглядные

5. "Рабочие листы"

6. Практические (арттерапия, сказкотерапия, игротерапия)


Приемы

1. Диагностика

2. Побуждение

3. Поощрения

4. Пример


Технологии

1. Здоровьесберегающие

2. ИКТ

Новизна

Использование Интернет-технологий в овладении педагогами навыком саморегуляции, овладении гневом

Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии

1. Видео youtube - хранилище видеоматериалов

2. Мое место - хранение файлов, скачивание файлов

3. Веб-альбомы Picasa - создание альбома по итогам семинара

4. Dabbleboard - сервис совместного рисования, создания Интеллект -карт, блок -схем

5. Google Docs — интернет-сервис хранения накопленной информации

Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

Цели

- Расширение моего профессионального опыта

- Возможность дистанционного общения с педагогами

- Возможность хранения и совместного доступа накопленной информации

Способы вовлечения участников в активную деятельность

- Информирование педагогов по E-mail, scype;

- Отражение информации на психологическом стенде;

- Размещение информации на сайте школы

- Привлечение педагогов к самостоятельной психологической работе (домашние задания "Рабочие листы")

- Групповые дискуссии

Ожидаемые результаты

В результате проведенной работы я планирую следующие результаты:

- повышение психологической компетентности педагогов;

— знакомство педагогов с основами эмоциональной саморегуляции с помощью мысленных установок (когнитивной саморегуляции);

- овладение педагогами навыками работы с гневом, эффективной саморегуляции

— расширение диапазона неагрессивного конструктивного поведения в проблемных ситуациях;

— развитие навыков актуализации конструктивных мыслей, позволяющих регулировать эмоциональную сторону поведения.

- активизация педагогов на самостоятельную психологическую работу;

- повышение статуса школьного психолога

Предполагаемые сроки реализации

2010/2011 учебный год (Октябрь)

Ресурсы, необходимые для проведения

Внешние ресурсы:

- Материальные ресурсы ( персональный компьютер)


- Презентация Как справиться с гневом


- Мультфильм Гвозди гнева


- Рабочий лист Работа с гневом


Внутренние ресурсы

- Личные ресурсы человека (мобильность, профессиональная компетентность, способность к творчеству, личное обаяние и общительность)

- Ресурсы взаимодействия (мобильный телефон, интернет)

Ход мероприятия

Диагностический этап

1. Заполнение опросника в Рабочем листе Работа с гневом

2. Мини-сочинение «Как гнев влияет на мою жизнь?», основываясь на ответах на следующие вопросы.

- Где Вы больше злитесь: дома, в школе и т.п. Почему?

- Какие последствия раздражительности вас больше всего волнуют? Почему?

- Кто чаще является причиной вашей раздражительности?

- Как в целом вы отнеслись к полученным результатам?

- Вам захотелось что-либо изменить? Что именно?

3. Дискуссия и обсуждение написанных мини-сочинений

Информационный этап

1. Мультфильм Гвозди гнева

2. Вступительное слово психолога Презентация Как справиться с Гневом [1]

3. Анкетирование Способы работы с гневом

Творческий этап

1. Игра "Нарисуй гнев"

2. Групповая работа (в парах) по созданию положительных мыслеформ на основе таблицы Мысленные установки для преодоления гнева

3. Презентация Рисунок гнева (коллективное творчество)

Рефлексия

1. Заключительная дискуссия (Что было важным в сегодняшнем мероприятии? - Что запомнилось? - Какие выводы сделали для себя?)

Домашнее задание

Заполнение Рабочего листа Работа с гневом

Ресурсы, необходимые для проведения

Критерии оценки эффективности мероприятия

- Развитие у педагога навыков саморегуляции

- Наличие возможности совместной деятельности педагогов и психолога

- Сформированный благоприятный социально-психологический климат в педагогическом коллективе


Способы оценки эффективности мероприятия

- Повторное проведение опросника «Оценка влияния гнева»

- Заполнение Рабочих листов педагогов

- Презентация работ педагогов

- Создание Веб-альбома Picasa (по итогам проведения психологического семинара)

- Установление конструктивного общения между детьми и взрослыми (родителем, педагогом)

- Готовность апробировать индивидуально выбранные мыслеформы в жизненных ситуациях.

Возможности дальнейшего развития мероприятия

Следующее мероприятие для педагогов по данной проблеме планируется в декабре. на встрече покажем альбом "По итогам работы семинара". Далее педагогов ожидает знакомство с элементами аутотренига, музыкотерапией, арттерапией. Встреча будет очень интересной и продуктивной. Педагоги попытаются сами отметить динамику эффективности совместной работы психологи педагога по овладению негативными эмоциональными состояниями.

Использованная литература

1. Бикеева. А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., Информационно-издательский дом «Филин», 1996 г.

3. Буянов М.И. - Беседы о детской психиатрии. М., "Просвещение", 1986.

4. Дубровский А.А. - Открытое письмо врача учителю. М., 1988.

5. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., «Просвещение», 1989 г.

6. Зеленова И. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов. Факторы влияющие на эмоциональное выгорание . – Газета “Школьный психолог” №13, 2005 г.

7. Зеньковский В. В. Педагогика.— М., 1963.

8. Кривцова С., Мухаматулина Е. Воспитание: наука хороших привычек.- М.,

9. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя. Вопросы психологии N6. 1987 г.

10. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., «Просвещение» 1986 г.

11. Неменский Б. - Мудрость красоты, М., 1987.

12. Родионов В. Учительский стресс. – Газета “Школьный психолог” №4, 2006 г.

13. Рубинштейн М. М. Проблемы учителя.- М., 1926

14. Самоукина Н.А. Практический психолог в школе: лекции, консультации, тренинги. М., «ИТОН», 1997 г.

15. Форманюк Т. В. Синдром ”эмоционального сгорания” как показатель профессиональной дезадаптации учителя//Вопросы психологии 1994 №6

Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы

Сервис хранения файлов Мое место

- http://moemesto.ru/tsipalo/file/7562623/display/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%B9%20%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82.doc
- http://moemesto.ru/tsipalo/file/7562684/display/%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F%20%D1%81%20%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D0%BE%D0%BCl.ppt


Сервис видео ролики

- http://www.youtube.com/watch?v=TcLbJ2_kT9M


Шаблон составлен на основе Технологической карты оценки авторской разработки, предъявляемой психологом (урока психологии, занятия для школьников (дошкольников, студентов), семинара, группового консультирования для педагогов, родителей), в том числе и с использованием ИКТ.