Психолого-педагогический семинар для классных руководителей Мониторинговые исследования

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск


Содержание

Тема мероприятия

Мониторинговые исследования в деятельности классного руководителя

Целевая группа

Классные руководители

Время необходимое для проведения мероприятия

30-40 мин

Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)

Бортникова М.А., форма реализации командная

Краткая аннотация к мероприятию

Цель: создать условия для открытого и всестороннего обсуждения проблемы мониторингового исследования в воспитательном процессе с привлечением учащихся, а не только педагогов-психологов и с использованием исследовательского метода. Решаемая проблема - усилить интерес к диагностике, ее результатам с выходом на детские проблемы, вложить смысл в диагностику, т.к. дети не всегда понимают зачет их опрашивают. На выходе мероприятия - научить классных руководителей проводить мониторинговые исследования с помощью самих детей и одновременно идет развитие исследовательской деятельности и учащихся, и педагогов.

Проблема и её обоснование

Проблема - отсутствие мотивации при проведении диагностик, низкий уровень участия детей класса в воспитательном процессе, общение. Причины проблем - почему дети не видят смысл в диагностике? Наверное потому, что им не всегда объясняют его, вторая причина - низкий уровень развития коллектива. На эту проблему мы вышли на районном заседании школьных психологов (молодые специалисты обнародовали отсутствие интереса к диагностике у учащихся) Решение проблемы - привлечение самих детей к проведению диагностике, к анализу результатов. Проводя диагностику, дети проводят исследование, они ставят цель, задачи, решают их посредством анкет и делают выводы и рекомендации, защищают свое исследование в классе. Одновременно решается проблема сплочения коллектива и развития коммуникативности.

Базовая идея

Мы предполагаем, что для того, чтобы решить проблему необходимо повысить активность детей, замотивировать их происходящим в классе, сделать их субъектами классной жизни. Создать атмосферу заинтерсованности проблемами каждого члена коллектива (дети сами дают рекомендации).

Цели, задачи мероприятия

Цель: создать условия для открытого и всестороннего обсуждения проблемы мониторингового исследования в воспитательном процессе, формировать более целостное и глубокое представление об исследуемом процессе. Научить классных руководителей организации диагностико-исследовательской деятельности в классе.

Задачи:

смотивировать слушателей на принятие технологии исследования; определить своеобразие технологии психолого-педагогической диагностики и мониторингового исследования в деятельности классного руководителя; развивать исследовательскую культуру учащихся; развивать интерес учащихся к проблемам классного коллектива, к своим собственным проблемам.

Используемые методы, приемы, технологии

Проектная технология, исследовательский метод, анкетирование

Новизна

Для классных руководителей новизна в том, что учащиеся сами проводят анкетирование и решают поставленные цели исследования, представляют результаты и выводы классу. Практически любую анкету можно превратить в исследование. Причем, это подтверждается с помощью мультимедийных приложений.

Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии

Детские презентации - защиты Интернет - анкетирование

Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

Показ презентаций с готовыми детскими мониторинговыми исследованиями подтверждают целесообразность, эффективность данной работы и позволяют сравнить свои заключения с детскими работами.

Способы вовлечения участников в активную деятельность

Во время мероприятия участники самостоятельно побудут в роли учащихся и проведут исследование с имитированным классов, сделают выводы. Затем они сравнят свои заключения с детскими (ранее проведенными исследованиями).

Ожидаемые результаты

Итог мероприятия - готовность классных руководителей проводить мониторинговые исследования с детьми. Показать важность исследовательского метода и для учащихся, и для педагогов в направлении сплочения коллектива, развития исследовательских умений.

Предполагаемые сроки реализации

Первое полугодие учебного года.

Ресурсы, необходимые для проведения

Персональный ПК,проектор, Интернет, детские исследования.

Ход мероприятия

I. Презентация Слайд 1

Педагог-психолог Я считаю, что в условиях модернизации российской школы меняется роль классного руководителя не только в учебном процессе, но и в воспитательном. Ведущими выступают субъект-субъектные взаимоотношения классного руководителя и ученика. Ведущими методами должны стать частично-поисковые и проблемные методы воспитания.

Наше исследование заключается в нацеливании детей на самостоятельное добывание информации, а не на передачу материала в готовом виде, то есть к проведению диагностики привлекаются не только педагог-психолог и классные руководители, но и сами дети.

Педагог-психолог

Именно для проведения мониторинга классный руководитель и привлекает учащихся своего класса

Слайд 2

Мониторинг классного руководителя–это деятельность, направленная:

на выявление результатов развития личности ребёнка; на формирование детского коллектива; на отслеживание динамики развития классного коллектива в целом. Слайд 3

Классный руководитель должен точно знать:

что следует изучать в процессе воспитательной деятельности; как необходимо изучать и анализировать состояние и эффективность воспитательного процесса. Мастер

На данный момент существует множество методов и приёмов изучения воспитательного процесса. Один из них метод исследования. При проведении исследований мы придерживаемся специального алгоритма.

Слайд 5

Алгоритм проведения мониторинговых исследований

определение целей и задач исследования; методов изучения; подготовка диагностического инструментария; проведение исследования; обработка и интерпретация результатов исследования; Выводы и рекомендации. Педагог-психолог

Объектами мониторинговых исследований могут быть самые разнообразные вопросы и проблемы в воспитательном процессе класса.

Практически любое анкетирование можно превратить в мониторинговое исследование.

Вашему вниманию предоставляется мониторинговое исследование учащихся 11 класса по профессиональному самоопределению.

Выступление ученицы 11 класса Михайленко Анастасии. Исследовательский проект «Правильный выбор твой профессиональный успех».

Слайд 6

Объекты диагностической деятельности или мониторинговых исследований Объектами могут быть: Динамика воспитанности учащихся класса (8 класс) Личностное развитие и профессиональное самоопределение (11 класс) Исследование проблем ЗОЖ в классе (10 класс) 2 Имитационная игра

Педагог-психолог

А теперь уважаемые коллеги, я бы хотела попросить вас помочь мне и разделиться на 2 группы. Две группы – это два класса.

1 группа

Задание Провести исследование уровня воспитанности в своём классе.

Педагог-психолог

Вам нужно ответить на вопросы анкеты. Цель вашего исследования выявить отношение учащихся к проблеме алкоголя, т.е. мы анкетирование превращаем в исследование. Ориентируетесь вы на старшее звено.

2 группа

Задание Провести исследование воспитанности учащихся и составить характеристику типичного восьмиклассника.


Педагог-психолог

Вам нужно ответить на вопросы анкеты и составить характеристику типичного восьмиклассника.

Выступление групп.

Педагог-психолог

А сейчас уважаемые коллеги давайте сравним ваши исследования и исследования учащихся 8 и классов.

Педагог-психолог

Итак, вы провели исследование. Несомненно, эти исследования с привлечением детей имеют свои преимущества.

Слайд 7

Преимущества мониторинговых исследований с привлечением учащихся

Развитие исследовательской культуры учащихся. Развитие интереса учащихся к проблемам классного коллектива, к своим собственным проблемам. Иной взгляд на диагностику. Развитие коммуникативных умений учащихся. Полученную информацию можно учитывать при организации уроков и внеклассных мероприятий 3. Рефлексия

Педагог-психолог

Хотелось бы узнать ваше мнение по данному методу. Стоит ли привлекать детей к проведению исследования в воспитательном процессе.

Критерии и способы оценки эффективности

Критерий оценки - готовность классных руководителей к проведению мониторинговых исследований. Способы оценки - рефлексия участников семинара.

Возможности дальнейшего развития мероприятия

Организация защит детских мониторинговых исследований Повышение исследовательской культуры участников образовательного процесса и, как следствие, более результативное участие в творческих конкурсах.

Использованная литература

http://salawat.ucoz.ru/ http://kalinina-sh.narod.ru/vpomos.htm

Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы

Основная презентация http://socobraz.ru/images/4/49/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.rar
Мониторинговые исследования учащихся 8 класса http://socobraz.ru/images/9/9c/8_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81.rar
Мониторинговые исследования учащихся 10 класса http://socobraz.ru/images/a/ab/10_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81.rar
Мониторинговые исследования учащихся 11 класса http://socobraz.ru/images/f/f0/11_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81.rar