Родительское собрание Педагогика воспитания - педагогика понимания

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Цели Слайд № 2.

•	актуализировать проблему воспитания в семье, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми;

• содействовать формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете; • предупреждение родителей от совершения наиболее распространенных ошибок; • привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе. Оборудование • экран • проектор • компьютер План мероприятия 1. Вступление (учитель). 2. Выступление «Директора школы» (учитель). 3. Выступление «Доктора медицины» (ученик). 4. Сценка «Малютка» (2 ученика). 5. Стихотворение «Ваза» (ученица). 6. Выступление «Доктора наук» (учитель). 7. Лекция на тему: «Бить или не бить?» (учитель). 8. Разбор ситуаций (учитель + родители). 9. Сценка «Недотепа» (мама + сын). 10. Заключение (учитель).


Слайд № 3. Вступление. Вед. Добрый день, уважаемые родители! Пожалуйста, возьмитесь все крепко за руки, пусть доброта и взаимопонимание передадутся друг другу. Улыбнитесь, ведь улыбка сближает людей. Сегодня мы не будем придерживаться строгих правил и проведем наше родительское собрание в нетрадиционной форме. Тема собрания: «Педагогика воспитания – педагогика понимания». Воспитание – это деятельность, направленная на формирование личности и личностных качеств, способных к самовоспитанию. Слайд № 4. Семья – одно из важных звеньев системы воспитания. Она выполняет ряд взаимосвязанных и взаимозависимых функций: продолжение рода, воспитание детей, хозяйственно – экономические обязанности. Семейное воспитание на всех этапах развития человеческого общества связано с общественным воспитанием. С точки зрения педагогики, семейное и общественное воспитание тесно взаимосвязаны друг с другом, дополняют одно другое. Слайд № 5. В чем же специфика семейного воспитания? Прежде всего, в том, что оно более эмоциональное по своему характеру, чем любое другое воспитание. Оно основано на непосредственной родственной связи, на любви родителей к детям, ответных чувствах к отцу и матери, на привязанности и доверии. Домашняя атмосфера – это своего рода психологическая питательная среда, которая оказывает действенное влияние на формирование нравственных качеств личности. Атмосфера семейной жизни может быть или приятной, или тягостной для ребенка. В первом случае, где бы ребенок не находился, он стремиться скорее домой, где его встречают спокойно и доброжелательно. И какие бы неприятности в его жизни не происходили, дома он восстанавливает нарушенное равновесие, обретает душевное спокойствие и способность нормально воспринимать воздействие окружающего и соответствующим образом на них реагировать. Если же ребенка дома ожидают упреки, ругань, скандалы, он стремится при малейшей возможности уйти к друзьям, убежать на улицу, радуется, что надо идти в школу даже тогда, когда не проявляет особого интереса к учению. При неудачах в учебе и поведении он не идет домой, зная, что там не встретит участия, не облегчит боль своей детской души. Он вне семьи ищет место, где можно снять тяжелый груз с души, восполнить недостающие тепло, ласку, дружбу и родительскую любовь. И нередко находит среду, которая отрицательно влияет на него. Слайды № 6, № 7. Важным условием успешного воспитания детей в семье является педагогический такт родителей, их умение предъявлять детям требования. Некоторые родители, предъявляя требования, не учитывают ни индивидуальных, ни возрастных особенностей, ни ситуативного психологического состояния своего ребенка. И когда он бодр, и когда усталый, и когда расстроен чем-нибудь, и когда в хорошем настроении, - независимо от всего этого ему предъявляются требования в одной и той же форме, одним и тем же тоном. А ведь в бодром состоянии, хорошем настроении ребенок более податлив педагогическому воздействию. В таких случаях от родителей требуются лишь знание его характера и умение ориентироваться в психологической ситуации. Если же ребенок устал или же раздражен, необходимо позаботиться о снятии усталости, о подготовке соответствующей психологической почвы. Лишь после этого можно рассчитывать на эффективность педагогического воздействия. Слайд №8. Ведущая. Уважаемые родители! Мы знаем, что воспитание детей – дело очень трудное, поэтому на встречу с вами пришли ученые, директора, учителя. Сегодня мы дадим вам советы, как правильно, без ошибок, воспитывать детей. Первое слово я предоставляю директору школы. Директор. Ваши дети учатся в начальных классах. Всегда ли вы находите время поговорить с ними о школьных делах (обводит родителей взглядом)? Никогда! (Грозит пальцем). Повторяю, никогда не спрашивайте своего ребенка: «Тебя вызывали к доске? Сколько оценок ты получил?» лучше спросите (изменяет интонацию на мягкую, доброжелательную): «Что сегодня интересного было в классе?» Вед. Слово имеет доктор медицины. Доктор медицины. Чтобы ваши дети хорошо учились, они должны быть здоровыми. Уделяйте больше внимания закаливанию, прогулкам на свежем воздухе, от этого двойная польза – общение с ребенком и здоровье. Вед. Очень жалко, если общение сводится порой только вот к чему. Разыгрывается сценка «Малютка». В ней участвуют два ученика. Старший брат. Что нам делать, дорогие ребятки? У нас в семье большие непорядки! Мой младший братишка – Малютка Колечка – не слушается никого нисколечко! Ни маму, ни папу, ни деда, ни бабу, ни тетю Матрену, ни даже меня – своего старшего брата. Капризничает, проказничает, привередничает, безобразничает. Хоть я и старший брат, ума не приложу, кто в этом виноват. Мы ли его не любим, мы ли его не голубим, ничем не мешаем, все ему разрешаем! А он на всех орет, все делает на оборот… Да вот он и сам сюда идет!

Появляется Малютка. Он так закутан, что виднеется только нос. На нем поверх полушубка – пуховый платок, поверх платка – берет, на ногах валенки, на руках рукавицы. Тем не менее, Малютка в бодром настроении и горланит песню.

Малютка (поет). Возвращаюсь я с прогулки, Час гулял я в переулке. Там гонял я с криком «бей»! Воробьев и голубей! Старший брат (нежно). Ах ты, мой светик! Ах ты, мой голубчик! Дай сниму беретик, Дай сниму тулупчик! Малютка (поет). Отстань, дуралей! На прогулке по привычке Малышей поколотил, А девчонок за косички Оттаскал что было сил. Дернул Машку, дернул Лизку – Ох, и много было визгу! Даром время не терял, Очень славно погулял! Старший брат. Помочь тебе раздеться? Так ведь не годится – Можешь разогреться И, значит, простудиться!

Малютка (поет).

Отвяжись, тебе говорят!

Дали мне, Малютке, волю. И теперь Малютку Колю, То есть, стало быть, меня, Все боятся как огня! (Старшему брату.) Ну, что стоишь как столб? Давай раздевай! Старший брат. Сейчас, моя прелесть! Сейчас, мой маленький! Первым делом Сниму с тебя валенки! Малютка (грубо). Валяй снимай!

Старший брат суетливо бегает вокруг, по очереди все снимая. Старший брат. А теперь, светик, Сниму с тебя беретик! А сейчас, мой цветочек, Сниму с тебя платочек! А теперь, голубчик, Сниму с тебя тулупчик! А вот и фуфайка! Сниму ее, дай-ка! А теперь, дружок, Сниму с тебя свитерок! Малютка (ревет отвратительным голосом). Ша-а-а! Ша-а-а! Старший брат (испуганно). Что с тобой, деточка? Что с тобой, крошка? Малютка (топая ногами, истошно вопит). Ша-а-а! Ша-а-а! Старший брат (догадался). Ша? Шалить тебе хочется? Пошали немножко! Малютка (совсем зашелся). Ша-а-а-а!!! Старший брат (в публику). Ша? Пожалуйста! Слышите? Ша! Чтоб не смела, пикнуть ни одна душа! Малютка (в ярости). Ша-а-арфик забыл с меня снять! Недотепа! Старший брат (хлопнув себя по лбу). И впрямь, недотепа! Прости, Малютка! Не доглядел! (снимает с него очень – очень длинный шарф.) Малютка. Ну, а теперь что у нас по порядку? (Хитро глядя на брата, вскакивает ему на шею.) А ну, поехали! Гоп! Гоп! Гоп! (Старший брат послушно везет Малютку, на ходу жалуясь публике.) Старший брат. Уж мы его любим, уж мы его голубим, Уж мы его обожаем, уж мы его ублажаем, И все ему разрешаем, и ни в чем ему не мешаем. Голос из публики (рассудительно). Чего же не понятно? Избаловали мальчишку! Старший брат. Вы так думаете? А может, и верно? (Останавливается.) Может и ведет себя скверно? Вед. Когда ребенок совершит дурной поступок, его мучает совесть. Но вы наказываете его - и совесть замолкает. Великий педагог Януш Корчак виновного или оправдывал, или прощал. А как (обращается к родителям) в ваших семьях относятся к плохим поступкам? Обсуждение. Вед. Вот ведь как порой бывает… Ученица читает стихотворение «Ваза». Ученица. Папа вазу опрокинул. Кто его накажет? «Это, к счастью, это, к счастью» - все семейство скажет. Ну, а если бы, к несчастью, это сделала я?! «Ты разиня, ты растяпа» - скажут про меня. Вед. Продолжит нашу беседу доктор педагогических наук. Доктор наук. «Бить или не бить?» - вот в чем вопрос. Парламент в Англии решил: бить! Для этого даже специальные ремни выпускают. В Европе немодно даже ставить в угол. А как в ваших семьях? Лекция на тему: «Бить или не бить!» Вед. Уважаемые родители! Вспомните свое детство. Поднимите руку те, кого родители никогда ни при каких обстоятельствах не били, не шлепали, пальцем не трогали… как видим, таких – единицы. Слайд № 9. Бить детей ни в коем случае нельзя! Это вредно и по медицинским показаниям. По голове – это просто преступление, вряд ли кто-то из бьющих родителей не желает видеть свое чадо умным. По рукам медики категорически бить запрещают, так как здесь много нервных окончаний, связанных с самыми различными органами. Удар по лицу унизителен, он никогда не забывается и никогда не будет прощен. Слайд № 10. Но дело ведь не только в медицинских противопоказаниях. Смелые и благородные люди вырастают только из не битых детей. Лишь человек, который не ждет удара, может быть смел не только с подчиненными, в идеях, планах; может разговаривать с людьми, не втягивая голову в плечи. Не правда, что не битый, холеный и лелеянный ребенок не готов к превратностям судьбы, которая, как известно, бывает, и бьет. Удары судьбы для него – это несправедливость, с которой можно побороться, которую нужно преодолеть. Не битый не воспримет их покорно, как должное, привычное. Слайд № 11. Вспомним народную мудрость: Кто не возьмет лаской, не возьмет и строгостью.

Вед. Следующий вопрос о трудовом воспитании. Очень важно уже в младшем школьном возрасте воспитывать трудолюбие, укреплять волевые качества ребенка, развивать умение преодолевать собственную лень. Основная задача семьи в трудовом воспитании малыша – так организовать уклад жизни семьи, деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воспитательное воздействие. Слайд № 12. «Правила семейной педагогики». Предлагаю вам разобрать ситуации. Ситуация № 1. Во время подготовки к приему гостей вы поручили своему сыну начистить картошку для салата. Все остальные компоненты уже готовы, и вы с нарастающим нетерпением начинаете посматривать на пыхтящего с ножом в руках ребенка, в конце концов, не выдержав, отбираете у него «инструмент и материал». Действуете вы из самых лучших убеждений, чтобы успеть до прихода гостей. Но совершаете серьезную педагогическую ошибку, ибо не проявляете терпения. Медлительность детей или их неумение правильно что-то сделать ни в коей мере не должны явиться причиной вашего поспешного вмешательства и зажима самостоятельности детей. Ситуация № 2. Распределяя на семейном совете обязанности между членами вашей семьи, вы из самых лучших побуждений (не справится, рано еще) поручаете вашему ребенку не то, что он просил, а то, что кажется разумным вам. Как вы думаете, каким будет результат? Результат будет в лучшем случае нулевой, поскольку вы нарушили еще один важный принцип – обязательного учета склонностей и интересов ребенка. Слайд № 13. «Правила семейной педагогики». Готовых рецептов в воспитании у детей трудолюбия нет. В каждой семье этот вопрос решается по-своему, но главная непростая задача состоит в том, чтобы воспитание шло через доброту, взаимопонимание, терпение и терпимость. А сейчас перед вами выступит педагог – новатор. Педагог – новатор. У каждого ребенка в семье должна быть работа. Маленький ребенок – маленькое дело, растет ребенок – растет и его дело. Если вы хотите, чтобы малыш выполнил ваше поручение, подкрепите просьбу словами: «пожалуйста», «если тебя не затруднит». Вед. (Обращается к родителям). А знаете ли вы те вежливые слова? Сейчас мы проверим! Ведущая читает стихотворение. Последние слова в каждом двустишии говорят родители. Ведущая. 1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо). 2. Зазеленеет снова старый пень, когда услышит (добрый день). 3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо). 4. Когда бранят за шалости, говорим: «Прости…» (пожалуйста). 5. И во Франции, и в Дании на прощание говорят (до свидания). Вед. Помните, уважаемые родители, что ваши дети сделают гораздо больше, если их вежливо попросить. Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Недотепа». Читают мама и сын. Мама (голосом, полным досады).

Талантливые дети надежды подают:

Участвуют в концертах – танцуют и поют. У многих есть возможность объездить целый мир – Проводят в разных странах где – конкурс, где – турнир. Лисичкина Наташа имеет пять наград, А Гарик, твой приятель, - уже лауреат. Сын. «И только недотепам к успеху путь закрыт» - Моя родная мама мне это говорит. Но я не возражаю, а губы сжав, молчу, И я на эту тему с ней спорить не хочу. Пускай другие дети надежды подают: Картиночки рисуют, танцуют и поют. На скрипочках играют, снимаются в кино – Что одному дается, другому не дано! Я знаю, кем я буду и кем я стать могу: Когда-нибудь из дома уеду я в тайгу. И с теми, с кем сегодня я во дворе дружу, Железную дорогу в тайге я проложу. Меня сегодня мама стыдила сгоряча: Строитель тоже важен не меньше скрипача! Вед. Милые наши родители! Котенок вырастет кошкой – такой же, как все на свете. Птенец превратится в птицу – такую же, как все на свете. А дети читают, а дети мечтают, И даже их мамы и папы не знают, Кем станут, кем вырастут дети. А пока ваши дети осваивают разные науки. Учатся с желанием. Давайте сделаем так, чтобы это желание у них никогда не пропало. Слайд № 14. Итак, подведем итог нашего собрания. Главное, что требуется для успеха в воспитании – это правильно налаженная жизнь в семье. Мать и отец много и плодотворно работают, относятся друг к другу и детям с глубоким уважением. Свой гражданский долг, заботу о детях взрослые сочетают со счастливой полнокровной личной жизнью: вместе ходят в театр, кино, концерты, в гости. Как бы родители не были заняты работой, необходимо уделять время детям. Родители должны знать, с кем дружат их дети. Не реже одного раза в месяц посещать школу, беседовать с учителями, классными руководителями. Очень важно знать, как дети выполняют домашние задания, что они читают из художественной литературы. Наконец, необходимо просто беседовать с сыном и дочерью на темы, которые их интересуют. Слайд № 15. Закончить свое выступление хочу словами Саади:

Покинут счастьем будет тот, Кого ребенком плохо воспитали. Побег зеленый выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь исправит.

Помните: «Дети – это счастье, созданное вашим трудом». «Ребенок – кумир, всё, что сделано им, - прекрасно, он умён, он самый лучший». Слайд № 16.

2008 год – объявлен Годом Семьи в нашей стране! Семья – это богатство, которое нельзя терять ни при каких обстоятельствах. Самое дорогое, что есть в нашей жизни, - наши семьи, наши близкие. Храните мир и покой Вашей семьи! Мира и радости Вашему дому!

Спасибо за внимание.



Анализ родительского собрания. Особенность этого собрания в том, что в его подготовке и проведении приняли участие не только учителя и родители, но и ученики. Дети играли роли взрослых, опытных людей, которые решили помочь родителям советами по воспитанию детей. Мы надеемся, что вы, уважаемые родители, задумаетесь о стиле взаимоотношений со своими детьми; не забывайте о родительском авторитете. Ведь ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Ребенок видит, внимательны ли вы в семье друг к другу, искренни ли в отношениях с другими людьми; замечает, как разговариваете со всеми окружающими, заботливы ли вы. От того, какие уроки общения дети получают в семье, во многом будет зависеть и их отношение к людям. Уважение и справедливая требовательность – вот что поможет найти правильный тон, подход к ребенку. Ребенок нуждается в ежедневном внимании родителей. Время общения с детьми надо использовать не для нотаций, а для дружеской беседы. Надо смотреть на ребенка как на человека, пусть еще слабого, нуждающегося в помощи, защите, пусть не умеющим еще быть самостоятельным, но все же человека со своим характером, со своими взглядами на жизнь. Литература

В книжных магазинах в продаже имеется очень много литературы о воспитании детей, о психологии.

Могу рекомендовать книги: Е Попова «Авторитет родителей – зачем он нужен?», 2000г., Э Матенчек «Родители и дети», Н. Клюева «Учим детей общению», А. Маркуша «Об эгоизме, деньгах и брани: советы. Здоровье детей». [Презентация к мероприятию][1] [фото][2]