Родительское собрание Дорогой мой папа/Шелестович О

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Шелестович Ольга Александровна, педагог-психолог СОШ№10, г.Кандалакша, Мурманская область

Предварительная этап:

Подготовительную работу с папами и детьми очень корректно проводят учителя классов.

  • Интервьюирование детей
  • Анкетирование пап
  • Рисунки детей с портретами пап
  • Благодарственные письма папам от жен, детей, учителей

Продолжительность: 1,20 – 1,5 часа

Место проведения:классная комната

Участники:учащиеся начальных классов, их папы (всего до 22 - 24 чел.)


Цель:Расширение чувства близости и доверительных отношений между родителями и детьми.

Задачи:

  • Дать знания об отцовских типах воспитания
  • Помочь в развитии осознанного подхода к воспитанию своего ребенка
  • Укрепление уверенности пап в собственных возможностях и формирование позитивной установки во взаимоотношениях с ребенком

Материалы, оборудование:

  • мультимедийная установка, магнитофон с записями ответов детей, оформленная выставка с портретами пап, заготовки для бейджиков, фломастеры, карандаши.

Оформление:тема встречи, выставка портретов пап. Стулья стоят полукругом.

Ход собрания

/Дети приглашены на полчаса позже и находятся с учителем в соседнем кабинете/.

1. Вводная часть.

Знакомство участников (пап) с целями и структурой занятия.

  • Представление и создание бейджика с собственным именем и портретом своего ребенка.

Цель: Снятие психологических зажимов, создание позитивного настроения, чувства общности

Например:

2. Теоретическая часть.

«Отцовское отношение к ребенку»

Папа – это совершенно другая душевная организация, со своими переживаниями, чувствами и подходами к собственным детям. С папами дети общаются иначе, чем с мамами и добиваются своего иными средствами. Папам сложнее переключиться с общения с коллегами на разговор с дочерью или сыном. Папы чаще не могут сдержать свои эмоции и переходят на крик, наставления в жесткой форме или осознанно избегают конфликтов, перекладывая ответственность на жену: «Я же говорил, вот ты теперь и воспитывай…» Очень важно, чтобы папы осознали, что восприятие мира, ценностные установки детей, во многом зависят от папиного примера, папиных слов и отношения к жене.

В общении с папой нуждаются и сыновья, и дочери. Если сын берет папу за образец поведения, то дочь не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Потом, во взрослой жизни она будет ориентироваться на те отношения, которые были у нее с отцом в детстве.

В настоящее время роль отца в социализации ребенка возрастает. Однако, несмотря на свои возможности, большинство мужчин не берут на себя основную ответственность в воспитании детей. Большинство предпочитают просто находиться рядом.

Есть две классификации отцовского типа, в зависимости от того, какая психологическая потребность в мужчине сильнее: опекать или учить. Показ на мультим. установке.)

I – Отцовское чувство захватывает в первые годы жизни ребенка, когда тот слаб и беспомощен.

II – Ведущая потребность – учить, передавать все свои знания, опыт. Желание видеть свое продолжение.

Другая классификация:

  • Большой друг

Такие папы, придя с работы, начинают играть в разные игры с детьми, но на этом и останавливаются, уверенные в том, что сделано самое важное. Приготовление уроков, поликлиника – на маме.

  • Предводитель семейства

Традиционный тип. Ему не интересны домашние хлопоты, ценит себя, когда занимается только «мужским» делом. Уверен, что его присутствие дает ребенку чувство безопасности. При этом учит необходимым навыкам.

Исключительный папа

Это тип отцов, берущих на себя роль мамы и ее традиционные обязанности, то есть папа становится не дополнением мамы, а конкурентом. Вопрос: на кого потом ориентироваться ребенку?

*Вечно юный супруг

Папа обожает своего ребенка, готов помочь жене, но не в силах отказаться от любимых занятий и привычек - любимый автомобиль, друзья…Мама и так много времени занимается любимым чадом, зачем еще я?

Итак, существуют разные типы отцовского воспитания, но нельзя сказать: действуйте только так и не иначе. Важнее, наверно, понимание своей необходимости, своей значимости для ребенка, для семьи. По результатам одного исследования, дети, чьи отцы активно участвовали в их воспитании, показали более высокие оценки по тестам психомоторного и умственного развития.

По другому исследованию, ученые обнаружили, что даже некомпетентный, иногда невнимательный родитель, очень важен. Дети, выросшие без отцов, имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы.

Итак, мы видим, что роль отца очень велика.

Давайте попробуем определить, к какому типу воспитания склонны вы.


  • Упражнение «Тайная коробка»

Цель: Анализ своего типа воспитания. Рефлексия.

- подумайте и определите к какому типу воспитания вы ближе. На цветных листочках напишите этот тип (анонимно) и положите в коробку. Далее мы проанализируем полученные данные.

3. Социоигра «Слушаю сына / дочь»

Цель: расширение информационного диапазона семейной общности.

Вопросы к папам. ! Ответы чередуется с прослушиванием заранее записанных ответов детей.

- Что на ваш взгляд, является главным в воспитании ребенка? - Сколько времени в день вы проводите с ребенком? - Ваше любимое занятие с ребенком?

 Ответы детей

- Ссоритесь ли вы с женой в присутствии детей?

 Ответы детей

- Знает ли ребенок, кем и где вы работаете? - У кого из вас сын или дочь были на работе?

 Ответы детей

- Послушный ли ваш ребенок? - Являетесь ли авторитетом для своего ребенка? - Чаще вы строгий или добрый папа?

 Ответы детей

- Каким бы вы хотели видеть своего ребенка? - Кто больше должен заниматься воспитанием: папа или мама? - Какие качества воспитывает мама, а какие – папа?

 Ответы детей

Обсуждение: что совпало, что – нет и почему.

Например: Иногда мы недостаточно знаем детей, иногда нет времени на анализ своего поведения, иногда не видим проблемы… Обсуждение проводится по ситуативно складывающейся ситуации.


4. Объявление результатов по самодиагностике в процентном соотношении на экране и выводы.


≈ Нет идеальных или плохих типов воспитания. Используйте их сочетание, понимая важность общения, общих дел. Ни один из представленных типов не заменит вашей чуткости, ответственности и отцовской любви…

5. Блок «Работа с детьми и родителями».

Входят дети и садятся рядом со своими папами.

a. Упражнение «Какая рука у папы» Цель: Установление контакта, тактильных ощущений.

Папа со своим ребенком кладут руки: правая рука сверху, левая – снизу. Задание: Почувствовать, какая рука у папа, проговорить свои ощущения.

b. Игра «Узнаю себя» Цель: развитие умения говорить папе, о своих чувствах к нему, умение описать папу, повышение самооценки. - обмен улыбками – дети видят, что их изображение есть у папы на груди - папы пытаются узнать себя на выставке портретов - дети презентуют свои работы

c. Упр. «Как мы понимаем друг друга»

Цель: сплочение, развитие аудиального контакта, получение поддержки.

Пары садятся спиной друг к другу и по очереди пытаются объяснить, что нарисовано на карточке. Второй человек в паре повторяет рисунок за словами объясняющего. Сравнивают образец и результат. Например:

Вывод: важно уметь слушать друг друга и спокойно, точно, терпеливо объяснять, чтобы вас понимали.

d. Упр. «Приятный диалог»

  • Ребенок начинает и продолжает фразу: «Дорогой мой папа, я давно хотел(а) тебе сказать…» ---
  • Отец отвечает ласковым словом.

(1 раз - вслух по кругу. 2 раз – индивидуально в паре.)

6. Заключительная часть.

Подведение итогов:

- Вопросы родителям:

o Что полезного и важного в таком общении? o Узнали ли вы что-то новое о ребенке?

- Вопросы детям:

  • Заметили ли вы что-то новое в поведении папы?
  • Хотите ли шепнуть что-нибудь на ушко папе?


Вручение благодарственных писем папам от жен, детей, учителей.

Примерные номинации:

  • Самому аккуратному мужу
  • Заботливому папе
  • Лучшему помощнику по хозяйству
  • Лучшему танцору
  • За скромность и вежливость
  • Красивому папе
  • За то, что ты есть
  • Компьютерному мозгу
  • За умение не делать из мухи слона
  • Самому мудрому
  • Лучшему папе на свете…

Заключение:

Все вместе: «Я тебя люблю!» + аплодисменты друг другу.

7. Обратная связь. (для психолога)

Ранжирование своего мнения о занятии по цветовому выбору.

  • Пошло на пользу
  • Больше узнал о себе или ребенке
  • Хорошо провел время

Литература

  1. Паняева О. «Роль отца в воспитании ребенка». Воспитание школьников. № 2, 2003.
  2. Попова П. Современный мужчина в зеркале семейной жизни. М., 1989.
  3. Квинн Вирджиния Н. Прикладная психология. Питер, 2000.
  4. ОвчароваР.В. Справочная книга школьного психолога. «Просвещение», М., 1996.
  5. Герасимова Т.Ф. Оптимизация способов взаимодействия ребенка и родителя. Семейная психология и семейная терапия, № 1, 1999.
  6. Гарбузов В.И. Практическая психология. СПб.: Сфера, 1994.