Работа с семьёй как условие формирования современной личности/Жукова АВ

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

РАБОТА С СЕМЬЁЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

А.В. Жукова

Понимание того факта, что семья играет огромную роль в становлении личности, воспитании детей, можно найти в реалиях сегодняшней жизни даже на государственном уровне. 2008 год указом президента РФ был объявлен годом семьи. В настоящее время семья переживает период серьезных изменений. «Кризис семьи», «семья в тупике»- такие и им подобные утверждения небезосновательно появляются в российской печати, других средствах массовой информации.


Суть семьи - рождение и воспитание детей. И здесь практика подсказывает, что как ни парадоксально, обнаружилась такая закономерность: родители должны правильно воспитывать своих детей,так как они этого не умеют или не хотят делать, педагогу приходится учить родителей. Их необходимо вооружить психологическими и педагогическими знаниями, указать способы нравственного воспитания детей в семье. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей-матери, бабушки, дедушки, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится о нем столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.


Представление о счастье каждый связывает с семьей. Не зря говорят «Счастлив тот, кто счастлив в семье». Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения, сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:

  • малодетность семьи уже во многих поколениях; воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сестрами;
  • молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, остается невостребованным;
  • основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребенка нужно заниматься, пока он маленький и «лежит поперек лавки, а не вдоль»;
  • происходит осложнение семейного воспитания из-за обострения социально-экономических трудностей (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум); сегодня родители занимаются добыванием средств, иногда просто выживанием;
  • гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром передач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени.


Задача педагога-всеми доступными ему средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности.

Залогом успешной работы по обучению и воспитанию подрастающего поколения в Центре творчества «Радуга» является сотрудничество образовательного учреждения с родителями.

Из числа родителей обучающихся в Центре творчества «Радуга» сформирован Попечительский совет, целью которого является, в соответствии с Уставом учреждения, привлечение родительской общественности к решению насущных вопросов учреждения. В учреждении Попечительский совет работает с 2000 года. В его состав входят комиссии: транспортная, финансовая, культмассовая, ремонтно-строительная, группа материально- технического снабжения.

Попечительский совет привлекается к организации и проведению различных общественных мероприятий (соревнования, конкурсы, творческие отчёты, концерты и т.д.), к аттестации обучающихся, присутствуют на защите званий «Умелец», «Мастер», «Мастер- наставник» (Белан Н.Н. Комплексная программа «К вершинам мастерства», 2004).

Огромную помощь творческим объединениям, функционирующим в Центре творчества «Радуга», оказывает Попечительский совет в обеспечении учебными, хозяйственными материалами, транспортными средствами, в формировании призового фонда.

Многие родители обучающихся являются выпускниками Центра творчества «Радуга» и поэтому активно помогают в создании благоприятной атмосферы в детских коллективах. С целью сохранения преемственности поколений, в учреждении создана «Ассоциации выпускников», члены которой принимают активное участие в работе Центра творчества «Радуга».

Родители обучающихся не только стремятся к тому, чтобы ребёнок максимально развивал свои творческие способности, но и чувствуют ответственность за его воспитание, поэтому в Центре творчества «Радуга» разработана программа по работе с родителями «НАДЕЖДА» (приложение 1), в рамках которой проводятся мероприятия, направленные на повышение педагогической культуры: индивидуальные и тематические консультации психолога (приложение 2), родительские чтения и вечера.

Самой распространённой формой работы с родителями является проведение родительских собраний (приложение 3). Методическая служба Центра творчества «Радуга» заботится о том, чтобы формы, тематика родительских собраний были интересны, полезны как педагогам, так и родителям обучающихся. Поэтому в плане работы «Школы педагогического мастерства» отводится место работе с родителями. В рамках «Школ педагогического мастерства» рассматриваются различные семейные ситуации, конфликты поколений, при обсуждении которых делаются выводы, советы, памятки.

С родителями особо одарённых детей ведётся индивидуальная работа, которая способствует созданию в микросреде семьи атмосферы, благоприятной для развития творческого потенциала ребёнка.

Совместными усилиями Центра творчества «Радуга» и семьи достигнуты значительные результаты в деле развития личности воспитанников.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества «Радуга» города Лермонтова

Утверждена Методическим советом с изменениями и дополнениями протокол № 1 от 10.09.2007 года

Директор Центра творчества «Радуга»

______________________Н.Н.Белан


Образовательная программа по работе с родителями «НАДЕЖДА»

Программа рассчитана на 3 года, предназначена для родителей обучающихся Центра творчества «Радуга»

Составитель:

Жукова Алла Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, высшей квалификационной категории, соискатель

Рецензент: Шакарян Светлана Маратовна, кандидат педагогических наук, доцент


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Это отразилось в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания, образовании по выбору.

Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, в Центре творчества «Радуга» разработана образовательная программа по работе с родителями «НАДЕЖА». Обучение по программе рассчитано на 3 года.

В основу данной программы положен принцип интеграции теоретического обучения и процессов практической, самостоятельной и поисковой деятельности, что делает программу актуальной. Программа состоит из двух основных частей:

  • инвариантной части (школа + семья), что гарантирует родителям обучающихся необходимый минимум знаний, умений и навыков для адаптации в современных социальных условиях;
  • вариативной части, в которой отражена специфика Центра творчества «Радуга».

Вся совместная деятельность педагогов и родителей строится с учётом индивидуальных особенностей каждого родителя. Доминирующие формы обучения:

  • индивидуальные и дифференцированные задания, предлагаемые по ходу лекции и в качестве домашних работ;
  • лекции, беседы, ролевые игры, практикумы, дискуссии.

Цель программы: создание условий для взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования детей в интересах развития личности ребёнка.

Задачи программы:

  • научить родителей анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе и своё собственное поведение;
  • содействовать овладению педагогическими знаниями, умениями, навыками организации семейного воспитательного процесса;
  • вооружить родителей современными психолого- педагогическими знаниями о психическом, физическом и интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;
  • оказать индивидуализированную адресную помощь родителям по итогам психодиагностики семьи и семейного воспитания;
  • содействовать формированию семейного единства, взаимозависимости.

Педагогическая целесообразность образовательной программы «НАДЕЖДА» заключается в том, что она предусматривает три уровня обучения родителей.

Первый уровень - для родителей обучающихся 6-10 лет. На этом уровне ведётся тесное сотрудничество со всеми специалистами Центра творчества «Радуга»: администрация, психолог, социальные педагоги, методисты и другие специалисты. Основные задачи этого уровня:

  • содействие формированию у родителей младших школьников прочных базовых знаний об особенностях их возраста;
  • создание условий для общего развития родителей по вопросам, связанным с педагогикой, психологией и физиологией детей: психическое и физическое здоровье детей, их адаптация к школе, формирование навыков учебной и трудовой деятельности;
  • оказание помощи родителям и их детям в определении выбора дополнительного вида деятельности в Центре творчества «Радуга».

Второй уровень- для родителей обучающихся 11-15 лет. На этом уровне закрепляются знания, умения, навыки, приобретённые на первом году обучения. Дальнейшее обучение связано с ознакомлением со спецификой подросткового возраста и проблемами формирования и развития самосознания детей в этот период: взаимоотношения в группе и коллективе сверстников и взрослых людей. Особое внимание уделяется обучению родителей умению определять склонности и способности своих детей для продолжения обучения и дальнейшей специализации.

Третий уровень- для родителей обучающихся 16-17 лет. На этом уровне родители знакомятся с особенностями старшего школьного возраста.

Главной идеей на этого уровня считается ориентация родителей на выбор будущей профессии их детей и дальнейшее образование (необходимость работы по индивидуальным творческим маршрутам и проектам), помощь детям в их самореализации и социализации.


Ожидаемый результат программы:

по окончанию курса программы родители должны знать:

  • особенности младшего, среднего, старшего школьного возраста;
  • основные режимные моменты. Особенности питания;
  • основы возрастной психологии;
  • роль родителей в саморазвитии ребёнка, в развитии их одарённости;
  • историю своей семьи;
  • основные воспитательные приёмы.

Должны уметь находить наиболее правильный выход из проблемной ситуации.

Итоговый контроль осуществляется по результатам мониторинга.

Мониторинг включает в себя: тесты, диагностические методы, анкеты, собеседования. Показатели мониторинга позволяют проследить эффективность процесса обучения родителей и определить дальнейшее направление их образования.

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 УРОВНЯ (1 год обучения — 36 часов)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 УРОВНЯ (1 года обучения)

1. Вводное занятие: цели и задачи программы. Выявление наиболее актуальных проблем.

Форма занятия: беседа, игра- ситуация.

Форма подведения итогов: мониторинг.

2. Особенности младшего школьного возраста.

Теория: Физиология развития ребёнка младшего школьного возраста. Переходный период в младшем школьном возрасте. Привычки младших школьников.

Практика: создание и решение проблемных ситуаций.

Форма занятия: лекция, беседа, дискуссия.

Форма подведения итогов: анкетирование.

3. Режим дня школьника.

Теория: необходимость соблюдения режима дня в младшем школьном возрасте. Валеология младшего школьника

Форма занятия: беседа, обмен опытом.

Форма подведения итогов: просмотр фильма с последующим его анализом.

4. Возрастная психология младшего школьника.

Теория: Личность как носитель сознания. Индивидуальность ребёнка. Психический симбиоз матери и ребёнка в младшем школьном возрасте

Форма занятия: лекция, вечер вопросов и ответов.

Форма подведения итогов: совместная разработка рекомендаций.

5. Психология саморазвития. Роль родителей в развитии ребёнка.

Теория: психическое развитие и формирование личности ребёнка. Психология саморазвития и риск само раскрытия. Психология взаимоотношения со взрослыми.

Практика: решение проблемных ситуаций.

Форма занятия: дискуссия, презентация семейного воспитания.

Форма подведения итогов: анализ тестирование детей, выработка рекомендаций для родителей.

6. Одарённость ребёнка- дар или наказание.

Теория: Роль родителей в формировании и развитии творческой одарённости.

Практика: Диагностика и само диагностика творческой личности.

Форма занятия: лекция, практическая работа.

Форма подведения итогов: анализ полученных данных.

7. Семья – как социальная и нравственная ценность.

Теория: «Семья- ядро воспитания». Воспитательный потенциал семьи.

Форма занятия: беседа, устное сообщение.

Форма подведения итогов: опрос.

8. Виды воспитания

Теория: взаимодействие семьи и учреждений образования в вопросах воспитания: гражданское и трудовое воспитание, экономическое и экологическое воспитание, нравственное, эстетическое и физическое воспитание.

Форма занятия: просмотр кинофильма. Презентация семейного воспитания.

Форма подведения итогов: «Ярмарка педагогических идей».

9. Педагогические процессы в семье.

Теория: Педагогический процесс: структура, основные компоненты.

Практика: решение практических задач.

Форма занятия: беседа, рассказ.

Форма подведения итогов: собеседование.

10. Роль традиций в семье.

Теория: Семейные традиции, их роль в воспитании детей. Семейные реликвии и их значение.

Практика: просмотр кинофильма с последующим анализом.

Форма занятия: вечер вопросов и ответов.

Форма подведения итогов: организация фото – выставки «Я и моя семья».

11. Книга в семье.

Теория: «Что читают наши дети?» Проблемы сегодняшнего чтения. Знакомство родителей с произведениями, посвящённых семье в русской литературе.

Форма занятия: беседа.

Форма подведения итогов: анализ памяток «Какие книги нужно читать».

12. СМИ и современные дети

Теория: основные проблемы воспитания и медиаобразования. Воспитание средствами зрелищных искусств и массовой информации.

Форма занятия: лекция.

Форма подведения итогов: анализ диагностики уровня развития эстетического отношения детей к зрелищным видам искусства и к средствам массовой информации. Разработка рекомендаций.

13. Досуг и семья.

Теория: основные принципы организации досуга в семье и в учреждениях образования. Роль родителей в организации досуга детей.

Практика: примеры организации досуга в семье. Организация мероприятия «Папа, мама, я дружная семья».

Форма занятия: презентация организации досуга в семье.

Форма подведения итогов: по итогам мероприятия.

14. Советы родителям - в рамках консультативной помощи.

15. Заключительное занятие. Организация совместно с детьми конкурсного мероприятия.

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 УРОВНЯ (2 года обучения-36 часов)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 УРОВНЯ (2 года обучения)

1. Вводное занятие: цели и задачи программы. Выявление наиболее актуальных проблем.

Форма занятия: беседа, игра- ситуация.

Форма подведения итогов: мониторинг.

2. Особенности среднего школьного возраста.

Теория: Физиология развития ребёнка среднего школьного возраста. Привычки школьников среднего возраста. Развитие девочек и мальчиков.

Форма занятия: лекция, беседа, дискуссия, создание и решение проблемных ситуаций.

Форма подведения итогов: анкетирование.

3. Режим дня школьника. Особенности питания.

Теория: необходимость соблюдения режима дня в среднем школьном возрасте. Валеология среднего школьного возраста.

Форма занятия: беседа, обмен опытом.

Форма подведения итогов: просмотр фильма с последующим его анализом.

4. Возрастная психология среднего школьника.

Теория: Личность как носитель сознания. Индивидуальность ребёнка. Признаки эмоциональной неустойчивости. Как избежать физической и умственной перегрузки подростков.

Форма занятия: лекция, вечер вопросов и ответов.

Форма подведения итогов: совместная разработка рекомендаций.

5. Подростки и проблема наркотиков.

Теория: семья и профилактика зависимости от психоактивных веществ подростковом возрасте.

Форма занятия: вечер вопросов и ответов.

Форма подведения итогов: итоги социологического опроса среди школьников города о данной проблеме.

6. Проблема чрезмерной опеки подростков со стороны родителей.

Теория: Проблема чрезмерной опеки подростков со стороны родителей. Воспитание и развитие ребёнка без насилия.

Практика: решение проблемных ситуаций.

Форма проведения занятия: дискуссия, лекция.

Форма подведения итогов: опрос.

7. Общество сверстников в школе и за её пределами.

Теория: роль детского коллектива в воспитании детей разных возрастных групп.

Форма занятия: беседа, мониторинг.

Форма подведения итогов: анализ мониторинга.

8. Откуда берутся «педагогически запущенные дети»?

Теория: Понятие «педагогически запущенные дети». Причины непонимания взрослых и детей.

Форма занятия: беседа, проведение анкетирования.

Форма подведения итогов:анализ анкетирования.

9. Педагогические процессы в семье. Один ребёнок в семье. Появление второго ребёнка в семье. Многодетные семьи.

Теория: семейное воспитание и семейная социализация. Воспитательные функции матери. Воспитательная роль отца. Старшие и младшие дети в семье. Психологические особенности единственного ребёнка в семье. Воспитание ребёнка в семье с двумя или тремя детьми

Практика: мониторинг семейного воспитания.

Форма занятия: беседа.

Форма подведения итогов: презентация семейного воспитания наиболее опытных родителей.

10. Роль традиций в семье. Духовные корни и духовное здоровье семьи.

Теория: семейные традиции и их роль в воспитании детей. Формирование и развитие взаимоотношений в семье: дедушка- бабушка- отец- мать.

Практика: организация фото- выставки.

Форма занятия: обмен мнениями.

Форма подведения итогов: фронтальный опрос.

11. Системы и степени родства. Наука генеалогия.

Теория: Генеалогическое древо как способ изучения родственного пространства.

Практика: составление генеалогического древа.

Форма занятия: выставка рисунков «Моя родословная»

Форма подведения итогов: подведение итогов выставки.

12. История семьи. Преемственность в семье.

Теория: почему важно знать историю своей семьи. Проблема нравственной и духовной преемственности в семье.

Практика: изучение истории семьи.

Форма занятия: практическое.

Форма подведения итогов: конкурс сочинений, летописей семьи.

13. Русская культура о роли семьи в воспитании детей. Горькая доля сиротства.

Теория: Разнообразные функции семьи в жизни человека. И.А. Ильин о семье как «первичном лоне человеческой культуры».

Форма занятия: лекция.

Форма подведения итогов: Просмотр кинофильма с последующим обсуждением.

14. Проблема содержания семейного общения.

Теория: роль семейного общения в жизни человека.

Форма занятия: анализ детских работ как метод диагностики душевного состояния ребёнка.

Форма подведения итогов: фронтальный опрос.

15. Особенности уклада, строя семьи.

Теория: распорядок дня, недели, года как фактор уклада жизни семьи. Активный досуг в семье.

Практика: семейные праздники.

Форма занятия: презентация семейных праздников.

Форма подведения итогов: конкурс на лучшую организацию праздников.

16. Индивидуальная работа. Консультации, беседы, выработка индивидуальных рекомендаций.

17. Заключительное занятие.

Теория: подведение итогов. Организация «родительских посиделок».


УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 УРОВНЯ (3 года обучения-36 часов)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 УРОВНЯ (3 года обучения)

1. Вводное занятие.

Теория:цели и задачи программы. Выявление наиболее актуальных проблем.

Форма занятия: беседа, игра- ситуация.

Форма подведения итогов: мониторинг.

2. Особенности старшего школьного возраста

Теория: Физиология развития ребёнка старшего школьного возраста. Привычки школьников старшего школьного возраста.

Практика: решение проблемных ситуаций.

Форма занятия: лекция, беседа, дискуссия.

Форма подведения итогов: анкетирование.

3. Режим дня школьника. Особенности питания.

Теория: необходимость соблюдения режима дня в старшем школьном возрасте. Валеология старшего школьного возраста.

Форма занятия: беседа, обмен опытом.

Форма подведения итогов: просмотр фильма с последующим его анализом.

4. Возрастная психология старшего школьника

Теория: Физиологические показатели развития старшеклассников. Особенности физиологического развития девушек и юношей.

Психосексуальное развитие и взаимоотношение полов.

Практика: решение проблемных ситуаций.

Форма занятия: лекция, беседа, дискуссия.

Форма подведения итогов: анкетирование.

5. Пространственно- предметный мир семьи

Теория: Понятие родного дома. Образ русского дома и современный интерьер. Роль предметного мира в развитии ребёнка.

Практика: сбор домашних реликвий.

Форма занятия: занятие- игра.

Форма подведения итогов: конкурс на лучший интерьер.

6. Проблема самореализации детей. Подготовка родителей к профессиональному выбору ребёнка

Теория: Профессиональное самоопределение детей. Роль родителей в профессиональном самоопределении детей.

Практика: организация игры для детей « Современный взгляд на выбор профессии»

Форма занятия: учебная игра

Форма подведения итогов: анализ профессионального выбора ребёнка.

7. Проблема раннего брака

Теория: Проблемы выбора партнёров по возрасту, полу, образованию, социальному положению. Роль родителей при вступлении ребёнка в ранний брак.

Практика: решение проблемных ситуаций.

Форма занятия: беседа.

Форма подведения итогов: опрос.

8. Проблемы становления материнства и отношения матери к ребёнку

Теория: Психологическая готовность стать матерью. Важнейшие параметры материнского отношения к ребёнку. Контакты матери и ребёнка.

Практика: решение проблемных ситуаций.

Форма занятия: беседа, лекция.

Форма подведения итогов: просмотр фильма с последующим анализом.

9. Роль отца в семейном воспитании детей

Теория: Психологическая готовность стать отцом. Важнейшие параметры отцовского отношения к ребёнку. Контакты отца и ребёнка. Роль отца в домашнем хозяйстве.

Практика: обмен мнениями

Форма занятия: «отцовский клуб»

Форма подведения итогов: конкурс «Лучший папа»

10. Индивидуальная работа. Консультации, беседы, выработка индивидуальных рекомендаций.

11. Заключительное занятие

Теория: подведение итогов. Организация конкурсной программы: «Папа, мама, я- лучшая семья».


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Основной организационной формой обучения в ходе реализации данной программы является занятие. Занятия проводятся как в традиционных формах: лекции, дискуссии, учебные игры и др., так и в нетрадиционных формах: интегрированные занятия, викторины, выставки, презентации и др.

Разнообразию содержания и методов обучения в программе отвечает разнообразие организационных форм учебного процесса. С точки зрения принципа саморазвития формы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с фронтальных на индивидуальные и групповые.

  • Фронтальное обучение при реализации данной программы применяются на теоретических занятиях для организации учебно- познавательной деятельности всех родителей одновременно.
  • Групповое обучение применяется в реализации данной программы наиболее часто на практических занятиях, когда все родители делятся на подгруппы, и каждая подгруппа выполняет своё задание. Эта организационная форма наиболее удачна.
  • Коллективная работа применяется на практических занятиях при обсуждении какого- либо вопроса.

Методы обучения

Выбор метода обучения зависит от содержания занятий, уровня подготовки и опыта родителей.

  • Информационно- рецептивный метод применяется на теоретических занятиях.
  • Метод проблемного изложения в реализации данной программы наиболее соответствует организации работы с родителями.
  • Исследовательский метод применяется при работе над различными темами.

Для создания комфортного психологического климата на занятиях применяются педагогические приёмы:

  • создание ситуации успеха;
  • моральная поддержка;
  • похвала;
  • поощрение.

Условия реализации программы:

1. Содержание учебно- тематического плана может изменяться в зависимости от корректировки целей занятий и потребностей той или иной стороны;

2. Для успешной реализации программы необходимо не только умелое управление, ответственное отношение специалистов, принимающих участие в реализации программы, но и заинтересованность родителей.

По окончании курса программы родителям выдаётся диплом «Слушателю программы «НАДЕЖДА»

Источники финансирования и смета расходов программы

Основным источником финансирования программы является бюджетное финансирование. Используются и дополнительные источники- поступления из внебюджетных поступлений и средств, имеющихся на счёте учреждения, за счет фонда Попечительского совета.


Расходные материалы для занятий приобретаются родителями.


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Данная программа способствует решению ряда задач учебно-воспитательного процесса:

1. Увеличилась численность обучающихся Центра творчества «Радуга» (2007 год – 924 человека, 2008 год- 990 человек);

2. Оказанная помощь родителям в профессиональном самоопределении детей, привело к тому, что ребята поступают в высшие и средние учебные заведения по изученным направлениям деятельности;

3. Уменьшилось количество обучающихся «группы риска» (2007 год- 14 человек, 2008 год- 6 человек);

4. Разработаны презентации по внутри семейным отношениям: «Моя семья- моё богатство»- завоевала 1 место в городском конкурсе сайтов (семья- Игнатенко А.), «В здоровом теле- здоровый дух» - стала участницей Всероссийской акции «Спорт – вместо наркотиков» и т.д.;

5. Систематизирован материал по работе с родителями в Центре творчества «Радуга»;

6. В учреждении сохранена преемственность поколений (многие родители обучающихся Центра творчества «Радуга»- выпускники этого учреждения).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология.- Л.: Наука, 1975.

2. Анзор Л. Дети и семейный конфликт._ М., 1988.

3. Бирюков Л.А. Программа курса «Валеология в старших классах».- М., 1998.

4. Вознесенская Е.А. Творческая активность обучающихся и их профессиональное мастерство. «Сборник методических разработок». – Ставрополь: КЦДЮТТ, 2005. - 40 с.

5. Гурова Р.Г., Рычкова Г.Б. Подготовка старшеклассников к жизни. – М.: «Просвещение», 1979. - 160 с.

6. Жуковская В.И. Беседы о воспитании. Ответы на вопросы родителей. – Минск: Издательство «Народная АСВЕТА», 1969.- 120 с.

7. Кочкаров Ю.С. О природе способностей. Карачаево- Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства. Черкесск, 1974.- 114 с.

8. Лихачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций.- М., 1993

9. Лупоядова Л.Ю. Родительские собрания 8-9 классы. – Волгоград: «Учитель», 2005. - 124 с.

10. Маишева В.А. Работа с родителями. Из опыта работы. – М.: «Просвещение», 1982. - 64 с.

11. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев: Изд-во «Лыбидь», 1990. - 192 с.

12. Разин А.В. Воспитание красотой. Из опыта работы. - М.: «Просвещение», 1980. - 80 с.

13. Рубинштейн М.М. Основы общей психологии.- М., 1940.

14.Цукерман Г.А. Психология саморазвития.- М.: Интерпракс, 1995.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ

Выбор темы собрания.

Определение целей собрания.

Изучение педагогом научно-методической литературы.

Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.

Определение вида, формы и этапов родительского собрания.

Приглашение родителей и участников собрания.

Разработка решений собрания, его рекомендаций, памяток для родителей.

Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

1.Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2.С помощью речи, интонации, жестов и других средств, дайте почувствовать родителям ваше внимание к ним.

3.Постарайтесь понять родителей, правильно определить проблему, наиболее волнующую их.

4.Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Заранее подготовить список родителей с именами и отчествами.

5.Берегите время людей, приглашённых на собрание.

6.В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия с родителями.

7.Сделайте общение с родителями непринуждённым (например, за чашкой чая).

8.При обсуждении проблем и вопросов, опирайтесь на жизненный опыт наиболее авторитетных родителей.

9.Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

10.Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других педагогов.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ

Если:

1.Ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

2.Ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

3.Ребёнка хвалят, он учится быть благородным.

4.Ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

5.Ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

6.Ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

7.Ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей.

8.Ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным.

9.Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.


РЕКОМЕНДАЦИИ НЕЙРОПСИХОФИЗИОЛОГОВ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте од­них в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту -девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориенти­руются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И, уж конечно, не так, как мы – взрослые.

Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчи­ков (а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.

Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже наделав ошибок.

С девочками, если им трудно, надо вместе до начала работы разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вме­сте с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятель­но, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выпол­нять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, не типовых заданий.

Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Осо­бенно это важно для мальчиков.

Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чув­ствительность и тревожность мальчиков.

Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

Не переучиваете насильно левшу - дело не в руке, а в уст­ройстве мозга.

Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.

Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанным с асимметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроиться, если общепринятое направление ему не свойственно.

При необычном написании ребенком букв проверьте, не связано ли это с предпочтением им направления по часовой стрелке. Если это предпочтение очень выражено, оставьте ребенка в покое.

Помните то, что, кроме обычного положения авторучки при письме, существует еще письмо «крюком» и параллельно строчке, которое является естественным и нормальным для некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжелыми последствиями.

Помните, что есть дети, для которых общепринятое положе­ние тетрадки при письме опасно: подберите для такого ребенка положение листа бумаги индивидуально.

Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого, «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом слу­чае истощаются интеллектуально (снижение активности левого, «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бес­полезно, но и безнравственно.

Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.

Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами и руками, не столько через слова, сколько через предметы.

Не переусердствуйте с соблюдением режима, если у вас ребенок левша - для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным.

Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.

Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других - это его достоинство.

Не обвиняйте ребенка в неумении, а помогайте ему найти пу­ти решения проблемы.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.

Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели.

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь выяснить объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойст­венный им тип мышления.\

Проведите «ревизию» ошибок ребенка при письме, чтобы по­нять, с чем связаны его трудности: с плохим фонетическим слухом, низкой слуховой или зрительной памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.

Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что тот болен.

Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип функциональной организации мозга присущ именно этому ребенку, т.е. на какой тип мозга, а значит, и тип мышления рассчитана данная методика.

Не думайте, что конкурсный отбор в школу – возможность действительно отобрать лучших. Все зависит от набора тестов. Может быть, удастся отобрать самых «удобных» для учителя, а может, и этого не получится.

Постарайтесь не разрушать так называемую «врожденную грамотность», если ее основы от природы заложены в ребенке.

Пытаясь добиться грамотного письма от конкретного ребенка, ищите причины именно его неграмотности, анализируйте его ошибки. В противном случае ваши усилия могут бить мимо цели и даже разрушать те немногие островки грамотности, которые есть у данного ребенка.

Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно, у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, вы по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в ребенке, но и в вас. Он не плохой, а просто другой (!!!).

Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то ре­зультатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, чего не заметили вы.

Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. Но если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.

Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научить­ся, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

Помните: для ребенка что-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя по­прекать.

Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.

Приводя ребенка в первый класс, необходимо отчетливо по­нимать, что для него должны меняться не только место пребывания, режим и вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологиче­ски очень трудна.

Имея дело с первоклассниками, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена от­ношения к себе может быть очень болезненной - он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невоз­можно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться да и просто радость жиз­ни и радость познания.

Не обольщайтесь - вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.

Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в «хотения» ребенка.

Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка - сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельно­сти, в избранной вами методике работы с ним.

Не забывайте, что без взрослого, без человеческого общения никакие высшие психические функции (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения ребенка) развиться не могут.

Бойтесь появления у ребенка опыта «выученной беспомощности».

Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образ­но, интуитивно).

Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте - «не навреди».

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

«ВАШ РЕБЁНОК В МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ» (в форме деловой игры)

А.В. Жукова


Цели и задачи:

  • способствовать расширению у родителей представлений об особенностях воспитания конкретного ребенка с опорой на его индивидуальность;
  • содействовать формированию у родителей наряду с общей культурой культуру межнационального общения, продолжить знакомство с правилами этноэтикета.

Оборудование: видеозаписи, диагностические схемы и таблицы, детские рисунки.

Ход собрания:

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители и гости! Сегодня наша встреча пройдет в форме игры, в ходе которой мы будем рассматривать некоторые проблемные ситуации, возникающие в процессе воспитания, и продолжим знакомство с правилами этноэтикета.

Каждый из нас желает видеть своего малыша счастливым и прилагает для этого немало усилий. Малыш учится лишь у тех, кого любит, кому доверяет, кто для него авторитет. А это значит, что именно родители являются его самыми лучшими воспитателями.

Воспитание – это непрерывная работа сердца, души родителей. Еще Константин Ушинский писал: «Воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умения, то есть навыки,но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденных способностей и навыков, необходимы еще и специальные знания». И сегодня мы продолжим работу по расширению и углублению наших знаний, касающихся основ воспитания.

Вводная игра «Найди пару»

Ведущий: Для начала я предлагаю вам поиграть в такую игру: когда звучит музыка, вы объединитесь в пары и будете прогуливаться и знакомиться друг с другом. При встрече пары должны пожелать друг другу что-нибудь хорошее, приятное. Затем характер музыки изменится.

Это сигнал, что пары должны объединится в четверки. Теперь четверки будут прогуливаться и при встрече высказывать друг другу добрые пожелания. При следующем изменении музыки четверки объединятся в восьмерки.

Участники «отправляются на прогулку» и выполняют условия игры.

Ведущий: Итак, у нас получилось 2 команды по 8 человек. Командам будут предлагаться задания, а экспертная комиссия, в состав которой входят ведущие психологи нашего города, будет анализировать и оценивать работу команд.

2. Разминка «Знаете ли вы мир детства?»

Команды в соответствии с жеребьевкой по очереди отвечают на вопросы. Ответы должны быть быстрыми и точными.

Вопросы первой команде:

1.Назовите имена трех отечественных поэтов XX века, писавших для детей. Какие произведения им принадлежат? (Например, Корней Чуковский, Самуил Маршак, Агния Барто).

2. Сможете ли вы прочитать какое-нибудь детское стихотворение?

3. Назовите имена двух братьев, ученых-этнографов, которые стали первыми в Европе собирателями народных сказок. (Братья Гримм).

4. Назовите имя великого датского сказочника ХIХ века. (Ганс Христиан Андерсен). Какие сказки ему принадлежат? Можете ли вы назвать 5-6 персонажей его сказок? (Гадкий утенок, Кай и Герда, Стойкий оловянный солдатик, Дюймовочка и др.).

5. Назовите три народные сказки. какому народу они принадлежат? Какими словами начинаются?

6. Назовите жанр материнского фольклора, произведения которого помогали матери уложить ребенка спать. (Колыбельные песни). Можете ли вы спеть колыбельную песню?

7. Продолжите русскую народную пословицу: «У семи нянек...».

8. Можете ли вы спеть какую-нибудь популярную детскую песенку?

9. Придумайте ласковые прозвища для маленькой девочки.

10. Правила какой детской игры (хороводной, подвижной) вам знакомы? (Если это игры типа «Каравая» или «Бояр», можно попросить родителей сыграть в эту игру вместе с детьми и с другой командой).

Вопросы второй команды:

1. Назовите имена трех отечественных писателей ХХ века, писавших для детей. Какие произведения им принадлежат? (Например: Аркадий Гайдар, Николай Носов, Алексей Толстой).

2. Назовите имя известного французского популяризатора народных сказок, жившего в ХIХ веке. (Шарль Перро).

3. Какие сказки А.С. Пушкина вам известны? Назовите персонажей этих сказок.

4. Можете ли вы прочитать какое-нибудь детское стихотворение?

5. Назовите три народные сказки. Какому народу они принадлежат? Как начинаются?

6. Назовите жанр материнского фольклора, произведениями которого малыша забавляли, потешали. (Потешки). Приведите пример потешки.

7. Продолжите пословицу: «Чем бы дитя не тешилось ...».

8. Можете ли вы спеть какую-нибудь популярную детскую песенку?

9. Придумайте ласковые прозвища для маленького мальчика.

10. Правила какой детской игры (хороводной, подвижной) вам знакомы?

Ведущий: Пока наша экспертная группа подводит итоги, мы перейдем к следующему заданию.

3. Проблемные ситуации

Ведущий: Рассмотрим несколько проблемных ситуаций, встречающихся в жизни, и попробует найти для них наиболее оптимальное решение.

Каждая команда получит по две карточки с описанием ситуаций, обсудит их, а затем сообщит жюри и присутствующим свое решение.

Карточки для первой команды:

1. «Группу вашего ребенка посещает мальчик, родители которого отрицательно относятся к людям других национальностей. В присутствии окружающих они нередко делают замечания своему ребенку, призывая его не подражать человеку такой-то национальности, не вести себя, как человек такой-то национальности. Ваша реакция?»

2. «Мать делает замечание пятилетней дочери за то, что та отгоняет младшего брата от стола:

  • Плохо себя ведешь. Братик меньше тебя, ему надо уступать.
  • Все уступать да уступать! - отвечает девочка. - А если он мне мешает? Он в моем рисунке чертит какие-то каляки-маляки!

Поддержанный мамой мальчик продолжает портить рисунок сестры.

  • Ах так! - сердится девочка. - Будешь знать, как чужие рисунки портить! Вот тебе за это!

Девочка в сердцах толкает брата. Конфликт разрастается. В результате оба плачут...

  • В чем причина конфликта детей? Справедливо ли замечание матери?»

Карточки для второй команды:

1. «Мальчик в группе отрицательно высказывается по отношению к людям других национальностей. Во время игры слышатся его слова: «Чукчи * хитрые и жадные, а цыгане – злые и вредные, они детей воруют». На вопрос воспитателя: «Почему ты так говоришь?» - мальчик отвечает: «А мне мама так сказала». Что нужно делать в такой ситуации?»

2. «Четырехлетняя Машенька на прогулке набрала мелких камешков, заполнив ими карманы пальто. Решила, что дома будет ими играть. Мама заметила оттопыренные карманы пальто:

  • Что это? Зачем в дом несешь всякий мусор? Да и кармашки порвешь. Только и убирай за тобой.

Это камешки красивые, я ими играть буду.

Выбрасывай сейчас же! - настаивает мама, и камешки летят в разные стороны. Девочка плачет, ей жалко расставаться с таким сокровищем.

Как вы оцениваете данную ситуацию?»

Команды высказываются. эксперты оценивают выступления команд.

4. Ребенок и его индивидуальность

Ведущий: То, каким вырастает ребенок, определяется не только домашней обстановкой, но также его собственными личностными характеристиками. А умеем ли мы различать индивидуальные особенности детей, которые, в свою очередь, определяются их темпераментом?

Знаменитый английский педагог Росс Кемпбелл, автор книги «Как любить ребенка?», выделял такие типы темперамента у детей:

  • «нытик»;
  • «спичка»;
  • «улитка»;
  • «черепаха».

На рисунках – изображения этих типов.

Первой команде нужно определить, на каком из рисунков изображены дети с темпераментом «спички» и «улитки», второй команде – с темпераментом «черепахи» и «нытика».

Задача осложняется дополнительным заданием: подобрать наиболее приемлемые для определенного темперамента методы воспитания.

Провокационный вопрос командам:

«Как вы считаете, какие типы темпераментов наиболее соответствуют людям той или иной национальности?»

Команды обсуждают поставленные перед ними проблемы и выступают перед жюри и присутствующими. Психологи экспертной комиссии комментируют ответы.

5. Словесное состязание

Ведущий предлагает членам команд перечислить как можно больше человеческих качеств, являющихся ценностью для людей всех рас и национальностей. Игроки выступают попеременно из каждой команды. Повторять сказанное раньше нельзя.

Ведущий: Уважающая себя семья должна уважать, принимать, ценить культуру и традиции не только своей национальности, но и других этнических групп. Знаем ли мы и умеем ли понимать культуру и традиции других народов?

Командам предлагается вспомнить и назвать как можно больше национальных праздников и традиций других народов.

Экспертная группа подводит итоги конкурсов.

Ведущий: Наша с вами деловая игра подошла к завершению. Спасибо вам за активное участие. Сегодня мы с вами плодотворно поработали, пополнили свои представления по проблеме семейного воспитания, было принято услышать оригинальные решения по многим рассмотренным вопросам.

Мы надеемся, что в ваших семьях сохраняются традиции, воспитывается уважение к своему народу и людям других национальностей. Хочется каждой семье пожелать взаимопонимания, любви. доверия. До новых встреч!