Развитие речи на уроках русского языка

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание проекта

1. О проекте [1]

2. I этап. Информационно--аналитический.[2]

3. II этап. Практическая реализация проекта.[3]

4. Развитие речи на уроках развития русского языка. [4]

5. Психодиагностика на уроках русского языка. [5]

6. "О любви к орфографическим правилам..." [6]

7. Развитие орфографической интуиции на уроках русского языка. [7]

8. Ассоциативный алгоритм запоминания словарных слов. [8]

9. III этап оценочный [9]

10. Результаты проекта. [10]

11. Список литературы. [11]



Развитие речи на уроках русского языка

Ничто так не зависит от психологии учебника, как успехи ребенка в развитии речи. Автор адаптивной методики О. Л. Соболева исходит из того, что изначально у каждого ребенка существует мощный речевой потенциал, непосредственно связанный с его психоэмоциональной сферой, и что главная задача — научить ребенка пользоваться своими почти безграничными возможностями в этой области, сделать все, чтобы предупредить формирование речевых комплексов как едва ли не самых стойких и труднопреодолимых впоследствии.


Семантика заданий по развитию речи, их психологический подтекст еще в большей мере по сравнению с другими заданиями должны нести в себе уважение к личности ребенка, искренний интерес к его внутреннему миру, доверие. Пожалуй, это так же важно, как в материале, имеющем отношение к развитию орфографической интуиции.


Сочинение как любой акт творчества — это прежде всего способ самовыражения, а не материал для контроля со стороны взрослых. Функция контроля должна быть как можно незаметнее для ребенка. Поэтому в учебниках формируется необходимая мотивационная установка на любое задание по развитию речи: я пишу (говорю), чтобы выразить свои мысли, переживания, чувства, свой внутренний мир — выразить себя (а не для того чтобы учитель имел возможность проконтролировать, проверить, как я научился связно писать и говорить).


Система заданий строится на основе развития творческого воображения и фантазии, на стимуляции способности ребенка к созданию новых образов, новых, воображаемых, персонажей и ситуаций, новых сюжетов. Важнейшая задача, которая при этом решается, — исключить банальность, тривиальность в ходе мысли и в создаваемых текстах. Нестереотипность мышления, нестандартность решений в процессе раскрытия темы, выражение индивидуальности ребенка в выборе языковых средств — все это реально и достижимо.


Это свойство непосредственно связанно еще с одним — с альтернативностью, а через нее — с вариативностью. В самом материале заложена возможность выбора, который должен осуществлять учитель.


Одна из центральных линий в развитии речи связана с обучением приемам описания. Мы учим детей в процессе описания (предмета, человека, пейзажа) обнаруживать и устанавливать неожиданные связи, то есть связи, которые не лежат на поверхности (как между одуванчиками и планетами на обложке одного из наших учебников). На основе этих связей рождаются сравнения — один из самых экспрессивных элементов описания. Ребенок учится сравнивать и находить оптимальные языковые средства для выражения сравнения. Чем сравнение неожиданнее, тем оно интереснее. Мы как бы играем в игру "что на что похоже?". Это работает на развитие ассоциативного мышления, активизирует работу правого полушария.


Двуполушарность как принцип обучения, как подход к отбору и построению материала сохраняется. Важно сформировать у ребенка логичную и одновременно образную речь, научить его и в устной и в письменной речи двум вещам, на первый взгляд, не всегда совместимым: умению последовательно "вести" свою мысль, свою идею через пространство текста, правильно и четко его структурируя, с одной стороны, и умению сделать текст образным, метафоричным, эмоциональным, энергетичным — с другой.


Интересное наблюдение: когда мы учим ребенка писать по плану, то выигрываем во всем, что касается четкости и структурированности, но при этом теряем выражение индивидуальности — все сочинения чем-то похожи. Они хорошие, правильные, но у них слишком много общего! Ведь план — это что-то вроде коридора: мы дали ребенку направление, показали, куда ему идти, и тем самым воздвигли стены (читай «рамки»). Выстроенный нами коридор может быть широк, и еще шире, стены могут быть далеко, так далеко, что их даже не видно, но все равно они есть, и мысль бьется об эти невидимые стены. Все это сразу ощущается, когда читаешь сочинение, — даже если план составлен при участии самого ребенка.


Зато когда есть только тема, да еще необычная, интересно сформулированная, плюс какая-то дополнительная мотивация, толчок, и больше ничего, никакого плана, никакого совместного проговаривания сюжета или элементов описания, — тогда мысль ребенка вращается вокруг темы абсолютно свободно, а его фантазия действительно безгранична, потому что мы не определили ее границ планом или чем-то его заменяющим. И все сочинения совершенно разные: сколько в классе детей, столько и вариантов сюжета, столько и идей по поводу того, как выполнить задание. А толчок, о котором мы говорим, может существовать в виде картинки, в виде косвенного побуждения (через придуманную ситуацию, например), в виде условий игры и т. д.


Так что необходимы сочинения по плану и сочинения без плана, сочинения по наброскам (в том числе по чужим наброскам), по началу без конца и по концу без начала, сочинения с соавтором, по картинкам и без картинок, от первого лица и от третьего и очень много других вариантов, реализующих одно из важнейших свойств системы работы по развитию речи — разнообразие. Это свойство непосредственно связанно еще с одним — с альтернативностью, а через нее — с вариативностью. В самом материале заложена возможность выбора, который должен осуществлять учитель, и возможность выбора для ученика. Задания различаются — по уровню сложности, по основному каналу восприятия, к которому мы апеллируем, по лексической тематике, по композиции самого задания, по особенностям психологического подтекста.


Особую роль в развитии речи и одновременно в развитии психической сферы ребенка играют задания, связанные с перевоплощением, — когда ребенок пишет от первого лица, но представляя себя кем-то или чем-то другим:


«Вообрази, что ты снеговик. Тебя слепили дети, ты стоишь во дворе, а рядом каток. Вообрази, что ты — это трамвай, который мечтает заехать в парк и покататься на карусели. Расскажи обо всем, что может с тобой случиться. Рассказывай от первого лица, говори «я», а не «он», не «снеговик» и не «трамвай»».


Изображение:Grisina1.jpg


По учебнику «Радуга речи» мы обучаем детей технике работы по созданию предложений и маленьких текстов, и, кроме собственно лингвистических приемов, пытаемся научить их и приемам психологическим: как включиться в воображаемую ситуацию, как «войти» в картинку (через нарисованную дверцу и через невидимую), как, «работая» с картинкой, правильно распределить свое внимание, как научиться направлять луч внимания на рисунок, на фрагмент текста, на нужное слово, даже на голос, как смотреть в окно, когда описываешь пейзаж, как собираться и расслабляться одновременно, как настроиться на создание нового текста, как включать эмоциональную сферу, когда пишешь и когда говоришь, — как максимально реализовать в речи (устной и письменной) собственный словарный запас, собственное воображение, реализовать себя.


Совершенно исключительную роль во всем этом играют необычные иллюстрации художника: они действительно предупреждают возникновение психологического напряжения, вызывают к жизни самые светлые и положительные эмоции и при этом дают очень мощный толчок детской фантазии, цепочкам ассоциаций и образов.


Задания по развитию речи слишком разные и очень часто с пролонгированием, так что выбрать пример довольно сложно. Тем не менее один фрагмент я сейчас приведу. «Чтобы удержать луч чужого внимания, нужны интересные события, необычные слова, неожиданные сравнения. Сравнивать можно научиться!


Если бы у меня спросили, что на что похоже, я бы ответил так: всё похоже на всё! Просто иногда сходство легко заметить, а иногда нелегко. Вот и все. Давай играть!


"чем они похожи? Попробуй объяснить!"


Изображение:Grishina2.jpg‎


А вот еще несколько рисунков по той же теме, но из других фрагментов.

Изображение:Grishina3.jpg‎


Положительные эффекты:


У учащихся наблюдается значительное увеличение словарного запаса. Развиваются умения, навыки и компетенции, которые могут использоваться применительно к целому ряду ситуаций. А самое главное, у детей не формируются психологические барьеры в речевой деятельности, напротив – они раскованы в выражении собственных мыслей, с удовольствие сочиняют тексты разных жанров. Тексты и предложения детей стали эмоционально насыщены и намного добрее. Нестандартные задания по развитию речи помогли удивительному взлету детской фантазии.


Психодиагностика на уроках русского языка