Психологический семинар для педагогов Когда не знаешь как себя вести

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Тема мероприятия

Когда не знаешь как себя вести ...

Целевая группа

Учителя-предметники

Время необходимое для проведения мероприятия

45 минут

Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)

Двирная Ольга Владимировна КГООУ "Железногорская санаторно-лесная школа" педагог-психолог.

Форма реализации - групповое консультирование педагогов и проведение мастер-класса

Краткая аннотация к мероприятию

Проблема «Агрессивные дети» особенно актуальна в системе «подросток-педагог». Конфликты в школе остаются одной из центральных проблем и, с одной стороны, показателем недостаточно высокой квалификации учителя, поскольку умение наладить конструктивное взаимодействие с ребенком является одним из важнейших профессионально важных качеств; с другой, - взаимодействие, выстроенное на противостоянии, подавлении не создает условий для развития личности, обладающей конструктивными средствами социализации в современном обществе. Стремясь преодолеть психологический барьер между взрослыми и подростками, последние прибегают к агрессивному поведению.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. 2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. 3. Ориентировка в личности собеседника. 4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет. 5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести. 6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. 7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Важно! Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным. Эти умения называют "социальным интеллектом", "практически-психологическим умом", "коммуникативной компетентностью".

Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия. Причинами плохой коммуникации могут быть: а) стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем; б) "предвзятые представления" - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно ("Мы верим тому, чему хотим верить"). в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебно, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда; г) отсутствие внимания и интереса собеседника; д) пренебрежение фактами, те.е привычка делать выводы - заключения при отсутствии достаточного числа фактов; е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п; ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения: 1) открытое-закрытое общение; 2)монологическое-диалогическое; 3)ролевое (исходя из социальной роли) - личностное (общение "по душам"). Открытое общение - желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение - нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию.

Тактика общения - реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения - совокупность конкретных коммункативных умений говорить и умений слушать.

Основной запрос к школьному психологу - ознакомить учителей-предметников с проявлениями агрессивного поведения личности подростка и вооружить стилем общения, при котором педагогическое взаимодействие становится возможным.

Проблема и её обоснование

Проблема: не владение учителями-предметниками техниками и приемами отреагирования агрессии детей на уроке.

Особенно актуальна данная проблема для подростков, которые при выборе жизненной стратегии, осуществляющейся на фоне неизбежных кризисов данного возраста (резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки, потребность в самоутверждении и общении со сверстниками, максимализм в оценках, суждениях и взглядах и др.), зачастую ориентируются на модели агрессивного поведения. Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами:

  • бедностью ценностных ориентации, их примитивностью, отсутствием увлечений, духовных запросов, узостью и неустойчивостью интересов, в том числе и познавательных;
  • повышенной внушаемость, подражательностью, неразвитостью нравственных представлений;
  • эмоциональной грубостью, озлобленностью как против сверстников, так и против окружающих взрослых;
  • наличием крайних самооценок (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной, в последнем случае агрессия может выступать как защитная реакция компенсирующая собственную уязвимость), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами
  • эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций, преобладанием защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.

Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996., что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию "вербальная - физическая", сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной.


Как себя вести, когда подросток "хамит" на уроке, кидает по классу различные предметы (пенал, ручки, портфель, тетради и т.д.), проявляет вербальную и физическую агрессию к одноклассникам?

Возможные причины данной проблемы:

  • незнание индвидуальных особенностей агресивных детей;
  • незнание стратегий снятия напряжения у детей в период сильного эмоционального возбуждения;
  • незнание приемов слушания;
  • незнание способа самовыражения;
  • неумение контролировать собственные негативные эмоции.


Варианты решения данной проблемы:

  • ознакомить с типами агрессии у детей и способами построения отношений;
  • научить позитивным стратегиям снятия напряжения у детей в период сильного эмоционального возбуждения;
  • научить приемам эмпатического слушания и нерефлексивного слушания;
  • научить способу самовыражения "Я - высказывания";
  • научить контролировать собственными негативными эмоциями (демонстрация модели неагрессивного поведения).

Базовая идея

Мы предполагаем, что для того, чтобы решить проблему необходимо:

- провести групповое консультирование учителей-предметников по теме: "Типы агрессии у детей и способы построения отношений"

- провести тест "Определение уровня эмоционального интеллекта"

- провести мастер-класс по теме: "Техники и приемы отреагирования агрессии подростков на уроке"

- использование нестандартных приемов: "Рабочие листы" для педагогов, с учетом активной переработки полученной информации

Цели, задачи мероприятия

Цель - вооружить учителей-предметников техниками и приемами отреагирования агрессии подростков на уроке.

Задачи

- обсудить особенности агрессивных подростков и способы построения отношений с ними;

- обсудить способы решения данной проблемы;

- активизировать педагогов на самостоятельную психологическую работу;

- научить технике и приемам отреагирования агрессии подростков на уроке.

Используемые методы, приемы, технологии

Методы:

1. Анкетирование

2. Дисскусии

3. "Кооперативное обучение"

4. Наглядные

5. "Рабочие листы"

6. Практические


Приемы

1. Диагностический прием

2. Побуждение

3. Пример


Технологии

1. Здоровьесберегающие

2. ИКТ

Новизна

Использование Интернет-технологий в овладении педагогами техникамии и приемами отреагирования агрессии подростков на уроке.

Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии

1. Видео youtube - коллекция полезных видеороликов

2. Мое место - хранение файлов

Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

Цели

- Расширяет мой профессиональный инструментарий

- Дает возможность организовать работу дистанционно

- Возможность расширения аудитории педагогов

Способы вовлечения участников в активную деятельность

- Информирование педагогов на педагогической планерке;

- Информирование педагогов по E-mail, scype;

- Отражение информации на психологическом стенде;

- Размещение информации на сайте школы

Ожидаемые результаты

В результате проведенной работы я планирую следующие результаты:

- повышение психологической и коммуникативной компетентностей педагогов в организации взаимодействия с агрессивными детьми;

- овладение педагогами техниками и приемами отреагирования агрессии подростков на уроке;

- развитие навыков актуализации конструктивных мыслей, позволяющих регулировать эмоциональную сторону поведения;

- активизация педагогов на самостоятельную психологическую работу;

- повышение статуса школьного психолога

Предполагаемые сроки реализации

октябрь 2010 года

Ресурсы, необходимые для проведения

Внешние ресурсы:

- Материальные ресурсы (персональный компьютер)

- Презентация "Типы агрессии у детей и способы построения отношений"

- Фрагмент из фильма "Школа"

- Рабочий лист "Три С"

- Рабочий лист "Анализ выриантов эмпатического слушания"

- Рабочий лист "Я - ВЫСКАЗЫВАНИЯ"

- Рекомендации "Стратегии снятия напряжения у детей в период сильного эмоционального возбуждения"

- Тест "Определение уровня эмоционального интеллекта"

Внутренние ресурсы

- Личные ресурсы человека (мобильность, коммуникативная компетентность, личное обаяние)

- Ресурсы взаимодействия (мобильный телефон, интернет)

Ход мероприятия

1. Вступительное слово психолога (Дорогие коллеги! ... предлагаю посмотреть фрагмент из фильма "Школа") 1 мин

2. Видеоролик (Фрагмент из фильма "Школа") 3 минут

3. Дискуссия по сюжету (взаимодействие учителя-предметника с учениками на уроке) 2 мин

4. Презентация "Типы агрессии у детей и способы построения отношений" 5 мин

5. Заполнение рабочего листа "Три С" 2 мин

6. Анкетирование (Тест "Определение уровня эмоционального интеллекта") 5 мин

7. Дискуссия по анкете 2 мин

8. Заполнение рабочего листа "Три С" 2 мин

9. Рекомендации "Стратегии снятия напряжения у детей в период сильного эмоционального возбуждения" 2 мин

10. Практическое упражнение "Анализ выриантов эмпатического слушания" 7 мин

11. Практическое упражнение "Я - ВЫСКАЗЫВАНИЯ" 7 мин

12. Заполнение рабочего листа "Три С" 2 мин

14. Заключительная дискуссия 5 мин

(Что было важным в сегодняшнем мероприятии? - Что запомнилось? - Какие выводы сделали для себя?)

Критерии и способы оценки эффективности

Критерии оценки эффективности мероприятия

- Активность педагогов в групповой дискуссии и мастер-классе

- Удовлетворенность участников процессом проведения мероприятия

- Продуктивность осуществленной деятельности

- Повышение психологической и коммуникативной компетентности учителей-предметников

Способы оценки эффективности мероприятия

- Анализ количества коментариев

- Рефлексия заключительной дискуссии

- Запросы педагогов на дальнейшее сотрудничество

- Качественный анализ коментариев

Возможности дальнейшего развития мероприятия

Следующий психологический семинар с педагогами планируется в декабре месяце.


Использованная литература

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.

2. Бреслав Г.Э."Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности"

3. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям. Сб. «Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии». – Москва – Архангельск, 1993.

4. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2.С. 108.

5. Паренс Генри. Агрессия наших детей. – М., 1997.

6. Романов А.А. "Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей".

7. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996.

8. Степанов В.Г. Психология трудного школьника. – М., 1998.

9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 1996 г.

10. Романов А.А. "Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей".

Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы

- http://lib.uni-dubna.ru/search/files/sr_soc_teh_ureg_konfl/~sr_soc_teh_ureg_konfl.htm

- http://socialaisdarbs.lv/index.php?option=com_content&task=view&id=280&Itemid=30

- http://flogiston.ru/articles/therapy/intgroup-psychterapy-aggresive-behaviour

- http://www.xepcoh.info/referats/view/464

- http://zdd.1september.ru/articlef.php?ID=200701909

- http://www.eq-rating.ru/content/view/37/2

- Сервис хранения файлов Мое место

- Сервис видео ролики

Шаблон составлен на основе Технологической карты оценки авторской разработки, предъявляемой психологом (урока психологии, занятия для школьников (дошкольников, студентов), семинара, группового консультирования для педагогов, родителей), в том числе и с использованием ИКТ.