Проект Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, интегрированно обучающегося в массовой школе
Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"
Проект : Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, интегрированно обучающегося в массовой школе
Интегрированное обучение – обучение и воспитание детей с проблемами в развитии в учреждениях общей системы образования в едином потоке с нормально развивающимися детьми.
«Интегрируемый» ребёнок – ребенок, имеющий нарушения в развитии (ограниченные возможности здоровья) и способный (успешно) посещать уроки в общеобразовательной школе, получая дополнительную специальную коррекционную помощь в рамках психолого-педагогического сопровождения.
«Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуация жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития» (Е. И. Казакова (2000)).
Процесс сопровождения – комплекс последовательно реализуемых специалистами сопровождения действий, позволяющих субъекту сопровождения определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.
Метод сопровождения – способ практического осуществления процесса сопровождения на основании полной информации о сущности проблемы и путях её решения.
Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, интегрированно обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.
Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, интегрированно обучающегося в массовой школе:
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
• психологическое обеспечение образовательных программ;
• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Название проекта
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ОВЗ, интегрированно обучающегося в массовой школе
Решаемая проблема
Создание системы непрерывного, комплексного, индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения ребенка с ОВЗ
Почему эту проблему важно обсуждать и решать
Развитие и гуманизация образовательной системы неизбежно приводят к внедрению различных форм интегрированного обучения детей с ОВЗ в массовую школу. В то же время, существует ряд проблем, затрудняющих успешность реализации интегрированного обучения:
- низкая компетентность родителей и педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ;
- недостаточная координированность действий специалистов, участвующих в реализации интегрированного обучения.
Успешность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении зависит от включенности в работу с ним комплекса специалистов: педагога-психолога, классного руководителя, учителей-предметников, логопеда, дефектолога, соц.педагога.
Важно обсуждать эту проблему и с родителями учащихся,т.к.основные трудности взаимодействия в процессе организации интегрированного обучения возникают не только по поводу учебных проблем,но и взаимоотношений ребёнка в классе.
Целевая группа
1.Специалисты служб сопровождения
2.Администрация ОУ, учителя, педагоги-психологи
4.Родители детей с ограниченными возможностями здоровья
Что участие в проекте даст его участникам
1.Позволит создать систему сопровождения интегрированного обучения, оптимизирует взаимодействие участников
2. Способствовать профессиональному развитию специалистов
3. Привлечёт внимание к проблеме интеграции
4. Позволит создать условия для успешной реализации нтегрированного обучения.
Идея проекта
Создать условия для развития сетевого взаимодействия участников психолого-педагогического сопровождения
Цель проекта
Создание модели психолого-педагогического взаимодействия служб сопровождения в рамках реализации интегрированного обучения детей с ОВЗ
Описание проекта
Проект направлен на создание и развитие системы психолого-педагогического сопровождения ребенкас ограниченными возможностями здоровья, интегрированно обучающегося в массовой школе. Такие дети есть почти вкаждой школе, при этом при обучении такого ребенка возникает ряд проблем. Со стороны педагогов: чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребенком и многое другое. Со стороны родителей самого ребенка: как ребенок должен посещать школу, чему должны его там учить, как решать проблемы взаимодействия с одноклассниками и др. Со стороны родителей других детей: не повлияет ли совместное обучение на объем программы в сторону её сокращения, получат ли обычные дети необходимые знания и т.п. Со стороны ребенка с ОВЗ: найдет ли он друзей, не будут ли обижать, сможет ли хорошо учиться и т.д.
Чтобы попытаться решить хотя бы часть этих проблем, необходимо организовать систематическое, непрерывное, комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ.
Этапы проекта
Этапы создания модели сетевого взаимодействия по психолого-педагогическому сопровождению интегрированного обучения ребенка с ОВЗ:
1 - стадия проектирования: анализ возможностей организации интегрированного обучения ребёнка с ОВЗ в ОУ, определение участников сопровождения, определение цели, выбор критериев успешности проекта;
2 - определение основных направлений деятельности: разработка модели сопровождения, структуры будущей системы, плана действий, программы действий;
3 - выстраивание системы сетевого взаимодействия по осуществлению психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения ребёнка с ОВЗ: определение конкретных способов и средств реализации выбранной модели в рамках имеющихся условий;
4 - этап реализации проекта, контроль процесса реализации и внесение необходимых корректив;
5 - фаза оценки и самооценки успешности реализации проекта: что удалось добиться, чего достичь не удалось и почему.
Ожидаемые результаты проекта
Создание системы сетевого взаимодействия специалистов службы сопровождения интегрированного обучения ребёнка с ОВЗ, успешность интегрированного обучения учащегося с ОВЗ в общеобразовательной школе
Как будут результаты оцениваться и обсуждаться
Опрос родителей и педагогов, анкетирование, оценка активности участия родителей и педагогов в форумах
План реализации проекта
Каким образом осуществляется привлечение участников к проекту
Оповещение в средствах массовой информации, рассылка сообщений по электронным адресам школ, проведение презентации проекта с информированием о задействованных интернет-ресурсах
Какие риски есть у проекта и как их минимизировать
Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей
Уметь использовать ИКТ, знать особенности детей с ОВЗ
У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультации
Специалисты Центра сопровождения интегрированного обучения [1]
Какие ресурсы нужны, чтобы реализовать проект
1. Психолого-медико-педагогический консилиум в ОУ
2. Доступ в интернет
3. Школьный сайт (не обязательно)
Команда проекта
- .
- .
- .
Функционал каждого участника в проекте
- .
- .
- .
Социальные сервисы, которые планируется использовать в работе над проектом и цели их использования
Социальные сервисы | Цели использования |
---|---|
Электронные таблицы в Google www.gmail.com | Создание базы данных специалистов и учреждений, оказывающих помощь детям с ОВЗ |
Анкеты в Google www.gmail.com | Изучение отношения родителей, педагогов, детей к вопросам интегрированного обучения,
субъективной результативности интеграции |
Форум для родителей и педагогов http://edu.of.ru/opmpkAO | Оказание консультативной помощи в решении возникающих проблем |
Совместная работа с документами в Google | презентации мероприятий, разработка методических рекомендаций и др. |
Блоги | Обсуждение возникающих проблем всеми участниками сопровождения |
Закладки в БобрДобр http://www.bobrdobr.ru, в Блокноте Google www.gmail.com | Полезные ссылки, координация сетевого взаимодействия и т.д. |