Раздел адвокатирования

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск
Адвокатирование

Содержание

Права несовершеннолетних детей

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 19-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями. И тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи. Сегодня, к нашему глубокому сожалению, в лицо к некоторым детям смотрят голод, болезни, социальное отчуждение - ужасные спутники нищеты, порождающие отчаяние и конфликт. Ответственность за радикальное решение проблемы социального отчуждения детей лежит на государстве. По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с окружающими его людьми – взрослыми и детьми, - которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. В ходе своего развития – для того, чтобы сформироваться как личность, - ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает. Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве случаев, -это семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок, - это его отношения с родителями – матерью и отцом, а также с братьями и сестрами. Для ребенка – это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать. С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами: Жить и воспитываться в семье

Общаться с родителями и другими родственниками

Защищать свои права

Выражать своё мнение

Право на имя, отчество и фамилию

Изменение фамилии и имени

Право на имущество

Право на медицинское обслуживание

Право на образование и другие.

Данные права установлены и гарантированы:

  • Конституцией РФ;
  • Семейным кодексом РФ;
  • Федеральным законом № 124-ФЗ от 24.07.98 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ";

Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1989 г., др. нормативно-правовыми актами и документами. В современном обществе эти права часто нарушаются, как и родителями, так и государством.

Право детей на здравоохранение

Согласно 41 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Дети граждане России, соответственно они имеют право на бесплатное медицинское обслуживание.

Перечень видов бесплатной медицинской помощи детям:

1.скорая медицинская помощь, при: - состояниях, угрожающих жизни или здоровью детей, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями;

2.амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятии по профилактике, диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому: первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная; консультации, диагностика и лечение у специалистов, стоматологическая помощь; консультации, диагностика и лечение у специалистов детей в возрасте до 18 лет в центрах и кабинетах планирования семьи и репродукции человека; прививки (согласно национальному календарю прививок и по эпидемиологическим показаниям);

  • профилактические осмотры детей в возрасте до 18 лет;

целевые медицинские осмотры;

  • диспансерное наблюдение здоровых детей, занимающихся физической культурой и спортом;

стационарная помощь при: острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний, травмах, ожогах и отравлениях, требующих госпитального режима, интенсивной терапии и круглосуточного наблюдения; инфекционных заболеваниях, требующих госпитализации и изоляции по эпидемиологическим показаниям;

  • плановой госпитализации и реабилитации при заболеваниях, требующих круглосуточного наблюдения и лечения в условиях стационара (в т.ч. в детских и специализированных санаториях);

помещение в дневные стационары при проведении профилактических, диагностических, лечебных мероприятий больным, не требующим госпитального режима и круглосуточного врачебного наблюдения в стационаре и интенсивной терапии;

Перечисленные виды медицинской помощи оказываются специалистами профильных отделений (коек) по группам заболеваний и состояний: ВИЧ-инфицированные, больные СПИДом при наличии другой патологи получают медицинскую помощь в любом профильном отделении; проведение реабилитационного и восстановительного лечения детей и подростков до 18 лет осуществляется в любом профильном отделении на койках восстановительного лечения.

Право детей на образование

Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования. Совершенно очевидно, что право на образование гарантировано далеко не каждому ребенку. И все-таки одной из целей развития нашего тысячелетия является «обеспечение к 2015 г. того, везде все дети, мальчики и девочки, могли пройти полный курс начальной школы» и имели «равный доступ к образованию на всех уровнях». Бедные, безнадзорные и работающие дети не должны подвергаться дискриминации в вопросах получения доступа к образованию.

Образование - это единственный путь помочь этим детям выбраться из замкнутого круга нищеты, борьбы за выживание на улице, рабского труда и невежества. Одной из проблем, причиняющих наибольшее беспокойство родителям, является проблема образования детей. Решая, какое образование лучше дать ребенку, Вы должны в первую очередь учитывать его коэффициент интеллектуальности. Конечно, другие факторы тоже важны: качество преподавания в школе, заинтересованность родителей в хорошей успеваемости ребенка, готовность ребенка много трудиться, его усердие и трудоспособность.

Права учащихся:

1.Права и обязанности учащихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.

2.Совершеннолетние граждане РФ имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

3.Учащиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

4.Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.

5.Граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

6.Привлечение учащихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

7.Принуждение учащихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.

8.Учащиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

9.Учащиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.


Защита прав несовершеннолетних детей

Ст. 56 Семейного Кодекса РФ говорит о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей. Защита прав и законных интересов осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом (в частности, когда органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители лишены родительских прав, граждане, чья дееспособность ограничена вследствие злоупотребления алкоголем) органом Опеки и попечительства, прокурором, судом. При нарушении прав и законных интересов ребенка, при злоупотреблении родительскими правами, жестоком обращении ребенок вправе обратиться за их защитой в орган Опеки и попечительства при администрации района, а по достижении 14-ти лет в суд. Должностные лица организации, иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни, здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, фактов жестокого обращения, обязаны сообщить в органы Опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган Опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Функции защиты прав несовершеннолетних (в частности и при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком) возложены на Органы опеки и попечительства при Администрациях районов, Прокуратуру (помощника прокурора по защите прав несовершеннолетних), инспекцию по делам несовершеннолетних при РОВД районов, комиссии по делам несовершеннолетних. Ст. 156 уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового. Жестокое обращение с детьми (в том числе физическое и психическое насилие над ними), покушение на их половую неприкосновенность является основанием (согласно статье 69 Семейного Кодекса РФ) для лишения родителей родительских прав.


Как осуществляется защита прав ребенка?

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК). 

К первым относятся:

  • Прокуратура,
  • Органы внутренних дел.
  • Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК); предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»); непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ); внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»); опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»). Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп. 14 ст. 10 Закона "О милиции", ст. 3, 6 Указа Президента РФ "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ"). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Согласно ст. 11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в обязанности этих комиссий входит:

  • предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;
  • осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;
  • организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;
  • подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства:

  • предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав,
  • дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет как правило один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д. Таким образом у органов опеки и попечительства нет возможности защищать права детей должным образом, в связи с чем предлагается провести реформу этих органов.

Основными элементами реформированного органа опеки и попечительства будут являться: 
  • расширение круга детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства;
  • введение системы социального патроната над детьми (семьей), нуждающимися в государственной защите (К семье, в которой ребенок признан нуждающимся в государственной защите "прикрепляется" патронатный воспитатель, оказывающий необходимую помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи.);
  • составление Плана по защите ребенка – акта органа опеки и попечительства, в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, сроки их исполнения, устанавливается четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка;
  • распределение полномочий по опеке и попечительством между несколькими уполномоченными главой органа местного самоуправления службами (очевидно, что вышеуказанный объем полномочий не может осуществляться одним специалистом по охране детства);
  • создание (перепрофилирование) учреждения, предоставляющего патронатное воспитание (учреждения для содержания, воспитания и подготовки ребенка, нуждающегося в государственной защите, к помещению в семью а также по поиску, отбору и обучению патронатных воспитателей, оказанию содействия в воспитании и проведении реабилитационной работы с детьми и т.д.);
  • разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем;
  • контроль уполномоченной службы за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной защите.

Возможность скорого внедрения и успешного применения описанной выше модели является сомнительной, так как она во многом списана с западных моделей, и эффективность ее работы в российских условиях не была специально исследована. Тем не менее, положение, когда согласно федеральной норме, на 5 тысяч несовершеннолетних должен быть лишь один специалист по охране их прав является неприемлемым и должно быть исправлено.

Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в   семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто  утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. 

Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по разному, в зависимости от конкретной ситуации. Важной предпосылкой защиты этими органами прав несовершеннолетнего является тесный контакт и взаимодействие с прокуратурой, ОВД, Комиссиями по делам несовершеннолетних и другими государственными и общественными организациями. К сожалению, основная часть законов, принятых до настоящего времени, направлена на прописывание роли ведомств и определение границ их деятельности. Это привело к усилению межведомственных барьеров и потенциировало борьбу ведомств за бюджетные средства, в то время как механизм взаимодействия ведомств и их ответственности за невыполнение возложенных на них функций по защите прав ребенка законодательно не прописан. Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

Один из ранее неизвестных способов защиты прав ребенка – закрепленная в ст.56 СК РФ возможность самостоятельно защищать свои права в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет –в суд. Однако реальных предпосылок для осуществления данного права пока не существует, так как действующее гражданско-процессуальное законодательство не определяет положение несовершеннолетнего участника гражданского процесса, утратившего родительское попечение. Что касается жалоб в орган опеки и попечительства, в прокуратуру или в какие-либо иные органы, занимающиеся защитой прав детей, то несмотря на кажущуюся простоту этой процедуры, ребенок чаще всего не может ею воспользоваться, отчасти потому, что не знают своих прав, и не имеют доступа к независимым источникам правовой помощи. Кроме того, учитывая, что виновником насилия часто является директор или сотрудник детского дома или иное должностное лицо, дети не верят в возможность добиться справедливости.

Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав. Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах (Конвенция о правах ребенка – 20.11.1989 г.), являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы РФ, и имеющей преюдициальное значение.

В настоящее время Россия обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ. Конвенция о правах ребенка, механизмом реализации положений которой является Комитет–универсальна – единственными странами, не ратифицировавшими ее, являются США и Сомали. Конвенция не только идентифицирует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но также делает возможным для ребенка утверждение своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12 Конвенции). Многие эксперты считают, что одним из самых значительных вкладов, сделанных Конвенцией в законодательство по правам человека, является именно внедрение принципа трансформации ребенка из пассивного объекта "защиты" в активного субъекта.

По итогам рассмотрения представленного государством Доклада, альтернативных докладов неправительственных организаций и ответов государства на дополнительно поставленные вопросы, Комитет выносит рекомендации по усовершенствованию ситуации с правами ребенка в России и особой защите отдельных категорий детей.

Еще одним международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком. Обычно интересы детей перед Европейским судом представляют их родители, но если это по каким-либо причинам невозможно, ребенок может воспользоваться помощью адвоката или общественной организации, в соответствии с национальным законодательством. При этом, в прецедентах Европейского Суда особо указывается, что несовершеннолетние могут самостоятельно или через представителей инициировать подачу жалобы.

Большое количество дел о защите прав детей в Европейском суде касаются назначения опеки над ребенком, контактов с родителями и другими родственниками, а также – права на уважение личной и семейной жизни, недопустимости применения физических наказаний и права на обучение.



«Защита прав ребенка в России: пространства взрослой жестокости»

  • Проблема защиты прав ребенка неотрывна от проблемы жестокости в отношении детей. И сегодня проблема жестокости отнюдь не становится менее актуальной, чем ранее, несмотря на общемировой гуманитарный прогресс. До настоящего времени, к сожалению, не приходится говорить о способности большинства взрослых преодолеть и, тем более, предупредить проявления жестокости в отношении даже своих собственных детей.
  • Проблема защиты прав ребенка неотрывна от проблемы жестокости в отношении детей. И сегодня проблема жестокости отнюдь не становится менее актуальной, чем ранее, несмотря на общемировой гуманитарный прогресс.

До настоящего времени, к сожалению, не приходится говорить о способности большинства взрослых преодолеть и, тем более, предупредить проявления жестокости в отношении даже своих собственных детей.

Взрослые зачастую даже не замечают нарушения прав ребёнка и своей жестокости по отношению к нему. Вот простейший пример:

  • мама спешит домой, ребёнок хочет ещё поиграть, она его шлёпает – и это уже нарушение его рава на неприкосновенность. Из таких мелочей, незаметной на первый взгляд, бытовой жестокости, равнодушия и непонимания образуются сначала ручейки, а затем мутные потоки произвола и насилия по отношению к детям во многих сферах нашей жизни.

Новорожденный ребёнок влюблён в этот мир. Он приходит в него чистым и непорочным. И беззащитным перед опасностями, угрозами и насилием этого мира. Мир взрослых делает его жестоким, способным к насилию. Так продолжается нескончаемая эскалация насилия.

Российская статистика по отношению к детям выглядит, мягко говоря, неутешительно. Ежегодно становятся социальными сиротами десятки тысяч детей, и количество социальных сирот в России приближается к 800 тысячам. Можно возмущаться тем, что гибнут усыновленные за рубежом российские дети, однако не следует забывать, что от нечеловеческой жестокости своих собственных родителей в России гибнет каждый год до 2,5 тысяч детей.

Исследования проблемы насилия в семье и в интернатных учреждениях позволили сделать следующие основные выводы:

  • проверки детских интернатных учреждений, как правило, обнаруживают отсутствие многих воспитанников, которые скорее готовы жить на улице, чем в четырёх стенах интерната, зачастую в неласковой обстановке, далёкой от атмосферы душевного тепла;
  • основной причиной детской безнадзорности и беспризорности, ухода ребёнка на улицу из семьи являются невнимание и жестокое обращение с ним его собственных родителей и их пренебрежение своими обязанностями;
  • возможно более раннее предупреждение случаев жестокого обращения должно производиться, помимо семьи, во всех учреждениях так называемой «территории детства», включая детские сады и школу.

Таким образом, снижение жестокости в отношении детей жизненно необходимо, поскольку только в этом случае мы сможем рассчитывать на снижение жестокости и преступности в мире вообще.

Однако успешно решать проблему снижения жестокости можно, только имея ввиду три основных фактора успеха:

  • Возможно более раннее выявление неблагополучия;
  • Социализирующая направленность действий (нацеленность на выработку способности ребёнка и его семьи в дальнейшем к самостоятельному решению своих проблем);
  • Налаживание взаимодействия между структурами, работающими в интересах ребёнка, с одной стороны, и ребёнком и его семьёй, с другой.

Три названных фактора очевидны, однако дадим краткий комментарий:

Чем раньше обратить внимание на проявления жестокости, чем раньше начинать помогать ребёнку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, и его семье, тем легче это сделать. Проще всего вернуть с улицы тех подростков, которые только что оказались там из-за родительского невнимания или той же жестокости, и пока не живут на улице. Государственные структуры не могут обеспечить нужный объём услуг. И здесь неоценима роль институтов гражданского общества. Множество неправительственных организаций (НПО), активно действуя на территории, способны на ранней стадии обнаружить проблему и помочь в её решении. Помощь должна в качестве результата приносить снижение нуждаемости ребёнка и его семьи в услуге. Необходимы подходы, позволяющие родителям увидеть, что применяемые ими меры являются непомерно жесткими в отношении их ребёнка и они возвращаются ответной жестокостью ребенка по отношению к миру взрослых. Подчас, необходимо и подсказать родителям необходимые в различных ситуациях подходы, позволяющие укрепить семью, сделать её самостоятельной. Лучше всего можно помочь, не манипулируя, не командуя ребёнком или семьёй, не наказывая их, а адресуясь к их способности к самостоятельным и осмысленным решениям и действиям, обучая и вовлекая в обучение, прививая стремление к познанию нового. Всё пространство, где находится ребёнок, можно, условно, разделить на четыре части: семья, улица (община), учреждения, школа. Кратко остановимся на каждой из этих частей.

СЕМЬЯ

Казалось бы, семья – достаточно благополучное для ребёнка пространство. Всем известна истина, что нигде ребёнку не может быть так комфортно, как в кругу семьи. Однако в реальности всё далеко не так очевидно, иначе дети не убегали бы из дому. Семья – весьма автономный и даже закрытый для общества институт (не случайно существует выражение: «мой дом – моя крепость»). Однако внутри этой крепости зачастую ребёнок воспринимается как собственность родителей, а не как равноправный и даже привилегированный субъект. Вмешательство в жизнь семьи нарушает её автономию и автономию личностей – членов этой семьи. Поэтому нарушение этой автономии может происходить в нашем случае только тогда, когда имеются определённые симптомы неблагополучия. Но и вторжение это должно быть не репрессивным, а социализирующим, ориентированным на выработку семьёй способности в дальнейшем к самостоятельному разрешению своих проблем.

Таким образом, при взаимодействии с семьёй необходимо исходить из сочетания нескольких принципов:

  • приоритета семейных форм воспитания,
  • автономии семьи
  • и раннего, но не репрессивного, а социализирующего вторжения.

ШКОЛА

Школа сегодня остаётся одним из наиболее мощных социализирующих институтов. Однако и школа далеко не всегда способна быть достаточно эффективной помощи ребёнку не только в усвоении необходимых знаний, но и в социализации (воспитании). Вовсе не редки случаи, когда дети, особенно в подростковом возрасте, прогуливают школьные занятия. Слишком часто выпускник школы с облегчением вздыхает: “Наконец-то, отмучился!”. Только постоянный поиск и внедрение инноваций, позитивно воздействующих на становление и развитие современной, демократически ориентированной личности, позволяет рассчитывать на усиление роли и места школы в системе образования и воспитания. Школа сегодня может и должна стать местом апробации и внедрения технологий позитивного ориентирования в жизни. Одна из таких технологий, активно развивающихся в регионах России – технология общественно активных школ, построенная на трёх основных элементах: внедрение инновационных технологий построения толерантных и взаимоуважительных отношений в школе; демократизация процесса управления учебным заведением (которая включает, прежде всего, прозрачность управления и регламентированную открытость для участия в управлении и учеников и их родителей); выстраивание конструктивного и партнёрского взаимодействия школы с окружающим её местным сообществом.

УЛИЦА (ОБЩИНА)

Улица – это также одно из самых уязвимых пространств сегодня в большом количестве стран. Именно здесь ребёнок, оказавшийся без внимания взрослых, нередко становится добычей и жертвой преступного мира наркодельцов, современных работорговцев, порнобизнеса, подвергается многим другим опасностям. Поэтому так важно сформировать и всемерно развивать сети государственных и негосударственных служб, работающих с ребёнком, не оставляющих его без внимания. Главенствующим здесь становится принцип социального насыщения работы с ребёнком. Службы работы на улице, а также вне семьи и школы – то, что позволяет входить в контакт с ребёнком на раннем этапе его появления на улице, общаться с ним, начинать помогать ему и его возвращению в семью. В России в течение нескольких лет ряд НПО осуществляли проекты, позволившие опробовать имеющиеся в мировой практике и создать свои собственные подходы и социальные технологии успешного разрешения множества конфликтных ситуаций с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и их семьями. Это, прежде всего, технологии примирения между правонарушителем и его жертвой, элементы восстановительного правосудия, а также многочисленные реабилитационные программы. И можно лишь с сожалением констатировать, что опыт таких организаций, как, скажем, Фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН), специалисты которого ещё в 1998 году разработали Концепцию реабилитационного пространства и в пилотном режиме отработали адаптированную для российских условий технологию социальной работы с детьми на улицах, в семьях в реабилитационных программах, в судах и т.д., до сих пор внедряется в социальную практику с большим трудом.

УЧРЕЖДЕНИЯ

Практически любое избыточное общение ребёнка со специализированными государственными учреждениями должно быть по возможности минимальным. Дом малютки, приют-убежище, интернат, центры временного содержания несовершеннолетних, специализированные школы, места лишения свободы – в любом из этих учреждений ребёнку неуютно, в них нет семейного тепла и есть опасность насилия. Каждому ребенку больше всего на свете нужна семья. Казенные учреждения в их традиционном, устаревшем виде не способны в полной мере помочь ему в выработке навыков автономной, самостоятельной жизни, сохраняя на многие годы присущий детству инфантилизм. В стремлении принципиально изменить их качество, вводя все в большей степени элементы семейного воспитания, очень важно обеспечить полноценное участие общественных структур в осуществлении гражданского контроля за деятельностью государственных учреждений. Для адекватного разрешения дел с участием несовершеннолетних в случаях, когда ребёнок находится в группе риска, в трудной жизненной ситуации должен действовать специализированный, ювенальный суд. Это столь же ясно, как и то, что в медицине должны быть педиатры. При поддержке Программы развития ООН и Международного детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в ряде регионов России, прежде всего, силами российских НПО, действующих в интересах детей, отрабатываются ювенальные технологии. Сетевое содружество российских НПО сегодня оформлено в виде Общероссийского Союза общественных объединений «Гражданское общество – детям России». Сегодня Союз объединяет около 600 организаций из 76 регионов России. Развитие и укрепление этой сети, а также налаживание системного взаимодействия Союза с государственными структурами позволит существенно повысить и эффективность социальной политики в интересах детей. Состоявшееся недавно широкое публичное обсуждение Национального плана действий в интересах детей до 2010 года, инициированное Советом при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, позволяет надеяться на выработку и реализацию более эффективной государственной политики в интересах детей, в том числе, за счет более активного участия в этих процессах институтов гражданского общества. Обсуждение, в ходе которого экспертами и представителями общественных объединений, действующих в интересах детей, было высказано много замечаний, в том числе, касающихся необходимости жесткой увязки Национального плана с Федеральной целевой программой «Дети России». Тем не менее, следует отметить, что сам факт такого обсуждения чрезвычайно важен – как для общественных организаций, чьи замечания и предложения были доведены до представителей профильных органов власти, так и для властных структур, которые теперь будут обязаны принять во внимание мнение общественности. Политика в интересах детей – дело, ответственность за которое несет не только государство, но и само общество, рассчитывающее на лучшее будущее для своих детей и своей страны. Поэтому и вырабатываться, и реализовываться эта политика должна совместными усилиями всего общества.

Какими правами наделен ребенок

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую защиту, заботу и помощь, "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения". (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой. (Всеобщая декларация прав человека. Статья 25)

Права ребёнка

  • Право на жизнь.
  • Право на имя.
  • Право на гражданство.
  • Отсутствие дискриминации.
  • Право на свободу совести и религиозных убеждений.
  • Право на жизнь с родителями.
  • Право на труд.
  • Право на отдых.
  • Право на защиту жизни и здоровья.
  • Право на образование.
  • Право на отсутствие рабства.
  • Право на жилище.
  • Право на свободу слова.
  • Право на получение информации.
  • Право пользоваться достижениями культуры.
  • Право создавать семью.
  • Право участвовать в научно-техническом, художественном творчестве.


С рождения

Родившись, ребенок приобретает право на гражданство, обладает правоспособностью по гражданскому праву, имеет право на имя, отчество, фамилию; имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов. На имя ребенка может быть открыт счет в банке.

С 1,5 лет

Полуторагодовалый гражданин имеет право посещать ясли.

C 3 лет

Трехлетний гражданин вправе посещать детский сад

C 6 лет

Шестилетний гражданин в праве:

  • посещать школу (с 6 лет и 6 месяцев, в исключительных случаях и в более раннем возрасте);
  • вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
  • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия его, третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения

при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства.


C 10 лет

Десятилетний гражданин:

1.дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии;

2.дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей;

3.выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, после расторжения брака, он хотел бы проживать;

4.вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

5.может вступать в детские общественные объединения.


C 14 лет

Четырнадцатилетний гражданин:

  • дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями;
  • может выбирать место жительства (с согласия родителей);
  • вправе с согласия родителей вступать в любые сделки;
  • вправе самостоятельно распоряжаться своим доходом, зарплатой, стипендией;
  • осуществлять свои авторские права, как результат своей интеллектуальной деятельности;
  • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  • имеет право на получение паспорта;
  • может быть разрешено вступать в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность);
  • допускается поступление на работу с согласия одного из родителей (законного представителя) и органа опеки и попечительства учащихся для выполнения в свободное от учебы времени легкого труда не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения не более 24 часов в неделю;
  • имеет право требовать отмены усыновления;
  • может обучаться вождению мотоцикла;
  • имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам;
  • подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и другие преступления предусмотренные УК РФ);
  • подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причиненный имущественный вред;
  • может быть исключен из школы за нарушения.
  • вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой прав при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими правами.
  • вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество.


C 15 лет

  • допускается поступление на работу в случае получения основного общего образования, либо продолжения освоения программы основного общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления общеобразовательного учреждения для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью (сокращенная рабочая неделя 24 часа, другие трудовые льготы)
  • вправе оставить общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования при согласии родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и местного органа управления образованием допускается исключение из образовательного учреждения обучающегося по решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения. Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения

C 16 лет

Шестнадцатилетний гражданин имеет право:

  • имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин;
  • несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка, при установлении их отцовства (материнства), вправе самостоятельно осуществлять родительские права;

получает возможность просмотра в кинотеатрах фильмов эротического содержания, имеющих запрет: "Дети, до 16 лет не допускаются";

  • может быть объявлен, в установленном законном порядке, полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью

может быть членом кооператива, акционерного общества;

  • имеет право управлять мопедом при езде по дорогам;
  • имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора;
  • имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); при этом сохраняется ряд льгот согласно трудовому праву (сокращенная рабочая неделя - не более 35 часов, продолжительность ежедневной роаботы не может превышать 7 часов);
  • подлежит административной ответственности за правонарушения несет уголовную ответственность за любые виды преступлений


C 17 лет

  • Семнадцатилетний гражданин подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).


C 18 лет

Наступает полная дееспособность гражданина. Приобретает любые права и налагает на себя любые обязанности.

С какого возраста человек получает возможность самостоятельно осуществлять в полном объеме все свои права и нести обязанности (т. е. приобретает дееспособность)? С наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста; в случае вступления в брак до достижения 18 лет; при этом, если брак расторгнут, дееспособность сохраняется, но если брак признан недействительным, суд может признать бывшего супруга утратившим полную дееспособность. при объявлении подростка, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, либо с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью (в ГК РФ это называется «эмансипацией»). В случаях, предусмотренных законом, могут устанавливаться и другие возрастные пределы для самостоятельного или ограниченного осуществления отдельных прав и несения некоторых обязанностей. Во всех этих случаях родители не несут ответственности по обязательствам за эмансипированного ребенка, и дети сами должны отвечать за все свои поступки так, будто бы являются взрослыми. С какого возраста ребенок имеет право на выражение собственного мнения? Обязаны ли органы власти учитывать это мнение? Законом возраст не ограничен. Таким образом, при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, ребенок вправе выражать свое мнение. Обязаны выслушать ребенка и в ходе судебного или административного разбирательства по вопросам, которые затрагивают его интересы. При этом, если ребенку исполнилось 10 лет, его мнение учитывается в обязательном порядке. Более ого, изменение имени и фамилии ребенка, восстановление прав родителя, который был родительских прав лишен, усыновление, запись усыновителя в качестве родителя ребенка, передача ребенка на воспитание в приемную семью возможны только с согласия ребенка, которому исполнилось 10 лет. Конвенция требует, чтобы государство предоставляло право на выражение собственных взглядов любому ребенку, который способен сформулировать собственное мнение. Этим взглядам должно уделяться должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. Имеют ли право родители представлять интересы своих детей, если между интересами детей и родителей имеются противоречия? Нет, не могут, если наличие таких противоречий будет установлено органами опеки и попечительства. В этом случае этим органом назначается представитель для защиты прав и интересов детей.

Каким образом могут быть изменены имя и фамилия ребенка?

Если ребенку нет 16 лет, по совместной просьбе родителей с согласия ребенка орган опеки и попечительства может разрешить изменить имя ребенка, а также его фамилию – на фамилию другого родителя. Если второй родитель проживает раздельно, то орган опеки и попечительства учитывает его мнение по данному вопросу. Если местонахождение ребенка не известно или родитель лишен родительских прав, учитывать его мнение на этот счет По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой. Изменение имени и(или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.


Права ребенка в семье

После достижения 14 лет человек имеет право:

  • распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами;
  • пользоваться правами автора произведения науки, литературы, искусства, изобретения;
  • вносить вклады в банки и распоряжаться ими;
  • совершать мелкие бытовые сделки;
  • совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды (например, дарить подарки), но только тогда, когда такие сделки не обязательно регистрировать у нотариуса;
  • распоряжаться средствами, предоставленными родителями или с их согласия другим человеком.

Все другие сделки действительны только с письменного согласия родителей, опекунов или попечителей. Если подросток в возрасте от 14 до 18 лет совершил сделку кроме тех, что указаны выше, такая сделка действительна только при условии, что родители письменно эту сделку одобрили.

Однако если подросток вступил в брак, или подросток, достигший 16 лет, работает по трудовому договору или занимается с согласия родителей предпринимательской деятельностью, он приобретает право на совершение любой сделки. Такой подросток имеет почти все права взрослого.

Может ли подросток в возрасте от 14 до 18 лет быть лишен права распоряжаться своим заработком?

Да, может, но только на основании решения суда, вынесенного по ходатайству его родителей или органа опеки и попечительства.

Какие права по распоряжению имуществом без согласия родителей имеют дети в возрасте от 6 до 14 лет?

Таких прав у них всего три – на совершение мелких бытовых сделок, на совершение сделок, направленных на получение выгоды без затраты средств, на распоряжение средствами, представленными родителями, опекунами или с их согласия другими людьми.

Несут ли родители ответственность за сделки, совершенные их несовершеннолетними детьми?

Если подросток достиг 14 лет, за совершенные им сделки (если на них не требовалось согласия родителей) он несет ответственность самостоятельно. За сделки, совершенные детьми в возрасте до 14 лет, а также за причиненный ими ущерб, ответственность несут родители, кроме случаев, когда они докажут, что в допущенных нарушениях они не виноваты.

Имеют ли дети и родители право на имущество друг друга?

Нет, не имеют. Они пользуются имуществом друг друга по взаимному согласию.

Какое помещение является местом жительства несовершеннолетнего?

Если подростку нет 14 лет – то место жительства его родителей, усыновителей или опекунов. После достижения ребенком 14-летнего возраста – место, где человек постоянно или преимущественно проживает.


Права ребенка в школе

Какие права связаны с правом на образование?

Право на образование следует рассматривать как совокупность прав на:

1)выбор образовательного учреждения или образовательной программы;

2)получение образования в соответствии с установленными стандартами;

3)обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;

4)уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;

5)обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;

6)получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общегообразования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

7)обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;

8)добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;

9)получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

10)социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;

11)равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;

12)перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;

13)получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;

14)оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;

15)продолжение образования в образовательном учреждении, получающий образование в семье при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;

16)перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;

17)участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;

18)уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;

19)свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом и локальными актами образовательного учреждения.

Имеют ли право родители потребовать, чтобы было оценено соответствие государственным стандартам качество обучения и питания детей, которые они получают в школе, интернате ?

Да.

Каким образом должна поддерживаться дисциплина в образовательном учреждении?

Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся воспитанникам не допускается.

Что следует признавать насилием по отношению к ученику?

  • Физическое насилие – это применение физической силы к ученику.
  • Психическое насилие не имеет точного определения. Формами психического насилия являются:

угрозы в адрес обучающегося;

  • преднамеренная изоляция обучающегося;
  • предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;

оскорбление и унижение достоинства;

  • систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;

постоянная негативная характеристика обучающегося;

  • демонстративное негативное отношение к обучающемуся.

Представим себе, что работник школы или другого образовательного учреждения ущемляет права ребенка. Учащиеся написали на него жалобу администрации. Могут ли учащиеся участвовать в проверке, которая проводится по этой жалобе?

Ученики (кроме тех, кто учится в начальной школе) вправе ходатайствовать о проведении дисциплинарного расследования в отношении этого работника с участием выборных представителей учащихся. Но речь идет не о праве делегировать своего представителя для проведения дисциплинарного расследования – ходатайство может быть удовлетворено, но может быть и отклонено. Если ученики с решением администрации не согласны, они вправе обратиться за помощью в уполномоченные органы государственной власти, то есть в органы управления образованием или к специалистам по охране прав детей.

Вправе ли ученики проводить в школе собрания и митинги, если считают, что их права нарушены?

Да, вправе, но только во внеучебное время. При этом администрация учебного учреждения не вправе препятствовать проведению таких мероприятий, но при двух условиях – во-первых, если выборными представителями учеников выполнены условия проведения митингов или собраний, установленные уставом школы, во-вторых, если эти мероприятия не препятствуют учебному или воспитательному процессу и не нарушают российского законодательства.

С какового возраста дети могут создавать в школе или другом учреждении, где они обучаются, собственные общественные организации?

Такое право имеют все дети старше 8 лет. С этими организациями администрация школы (учебного учреждения) может заключать договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.

Как познакомиться с Уставом или Правилами внутреннего распорядкашколы, узнать адреса и телефоны органов власти и должностных лиц, отвечающих за защиту прав детей?

Уставы и вся указанная информация должна быть вывешена в школе и любом другом учебном учреждении.


Что такое семейное образование?

Какие права и обязанности имеют родители при выборе этой формы образования?

Семейное образование является новой для нас формой получения образования.

Семейное образование – организация образования в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения.

Родители (законные представители) имеют следующие обязанности:


  • заключить договор с образовательным учреждением;
  • определить организационную форму семейного образования;
  • обеспечить освоение ребенком общеобразовательных программ;
  • подготовить ребенка к прохождению обязательной итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

Права родителей (законных представителей):

  • ознакомиться с приказом о зачислении ребенка в общеобразовательное учреждение;
  • ознакомиться с личной карточкой обучающегося;
  • получать в общеобразовательном учреждении на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке общеобразовательного учреждения;
  • получить в общеобразовательном учреждении методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
  • осуществлять промежуточную и итоговую аттестацию ребенка;
  • получать денежные средства в размере затрат на образование ребенка на соответствующем этапе образования в государственном, муниципальном образовательном учреждении;
  • получить компенсации, установленные государственными и муниципальными органами власти на детей соответствующего возраста;
  • продолжить образование ребенка на любом этапе обучения в общеобразовательном учреждении.

Каковы права и обязанности образовательного учреждения при выборе родителями семейного образования?

Обязанности образовательного учреждения:

  • заключить договор с родителями (лицами, их заменяющими) на организацию семейного образования;

предоставить родителям на время обучения детей бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке;

  • обеспечить методическую и консультативную помощь в соответствии с договором;
  • осуществлять по заявлению родителей промежуточную аттестацию учащихся;
  • предоставить возможность продолжить обучение в образовательном учреждении по заявлению родителей;
  • выдать детям, прошедшим итоговую аттестацию, документ государственного образца о соответствующем образовании;
  • издать приказ о приеме ребенка в образовательное учреждение;
  • завести личное дело на ребенка – карточку обучающегося;
  • выплачивать из средств попечителя денежные средства на образование.


Права образовательного учреждения:

  • расторгнуть договор при условии неосвоения обучающимся образовательных программ;
  • получать информацию от родителей детей о ходе образования в семье;
  • переводить обучающегося в следующий класс;
  • оставить ребенка на повторный курс обучения.

Что такое экстернат как форма получения образования?

Экстернат – это аттестация учащихся, самостоятельно изучающих дисциплины согласно образовательной программе.Имеется «Примерное положение о получении общего образования в форме экстерната». «Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам основного общего и среднего (полного) общего образования с последующей аттестацией в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Аттестация может быть проведена и в негосударственных учреждениях, прошедших аккредитацию и имеющих право выдавать документы государственного образца. В форме экстерната могут освоить программы следующие группы лиц: обучающиеся в государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждениях на 2 и 3 ступенях; обучающиеся, вынужденно не посещающие образовательное учреждение.

Каковы обязанности образовательного учреждения при организации экстерната?

Образовательное учреждение обязано:

  • установить правила ускоренного освоения образовательных программ по отдельным предметам в порядке экстерната;
  • ознакомить экстерна с порядком проведения аттестации, программами учебных курсов или учебных предметов;
  • организовать консультации по учебным предметам, выдачу литературы экстернам из библиотечного фонда;
  • использовать организацию предметных кабинетов для проведения лабораторных и практических работ;
  • предусмотреть в уставе порядок обучения по индивидуальному плану;
  • допустить к аттестации экстерна;
  • установить порядок проведения аттестации экстернов;
  • перевести в следующий класс экстерна, прошедшего аттестацию, и выдать ему справку с оценками за полный курс по всем дисциплинам;
  • издать приказ о создании комиссии для проведения аттестации экстернов и создать такую комиссию;
  • выдать аттестат об основном общем или среднем (полном) общем образовании с пометкой «экстернат».


Защита прав ребенка в суде

Каковы способы защиты гражданином своих прав?

Права могут быть защищены любым способом, не запрещенным законом. То есть, можно попытаться действовать самостоятельно. Можно обратиться к адвокату. Наиболее универсальный способ – обратиться за помощью к специализированным правозащитным организациям (контактные данные некоторых из них имеются в конце этой брошюры).

Имеет ли право человек, права которого оказались нарушенными, заставить обидчика  прекратить   нарушение и восстановить нарушенные права, не обращаясь за помощью в милицию или в суд?

Да имеет. Такое действие называется самозащитой гражданских прав и предоставлено любому человеку. Однако способ самозащиты должен быть соразмерен с нарушением и не выходить за пределы действий, которые необходимо предпринять, чтобы прекратить нарушение.

Будьте внимательны: иногда очень трудно провести ту грань, где кончается самозащита гражданских прав и начинается самоуправство – преступление, предусмотренное Уголовным кодексом РФ 1996 г. Главное отличие самоуправства от самозащиты заключается в том, что при самоуправстве вы действуете, нарушая порядок, установленный каким-нибудь законом, распоряжением или иным правовым актом.

КАК ОБРАТИТЬСЯ В СУД

Очень часто для защиты прав человека приходится обращаться в суд. Судебная процедура позволяет защитить права человека цивилизовано. Однако при судебном разбирательстве необходимо придерживаться установленных законом канонов. Если Вы решитесь действовать самостоятельно, Вам необходимо с ними ознакомится. В нашей брошюре мы можем дать только самые первые, общие рекомендации. Предлагаемая вашему вниманию методика касается только гражданских дел (жилищных, трудовых, семейных, имущественных споров и т. д.). Для того, чтобы обратиться в суд, необходимо грамотно составить исковое заявление. Оно подается в письменной форме, где обязательно должны быть указаны:

1)Наименование суда, в который подается исковое заявление. До обращения в суд Вам необходимо выяснить, какой именно суд (какого района, города) будет рассматривать Ваше дело. Иск предъявляется в суде по месту жительства ответчика, а к юридическому лицу – по месту нахождения органа или имущества.

2)Наименование истца и его адрес. Если заявление подается в суд представителем, то указывается также наименование представителя и его адрес.

3)Наименование ответчика и его адрес. Если ответчиков несколько, то указывается наименование других ответчиков и их адрес.

4)Далее излагаются обстоятельства, на которых Вы основываете свои требования и доказательства, которые их подтверждают.

5)Ваши требования. Здесь надо указать нормы закона, на основании которых Вы просите удовлетворить свой иск.

6)Цена иска, если он подлежит оценке. Цена иска определяется: о взыскании денег – взыскиваемой суммой; об истребовании имущества – стоимостью имущества; в исках, состоящих из нескольких самостоятельных требований – общей суммой всех требований и т. д. Указывается истцом. В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости – определяется судьей.

7)Укажите перечень прилагаемых к заявлению документов (копии договоров, квитанции об оплате, акты обследований, медицинские справки, заключения экспертов и т. д.).

8)В конце заявления ставится дата и подпись. Если в суд обратился Ваш представитель, то к заявлению прилагается доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя.

9)Исковое заявление подается в суд с копиями по числу ответчиков. До подачи искового заявления необходимо уплатить государственную пошлину. Платеж взимается в доход государства за совершение юридически значимых действий или выдачу документов. Судебные расходы потом могут быть возмещены проигравшей стороной. При увеличении исковых требований недостающая сумма пошлины доплачивается.

Уплаченная сумма подлежит возврату на основании определения суда или судьи не позднее одного года в случаях: переплаты, отказа в принятии заявления, оставления заявления без движения и т. д. Суд или судья, исходя из имущественного положения гражданина, вправе освободить, уменьшить, отсрочить или рассрочить уплату судебных расходов в доход государства. От уплаты пошлины освобождаются иски о взыскании заработной платы и других требований, вытекающих из трудовых отношений, о нарушении прав потребителей, о взыскании алиментов и иные.

В каком случае судья отказывает в принятии иска или оставляет иск без движения?

Судья отказывает в принятии иска, если:

  • дело не подлежит рассмотрению в суде;
  • не соблюден порядок досудебного разрешения дела (например, дело по трудовому спору вначале, до подачи в суд, должно было быть рассмотрено комиссией по трудовым спорам);
  • по тому же делу уже есть судебное решение;
  • дело неподсудно данному суду;
  • заявление подано недееспособным лицом;
  • если дело передано на разрешение мирового суда.

Исковое заявление остается без движения, если: оно подано с нарушением правил оформления исковых заявлений или без копий по числу ответчиков; оно не оплачено госпошлиной. При отказе в приеме заявления или его оставлении без движения судья выносит определение, в котором обязан указать, какие меры должен предпринять истец для устранения причин в отказе принятия иска.