Родительский университет как новая воспитательная структура, системообразующий фактор воспитательной деятельности ОУ/Яковлева Т

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск
Т.Д.Яковлева, заместитель директора средней
общеобразовательной школы №21 г.Рыбинска
по научно-методической работе

Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим не воспитывая себя, воспитывать детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? Л.Н.Толстой

Сколько существует воспитание, столько же существуют и проблемы воспитания. В зависимости от времени, эпохи они видоизменяются, но никогда не становятся менее значимыми для тех, кто задумывается над будущим.

Не стало исключением из правила и то время перемен, в которое нам довелось жить. Значимость воспитания признается на государственном уровне. Недаром в течение последнего десятилетия теоретики и практики педагогики в нашей стране разработали глобальные программные документы, через призму которых воспитателям, учителям, преподавателям, родителям учащихся предлагается по-новому, в соответствии с требованиями времени, посмотреть на свою роль в решении проблем образования детей и молодежи.

Принципиально новым является создание системы государственно-общественного управления школой. Только при этом условии школа перестанет быть учреждением закрытого типа, то есть перестанет сама ставить перед собой задачи, сама их решать, сама оценивать результаты собственной деятельности и нести за них ответственность. Лозунг о необходимости школы стать открытой системой станет отражением реальности тогда, когда каждое звено вертикали государство-общество-школа-родители-ученики почувствует себя по-настоящему ответственным за общий результат.

Наша школа разработала и внедрила в практику систему, объединяющую усилия социума, школы, учащихся и их родителей для достижения нового качества образования. Дабы не изобретать велосипед, мы познакомились с достаточно богато представленным в современной педагогической периодике материалом о взаимодействии семьи и школы. Однако мы не смогли увидеть в предлагаемых вариантах того, что помогло бы нам найти ответ на вопросы: -как стереть границу между качествами выпускника школы и требованиями к человеку, вступающему в самостоятельную жизнь? -какие вопросы социализации учащегося должны и могут решаться с помощью школы, а какие должны быть отданы на откуп семье, другим учреждениям и организациям? -в чем и как помочь конкретной семье воспитать ребенка, уже сейчас создать условия для его успешности во взрослой жизни? -кого, когда, где и как учить быть родителями? Каждый вопрос может предполагать множество ответов. Мы не претендуем на знание истины. На наш взгляд, сегодняшняя ситуация в школьном образовании, проблемы, с которыми сталкиваются учителя, учащиеся и их родители, сами привели к тому, что нужно не уходить от ответов, а пытаться вместе их искать. РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ стал не разъединяющим, а объединяющим фактором в воспитании детей. Структура объединила усилия учреждений и организаций окружающего школу социума, родителей учащихся, школы и самих обучающихся в большую группу единомышленников, партнеров, готовых к эффективному взаимодействию. основная ее цель - корректировка родительской позиции всех участников образовательного процесса.

В психологии существует постулат: в каждом человеке живет дитя с его естественными желаниями, родитель со знанием норм и правил и взрослый, который может найти «золотую середину» между этими двумя полюсами. Если верить психологии, то «родитель» в каждом из нас должен знать, в том числе, и как правильно и в соответствии с какими нормами воспитывать собственного ребенка. Так ли это? Ведь профессия родителя едва ли не единственная, которой никто не учит. Азы профессии и секреты мастерства здесь постигаются на практике. Достаточно ли корректно это выглядит, когда «материалом» для твоего профессионального становления служит ребенок? Проведя небольшое исследование среди родителей в своей школе, мы получили интересные данные: -большинство родителей учащихся не видят связи между собственным знанием возрастной психологии, законов общения и проблемами в воспитании ребенка, -далеко не все родители, как раньше, готовы принимать помощь в воспитании только от учителя, они хотят общаться со специалистами, занимающимися глубоким изучением той или иной проблемы, -родители готовы не только слушать лекции, а и участвовать в тренингах, деловых играх, обмениваться опытом воспитания, -есть среди родителей те, кто может поделиться опытом создания крепкой и дружной семьи, развитием способностей ребенка, но очень мало кто знает, как готовить ребенка к выполнению им различных социальных ролей в будущем.

В ответе на вопрос «Как Вы считаете, кто или что влияет на то, каким станет Ваш ребенок?» на первые места родители поставили «уровень культуры общества» и «идеологию общества». А как же быть с субъектной позицией? Как согласовать ее с внешним влиянием, которого в любом случае не избежать? Наши социальные партнеры – представители того самого внешнего окружения. На сегодня у них существует, на наш взгляд, вполне обоснованные требования к семье и школе: ребенку должны быть созданы условия для его развития, а возникающие проблемы необходимо видеть и решать до того момента, когда они становятся неразрешимыми. Кто-то может сказать (и он будет прав), что давно создана система взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования детей,социально-реабилитационными центрами, инспекцией по делам несовершеннолетних, отделом охраны прав детства, отделом помощи семье и т.д. Взаимодействие есть, но насколько оно результативно? Тот ли результат мы хотим получить, какой имеем на сегодняшний день? На мой взгляд, только в диалоге, участниками которого должны стать наши социальные партнеры, родители и сами учащиеся, мы сможем оказать действенную помощь конкретному ребенку, конкретной семье. Очень важно, чтобы «родительский университет» вызывал у его слушателей желание сделать максимум возможного для оказания своевременной поддержки детям,родителям, семье. Не столько родителям, сколько детям будет полезно, если взрослые научатся создавать условия для формирования навыков жизненного и профессионального самоопределения их детей.


Но только ли об учащихся и их родителях стоит здесь говорить? Наверное, нет. Одной из целей создания воспитательной структуры «родительский университет» является смещение позиции учителя в сторону родительской роли. При этом никто не утверждает, что всех учащихся школы нужно любить как своих собственных. Но создание для каждого ребенка ситуации защищенности, эмоционального комфорта, благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, создание условий для самопознания, саморазвития, самоутверждения каждого ребенка. сохранения его неповторимости и раскрытия его потенциальных возможностей – это совсем не то же самое, что дать ему знания и привить навыки. Достаточно ли сейчас учителя сориентированы на такую работу? Насколько запрошена такая работа педагога со стороны государства, или результат по ЕГЭ гораздо более значим? Вопросы возникают потому, что каждому учителю часто приходится выбирать: заботиться о психологическом здоровье ребенка или работать на учебный результат. Нередко одно с другим просто несовместимо. Сегодня педагогам жизненно и профессионально необходим высокий уровень коммуникативной компетентности и умение быть партнером.


Вернемся к вопросу о социальных ролях. Каждому сегодняшнему школьнику предстоит в будущем (для кого-то очень недалеком) стать мужем-женой, папой-мамой. Насколько он готов к этому? Достаточно ли хороший пример для подражания он видит в лице собственных родителей? Знает ли он хотя бы теоретически, как строить семью, как налаживать внутрисемейные отношения, чтобы чувствовать в своих близких людях опору в любой жизненной ситуации? Способен ли он создавать вокруг себя бесконфликтную атмосферу? Умеет ли разрешать конфликтные ситуации, если они вдруг возникают? Понимает ли он, что хорошая семья решает едва ли не половину успеха в жизни человека? Педагоги школы считают, что над этими непростыми вопросами надо думать старшеклассникам, а вызвать у них желание подумать над ними – наша задача. Для этого в арсенале учителей имеются самые разнообразные формы: от знакомства с научно-популярной литературой до ролевых игр и тренинговых занятий.Помочь сегодняшним школьникам понять,какими родителями они хотят и могут стать - наша общая задача.


Подводя итог вышесказанному, хочется еще раз обратить внимание на то, что новая воспитательная структура «родительский университет» создается в нашей школе для того, чтобы

  • у ребенка расширились представления об организациях и людях, к которым он может обращаться за помощью,
  • у родителей появилась возможность участвовать в организации учебно-воспитательного процесса в школе и получать квалифицированную, своевременную и адресную помощь,
  • у педагогов сместилась позиция с жестко-профессиональной «учитель-ученик» в сторону воспитательной «взрослый-ребенок»,
  • у социальных партнеров было время и место в образовательном пространстве школы для профилактики тех проблем, над решением которых они призваны работать.