Родительское собрание Мальчики и девочки: они такие разные

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Изображение:J0283652.GIF Изображение:J0283653.GIF

Содержание

Класс:

з"А"

Интернет-среда

блог, Wiki,

Время проведения

12 марта 2010 года, 11-00 - 13-00

Автор-разработчик (группа авторов)

Краснощёкова Татьяна Николаевна, педагог-психолог,

Мельникова Ольга Александровна, социальный педагог,

Моисеева Елена Александровна, учитель 3 "А" класса

Семенова Татьяна Владимировна, зам. директора по ИКТ

Цели родительского собрания

  • Акцентировать внимание родителей на важности гендерных подходов в воспитании детей.
  • Научить родителей работать в проектной группе по заданной теме.

ЗАДАЧИ:

  • Показать, как искать информацию в Интернет по заданным ссылкам и предоставить возможность родителям самим найти важную информацию о гендерных различиях в воспитании детей.
  • Зарегистрировать родителей в Wiki, показать основные правила работы.
  • Помочь овладеть навыками работы в проектной группе: организовать процесс поиска информации, обработки, размащения в Wiki-статье и обсуждения.
  • Провести рефлекию по теме и оформить ключевые моменты "осознания" как рекомендации для родителей.
  • Научить оставлять комментарии в блогах.

Участники родительского собрания:

  • родители учащихся 3 "А" класса
  • учитель класса Моисеева Елена Александровна
  • педагог-психолог Краснощёкова Татьяна Николаевна
  • социальный педагог Мельникова Ольга Александровна
  • зам.директора по ИКТ Семёнова Татьяна Владимировна

Подготовительная работа

  • Подготовка учителем слайд-презентации по теме собрания: "Гендерные подходы в воспитании и обучении детей."
  • Создание сообщения с анонсом собрания в блоге класса и блогах специалистов.
  • Распечатка приглашений родителям (вложение пригласительных открыток в дневники уч-ся).
  • Поиск нужных ссылок в Интернет по теме собрания.
  • Создание Wiki-cтатьи для оформления родительского собрания (в том числе - для размещения РЕКОМЕНДАЦИЙ - продукта деятельности родителей).

Оборудование

Необходимые ресурсы для проведения собрания

  • Экран и web-проектор.
  • Учительский компьютер с выходом в Интернет.
  • Ноутбуки (3-4) с выходом в Интернет.

Ход собрания

1. Приветственное слово учителя (сообщение темы и целей собрания, представление организаторов-консультантов) - 5 минут.

2. Слайд-презентация темы собрания - 10 минут.

3. Деление родителей на 2 пректные группы (родители мальчиков - родители девочек), начало работы в группах с консультантами (психологом и социальным педагогом), знакомство с буклетом для родителей - 5 минут.

4. Поиск информации о гендерных различиях детей по ссылке: Особенности воспитания мальчиков и девочек - 15 минут.

5. Регистрация одного из родителей в Wiki, оформление статей: "Из чего же сделаны девочки/ мальчики" - 20 минут.

6. Обсуждение в группах собственных рекомендаций по воспитанию мальчиков/девочек (методом "мозгового штурма") - 10 минут.

7. Оформление второй части Wiki-статьи: "Рекомендации родителей по воспитанию мальчиков/девочек" - 15 минут.

8. Представление командами продукта своей проектной деятельности - демонстрация статей на экран, комментарии - 20 минут (по 10 минут на команду).

9. Написание комментариев в блог класса: впечатления о родительском собрании - 10 минут.

10. Заключительное слово учителя, рефлексия родителей - 10 минут.


Слайд-презентация:

Демонстрация буклета:

Буклет к собранию

"Из чего же сделаны ДЕВОЧКИ?" Изображение:J0283653.GIF

Работа в проекной группе "Мамы девочек":

  • Независимо от возраста, девочкам требуется больше заботы. Задача родителей - дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим.
  • Когда девочке плохо, она должна знать, что родители готовы окружить ее заботой. Если девочка получает необходимую ей заботу, она доверяет родителям и остается открытой. Доверчивая девочка счастлива и довольна жизнью. Для развития своих дарований и талантов девочкам необходима уверенность в близких людях. В противном случае они чувствуют себя ни на что не годными, нелюбимыми и отказываются от поддержки окружающих.
  • Родителям следует понять, что девочки формируют позитивное представление о себе на основе внимания и заботы, которые им дарят люди.
  • Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможности обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе. Если же отец слишком верит в способность дочери делать что-то самостоятельно, она может подумать, будто папа не очень о ней заботится.
  • Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.
  • Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.
  • Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.
  • Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!

- Я тебя так люблю.

- Ты у меня просто чудо, подарок судьбы.

- Ты самая удивительная, самая прекрасная, я так тебя люблю.

- Ты украшаешь мою жизнь.

Эти и другие подобные слова ожидает услышать каждая девочка и женщина.

...Женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской - на прогресс.

..Девочке необходимо чувствовать себя любимой и слышать об этом от родителей.

...Девочки рисуют людей (чаще всего принцесс), в том числе и себя,а мальчики технику.

...Девочки ориентированы больше - на отношения между людьми.

РЕКОМЕНДАЦИИ родителей (мам) по воспитанию ДЕВОЧЕК Изображение:Изображение 114.gif

  • Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
  • Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
  • Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённсоть её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.
  • У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.
  • Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
  • Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

II ЭТАП собраия (14 апреля): "Из чего же сделаны МАЛЬЧИКИ?" Изображение:J0283652.GIF

Вступительное слово учителя и психолога:

Работа в проектной группе "Мамы мальчиков":

  • У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек. Точно так же у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Конечно же, главная потребность для тех и других - любовь. Но любовь может выражаться по-разному. Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу.
  • Доверять - значит признавать, что у ребенка все в порядке. Это вера в то, что ребенок может успешно учиться на собственных ошибках. Это готовность позволить жизни идти своим чередом, веря, что в конце концов все будет хорошо. Доверять ребенку - значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так. Доверять - значит давать малышу свободу и пространство делать все самостоятельно.
  • Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.
  • Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо мотивировать успехом и поощрением. Нужно ясно давать ему знать, что он способен радовать своих родителей и радует их. Если мальчику удается доставить родителям радость, это служит ему мотивацией, чтобы и дальше вести себя соответствующим образом, в противном случае мальчик становится слабым и перестает заботиться об окружающих. Позитивное поощрение правильного поведения служит мальчику дополнительным подтверждением успеха.
  • Три стадии отрочества универсальны и существуют вне времени. Обсуждая их с родителями, я всякий раз слышу: "Верно!", потому что опыт воспитания подтверждает правильность этих постулатов.
  • Коротко о трех стадиях развития

1. Первая стадия охватывает период с рождения до шести лет - возраст, в течение которого мальчик крепче всего связан с матерью. Это "ее" мальчик, даже притом, что отец может играть очень большую роль в жизни ребенка. Цель воспитания в этот период - передать мальчику большую любовь и ощущение безопасности, "зарядить" его на жизнь как на большое и увлекательное путешествие.

2. Вторая стадия длится с шести до четырнадцати лет - возрастной период, в течение которого мальчик, следуя собственным внутренним ощущениям, хочет учиться быть мужчиной и все больше присматривается к отцу, его интересам и поступкам. (Хотя мать остается очень близким человеком, а окружающий мир становится все интереснее.) Цель воспитания в этот период - повысить уровень знаний ребенка и развить его способности, не забывая о доброте и открытости, - то есть стремиться к развитию гармоничной личности. Именно в этом возрасте к вашему сыну приходит ощущение радости и комфорта оттого, что он мальчик.

3. И наконец, период от четырнадцати лет до совершеннолетия - когда мальчику необходимо участие мужчины-наставника, если он хочет быть полностью подготовленным к взрослой жизни. Мама и папа несколько отступают на задний план, но они должны подыскать своему сыну достойного наставника, чтобы ему не пришлось довольствоваться знаниями и опытом своих некомпетентных сверстников. Цель воспитания на этом этапе - обучить навыкам, привить чувство ответственности и самоуважения, активно вовлекая во взрослую жизнь.

РЕКОМЕНДАЦИИ родителей по воспитанию МАЛЬЧИКОВ Изображение:Изображение 023.gif

  • Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать не повышая тона, спокойно).
  • Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не ЗАПРЕЩАТЬ, а РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.
  • Нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность - разрешать плакать, например (т.е. разрешать быть естественными).
  • Мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.
  • Мальчикам НУЖНО организовывать РЕЖИМ и дисциплину: это формирует его ответственность!
  • Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!
  • Учить доверять, формируя тем самым ОПЫТ его социальное доверия.
  • Использовать юмор в общении - для снижения агрессивности и страха перед ответственностью.
  • Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.
  • Мальчик - это посыл в БУДУЩЕЕ: его нужно иметь ввиду не только как сына. но и как будущего мужа, защитника и т.п.
  • Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

Памятки и инструкции для осуществления эффективной деятельности в Интернет-среде

Мастер-класс по Wiki и Web 2.0

Критерии и способы определения эффективности родительского собрания

  • Мы организовали очное собрание при помощи Интернет по актуальной для родителей класса теме.
  • При подготовке собрания учли предварительную подготовку некоторых родителей, умеющих работать в Wiki-среде, предоставили доступную для родителей всего класса Интернет-площадку - блог класса (для размещения комментариев родителей).
  • Планируя самостоятельный поиск родителей в группах, мы обеспечили их консультантами и разбили работу на этапы.
  • Изначально собрание было нацелено на результат - продукт совместной деятельности родителей в группах, этот результат (в виде их собственных рекомендаций)- хороший стимул для планирования подобной работы в дальнейшем (простой алгоритм действий).
  • Эмоциональный подъём и высокий уровень удовлетворённости родителей собранием (отражено в комментариях в классном блоге).

Самоанализ группы авторов

Это первый наш опыт проведения собрания с использованием Интернет-ресурсов и Интернет-площадок. Готовились заранее и тщательно: разработали поэтапный план, составили буклет в помощь родителям, нашли нужные ссылки. В Wiki-среде мы научили некоторых родителей работать заранее - в Интернет-клубе. И всё получилось! Наши мамы-участники просто в восторге!!! Впереди - встреча с папами.

Работая на сайте, который мы им предложили для ознакомления с темой, мамы захотели даже распечатать для себя важную информацию, в чём мы им и помогли. Кроме буклетов, родители унесли с собой и распечатки.

Второй этап собрания прошёл более активно: мамы мальчиков (а пришли именно мамы и даже бабушка!) оказались сами энергичными и деятельными. Они молоды, современны, почти у всех есть ещё и младшие дети, поэтому воспитание для них - основной процесс. А в Интернете они чувствуют себя совершенно свободно, с поисками и обработкой информации справились без труда. Рефлексия же заняла почти половину собрания, тема задела за живое! Мамы говорили не только о сыновьях, но и об их папах, к которым тоже нужны особые женские подходы... Рекомендации по воспитанию будущих мужчин шли от материнского сердца! --Татьяна Краснощёкова 05:01, 16 апреля 2010 (UTC)


Способы решения проблем

Как на собрании решаются обозначенные проблемы (связанные с повышением удовлетворенности родителей, обеспечением нужной явки, повышением родительской грамотности и активности и т.д.)

Вот отзывы мам в блоге класса:

  • Тема очень актуальная и нужная каждому родителю. Работая, над статьей:"Особенности воспитания мальчиков и девочек" мы получили очень полезную информацию. Спасибо педагогам МОУ СОШ № 9, что появилась новая форма взаимодействия родителей и педагогов. Максютова Оксана Александровна, мама Юли
  • На этом собрании рассматрвается интересная тема. Оказывается у меня растет настоящая девочка. Но в силу своего воспитания, я применяла общепринятые и знакомые мне методы. Моё отношение к поступкам девочек изменилось. Считаю эту тему важной и актуальной в нашем мире. Серкова Татьяна, мама Юли.
  • Сегодня на собрании мы пытались решить или найти ответы на важные жизненные вопросы в воспитании и взрослении наших девочек. Спасибо педагогам, которые нам помогали в этом. Вировая Юлия Сергеевна, мама Кристины

Заметка о II этапе собрания в блоге класса:

  • Вопросы гендерного воспитания, достаточно актуальны на сегодняшний день. Значимость таких информативных собраний достаточно велика,можно узнать много нового и интересного, помогает быть ближе к своему ребенку и к его окружению. Спасибо вам за интересно общение. Анна Кухтарь, мама Антона
  • Тема животрепещущая и актуальная . Работая над статьей "Особенности воспитания мальчиков и девочек", мы поделились общими проблемами. Спасибо педагогам за проявленный интерес к особенностям возраста наших детей и гендерного воспитания. Ружаковская Татьяна Александровна, Никифорова Татьяна Александровна, Денисова Марина Владимировна.

IIIэтап собрания - 29 апреля

Наконец, все родители 3 "А" класса собрались вместе.

  • В уютной обстановке классного кабинета разделились на 2 команды - чтобы решать проблемные ситуации. Первое задание было именно таким: найти выход из сложной ситуации.

Ситуация 1.

Девочка сообщает родителям о том, что лучшая подруга назвала её сплетницей и болтушкой и не хочет больше дружить.

1. Составить беседу с девочкой о её проблеме.

2. Подумать, КАК утешить и успокоить дочь.

Ответы родителей: (Какие вопросы задать дочери?)

  • Что ты чувствовала после этого? Как чувствуешь себя сейчас?
  • Попробуй поставить себя на место подруги: что она чувствует?
  • Хочешь ли ты дальше дружить с этой девочкой?
  • Если ты хотя бы немного виновата, необходимо попрпосить прощения у подруги.
  • Нельзя говорить за глаза: если тебе что-то не нравится, говори свои замечания в глаза (в тактичной форме).
  • Нужно учиться принимать недорстатки других.

Ситуация 2.

Мальчик получил в школе «2» за контрольную работу по математике, пришёл домой очень расстроенный, ничего не рассказал. Вечером отец попросил дневник и увидел «2». Накричал на сына, лишил его на неделю вечерних прогулок на улице.

1. Дать рекомендации отцу мальчика.

2. Подумать, КАК правильно должен реагировать отец на проблему сына.

Ответы родителей:

  • Решать любую проблему через разговор.
  • Разобрать ошибки в контрольной работе.
  • Сориентировать на беседу с учителем, чтобы исправить "2".
  • Необходимо наметить методы стимулирования и мотивации сына.
  • Обязательно продумать меры наказания (временно ограничить в доступе к ПК, снизить сумму на карманные расходы, сократить вечерние прогулки).

Ситуации были придуманы психологом и учителем, исходя из заявленных родителями проблем (по результатам первых двух этапов собрания): проблема мальчиков - эмоциональные перегрузки, неумение эмоционально расслабляться (чему в семьях способствует и поведение отца); проблема девочек - интриги, которые они сами плетут вокруг себя (особенности возраста!) Родители эмоционально и искренне присоединялись к проблеме, "проживали" её в группе, затем выносили продуманные и разумные решения, обменивались рефлексией. Психологу в конце только оставалось констатировать абсолютную адекватность данных рекомендаций.

  • Затем представители первых двух этапов собрания рассказали о своих впечатлениях об Интернет-поисках и заполнении Wiki-статьи, зачитали всем рекомендации по воспитанию мальчиков и девочек и порекомендовали полезные Интернет-ресурсы для знакомства.
  • В итоге все родители получили домашнее задание: выйти на блоги класса и психолога, чтобы оставить свои письменные комментарии о мероприятии. А устные - самые тёплые - были сделаны сразу же: такиме собрания - шаг в будущее, залог грамотного воспитания и понимания своих детей.

Использование Интернет

Интернет на данном родительском собрании был необходим для:

  • организации самостоятельной поисковой деятельности родителей в проектных группах,
  • оформления результатов поиска в виде Wiki-статьи,
  • публикации собственных рекомендаций родителей в этой же Wiki-статье и в блоге класса.

Примечание

Планируется продолжение взаимодействия с родителями после завершения собрания? Будет организовано продолжение начатой работы с использованием Интернет и без него? Если да, то как?

Для большей эффективности решили разбить собрание на 3 ЭТАПА: 12 марта состоялся первый этап - для мам девочек. Второй этап состоится в нчале IV четверти - для пап мальчиков. А третий - это общая встреча всех участников + тех родителей, который остались в стороне и обмен опытом. Хочется, чтобы выводы о пользе таких собраний делали сами родители!

Планируется провести дистанционное собрание (см. выше поэтапную разработку) Агрессивность школьников: причины, состояние проблемы, формы работы. Важная особенность такого собрания в том, что родители имеют возможность подключаться к активному участию в осознании предложенной проблемы в удобное для себя время: они могут пройти сразу все этапы или постепенно включаться в процесс. Уже размещены 2 презентации в блоге «Психолог-консультант»(«Причины детской агрессивности» и "Виды агрессии").